Обзор книжных новинок от Алекса Громова
Классическая поэзия Востока, советская семейная сага, величие Сталинградской битвы, размышления о современном человеке, захватывающая фантастика – в культурном обзоре Алекса Громова.
Хафиз. Сто газелей
Вот уже которое столетие стихи Хафиза остаются образцом, эталоном персидской поэзии как для обитателей Востока, так и для жителей Запада. В обозреваемой книге представлен последний русский перевод ста газелей из творческого наследия этого великого поэта. Газель – форма, появившаяся в восточной поэзии задолго до Хафиза; тем не менее именно ему удалось довести этот вид стиха до литературного совершенства. В газели каждый бейт (двустишие) представляется читателю законченным высказыванием и содержит самостоятельный образ. Но при этом и целое стихотворение представляет собой единое по смыслу произведение. Считается, что чем искуснее «собрана» газель из таких элементов, тем выше мастерство поэта. Хафиз, по всеобщему признанию, не имел равных в этом искусстве.
Мы не ханжи, у нас в друзьях двурушничества нет,
Тому в свидетели беру всеведенье Творца!
Творим мы то, что Бог велел, не совершаем зла
И на запрет – «Разрешено!» не станем восклицать.
Авторы нового перевода, Вера Жаркова и Ирина Абраменко, в своей работе не раз возвращались к филологическому переводу-подстрочнику, созданному по итогам многолетнего труда видными российскими иранистами – Натальей Пригариной, Натальей Чалисовой и Максимом Русановым. Нашим же переводчикам удалось создать «русскую» версию газелей Хафиза, максимально близкую по содержанию, смыслу и образному строю к персидскому оригиналу. К примеру, переводчики отказались толковать стихи персидского классика в духе европейской лирики как восхваления прекрасной даме, коль скоро Хафиз обсуждает в них исключительно духовные идеалы…
Дмитрий Наринский. Два солнца
Книга «Два солнца» - художественный исторический роман-сага о жизни двух семей. На первый взгляд они очень непохожие, со своими укладами и традициями, со своими судьбами, но при этом имеют так много общего, потому что они живут одинаковыми ценностями эпохи, которые были в этот период самыми главными для каждого человека - борьба за жизнь и своё счастье. Действие охватывает период с Гражданской войны до Брежневской эпохи. Судьбы персонажей книги пересекаются на рубеже 70-х годов.
Это сага о незаметном, но настоящем героизме людей и их вере в свой завтрашний день. Они не разучились любить, ценить друг -друга и делать следующие поколения счастливыми. Непростые отношения людей, пережитые лишения, голод, репрессии довоенные и послевоенные, война сделали этих людей не только терпимее друг к другу, но и истинными героями своего времени. Поэтому «Два солнца» заслуживают внимания любителей не только исторического жанра, но и тех людей, кому интересно само понятие философии жизни как таковой. Жизни, которая продолжается несмотря не на что, продолжается и воспитывает правильное понимание ценностей у следующих поколений.
Книга написана живым хорошим литературным языком. Она является художественным произведением, однако в ее сюжете не только детально сохранена и бережно передана атмосфера повседневности и знаковые исторические моменты – но и у главных героев есть реальные прототипы. А сам роман построен на подлинных событиях того времени. В его основе лежит восьмилетняя работа, несколько документальных генеалогических исследований.
И.В.Абраменко. Современный Иран. Песенная культура
Почему та или иная песня становится вначале всенародным хитом, а после – и вовсе золотой классикой для нескольких поколений?.. В рецензируемой книге раскрываются истории успеха десяти самых известных и обожаемых публикой иранских песен ХХ века. Отобранные автором композиции посвящены разным темам; объединяет их только то, что они – свидетели важных для современных им обществ мыслей и чаяний. Разумеется, нашлось в них и место для вечного – для жизни и смерти, любви и надежды.
В книге наглядно продемонстрировано, как именно традиции музыкально-поэтического творчества сочетались с новыми видами искусства и, прежде всего, кинематографом. Так, песня «Владыка души моей», музыку для которой написал Ануширван Рухани, а текст – Мохаммад Али Ширази, впервые прозвучала в 1969 году в одноимённом фильме. Публика пришла восторг: песня мгновенно стала узнаваемой и популярной не меньше, а то и больше фильма, для которого и была сочинена. Первым ее исполнителем стал певец Ареф. «Считается, что Ареф был одним из зачинателей жанра поп-музыки в Иране. Манеру его пения публика назвала “высшим пением”, а его самого нарекла “Золотым голосом”». Впоследствии Арефа воспринимали как «исполнителя одной песни», хотя в целом репертуар певца состоял из 900 песен на нескольких языках.
Карина Сарсенова. Божественное в человеке
В новой книге известной писательницы и психолога собраны интервью, посвященные проблемам сохранения душевного спокойствия и духовных ориентиров среди искушений современного мира. Эта проблема в наши дни обретает особое значение, несмотря на то, что жизнь людей в цивилизованных странах стала намного более благополучной и стабильной, чем в любые предшествующие эпохи.
Но появилась навязанная обществом потребления необходимость демонстрировать некий установленный уровень благополучия, особенно в социальных сетях. И само потребление, то есть, приобретение продуктов, одежды и гаджетов, уже превратилось из жизненной необходимости или удовольствия в обязанность, ради которой многие готовы даже залезать в долги.
Окружающий нас мир - многообразен, множество тенденций, занятий, времяпровождения и даже отношений. В интервью размышления о насущном, здесь и сейчас, органично дополняются как анализом прежних давних событий, из которого и следует сейчас, так и размышлениями о грядущем, и каким оно должно быть для, блага людей.
Сейед Мохаммад Хосейн Табризи. Герои Сталинграда
Обозреваемая поэма увидела свет вскоре после Второй мировой войны, но только в этом году издательство «Садра» выпустило ее в русском переводе. Ее автор – знаменитый иранский поэт, писавший под псевдонимом Шахрияр. Он славился умением сочетать классическое построение стиха и традиционные образы персидской мифологии с разговорной речью и современной историей – Ирана и мира. Поэма «Герои Сталинграда» воспевает доблесть и мужество советских людей: в ней нашлось место и для бойцов всех фронтов Великой Отечественной войны, и для работников тыла – женщин и подростков, заменивших у станков мужчин. Подробности, почерпнутые из хроник военных лет, связываются Шахрияром с мотивами древнеиранских легенд: на берегах Волги у Сталинграда разворачивается не только масштабное сражение, где противостоят солдаты и военная техника, но и вечная битва Света и Тьмы. Ахриман, дух зла, подстрекает Третий рейх начать бесчеловечную войну против стран Европы, а потом и вовсе вторгнуться в Советский Союз. «Светлый всадник», появившийся в лучах солнца, вдохновляет защитников Сталинграда, словно великих витязей, о которых писал еще Фирдоуси в поэме «Шахнаме»; все вместе они окончательно сокрушают недругов…
Свенья Ларк. Враг един
Что будет с человеком, если она или он внезапно обретет сверхспособности и бессмертие, и обнаружит себя принадлежащим к клану других таких же? Казалось бы, это настоящий подарок судьбы! «Кольца были заброшены на Землю десятки тысяч лет назад, и теперь какие-то из них наверняка могут оказаться в музеях… в антикварных лавках… или, может быть, найтись на каких-нибудь археологических раскопках… Мы пытаемся отыскать их, но они ведь не подают никаких сигналов, пока не активированы». Но не так всё просто, ведь кланов два, и они ведут между собой беспощадную войну уже не первый век.
Когда-то давно они прибыли на Землю из глубин вселенной, и одни были благодарны новой родине и дружелюбны к ее жителям, а вторые ощущали себя всемогущими завоевателями. На какой стороне окажется новенький, зависит от душевного состояния в момент превращения. Позитивно настроенная студентка с правильными друзьями попадает к «хорошим» ни-шуур. Осиротевший, печальный, обиженный на несправедливую жизнь подросток – к «темным» тули-па. Но потом и для хороших, и для злых возможны перемены…
Захватывающий экшн и кинематографичная яркость каждого эпизода органично сочетается с глубокими размышлениями, сложными образами и психологической достоверностью.
Ильшат Насыров. Ибн Халдун в османской историографии
Известный отечественный ученый-арабист посвятил свою книгу интеллектуальному наследию мудреца арабского Средневековья Ибн Халдуна: Ильшату Насырову удалось установить, как именно труды магрибинского философа повлияли на историческое и социологическое знание Османской империи. Для османских ученых хрестоматийные работы Ибн Халдуна, наряду с персидскими историческими трактатами, стали главными примерами, по образцу которых они строили собственные произведения.
Автор отмечает, что учение Ибн Халдуна, объясняющее экономическое развитие стран и народов, остается сегодня актуальным и даже привлекает внимание новых исследователей. Уроженец арабского Запада задолго до Адама Смита сформулировал идею разделения труда и обосновал его важность для экономики. Ибн Халдун открыл ряд других значимых экономических явлений и подробно изучил влияние государственного аппарата на экономику. Также им был проведен подробный анализ особенностей уклада общин, проживающих в сельской местности и городах. У работающих на земле, утверждал Ибн Халдун, крепче семейные и социальные связи, хотя они и менее благополучны, чем горожане. В городах, напротив, жизнь кажется богаче, – но эта якобы богатая община «атомизируется», ведь люди больше не чувствуют своей принадлежности к большим кланам...
Лев Лурье. Поздние ленинградцы. От застоя до перестройки
В книге подробно описан Ленинград 1970-х — 1980-х годов и его обитатели, среди которых: первые бэби-бумеры, люди искусства и науки, еще не ставшие народными кумирами актеры и подпольные художники, угодившие под запрет каратисты и изворотливые позабытые подпольные миллионеры - ранние гении «рыночной» экономики. Отдельные главы посвящены Ленконцерту, «Орфею и Эвридике», «Фиесте» Сергея Юрского; театру и кино; концертам и выставкам; официальным творческим союзам и неформальным клубам; литературным объединениям и рок-самиздату; ленинградскому рок-клубу. Не забыто и легендарное кафе «Сайгон», чья история начинается 1 сентября 1964 года, когда на углу Невского и Владимирского проспектов на первом этаже ресторана «Москва» открылся «Кафетерий от ресторана «Москва». Среди героев книги: Борис Гребенщиков и Виктор Цой, Сергей Юрский и Зиновий Корогодский, Геннадий Григорьев... В издание включены уникальные материалы десятков интервью свидетелей и участников неформальной бурной жизни города того времени.
Карина Сарсенова. Мамины любимки
Сборник детских стихов, в которых запечатлена радость первого знакомства с миром, который кажется огромным и таинственным. Главные герои книги – два братика, и у них все впервые. А одинокий Лунный Зайчик, которому грустно, потому что ночью все спят и ему не с кем дружить, найдет отличную компанию в доме, где живут веселые мальчишки. Режим дня безусловно важная вещь, но иногда им можно пренебречь и устроить игры среди ночи…
Слишком пасмурная погода – может, это небо со всеми облаками упало на землю и теперь не может подняться обратно? Как бы во всем мире всё не поменялось на неправильную сторону… Но братья вместе с маленьким паучком бросаются на помощь. И выясняется, что тонкая паутинка достаточно прочна, чтобы закинуть ее на далекие звезды и вернуть земное небо на подобающее место. Конечно, когда-то братья вырастут и узнают, как с научной точки зрения устроен космос. Но детство – время сказки, она дает запас радости и уверенности, которые потом помогут изучить реальный мир и найти своё место в нём.
Анастасия Гундер. Панда Бамбу и добрые дела
В красочной детской книге описывается, как маленькая добрая панда Бамбу всегда спешит на помощь своим близким, друзьям и знакомым, не жалея для этого ни своего времени, ни своих усилий. Заботливая панда помогает всем, взрослым и детям. Представьте себе, как непросто перейти через пешеходный переход, дождавшись нужного сигнала светофора, семейству кротов: дедушке и бабушке, маме и папе, пяти маленьким кротятам, которые в этот воскресный отправились в театр. После этого Бамбу отправляется помогать близнецам Мики и Рики, которые решили поплавать в озере, но никак сами не могут надуть спасательные круги. Потом распутывает соседскому мальчишке воздушного змея.
Вечером Бамбу играет с ворчливыми старичками в домино и всегда им проигрывает – чтобы их не расстраивать. Ведь выиграв, старички радостно смеются, как дети.
По мнению автора книги, мамы троих детей, лауреата и финалиста международных конкурсов, важно не только чем-то занять малыша, но и найти тему для общей беседы, эти увлекательные истории про Бамбу, - в первую очередь – напоминание о том, как здорово творить добрые дела просто так, а также о том, как важно быть благодарным и ценить заботу окружающих.
Стас Михайлов отметит юбилей в Comedy Club с Григорием Лепсом и Люсей Чеботиной
Новый выпуск Comedy Club выйдет на канале ТНТ 26 апреля 2024 года. Он начнется с музыкального номера – на сцене споет Стас Михайлов, который решил встретить свое 55-летие вместе с резидентами шоу. В специальном выпуске Comedy Club в честь самого себя популярный певец станет объектом поздравительной прожарки от участников шоу, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.
В студию проекта с веселыми историями придут друзья Стаса Михайлова – Григорий Лепс, Люся Чеботина, у которой тоже день рождения, Карина Кросс, Виктор Дробыш и Михаил Галустян в образе Жорика Вартанова. Поздравлять Михайлова начнет Павел Воля:
- Честно, мы договорились о встрече с легендой в Comedy Club 10 лет назад, - сказал юморист. - И вот когда в России закончились города, в которых Стас не давал концерты, он наконец-то здесь! Стас, ты единственный человек в зале, которого не надо подсвечивать – от тебя идет свет!
Стендап Павла Воли будет посвящен невозможно роскошной жизни Стаса Михайлова, в которой есть место роллс-ройсам, частным самолетам и бриллиантовым маскам, а также удивительному омоложению певца. Один из самых близких друзей Михайлова, певец Григорий Лепс, расскажет о соперничестве между ними.
- У Стаса были свои ценности, а у меня свои цены, и мы никогда не конкурировали, - отметил Лепс.
А певица Люся Чеботина, которая делает самые лучшие каверы на песни Михайлова по мнению самого юбиляра, вспомнит историю их знакомства.
- Кстати, у меня тоже день рождения, и Стас меня поздравил еще зимой, он подарил мне шикарный плед, - рассказала Люся Чеботина. - Может быть, в нем были бриллианты? Я считаю, что такие песни, как у Стаса, должны жить вечно.
Ранее Стас Михайлов заявил, что не в его принципах воевать с женщинами. Таким образом он прокомментировал свою заочную полемику с Аллой Пугачевой относительно ситуации в России.
Эфир в 21.00.
Эмма Стоун решила вернуть себе настоящее имя
Эмма Стоун просит называть себя Эмили. Об этом сообщил во время их совместного интервью изданию Hollywood Reporter коллега актрисы по сериалу «Проклятие» Нэйтан Филдер.
- Прежде чем мы продолжим, я хотел бы кое-что сказать, - заявил актер. - Ее зовут Эмили, но профессионально она носит имя Эмма. Поэтому, когда есть люди, которые ее не знают, я в конечном итоге говорю «Эмма». Но с этого момента я буду говорить просто «Эмили».
Имя «Эмма» Стоун пришлось взять еще в 15-летнем возрасте (когда она дебютировала в кино) во время получения членской карточки Гильдии актеров США, так как на тот момент в профсоюзе числилась актриса по имени Эмили Стоун. Журналист HR поинтересовался, называют ли ее по настоящему имени другие люди в киноиндустрии, и Стоун рассказала, что обычно это происходит, когда приходится долго работать с кем-то вместе:
- Я была для всех Эммой долгое время, но пару лет назад меня начало это пугать, и я подумала: «Я больше не могу так делать. Просто зовите меня Эмили».
Актриса сообщила, что иногда друзья и коллеги ее называют просто «Эм», и это ее вполне устраивает, а также призналась, что ей было бы приятно, если и ее поклонники будут использовать в обращении к ней ее настоящее имя.
«Светская хроника» расскажет про жизнь Кати Лель после развода и возвращение Анны Седоковой к мужу
Новый выпуск программы «Светская хроника» выйдет в эфире Пятого канала 26 апреля 2024 года. В нем Григорий Лепс объяснился за скандал в Костроме, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.
Кроме того, Катя Лель рассказала о жизни после развода, а Иосиф Пригожин признался, что прячет еду от Валерии. Героями выпуска станут также Анна Седокова, которая вернулась к мужу после публичных разборок, и Михаил Шуфутинский, готовящийся стать прадедушкой. Темой выпуска станет и битва за наследство Нонны Мордюковой.
А показ премьерных серий третьего сезона детектива «Наш спецназ» стартует на Пятом канале 28 апреля 2024 года. Главная интрига новых эпизодов – личные отношения и романы героев, любовные треугольники и севший на диету «Туча».
Эфир в 23.10.