Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

Комиссия Общественной палаты наметила план развития и структурирования креативных индустрий

22.11.2021 15:11 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Общественная палата Российской Федерации; Екатерина Чичеткина/InterMedia

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия провела 16 ноября 2021 года общественные слушания для обсуждения «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее - Концепция) и предложений в План ее реализации со стороны регионов, заинтересованных организаций и ведомств.

Модераторами дискуссии стали:

  • Ирина Великанова, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия;
  • Ирина Maстусова, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.

В качестве спикеров выступили:

  • Ольга Ярилова, заместитель Министра культуры РФ;
  • Александр Журавский, заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам;
  • Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС);
  • Татьяна Абанкина, директор Центра креативной экономики НИУ «Высшая школа экономики»;
  • Ирада Аюпова, министр культуры Республики Татарстан;
  • Роман Kapманов, генеральный директор Президентского Фонда культурных инициатив;
  • Светлана Пахомова, основатель и руководитель «Трудного театра»;
  • Марина Абрамова, директор ФГБУ «Роскультцентр»;
  • Артур Латыпов, директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
  • Наталья Золотарева, ректор Института развития профессионального образования (ИРПО);
  • Борислав Володин, директор автономной некоммерческой организации ArtMasters;
  • Ольга Xoмова, генеральный директор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга;
  • Иван Степанов, директор автономной некоммерческой организации «Индустрия будущего»;
  • Валериан Гагин, директор уфимского центра современного искусства «Облака»;
  • Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia;
  • Иван Клиндухов, директор кузбасского филиала Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ).

Общественное слушание открылось речью заместителя министра культуры РФ Ольги Яриловой. Она отметила, что ведомство намерено обеспечить максимальную поддержку представителям креативных индустрий, и выразила надежду, что обсуждение Концепции, а затем и ее реализация, будут максимально эффективны. Затем спикеры перешли к дискуссии.

Александр Журавский начал свою речь с того, что сама ситуация пандемии формирует новые возможности для решения проблем креативных индустрий. В частности, стали стремительно развиваться цифровые формы образования, анимация, IT и т.п. Что же касается Концепции, то он считает особенно важным участие Правительства РФ в ее утверждении, однако отмечает, что в документе есть ограничения, связанные с агломерациями.

- Но это не мешает развиваться индустриям в тех точках страны, которые понятию «агломерация» не отвечают, - подытожил спикер.

Он также призвал присутствующих различать понятия «креативность» и «креативные индустрии», на что Григорий Заславский отметил, что эта путаница, наоборот, со временем «позволит нам нащупать свой путь и свои подходы к определению термина». Затем он отметил, что в проекте Перечня творческих индустрий, подготовленном Администрацией президента РФ, используется расширительное толкование терминов и отсутствует, например, упоминание музеев, в связи с чем документ нуждается в доработке. Кроме того, он поднял вопрос о возможности превращения городов в креативные кластеры. По словам спикера, в текущих условиях, когда многие организации закрываются, это просто необходимо. Например, в городе Моршанске возникла ситуация, когда в ходе пандемии в городе прекратили работу вообще все промышленные предприятия, и креативный кластер мог бы стать удачным выходом из ситуации и даже точкой роста.

Татьяна Абанкина (на верхнем фото) напомнила присутствующим, что в процесс развития креативных индустрий, который начался еще до пандемии, сейчас активно включаются разные страны. При этом по всему миру остается большим вопросом, что считать креативными индустриями, поскольку «все более творческими становятся самые разные сферы».

- Я считаю, что надо двигаться в сторону того, чтобы увеличивать нематериальные активы. Но, к сожалению, у нас в гражданском секторе только 0,4% организаций имеют на балансе нематериальные активы. Это очень важный вопрос, отчасти тормозящий экономический потенциал креативных индустрий. Поэтому о подходах к оценке креативности индустрий, я думаю, еще будет много дискуссий.

Что касается в России, то здесь, по наблюдениям Татьяны Абанкиной сложилась стабильная система поддержки креативных индустрий — институциональная, грантовая, проектная и на уровне событий (например, Российская креативная неделя). Растут и расходы российских домохозяйств на культуру: по итогам 2019 года они приблизились к западным показателям (8% против 9%).

Ирада Аюпова подчеркнула, что развитие креативной экономики — это развитие территории равных возможностей во всех смыслах этого слова. На примере Татарстана она рассказала о том, как проводимые там мероприятия мирового уровня, вроде Универсиады или Чемпионата мира по футболу, помогают капитализировать креативные идеи. Кроме того, в Казанском техникуме народных промыслов уже работает программа, которая призвана помогать людям старше 50 лет создавать свой бизнес.

Роман Карманов рассказал о своем опыте руководства Президентским Фондом культурных инициатив.

- Еще два года назад такой проект казался чем-то фантастическим, однако уже 17 мая 2021 года с подачи президента Владимира Путина был принят закон о поддержке креативных индустрий. В сентябре были подведены итоги первого грантового конкурса, который дал огромную надежду людям из регионов, на проекты которых было направлено порядка двух миллиардов рублей.

В качестве примера удачной творческой самореализации Роман Карманов привел группу «Мумий Тролль», которая, в отличие от множества других музыкальных коллективов Владивостока, добилась успеха в масштабе страны.

Светлана Пахомова в своем выступлении отметила, что креативные индустрии могут нести и прямую социальную функцию. Так, основанный ей в Ростовской области «Трудный театр» существует при поддержке местных властей уже более 10 лет, и его специфика состоит в том, что трудные подростки играют для таких же трудных подростков в зале. Даже в непростом 2021 году проект продолжил существование благодаря грантовой поддержке.

Марина Абрамова вернула присутствующих к обсуждению государственных подходов. Она напомнила, что с 2019 года сохраняется непонимание властями сути креативных индустрий и самого этого термина.

- К настоящему времени вокруг креативных индустрий «хайп создан», приняты нормативные документы, и теперь все это важно перевести в созидательное русло, - отметила она.

В конечном счете уровень развития креативных индустрий, по словам спикера, напрямую влияет на т.н. индекс счастья. Марина Абрамова предложила сфокусироваться на определении списка креативных индустрий, без которого невозможна дальнейшая упорядоченная работа.

- Например, по сравнению с рубрикатором ООН, в нашем реестре разводятся по разным рубрикам издательское дело и журналистика.

Спикер также предложила создать проектный офис, который задействовал бы в развитии креативных индустрий не только Министерство культуры РФ, но и другие ведомства, а также организовать дискуссионные площадки в регионах.

Артур Латыпов заметил, что поскольку представляемый им Ханты-Мансийский регион больше всего ассоциируется с нефтью и газом, то там вдвойне сложно говорить о креативных индустриях, таких как фэшн. Тем не менее, принятый в 2021 году закон помог решить многие задачи. Например, организовать в регионе образовательные курсы и консультирование по авторским правам, помощь в получении грантов и кредитов по низкой процентной ставке. Одной из главных проблем по-прежнему остается монетизация креативных индустрий.

- Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы разделить обязанности мастера, который делает товар, и маркетолога, который привлекает к нему внимание потребителей.

Наталья Золотарева рассказала, что Институт развития профессионального образования был создан полтора года назад в связи с поручением президента задействовать учебные квалификационные программы в развитии креативных индустрий. К настоящему времени институт успешно развивает несколько таких программ, и часть из них будет представлена в Общественной палате уже в декабре 2021 года.

Борислав Володин рассказал о представляемом им проекте ArtMasters, реализованном при поддержке государства «для защиты интересов людей, обеспечивающих бэкстейдж на зрелищных мероприятиях». Основная задача проекта — правильно интегрировать этих людей в индустрию. Благодаря движению ArtMasters уже появилось много полезных нововведений, например — высшее образование по профессии «художник по гриму».

Ольга Хомова рассказала об успешных экспериментах Центра креативных индустрий Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.

- Например, у нас создаются мультимедийные инсталляции, в которые интегрируются объекты фэшн-индустрии или, например, «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха, объединяющая в себе музыку и гастрономию. В другом проекте в реальном времени под музыку создается, а потом выгодно продается парфюмерия. Еще в одном проекте музыка и спорт объединились в фотовыставку...

Иван Степанов подчеркнул, что в разговоре о креативных индустриях важно учитывать специфику таких удаленных регионов, как Якутия. По его мнению, необходимо выстроить траекторию получения специализированных знаний творческими людьми начиная со школьной скамьи, чтобы они потом могли успешно вести предпринимательскую деятельность.

Валериан Гагин рассказал о деятельности центра современного искусства «Облака», выступающего в роли креативного кластера. Организация уже более 9 лет устраивает выставки и другие мероприятия, а теперь совместно с государством работает над расширением: в планах строительство парка искусств.

- Государственные механизмы пока не до конца настроены под такие задачи, возникает много сложностей.

Александр Яворский рассказал об еще одном креативном проекте - «Арт-субботнике». Он функционирует уже много лет и занимается преображением городской среды и воспитанием молодого поколения.

- Он учит детей преображать пространство, не уродуя его.

Евгений Сафронов рассказал о комплексном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ», проводимом информационным агентством InterMedia с 2014 года. Новое издание с данными по 2021 году увидит свет уже в начале декабря, и отдельные два тома в нем будут посвящены текущему неутешительному состоянию законодательства и терминологии в сфере культуры, которая составляет ядро креативных индустрий.

- Пока у нас нет законов, использующих точную и современную терминологию, продуманные подходы и концепции, развивать её будет крайне трудно. Сферой культуры официально занимаются сейчас семь ведомств, никак не координирующих свою деятельность - именно поэтому высказанные сегодня предложения о создании межведомственного общественно-государственного органа представляются крайне актуальными.

Иван Клиндухов отметил, что образовательным учреждениям, работающим в сфере креативных индустрий в регионах и получающим государственную поддержку, стоит объединяться, встраиваться в единую систему креативного образования.

- Далее образовательной системой должно уже заниматься Министерство просвещения РФ. Регионы должны апробировать эту модель, потому что на центральном уровне это уже будет сделать сложнее.

Подытоживая дискуссию, Татьяна Абанкина заметила, что обсуждение получилось полифокусным и крайне важным. По ее мнению, присутствующим удалось показать все многообразие креативных индустрий, что очень важно в условиях, когда они уже стали приоритетом для государства, но еще не до конца сформировались как понятие.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: Общественная палата Российской Федерации; Екатерина Чичеткина/InterMedia
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, Общественная палата РФ, креативные индустрии

«Кабаре Пушкин» откроется в «Ленкоме»

25.04.2024 17:29 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Премьерные показы музыкального спектакля «Кабаре Пушкин» состоятся 6-9 июня 2024 года в Московском Государственном театре «Ленком Марка Захарова». Постановка приурочена к 225-летию со дня рождения А.СПушкина и создана по мотивам драматического цикла «Маленькие трагедии» при поддержке сервиса «Яндекс Афиша», а также Международного театрального фонда им. Е.П.Леонова.

В инсценировку вошли тексты пьес «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», а также лирические стихотворения Пушкина. Автор сценической версии и постановщик — главный режиссер театра Алексей Франдетти, сценографию создает Анастасия Пугашкина, хореографией занимается Ирина Кашуба, композитором спектакля стал Юрий Севастьянов

Создатели постановки предлагают современный взгляд на вечные тексты классика русской литературы в исполнении всех поколений артистов «Ленкома». Место действия перенесено в условное «Кабаре», в котором угадывается и литературный салон, и ресторан начала ХХ века, и современный клуб. Данный ход помогает подчеркнуть вечность и современность текстов Пушкина. Обитатели Кабаре становятся главными героями повествования, а специально созданные джазовые инструментальные и вокальные композиции на стихи Пушкина – звукообразом спектакля. Для музыкального оформления приглашен Большой Джазовый оркестр под управлением Петра Востокова, музыкальный коллектив станет полноценным действующим лицом спектакля. Также на «ленкомовской» сцене впервые появятся воздушные акробаты из Цирка на Цветном бульваре.

В постановке заняты Сергей Степанченко, Александр Сирин, Игорь Миркурбанов, а так же молодое поколение труппы: Станислав Тикунов, Александр Горелов, Алена Митрошина, Ясмин Мамаева, Наталья Инькова, Станислав Беляев и другие. В роли Моцарта Иван Рысин и Виктор Маминов.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: Ленком, анонс спектакля, Кабаре Пушкин
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Лариса Голубкина откроет клуб друзей Театра Российской армии

25.04.2024 16:24 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Встреча с народной артисткой РСФСР Ларисой Голубкиной состоится в Театре Российской армии 27 апреля 2024 года. В этот вечер гостей ждет также торжественное открытие клуба друзей театра, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе Театра Армии.

- Атмосферу в театре создают не только актеры, но и в равной степени зрители, и поэтому мы так дорожим возможностью сформировать вокруг нашего театра-дома семью единомышленников - сообщество увлеченных, жаждущих творчески развиваться людей. Поэтому мы создали Мастер-клуб! – говорят в театре.

Участников клуба ждет насыщенная программа: мастер-классы, встречи-чаепития с любимыми артистами, уникальные экскурсии и многое другое.

12 мая в Театре Армии состоится премьера спектакля «Ретро» по одноименной пьесе Александра Галина в постановке режиссера Галины Дубовской. В постановке занят «золотой состав» - народная артистка РСФСР Алина Покровская, народный артист России Артём Каминский, заслуженная артистка России и Азербайджана Валентина Асланова, заслуженные артисты России Сергей Колесников, Людмила Татарова, артисты Софья Гуськова, Светлана Садковская, Елена Анисимова, Анна Киреева, Ольга Герасимова, Денис Кутузов и др.

Начало в 17.00.

Справки и аккредитация: +7 (916) 405-2330 (ресс-служба Театра Российской армии).

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: анонс, Лариса Голубкина, Театр Российской армии

Скончался Зураб Базоркин из Самарского театра оперы и балета

соцсети

Актер и педагог Зураб Базоркин скончался на 78-м году жизни 24 апреля 2024 года. Соболезнования по поводу его кончины выразил коллектив Самарского театра оперы и балета, в котором он служил с 1976 года. Прощание с Зурабом Базоркиным состоится в Колонном зале театра в 25 апреля.

Среди ролей актера - Амонсро ("Аида"), Ренато ("Бал-маскарад"), Онегин ("Евгений Онегин"), Мизгирь ("Снегурочка") и многие другие. Зураб Базоркин был народным артистом Ингушской АССР.

Как мы сообщали ранее, Филипп Лоденбаш умер на 89-м году 22 апреля 2024 года.

Фото: соцсети
Теги: смерть
β 16+