Исследование InterMedia «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021»
Сфера культуры, динамично развивавшаяся в послевоенном мире, переживает в последние годы сильнейшие потрясения. Под влиянием пандемии, а в последние дни - событий, связанных со специальной военной операцией, темпы роста этой ключевой для цивилизации сферы человеческой деятельности буквально обрушились, а её структура претерпела тектонические изменения. Детальному анализу этих процессов посвящен очередной выпуск комплексного исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», опубликованный информационным агентством InterMedia 6 апреля 2022 г.
С эксклюзивными фрагментами этой работы ранее можно было ознакомиться в публикациях СМИ:
- «Известия» ― «Фрондовый рынок»
- «Ведомости» ― «Четыре российских музея впервые оказались в десятке самых посещаемых в мире»
- Forbes ― «Веселиться негоже»: выживут ли концертные агентства без иностранных артистов»
- Газета «Культура» ― «InterMedia представит исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ»
и многих других.
Работа над исследованием ведется с 2011 года, когда по просьбе президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова агентством interMedia был подготовлен и представлен в авторитетном «Меркурий-клубе» доклад о состоянии российской культуры. Он выявил проблему острого недостатка системной информации в сфере культуры. Тогда же предварительные результаты исследования были опубликованы в официальной газете ТПП РФ, а с 2014 г. информационным агентством InterMedia была начата регулярная подготовка комплексного исследования сферы культуры. С тех пор выход каждого издания исследования ― событие, которое обсуждается на таких мероприятиях как Международный культурный форум и Российская креативная неделя; его результаты публикуются в ведущих изданиях, таких как «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК», Forbes и др. Презентация исследования 2020 года состоялась на площадке «Российской газеты».
Задача исследования – систематизация доселе разрозненных данных о сфере культуры и представление её в виде, удобном для использования коммерческими, научными, учебными и властными структурами. Методика проведения изначально была основана на передовых мировых подходах с учетом российской специфики, в силу чего постоянно дорабатывается и совершенствуется.
В 2021 году запрос на комплексную информацию о культурных индустриях перерос индустриальный масштаб и стал общественным: Правительство РФ и Министерство культуры РФ активизировали законодательную деятельность, и те решения, которые в ближайшие годы могут быть приняты в сфере культуры, коснутся каждого. Возможно, будет всё же принят Закон о культуре, о принятии которого президент РФ Владимир Путин заявлял еще в 2017 году.
С ростом запросов и аудитории приобрело новый масштаб и само исследование: в 2020 году издание расширилось до трехтомника (добавились «Терминология» и «Законодательство»), а в 2022 году выросло до 400 страниц ― за счет добавления более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.
Трехтомное интерактивное исследование InterMedia
«Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021»
Прорывы и провалы в сфере культуры в 2020-2021 гг.:
- Онлайн-доходы культурных индустрий в 2020 г. впервые превысили офлайновые.
- Катастрофически упали доходы секторов, связанных с очным присутствием граждан ― зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката и др. Доходы от коммерческой деятельности в этих секторах упали в 2020 г. более чем втрое, и в 2021 г. системного восстановления не произошло.
- Докризисные показатели в онлайн-сегментах, наоборот, превышены: интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовои электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов.
- Бьёт рекорды выручка как легальных, так и нелегальных стриминговых сервисов. Доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на 28%, аудиосервисов ― на 47%.
- Доходы онлайн-пиратов, по оценкам ряда аналитиков, снизились. При этом эксперты, использующие иные методики, наоборот, говорят об их росте, связанном с интенсивностью проникновения широкополосного доступа и ростом интернет-трафика. Торренты уходят в прошлое и уступают пальму первенства контрафактному стримингу.
- Завершился процесс поглощения крупных мировых компаний-производителей контента международными монополиями. До пандемии этот глобальный тренд был не так заметен в России, но теперь он выходит на первый план. Несколько сотен ведущих компаний, работающих в культурных индустриях, сведены аналитиками InterMedia в две таблицы ― «Весь мир» и «Россия».
- С 17 до 20% выросла доля бюджетных ассигновании в общем объеме поступлении организации. Культурные индустрии, основанные на очном присутствии, стали более зависимыми от бюджетов (к примеру, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб).
- Основной удар пандемии пришелся на предпринимателей. Продуманной адресной поддержки они не получили: власти пока не до конца осознают масштаб их влияния на общество, в частности ― на лидеров общественного мнения.
- Доходы творческих работников заметно снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.
- Креативные индустрии также нашли своё место в исследовании ― описана история возникновения этого понятия, особенности его толкования и классификации в различных странах мира.
- Фонды, поддерживающие отечественную культуру, играют всё большую роль в РФ. Их работа изучена экспертами InterMedia впервые в России.
- Краудфандинг ― один из наиболее эффективных инструментов сбора средств для некоторых видов культурных проектов.Эксперты InterMedia впервые в России провели детальный анализ краудфандинговых кампаний.
- Впервые с прошлого века продажи виниловых пластинок опередили продажи компакт-дисков. Всего за 2021 год в России было реализовано 1,15 млн. физических носителей на сумму более 260 млн. руб.
С прошлогодним исследованием «Культура и культурные индустрии в РФ ― 2020» можно ознакомиться по ссылке.
Также вы можете ознакомиться с другими исследованиями InterMedia.
Замечания и предложения просьба направлять на research@intermedia.ru.
Уилл Феррелл и Риз Уизерспун устраивают войну за лучшую свадьбу в трейлере «Вы сердечно приглашены»
Трейлер фильма «Вы сердечно приглашены» (You’re Cordially Invited) обнародовал 11 декабря 2024 года видеосервис Amazon Prime Video. Главные роли в романтической комедии режиссера и сценариста Николаса Столлера исполнили Риз Уизерспун и Уилл Феррелл, а также снялись Джеральдин Вишванатан, Мередит Хагнер, Джимми Татро, Кейла Монтерросо Мейя, Рори Сковел, Селия Уэстон, Стоуни Блайден и другие.
По сюжету, Джим (Феррелл), отец-одиночка одной невесты Дженни (Вишванатан), и Марго (Уизерспун), сестра-карьеристка другой собирающейся под венец девушки Нив (Хагнер), случайно бронируют для торжеств один и тот же роскошный, но не слишком большой коттедж на отдаленном острове побережья Каролины. Когда ошибка организатора свадеб с социальной тревожностью (Монтерросо Мейя) обнаруживается, ни одна из сторон не собирается уступать. Теперь они озадачены не только организацией свадебной церемонии, но и «войной» за лучшие локации для фото, место для торта и т.п. И эти двое не остановятся ни перед чем, чтобы провести незабываемое торжество для своих близких.
Премьера «Вы сердечно приглашены» состоится на Prime Video 30 января 2025 года.
Наталия Гулькина отметит юбилей с Николаем Басковым и Татьяной Булановой
Юбилейный концерт Наталии Гулькиной состоится 26 февраля 2025 года в Государственном Кремлёвском дворце. «Королева диско» готовит специальную программу «Рассеивая миражи», объединившую любимые хиты и несколько новых песен. Вместе с Наталией Гулькиной на сцену Николай Басков, Эльчин Азизов, Анита Цой, Хор Турецкого, Татьяна Буланова, Светлана Разина, Татьяна Овсиенко, Натали, школа-студия Аллы Духовой «Тодес», театр-студия «Непоседы» и др.
Карьера Наталии началась с культовой группы «Мираж», где она исполнила хиты «Солнечное лето», «Безумный мир», «Я не хочу», «Электричество», «Волшебный мир», ставшие настоящими гимнами 80-х. Вскоре Наталия начала сольную карьеру, радуя слушателей песнями «Дискотека», «Айвенго», «Это Китай», «Просто Мираж», «Никогда-никогда», «Делит» и многими другими.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Сериал «Последний богатырь. Наследие» покажет «Россия»
Телевизионный показ сериала «Последний богатырь. Наследие» стартует на телеканале «Россия» 23 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в 8-серийном сиквеле кинофраншизы «Последний богатырь» исполнили Виктор Хориняк, Александра Урсуляк, Кирилл Зайцев, Елена Яковлева, Юлия Пересильд, Эвелина Мазурина, Арина Рожкова, Александр Устюгов, Олег Чугунов, Владислав Ветров, Татьяна Догилева, Дмитрий Лысенков, Никита Кологривый, Виктор Сухоруков, Александр Лыков и другие. Режиссером стали Антон Маслов.
Действие происходит через почти два десятка лет после событий финального фильма. Иван (Хориняк), которому исполнилось пятьдесят лет, правит Белогорьем. У них с женой Василисой (Урсуляк) есть две почти взрослые дочери — старшая, богатырка Марья (Рожкова), и младшая, начинающая колдунья Софья (Мазурина). Визит колдуна Северина (Устюгов), которому привиделось страшное бедствие, вносит смуту в размеренную жизнь жителей сказочной страны. Чтобы спасти Белогорье и жизнь собственного отца, Софье придется отправиться в Москву прошлого, где все еще живет молодой и ни о чем не подозревающий Иван, а Марье — сразиться со злом в самом городе и предпринять опасное путешествие в компании Бабы Яги (Яковлева), Финиста (Кирилл Зайцев), Колобка (Гарик Харламов) и сына волшебника Белогора (Ветров) Цвыря (Лысенко).
Премьера сериала «Последний богатырь. Наследие» состоялась в онлайн-кинотеатре Start в сентябре-ноябре этого года. На данный момент проект с рейтингом 8,4 занимает 68 место в топ-250 лучших сериалов на «Кинопоиске».
Эфир в 21.30.