Рецензия на фильм Жака Одиара «Париж, 13-й округ»: Жить на ощупь
Оценка: 8 из 10
На Каннском фестивале показали новый фильм Жака Одиара «Париж, 13-й округ». Режиссёр уже побеждал на фестивале в 2015 году с фильмом «Дипан». В ролях: Ноэми Мерлан, Дженни Бет, Макита Самба и другие. В российский прокат лента выйдет 4 ноября 2021 года.
На первый взгляд, фильм Жака Одиара — классическое французское кино: романтическая история, много обнаженных тел, любовный треугольник, город Париж за окном, а выбранная черно-белая цветовая гамма (за исключением некоторых цветных вебкам-сцен) призвана только подчеркнуть это внешнее сходство. В то же время — это не благоговейный взгляд в прошлое, а кино о новой, современной эпохе царящего, в том числе и в Париже, многообразия, эмансипации и свободы. Это неудивительно, ведь одной из сценаристок этой картины значится Селин Сьямма, режиссер и автор сценария «Портрета девушки в огне», взявшего в 2019 году приз за лучший сценарий и квир-пальму Каннского фестиваля.
В этом году в Каннах вообще много сентиментальных и плаксивых картин о том, что человеку нужен человек, но этот фильм не столько об этом, сколько о том, можно ли оставаться собой после встречи с другим(и). Да и что это вообще такое быть собой в мире, где все стремительно изменяется и течёт? Для визуализации такого антуража и обстоятельств французский режиссёр выбирает очень подходящее место — 13-й округ Парижа, где мультикультурализм широко представлен не только из-за многообразия внутри французского общества, но и за счет большого количества интернациональных студентов. Кроме того, этот фильм во многом дестигматизирует женскую сексуальность и все возможные способы самовыражения — иными словами, все способы жить эту жизнь, будь то знакомства в Тиндере, неуместный и несвоевременный секс или наоборот — общение по интернету без какого-либо телесного подтекста.
При создании фильма Одиар вдохновлялся «Энни Холл» Вуди Аллена и «Ночью у Мод» Эрика Ромера, но это и не удивительно: в кадре у Одиара деконструируются отношения между людьми, вплоть до смены гендерных ролей. Хотя благодаря истории, в которой героиня Ноэми Мерлан Нора сходится душами с очень похожей на себя вебкам-моделью под ником «Амбер Свит», «13-й округ» куда больше напоминает сюрреалистическое клонирование у Дэвида Линча (в том числе в картине «Малхолланд драйв»), где внешняя схожесть героинь дополняется каким-то нарциссическим влечением. Но одновременно и любовной связью между двумя потерянными душами, а блондинистый парик только усиливает визуальное сходство между двумя фильмами.
Постоянной темой картин Одиара является разнообразие, инклюзивность. Французы в принципе иначе, чем американцы и мы, понимают гражданственность и национальность. Француз — не тот, в чьих жилах течёт галльская кровь, но тот, кто является частью этого сообщества и (возможно) этой культуры. Оттого разнообразие в фильме Одиара и выглядит так органично. Его внимание обращено не столько к социальному детерминизму, сколько к экзистенции потерянного или не очень поколения.
Студентка Сьянс По и певица безответно влюбляется в соседа по квартире, профессора французского, после романа на одну ночь. У него же свои планы на жизнь и свободу. Норе из Бордо — 33 года, но сейчас принято учиться всю жизнь, поэтому она поступает в Париж и тоже переезжает в 13-й район. Их отчаяние и одиночество сопровождаются любовью к независимости и выраженным нехотением делать что-то по необходимости, в том числе, например, проводить время с семьей. Хочется не уступать в своём желании, но оно всегда требует нехватки, незаконченности, незавершённости, оттого и одолевает депрессия и хандра — главные болезни XXI века.
13-й район Парижа — не та Франция, которую все привыкли видеть. Здесь нет толп туристов, Эйфелева башня видна разве что издалека, а совсем рядом располагаются Латинский и Китайский кварталы и новое здание Сорбонны на Рю-де-Тольбиак — в них кипит зарождающаяся жизнь, а не попытки дожить уже существующую. И хоть тема комиксов-новелл Адриана Торино, на которых основывается фильм, — романтическая любовь, в фильме без сомнения режиссёр признаётся в любви ещё и этому округу.
Персонажи Одиара любовь проигрывают, перформативно приживают — в тех или иных ипостасях от доминации до подчинения, от нежности до насилия, от маскулинного до феминного спектра, от гетеронормативности и мизогинии до принятия. Одиар внимательно исследует настоящее во всех его шероховатостях и трещинках: в экстазе от волшебной таблетки любви MDMA и печальном бэд-трипе после внезапного отказа, тоталитарных стандартах красоты, разрушении стереотипов об отсутствии женского юмора и так далее. Самые щепетильные (они же порой самые вульгарные моменты) появляются под засветленный негатив. Одиар в «13-м округе», в отличие даже от похожих, недавно вышедших «Малкольма и Мэри» от создателя «Эйфории» или фильма Филиппа Гарреля «Соль слез», не засиживается ни в сюжетном, ни в формальном жанровом каноне.
Делая фильм в первую очередь о личном, а не о политическом (вопреки своему обыкновению), режиссёр все же не оставляет в стороне второе — находит возможность поругать за недавние реформы образования Макрона посредством возмущения одного из персонажей. Он поднимает социальную проблематику в микросообществах, поставив вопрос об эпизодической оправданности насилия: Нора, когда ее принимают за Амбер и начинают буллить, разбивает телефон и без зазрений совести бьет своих обидчиков. Она умело расставляет свои границы, но, как оказывается, совсем мало успевает уделить времени на исследование себя: ей понадобилось 10 долгих лет и ещё несколько месяцев в Париже, чтобы понять, кого она хочет любить. Чтобы пройти путь от непринятия тела и телесности, от отвращения и объективации к согласию. В этом году в Каннах много фильмов о любви, но из всех этот самый честный, потому что никто понятия не имеет, как любить, а с эпохой постсекса идиллия не наступает, как бы обратного не хотелось, а впереди — лишь забвение, поэтому остаётся пробовать и продолжать жить на ощупь.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
Розамунд Пайк и Саша Барон Коэн снимутся в комедии про мир женщин
Саша Барон Коэн и Розамунд Пайк исполнят главные роли в фильме «Дамы вперед» (Ladies First) видеосервиса Netflix. Как сообщает Deadline, это ремейк французской комедии «Со мной непросто» (2018) режиссера Элеоноры Пурриа.
Барон Коэн сыграет неисправимого шовиниста-бабника, который оказывается в параллельном мире, где доминируют женщины, а существование в этом мире его женской и вспыльчивой версии (Пайк) еще больше усложняет ситуацию.
Сценарий адаптировали Кэти Силберман («Не волнуйся, солнышко», «Образование»), Натали Крински («Галерея разбитых сердец») и Синко Пол («Шмигадун!», мультфраншиза «Гадкий я»), режиссерское кресло займет Тея Шэррок («До встречи с тобой», «Злобные маленькие письма»).
Живые и мертвые персонажи вернутся во втором сезоне «Черного облака»
Съемки второго сезона сериала «Черное облако» стартовали в начале октября 2024 года. Роли в продолжении мистической драмы исполнят Марьяна Спивак, Мария Мацель, Филипп Янковский, Алексей Розин, Кирилл Кяро, Александра Урсуляк, Анна Снаткина, Светлана Камынина, Дарья Коныжева, Ангелина Пахомова, Кристина Кузьмина, Павел Чернышов, Людмила Чиркова, Кузьма Котлеров, Сергей Новосад и другие. Шоураннером, сценаристом и продюсером проекта снова выступила Дарья Грацевич, а режиссёрское кресло занял Карен Оганесян. Производством занимается онлайн-кинотеатр Okko совместно с продюсерским центром Originals Production и кинокомпанией Norm Production.
- Прошло полгода после событий первого сезона, - сообщается в синопсисе. - Оксана (Спивак) живёт в загородном доме своего бывшего одноклассника Александра (Кяро) и ничего не помнит о том, что натворила. Оксана смутно подозревает, что её привычка к подавлению гнева вызвала в ней некую сверхъестественную способность. Но самое страшное для нее, что эта способность, видимо, передалась её дочери (Мацель). Задача Оксаны ― вспомнить всё, что она натворила, и сделать сложный выбор ― пойти на поводу у чувства вины и покончить с собой или попытаться помочь своей дочери.
- Первый сезон был невероятным путешествием и приключением для всей команды, поэтому ожидания от второго точно такие же ― хочется получить удовольствие, кайфануть, воплотить всё, что было написано и просто здорово провести время в съемочном процессе, - говорит Дарья Грацевич. - Команда у нас уже сработанная ― тот же автор сценария, тот же режиссёр и наши любимые артисты. Более того, у нас будут задействованы персонажи, которые в первом сезоне умерли! Это поможет сильнее раскрыть их характеры, и узнать новые интересные детали. Зрителям Okko точно следует ждать продолжение захватывающего психологического триллера.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первого сезона «Черного облака» состоялась на Okko в сентябре 2023 года.
Премьера сериала «Жвачка» о последствиях жестокого пранка состоится в октябре
Трейлер и дату премьеры сериала «Жвачка» обнародовал 10 октября 2024 года онлайн-кинотеатр Premier. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в 8-серийной драме режиссера Александра Цоя исполнили Дарья Балабанова, Антон Рогачев, Антон Артемьев, Павел Маслаков, Максим Климка, Митя Фёдоров, Галина Данилова, Кирилл Кяро, Маруся Фурина, Лев Зулькарнаев, Фарди Самедов, Наталья Швец, Алексей Барабаш, Карина Александрова, Юлия Волкова, Ульяна Пылаева и др.
По сюжету, девушка из детдома Галя Шаламова (Балабанова) влюбляется в начинающего блогера Ганса Шмюзе (Рогачев). Но легкомысленному мажору этот роман быстро надоедает — ему кажется, что Галя прилипла к нему, как жвачка. Ганс (а на самом деле Рома) находит нестандартный способ разорвать отношения: он просит своих друзей, сказать девушке, что его убили. Всю компанию этот пранк только забавляет, но они не знаю, что Галя не бросит все на полпути и докопается до правды, да еще в дело вступит ее безбашенный и ревнивый бойфренд Кирилл (Артемьев).
Премьера «Жвачки» состоится на Premier 16 октября.