Создатели «Вызова» и Карен Шахназаров стали лауреатами Государственной премииОльга Кузьмина ждет второго ребенкаУмерла первая исполнительница «The Girl from Ipanema» Аструд ЖилбертуВладимир Винокур получил Орден за заслуги перед ОтечествомУмерла звезда сериала «Долгая дорога в дюнах» Лилита ОзолиняФёдор Смолов женился на Карине ИстоминойЛидия Федосеева-Шукшина госпитализирована с подозрением на инсультПроект «Три дня дождя» закрыт из-за того, что у солиста «лопнула» психикаДжона Хилл стал отцом«Нашествие 2023» переносится на 2024 годТатьяна Буланова вышла замуж в третий разАрми Хаммера не будут судить за изнасилованиеЗемфира* опровергла информацию о французском гражданствеДмитрий Певцов и Алексей Пиманов заменили Константина Эрнста и Алексея Учителя в экспертных советах МинкультурыАль Пачино станет четырежды отцомРавшана Куркова родила дочкуЛёва Би-2 признан иноагентомFetty Wap проведет шесть лет в тюрьмеЭдита Пьеха стала почетным гражданином Санкт-ПетербургаУмерла Тина Тёрнер

Исследование InterMedia «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021»

Максим Гелета

Сфера культуры, динамично развивавшаяся в послевоенном мире, переживает в последние годы сильнейшие потрясения. Под влиянием пандемии, а в последние дни - событий, связанных со специальной военной операцией, темпы роста этой ключевой для цивилизации сферы человеческой деятельности буквально обрушились, а её структура претерпела тектонические изменения. Детальному анализу этих процессов посвящен очередной выпуск комплексного исследования «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», опубликованный информационным агентством InterMedia 6 апреля 2022 г.

С эксклюзивными фрагментами этой работы ранее можно было ознакомиться в публикациях СМИ:

и многих других.

Работа над исследованием ведется с 2011 года, когда по просьбе президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова агентством interMedia был подготовлен и представлен в авторитетном «Меркурий-клубе» доклад о состоянии российской культуры. Он выявил проблему острого недостатка системной информации в сфере культуры. Тогда же предварительные результаты исследования были опубликованы в официальной газете ТПП РФ, а с 2014 г. информационным агентством InterMedia была начата регулярная подготовка комплексного исследования сферы культуры. С тех пор выход каждого издания исследования ― событие, которое обсуждается на таких мероприятиях как Международный культурный форум и Российская креативная неделя; его результаты публикуются в ведущих изданиях, таких как «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «РБК», Forbes и др. Презентация исследования 2020 года состоялась на площадке «Российской газеты».

Задача исследования – систематизация доселе разрозненных данных о сфере культуры и представление её в виде, удобном для использования коммерческими, научными, учебными и властными структурами. Методика проведения изначально была основана на передовых мировых подходах с учетом российской специфики, в силу чего постоянно дорабатывается и совершенствуется.

В 2021 году запрос на комплексную информацию о культурных индустриях перерос индустриальный масштаб и стал общественным: Правительство РФ и Министерство культуры РФ активизировали законодательную деятельность, и те решения, которые в ближайшие годы могут быть приняты в сфере культуры, коснутся каждого. Возможно, будет всё же принят Закон о культуре, о принятии которого президент РФ Владимир Путин заявлял еще в 2017 году.

С ростом запросов и аудитории приобрело новый масштаб и само исследование: в 2020 году издание расширилось до трехтомника (добавились «Терминология» и «Законодательство»), а в 2022 году выросло до 400 страниц ― за счет добавления более сотни новых терминов и ранее не публиковавшихся глав.

Трехтомное интерактивное исследование InterMedia
«Сфера культуры и культурные индустрии в РФ ― 2021
»

Том 1
Том 2
Том 3

Прорывы и провалы в сфере культуры в 2020-2021 гг.:

  1. Онлайн-доходы культурных индустрий в 2020 г. впервые превысили офлайновые.
  2. Катастрофически упали доходы секторов, связанных с очным присутствием граждан ― зрелищных мероприятий, культурного досуга, кинопроката и др. Доходы от коммерческой деятельности в этих секторах упали в 2020 г. более чем втрое, и в 2021 г. системного восстановления не произошло.
  3. Докризисные показатели в онлайн-сегментах, наоборот, превышены: интернет-реклама, видеоигры, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ, продажи бытовои электроники, предоставление доступа в интернет приносят все больше доходов.
  4. Бьёт рекорды выручка как легальных, так и нелегальных стриминговых сервисов. Доходы легальных видеосервисов в 2021 году увеличились на 28%, аудиосервисов ― на 47%.
  5. Доходы онлайн-пиратов, по оценкам ряда аналитиков, снизились. При этом эксперты, использующие иные методики, наоборот, говорят об их росте, связанном с интенсивностью проникновения широкополосного доступа и ростом интернет-трафика. Торренты уходят в прошлое и уступают пальму первенства контрафактному стримингу.
  6. Завершился процесс поглощения крупных мировых компаний-производителей контента международными монополиями. До пандемии этот глобальный тренд был не так заметен в России, но теперь он выходит на первый план. Несколько сотен ведущих компаний, работающих в культурных индустриях, сведены аналитиками InterMedia в две таблицы ― «Весь мир» и «Россия».
  7. С 17 до 20% выросла доля бюджетных ассигновании в общем объеме поступлении организации. Культурные индустрии, основанные на очном присутствии, стали более зависимыми от бюджетов (к примеру, Большой театр получил на выполнение госзадания в 2019 году 4,1 млрд руб., а в 2020 году — 7,3 млрд руб).
  8. Основной удар пандемии пришелся на предпринимателей. Продуманной адресной поддержки они не получили: власти пока не до конца осознают масштаб их влияния на общество, в частности ― на лидеров общественного мнения.
  9. Доходы творческих работников заметно снизились вслед за падением доходов офлайн-секторов. Индустрии, работающие в онлайне, не обеспечивают справедливого вознаграждения творческим работникам, так как большая часть их доходов уходит корпорациям и контрафактным сервисам.
  10. Креативные индустрии также нашли своё место в исследовании ― описана история возникновения этого понятия, особенности его толкования и классификации в различных странах мира.
  11. Фонды, поддерживающие отечественную культуру, играют всё большую роль в РФ. Их работа изучена экспертами InterMedia впервые в России.
  12. Краудфандинг ― один из наиболее эффективных инструментов сбора средств для некоторых видов культурных проектов.Эксперты InterMedia впервые в России провели детальный анализ краудфандинговых кампаний.
  13. Впервые с прошлого века продажи виниловых пластинок опередили продажи компакт-дисков. Всего за 2021 год в России было реализовано 1,15 млн. физических носителей на сумму более 260 млн. руб.

С прошлогодним исследованием «Культура и культурные индустрии в РФ ― 2020» можно ознакомиться по ссылке.
Также вы можете ознакомиться с другими исследованиями InterMedia.
Замечания и предложения просьба направлять на research@intermedia.ru.

Рецензия на сериал «Дейзи Джонс и The Six». Наши воображаемые кумиры

постер к сериалу

Оценка: 8 из 10.

Сериал «Дейзи Джонс и The Six» (Daisy Jones & The Six, 2023, режиссёры – Джеймс Понсольдт, Зинга Стюарт, Уильям Грэм, в главных ролях – Райли Кио, Сэм Клафлин, Камила Морроне, Сьюки Уотерхаус и др.) вышел на сервисе Amazon Prime Video весной 2023 года.

Дейзи Джонс и группа The Six выпустили единственный великолепный альбом «Aurora», дали один очень успешный тур по Америке и распались после концерта в Чикаго в 1978 году. Спустя годы участники событий дают интервью, вспоминая моменты триумфа и причины краха проекта. Сериал снят в стилистике рок-мокьюментари: герои вчерашних дней рассказывают, как они воспринимают эту историю через много лет, корректируя и комментируя художественное повествование. Отличие от сотен реальных документалок одно, но ключевое: интервью согласились дать ВСЕ ключевые участники событий, и все были предельно откровенны и честны. Да, и ещё одно: группы The Six, как и Дейзи Джонс, никогда не существовало.

Музыкальные байопики, посвящённые реальным людям, всегда вызывают массу вопросов. Например: похож ли Милош Бикович на Муслима Магомаева, стоило ли воссоздавать костюмы «Песняров», если не удалось придумать внятный сюжет, и так ли зависел Фредди Меркьюри от мнения остальных троих участников группы Queen? От подобных лент требуют либо большей документальности, либо большей сюжетной насыщенности – сценаристам приходится лавировать между этими крайностями, и не всегда удачно. Формула «может, так и не было, но могло быть» работает через раз, а то и реже. Но в случае с «Дейзи Джонс и The Six» она работает безоговорочно: в эту историю веришь, так как она не проседает и не допускает фальши.

Музыкальный фильм про вымышленную группу? Это неплохая идея, но как быть собственно с музыкой? Создатели «Дейзи Джонс и The Six» подошли к проработке проекта с ответственностью, которая пока не снилась, например, российским сериалмейкерам. Для группы был сочинён и записан целый альбом. И он звучит так, что абсолютно веришь в его попадание в чарты 1977 года (да что там 77-го – попробуйте в 2023-м перестать петь композицию «Look At Us Now (Honeycomb)»). Кстати, в группу Six никогда не входило шесть человек – именно поэтому она так и называется (милый пример юмора авторов). Второй выстрел в яблочко – каст сериала. Артисты, изображающие музыкантов, не только сами поют, они полностью перевоплощаются в рок-звёзд 70-х. Между Билли (Сэм Клафлин) и Дейзи (Райли Кио) во время совместного сочинения песен для альбома и на сцене летят такие искры, что все окружающие (и зритель вместе с ними) начинают верить в их роман. Райли Кио, между прочим, - внучка Элвиса Пресли, и можно поразвлекаться поиском сходства с дедушкой, но недолго, потому что талант актрисы почти сразу заявляет о своей самобытности. Прекрасны три главных и непохожих друг на друга женских образа (Кио, Морроне, Уотерхаус). Хороши музыкантские типажи – от фронтмена Билли, который после первых же гастролей попал в рехаб, а потом пытался вести здоровый образ жизни, до его романтичного брата Грэма (Уилл Харрисон), от неудовлетворённого басиста Эдди (Джош Уайтхаус) до гедониста-барабанщика Уоррена (Себастьян Чакон). Великолепны декорации 70-х с их обаятельными излишествами. Точна и глубока история об успехе, который не делает своих творцов счастливыми.

И забудьте уже про Fleetwood Mac, фрагменты биографии которых якобы послужили референсом для Тейлор Дженкинс Рид, автора книги-первоисточника: у Дейзи Джонс и The Six песни лучше.

Алексей Мажаев, InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на фильм «Париж, 13-й округ»: Самая страстная экранизация комиксов

постер к фильму

Оценка: 7 из 10

Французская мелодрама «Париж, 13-й округ» вышла в российский прокат 8 июня 2023 года. Режиссёр: Жак Одиар. В ролях: Люси Чжан, Макита Самба, Ноэми Мерлан и другие.

Вся фривольность и непредсказуемость французского кино как будто сконцентрировалась в одном человеке – в Жаке Одиаре, чей каждый новый фильм настолько не похож на предыдущий, что порой сомневаешься, что у них один автор. Криминальный триллер про двойную жизнь, тюремная гиперреалистичная драма, мелодрама об ампутированных душах (и конечностях), арт-боевик о подставных семьях и ревизионистский вестерн про братьев-оппортунистов. Что дальше, мёсье Одиар? Чёрно-белая экранизация комикса о миллениалах в поисках любви? Конечно, почему нет.

«Париж, 13-й округ» на первый взгляд кажется наименее типичным фильмом режиссёра. Здесь четырёх персонажей разных этнических групп и сексуальных ориентаций закручивает в нескончаемый водоворот чувств и секса. Китаянка Эмили (Люси Чжан) сдаёт квартиру молодому чернокожему французу-преподавателю Камилю (Макита Самба), в которого влюбляется, с которым спит и очень быстро расстаётся, потому что Камилю не нужны серьёзные отношения и он в целом бабник. Через какое-то время Камиль, устроившийся в риэлтерскую компанию, влюбляется в затравленную студентку Эмбер (Дженни Бет). У них начинаются отношения, но во время занятий сексом девушке не удаётся достичь оргазма, потому что, как выясняется, Эмбер влечёт к вэбкам-модели, на которую она странным образом похожа. Вся эта мелодрама разворачивается в далеко не самом благополучном 13-м округе Парижа, что легонько сбивает романтический флёр картины и опускает её с небес на землю.

Однако фирменные мотивы Одиара всё же прослеживаются и в этой артистичной, визуально соблазнительной (самое сексуальное в фильме не обилие голых тел, страстно занимающихся любовью, а операторская работа) мелодраме о поколении dazed and confused 21 века. Это отчасти история о вторых шансах и поиске лучшей жизни, проходящая лейтмотивом большинства картин Жака Одиара, поэтическая медитация о целительных свойствах любви, если она именно та самая – настоящая и, в контексте времени, без фильтров. Любовь на ощупь, без рамок и границ, гендерных, расовых, этнических и социальных, кинематограф тактильного познания, ода беззаботной, но тревожной молодости, соцреалистичный комикс о свободе выбора и страхе одиночества.

В «Париже…» хорошо прослеживается рука со-сценаристки Одиара – Селин Сьяммы, снявшей «Портрет девушки в огне» и «Маленькую маму». По сути, это скорее даже её фильм, нежели постановщика «Пророка» и «Братьев Систерс». Снова драма о женской эмансипации (Ноэми Мерлан опять играет неудовлетворяемую мужчинами девушку, которой приходится сублимировать свою сексуальную энергию куда-то ещё: в «Хорошем человеке» в смену пола, в «Джамбо» в отношениях с аттракционом, здесь – с вэбкам-моделью). Как и везде у Сьяммы, мужчины в «13-м округе» пародии на самих себя, персонажи-функции, беспомощные и слабые, в конечном счёте остающиеся в дураках. Тем не менее, даже с учётом слабого и не цепляющего сценария, Жак Одиар отыгрывается за счёт прекрасной режиссуры, отсылок на Вендерса, тональных реверансов в сторону Ромера и Аллена. Кроме того, «Париж, 13-й округ» звучит и выглядит так, что в него можно влюбиться лишь только за его динамичные панорамы неспящего, как у Матьё Кассовица в «Ненависти», города, в котором всегда бурлит жизнь и закручиваются свои сюжеты (порой поинтереснее, чем в самом фильме). И отдельное наслаждение – это нежный электронный саундтрек от Rone в духе дрим-поп композиций французского квартета M83.

Вадим Богданов, InterMedia

От Эскобара до Карла V: фильмы и сериалы из Испании

кадры из фильмов и сериалов

Испания – страна, в которой очень любят кино, и индустрия в ней налажена хорошо: ни один международный кинофестиваль не обходится без испанских фильмов, а местные сериалы популярны у широкой аудитории по всему миру.
Мы сделали подборку фильмов и сериалов разных жанров из каталога онлайн-кинотеатра Kion, которые стоят вашего внимания.

«Главная роль»

Испанский режиссер Гастон Дюпра любит снимать сатирическое кино о мире искусства, и его новый фильм посвящен загадочному миру актерства. Главные роли в нем исполняют Пенелопа Крус и Антонио Бандерас, и их образы совершенно удивительны. Комедия начинается с того, что один из миллиардеров решил вписать себя в историю и не придумал способа лучше, чем проспонсировать кино. Подход у него серьезный: за сценарий должен взяться писатель нобелевского ранга, актеры – кумиры миллионов. Но собрать такую команду – боль любого продюсера, который знает, что любой неверный шаг может привести к развалу замысла.

«Эскобар»

Вокруг фигуры преступника Пабло Эскобара ходит немало легенд, и этот фильм, который в оригинале называется Loving Pablo, предпринимает попытку развенчать или подтвердить их с помощью альтернативного взгляда – взгляда женщины по имени Вирджиния, которая работала журналисткой и сумела проникнуть во многие сферы жизни Пабло. Роль Эскобара исполнил Хавьер Бардем, Вирджинию – все та же Пенелопа Крус. Драма основана на воспоминаниях реального прототипа главной героини.

«Три мушкетера: Д’Артаньян»

Это новый фильм о приключениях знаменитых мушкетеров по великому роману Александра Дюма. В съемках масштабного проекта принимали участие кинематографисты из Испании. Кастинг также международный – от Евы Грин до Венсана Касселя. Сюжет переносит зрителей во Францию 1627 года. Д’Артаньян едет в Париж, чтобы стать мушкетёром, и судьба сводит его с Атосом, Портосом и Арамисом, вместе с которыми он окажется в эпицентре королевских интриг.

«Госпиталь Валле Норте»

Главную роль в этом медицинском сериале исполнила Александра Хименес, актриса, известная за пределами Испании главным образом по фильму Греты Гервиг «Маленькие женщины». Врача Паулу Диас распределяют в престижный госпиталь Валле Норте на должность заведующей хирургическим отделением. Пауле многие завидуют из-за ее молодого возраста, и ей придется ломать стереотипы и доказывать свое умение быть не только хорошим доктором, но и менеджером. Конечно, у карьеры есть своя цена, и в случае Паулы это ее семья.

«Другой взгляд»

Действие этого сериала переносит зрителей в Севилью 1920-х годов. Учительница Тереса устраивается на работу в академию для девочек. Окружающих смущают ее свободолюбивые нравы, ведь эта академия крайне консервативна. Но Тереса оказалась здесь не только и не столько ради проповедования новых идей: ее прошлое окутано тайнами, разгадки которых девушка хочет найти именно в этом месте.
В «Другом взгляде» детектив переплетается с социальной драмой, которая ставит вопросы о неравенстве полов и положении женщин.

«Император Карлос»

Масштабный исторический сериал рассказывает о временах, когда Испания еще не была могущественным королевством. В 16 веке император Священной Римской империи Карл приезжает в Кастилию из Фландрии и сталкивается с холодным приемом. Здесь он – чужой, и придворные считают, что корона ему не по плечу. Карлу предстоит завоевать доверие местных, а также подумать над своей репутацией на международной арене, ведь впереди – войны с Францией, которые повлияют на судьбу всего континента.

Фото: кадры из фильмов и сериалов
Теги: подборка, Эскобар, Три мушкетера, Главная роль, новости партнеров, Kion
β 16+