Рецензия на фильм «Агнец»: Вернёмся к нашим баранам
Оценка: 7 из 10
Скандинавская драма «Агнец» выходит в российский прокат 28 октября 2021 года. Режиссёр: Вальдимар Йоханнссон. В ролях: Нуми Рапас, Хильмир Снайр Гвюднасон, Бьёдн Хлинур Харальдссон и другие.
С природой шутки плохи. Об этом мы хорошо знаем и по «Парку Юрского периода» Спилберга, и по «Вторжению динозавра» Пона Джун-хо, и по множественным реинкарнациям «Годзиллы». Прямолинейно или метафорично, фильмы о пагубном вмешательстве человека в естественный ход вещей, как правило, доказывают одну извечную истину – природа всегда найдёт способ постоять за себя. И чем больше ей наносит урон человек, тем безжалостнее будет реакция. Кинематографисты для экранизации этой истины нашли идеальную форму – форму жанрового кино, где абстрактность природы приобретает вполне конкретное, зачастую монструозное обличие, тем самым нагляднее показывая цену человеческого безразличия, пренебрежения, эгоизма и безответственности.
Образ последствий атомной катастрофы в лице Годзиллы – пожалуй, до сих пор сильнейший, к которому мировой кинематограф смог прийти. Годзилла появился на свет благодаря культурному коду японской культуры, в котором оказался тонко зашифрован мощный экологически-политический посыл. Культурный код в основе фильма – это так же и формула успеха яркого дебюта исландца Вальдимара Йоханнссона «Агнец», наделавшего немало шума на прошедшем Каннского кинофестивале. «Агнца» едва ли можно вписать в ряд упомянутых экологических манифестов, хотя бы потому что это кино совсем иного масштаба, иной авторской интонации, а фантастический элемент оригинально вписан в богатый исландский фольклор, придающий дебюту Йоханнссона должный уровень аутентичности.
В центре истории – бездетная пара, ведущая фермерское хозяйство в окружении могучих гор, с которых к ним часто спускается густой туман. Этот туман, тем не менее, не может скрыть их одиночества – не только по отношению к любым другим человеческим существам на километры вокруг, но и глубоко внутри них – там, где уже давно должна была цвести любовь к собственному дитю. Но однажды происходит странное – одна из их овец разрождается ягнёнком, при первом взгляде на которого супруги понимают, что это либо дар с небес за их страдания, либо чудо природы, забота о котором – их полное право и новый смысл жизни.
Холодные молчаливые пейзажи природы и точно такие же сцены человеческих взаимоотношений стали своеобразной фишкой исландского кинематографа. В 2015 году по европейским фестивалям прокатилась с успехом другая лента о парнокопытных – «Бараны» Гримура Хаконарсона, выигравшие «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и отправленные представлять страну на «Оскаре» (безрезультатно). Бараны и одиночество фигурируют и в ещё одном заметном исландском фильме последних лет – «Белый, белый день» Хлинюра Палмасона. Но то всё были ленты близкого к реализму толка, «Агнец» же – самая настоящая притча с вполне неожиданными фэнтезийными элементами. Медленное повествование, состоящее в первой главе (всего три) из практически бессловесных эпизодов совместного быта, впрочем, сразу захватывает зрителя харизматичной скандинавской эстетикой, вниманием к деталям и подвешенным в воздухе напряжением от того, что ты попросту не представляешь, что последует далее. А дальнейшие события отчасти напоминают сюжет-перевёртыш другого фолк-хоррора A24, фильма «Ведьма» Роберта Эггерса.
Тем не менее, перед нами всё же не хоррор, как многие ошибочно позиционируют кино перед его показом. Главный ужас, с которым взаимодействует Вальдимар Йоханнссон, это ужас от потери ребёнка, что супружеская пара испытала в прошлом (если в первой главе трагедия лишь очерчена, то в третьей мы узнаём обо всём подробнее). Именно те печальные события становится катализатором и заодно ключом к пониманию дальнейших странностей в фильме, через которых проходят Мария (Нуми Рапас) и Ингвар (Хильмир Снайр Гвюднасон) как заново обретшие счастье супруги, как получившие второй шанс родители и как люди, поставившие себя выше природы.
Йоханнссон делает высокую ставку на атмосферу отстранённости и уединённости в своём дебюте: свист ветра становится эмбиент-саундтреком фильма, горные ландшафты и речные устья насыщают происходящее свежим воздухом, кино отказывается от однозначности места и времени – стремится к практически религиозной универсальности, из-за которой «Агнец» утяжеляется лишней библейской высокопарностью. Однако периодически вся эта притчевая претенциозность надламывается под собственным весом – местами попросту невозможно сдержать смех от абсурдности происходящего, из-за чего зритель невольно покидает тщательно воссозданный ареол мистической тайны и оказывается в не до конца сформированном жанровом кино, страдающим от типичных проблем дебюта.
Йоханнссон (будем надеяться, пока что) не очень умело распоряжается сменой тональностей и теряется в собственных же, чрезмерных недосказанностях. Если в первой главе сюжетный минимализм ощущается единственно верным художественным решением, то с появлением ещё одного персонажа – Петура, брата мужа – повествование отходит немного не в ту сторону и только отвлекает настроившегося зрителя на глубоко атмосферное созерцательное кино лишними телодвижениями и закосами под «артхаусные» шаблоны. Зачем был нужен Петур как персонаж? Показать двойственность исландской души (что под шкурой стильно причёсанного волка в кожаной куртке тоже кроется агнец и бывшая звезда электронной музыки)? Или, может быть, показать всю брутальность исландского «Убера» (везут в багажнике, бросают посреди дороги)?
У «Агнца» есть свой хорошо узнаваемый скандинавский стиль и достаточный национальный колорит, чтобы с кинематографической точки зрения стать одним из самых заметных дебютов европейского авторского кино за этот год. Пусть картина Вальдимара Йоханнссона всё же ощущается неровной и тонально сбивающей с толку, её универсальная притчевость, разряженная атмосфера горной глуши, гипнотизирующая медлительность, красивый исландский кот и как никогда выразительная Нуми Рапас гарантируют оригинально преподнесённый, наглядный урок уважительного отношения к природе. Иначе сэр Баран придёт и по вашу душу.
Вадим Богданов, InterMedia
Джош Хартнетт оказывается в «Ловушке» на концерте с дочерью
Первый трейлер нового фильма М. Найта Шьямалана «Ловушка» (Trap) представила 18 апреля 2024 года кинокомпания Warner Bros. Pictures. В центре сюжета отец (Джош Хартнетт) и дочь (Ариэль Джой Донохью), которые пришли на концерт суперзвезды Lady Raven (ее играет 29-летняя американская R’n’B-певица и сонграйтер, а также дочь режиссера Салека Шьямалан). Пока девочка-тинейджер наслаждается долгожданным шоу, ее отец отлучается из зала и замечает странные манипуляции охраны с камерами. От разговорчивого продавца в буфете он узнает, что этот концерт – одна большая ловушка для серийного убийцы по кличке Мясник. Полицейские получили по своим каналам информацию, что он будет в этот вечер в зале, и намерены проверить всех и каждого, чтобы его вычислить и арестовать во что бы то ни стало.
В триллере также снялись Хейли Миллз, Марни Макпайл, Ванесса Смит, Джонатан Лэнгдон, Элисон Пилл и др.
В мировой прокат «Ловушка» выйдет 1 августа.
Фальшивый убийца Глен Пауэлл встречает опасную женщину в трейлере «Я не киллер»
Новый трейлер комедии «Я не киллер» (Hit Man) режиссера Ричарда Линклейтера был обнародован 18 апреля 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главный герой истории Гэри Джонс (Глен Пауэлл) – университетский преподаватель, который в свободное от основной специальности время подрабатывает фальшивым киллером. Мужчина очень ловко изменяет свой облик (с помощью накладных усов, париков, одежды) и принимает заказы на убийство (мужей, недругов, конкурентов), чтобы потом эффектно сдать заказчиков полиции. Но одна из его миссий идет не по плану, когда Гэри встречается с очередной заказчицей – очаровательной молодой женщиной (Адриа Архона), в которую влюбляется, а вскоре после начала их романа ее мужа находят мертвым.
В картине также снялись Остин Амелио, Молли Бернард, Майк Маркофф, Ричи Монтгомери, Моргана Шоу и др.
В российский прокат фильм «Я не киллер» выпустит 16 мая кинокомпания «Парадиз».
Оптимус Прайм и Мегатрон обретают суперспособности в трейлере «Трансформеров один»
Первый трейлер анимационного фильма «Трансформеры один» (Transformers One) представила 18 апреля 2024 года кинокомпания Paramount Pictures.
Первый почти за 40 лет полнометражный мультфильм о Трансформерах фактически является приквелом франшизы. Он рассказывает о том, как Оптимус Прайм и Мегатрон, первоначально известные как Орион Пакс и D-16, превращаются из братьев по оружию в заклятых врагов и навсегда изменят судьбу Кибертрона. В трейлере можно увидеть, как Трансформеры подбирают себе новые имена (не всегда удачные), а также с удивлением осваивают различные суперспособности.
Персонажей озвучили Крис Хемсворт, Брайан Тайри Генри, Скарлетт Йоханссон, Киган-Майкл Ки, Стив Бушеми, Лоуренс Фишберн, Джон Хэмм и др. Режиссером фильма стал Джош Кули («История игрушек 4»).
В мировой прокат «Трансформеры один» выйдут 20 сентября.