Участники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от рака

На Зимнем фестивале искусств в Сочи рассказали о защите авторских прав в условиях новой цифровой реальности

05.03.2021 18:39 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Евгения Исхакова

Серия дискуссий, посвященных защите авторских прав в условиях новой цифровой реальности, прошла в Сочи 20 февраля 2021 года в рамках XIV Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета. Организаторами профессиональной конференции выступили Русское концертное агентство и Российский музыкальный союз. В дискуссиях приняли участие представители Министерства культуры РФ, различных культурных учреждений, онлайн-площадок, средств массовой информации, организаций, работающих в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Первая сессия была посвящена культурной жизни в новой цифровой реальности. Ее открыл модератор дискуссии, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Он представил результаты первого комплексного исследования сферы культуры в Российской Федерации –«Культура и культурные индустрии РФ – 2020», проводимого с 2014 года.

- Некоторые показатели 2020 года действительно сильно огорчили – обороты коммерческой деятельности в сфере культуры впервые с 2014 года сократились на 14%. При этом онлайн-сегмент продолжил рост, пусть и не такими высокими темпами – всего на 7%, а вот офлайн рухнул на 40%. Это реальная катастрофа, причем в первую очередь для предпринимательских секторов зрелищных индустрий, упавших на 70-75%.

Мы не всегда понимаем, что значит для отечественной культуры коммерческая деятельность. Мы знаем, что РФ – одна из самых прогрессивных стран в плане поддержки культуры, ни в одной стране мира нет такого количества государственных музеев, театров, образовательных учреждений, на них расходуется ежегодно только подтвержденных 600 млрд рублей, а на самом деле – до триллиона.

Это немало, но предприниматели зарабатывают на культуре втрое больше – до 3 трлн, бОльшая часть которых пришлась на информационно-коммуникационную индустрию и медиа. Зрелищные индустрии зарабатывают какие-то 9%, все остальные – и того меньше. Это ДО кризиса, а в 2020 году ситуация была намного хуже. И, конечно, важно понимать, что онлайн наращивает обороты за счет контента, созданного творцами, практически не делясь с ними, – такова политика корпораций, управляющих сетями, и началось это не в пандемию, а десятилетия назад. А с корпорациями сейчас бороться не может, как мы знаем, никто – даже президент США.

Генеральный директор Музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина отчасти подтвердила тезисы модератора, представив впечатляющую презентацию по различным направлениям работы музея – бюджетного учреждения культуры – в сложных условиях пандемических ограничений. «Перестраиваться пришлось прямо на ходу, ряд инновационных проектов, в первую очередь в онлайне, был запущен в самые сжатые сроки, но коллективу музея удалось показать значимые результаты».

Заместитель генерального директора по развитию Первого музыкального издательства Алексей Лукинов добавил оптимизма, рассказав о способах сохранения и даже увеличения доходов издательства в период пандемии. На примере нескольких наиболее заметных проектов спикер показал, как можно увеличить доходы за счет активного роста стриминг-сервисов.

Вторую сессию посвятили онлайн-трансляциям как новому способу дистрибуции и продвижения контента, а ее модератором стала генеральный продюсер компании «Русское кино» Мария Панкратова.

Генеральный директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова подробно рассказала о методиках организации и распространения онлайн-трансляций.

- Для нас прямые трансляции на YouTube – это важнейший способ продвижения, – призналась она. – Все вопросы о статусе нашего молодого зала исчезли лишь тогда, когда пошли первые трансляции. Живой энергии концерта не заменишь ничем, но в период пандемии публика была нам особенно благодарна и за онлайн-версии.

Главный редактор портала «Культура.РФ» Олеся Максимова поделилась опытом построения крупнейшего российского портала, который сейчас является ведущей платформой для видеотрансляций культурных мероприятий в России.

- Мы не монетизируем эту деятельность, так как подчинены Министерству культуры РФ, и организуем трансляции по заявкам учреждений культуры страны, выполняя значимую социальную функцию.

Директор по контенту «Икс-Медиа Диджитал» Наталья Хитрова рассказала об особенностях монетизации контента в сети.

- Нужно понимать, что в YouTube необходимо заботиться прежде всего о продвижении, а уже потом – о монетизации, – заявила она. – Еще один важный момент заключается в том, что за границей просмотры зачастую дороже, чем у нас. Если российское видео, скажем, смотрят в США, то денег мы получаем больше.

О своем опыте рассказала также генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова:

- Наша деятельность, главным образом, – медийная. Еще у нас есть концертные коллективы – два оркестра и два хора, которые занимаются концертной деятельностью. В пандемию у нас получился дисбаланс: радио «расцвело», потому что люди сидели дома, а концертные коллективы пострадали, потому что не было живых выступлений. Наши сотрудники научились делать совместные записи дистанционно – так в наших эфирах появились квартеты, играющие из четырех квартир. Мы провели технический ликбез среди творческих сотрудников, и они вышли из локдауна на новом уровне. Еще во время пандемии мы сделали мобильное приложение и даже замахнулись на полноценную цифровую платформу. Она начнет работать осенью 2021 года, и там можно будет прослушать в том числе эфиры, записанные в период пандемии.

На заключительной сессии эксперты обсудили, как избежать нарушения интеллектуальных прав при распространении актуального контента – новостей, фото- и видеоматериалов. Предметом особенно оживленной дискуссии стали особенности трансформации законодательства в сфере креативных индустрий и способы повышения осведомленности работников культуры в вопросах интеллектуальной собственности. В качестве модератора выступил директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства «УПРАВИС» Эрик Вальдес-Мартинес.

Академический директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Иван Близнец отметил:

- Все хотят получить доступ к контенту. Мы должны, с одной стороны, давать доступ, а с другой стороны – не ущемлять права тех, кто этот контент создает. Один из самых распространенных видов мошенничества сейчас – получение доступа к персональным данным пользователей. В борьбе с ним и заключается приоритет правового регулирования на ближайшее время. Есть надежда на то, что важным инструментом в этом отношении станет Национальный реестр интеллектуальной собственности (n’RIS).

Обозреватель «Российской газеты» и программный директор фестиваля экранизаций «Читка» Сусанна Альперина рассказала о правах авторов в средствах массовой информации.

- В «Российской газете» этим вопросом занимается целый коллектив юристов, – призналась она. – Чтобы не ссылаться на первоисточник, журналисты его зачастую полностью переписывают. Но если туда закрадывается ошибка, то ее потом дублируют все.И, конечно, по закону мы не можем опубликовать фотографии в газете, если не указан автор.И если нам партнеры предоставляют снимки для публикации, я всегда прошу указать фамилию автора в письме или сделать пометку «фото предоставлено теми-то». Однажды мы опубликовали фото с мюзикла, представленные нам компанией-прокатчиком. И вдруг появился фотограф, который снимал для этой компании, но с ним они как-то не договорились. Фотограф подал на нас в суд иск, почему мы не указали его имя. Меня вызвали на ковер и поручили разобраться в ситуации. К счастью, ситуация разрешилась благополучно. Но с этого момента мы обязательно указываем, кем и когда предоставлены фотографии.

Юрист Владислав Багно, специализирующийся на защите авторских прав фотографов, отметил, что видит прогресс в борьбе с незаконным использованием изображений.

- В этой сфере люди и компании учатся на своих ошибках, – сказал он. – Мы предпочитаем полюбовно договариваться с нарушителями, а не доводить дело до суда. Но не все готовы идти на диалог. Зато если это удается, компания зачастую начинает сотрудничать с предъявлявшими ранее претензии фотографами.

Заместитель директора, начальник отдела правовой экспертизы Нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Алексей Кубышкин озвучил несколько тенденций в сфере защиты авторских прав.

- Правообладатели стали более серьезно относиться к защите своих прав в последние годы, – отметил он. – Они используют для этого в том числе новые инструменты, предлагаемые в качестве мер гражданской защиты (взыскание компенсаций, ущерба и т.п.).

Важнейшим, по мнению Алексея Кубышкина, является и вопрос неопределенности понятия «креативные индустрии».

- В период пандемии эта проблема встала особенно остро, – констатировал он. – В связи с этим Министерство культуры считает необходимым проработать терминологию креативных индустрий на законодательном уровне. Поэтому я обращаюсь к тем, кто располагает наработками и предложениями по этому вопросу.

В ответ Евгений Сафронов сообщил, что в исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ» отдельный раздел на 30 страницах посвящен сравнению трактовки этого понятия, сильно различающегося в разных странах. Именно поэтому в России, конечно же, необходимо подойти к этому вопросу ответственно – всем заинтересованным федеральным органам совместно разработать собственное определение и закрепить его в законе.

Фото: Евгения Исхакова
Теги: репортаж, Зимний фестиваль искусств в Сочи

«Кровавую свадьбу» Лорки покажут в Театре Ермоловой

06.05.2024 17:00 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Премьера спектакля «Кровавая свадьба» состоится 18 и 19 мая 2024 года на Основной сцене Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой. Одноименна трагедия испанского драматурга Федерико Гарсиа Лорки была написана в 1932 году. Замысел пьесы возник у автора после прочтения сначала в мадридской, а затем и в гранадской газетах заметки из криминальной хроники о трагической любви, итогом которой стала гибель героев.

История, основанная на реальных событиях, попав в поле зрения Лорки и обогатившись его талантом и фантазией, перестала быть бытовым повествованием о страсти и мести. Она превратилась в произведение искусства, наполненное огнём чувств и символическими образами, передающими трагическое ощущение власти судьбы. И жизни, в которой устоявшиеся нравы и общественная мораль поработили волю человека, лишили его возможности выбора, сделав заложником традиций, идущих вразрез с желаниями и мечтами.

- «Кровавая свадьба» давно живёт со мной – эта пьеса из моей внутренней лаборатории, - говорит режиссер постановки Георгий Сурков. - Но никак не находилось верное сценическое решение. Как будто не наступало её время. А сейчас оно пришло, и разом возник способ, как можно сегодня эту поэзию передать зрителю. Бесконечный режим экономии энергии и защита собственных границ, важнейший концепт нового времени, кажется мне опасным путём. Люди, застывшие в состоянии покоя, не испытывающие сильных страстей, вряд ли прорвутся к великому, сделают что-то большое. Всё великое связано со страстью. На мой взгляд, настало время нового пафоса. Появилась потребность говорить о важных вещах всерьёз, без ироничной или злой ухмылки. Мир устал от сарказма – «пересмеялся». Трагедия Лорки, как большой и чистый жанр, абсолютно точно попадает в периметр этих смыслов. И сам жанр «трагедия» вдруг стал самым актуальным, дающим возможность честного разговора. Он учит нас жить светлее вопреки.

Главные роли в спектакле исполнят Евгения Крюкова, Полина Зиновьева, Наталия Силивёрстова, Ульяна Михайлова, Наташа Горбас, Елена Пурис, Сергей Занемонец, Иван Новиков, Борис Миронов и Андрей Попов.

Фото: Илья Золкин На фото: Евгения Крюкова
Теги: анонс спектакля, театр им. Ермоловой, Кровавая свадьба
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Евгений Сафронов назвал ситуацию в креативных индустриях «эпохальным переломом»

05.05.2024 13:50 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
предоставлено организаторами мероприятия

Панельная дискуссия «Музыкальная индустрия в регионах: есть ли будущее?» состоялась в рамках «Российской креативной недели - Урал» в челябинском отеле «Видгоф» 25 апреля 2024 года. Ниже приводятся выдержки из выступления главного редактора информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгения Сафронова, с полным же содержанием дискуссии можно ознакомиться в нашем репортаже.

Свое выступление спикер начал с презентации декабрьского исследования «Экономика культуры в РФ 2018-2023». Текущую ситуацию в индустрии он назвал «эпохальным переломом»:

- Во время пандемии доходы от коммерческой деятельности упали во много раз.По итогам 2021 года произошел небольшой рост. В 2022-м, по известным причинам, опять наблюдался спад.

Евгений Сафронов представил слушателям графики сравнения ассигнований в индустрию зрелищных мероприятий из бюджетов с доходами от коммерческой деятельности организаторов мероприятий:

- Впервые за всю историю новой России доходы от коммерческой деятельности в 2020 году упали ниже суммарных ассигнований из бюджетов, - подчеркнул он. - При этом ассигнования постоянно растут, и каждый год пытается восстановиться коммерческая деятельность, однако тренд уже не меняется. То же самое происходит и во всех остальных массовых направлениях.

В сфере культуры России насчитывается около 30 немассовых направлений и всего лишь 4 массовых — кино/видео, музыка, книги и видеоигры; они обладают значимым коммерческим потенциалом. Немассовые направления — музеи, театры, изобразительное искусство, библиотеки, парки и др. - изначально финансировались из бюджетов. Сейчас государство все серьезнее вторгается в массовые сферы, которые раньше игнорировались и выживали, как могли.Это факт, а вот хорошо это или плохо — уже другой вопрос, в котором как раз и стоит разобраться. Это непросто - к примеру, государство решило поддерживать креативные индустрии, но до сих пор не понимает, что это вообще такое. Сейчас есть три федеральных документа, в соответствии с которыми все пытаются понять, какие индустрии у нас креативные, а какие — нет. Это постановление Правительства, приказ Росстата, который вышел совсем недавно, и готовящийся законопроект о креативных индустриях. Парадокс в том, что в каждом из трех документов — разные перечни индустрий. Сейчас действующим является приказ Росстата, однако он выглядит удивительно. К примеру, в нем нет вообще музыки - ни концертов, ни звукозаписи - ничего. А вот в готовящемся законопроекте как раз всё есть - это единственный документ за всю историю сферы культуры, в котором наконец-то перечислено все, что должно. Однако принятие законопроекта пока отложено, противодействие ему велико. Мы видим в этом отражение противоречий между российской системой права и англосаксонской практикой - ведь «креативные индустрии» - это калька с английского, и вызывает большие сомнения возможность переноса этой категории на отечественные реалии без серьёзного анализа и доработки. Многие это понимают - в ходе подготовки региональных законопроектов уже готовятся серьёзные исследования - к примеру, так уже происходит в Московской области.

На некоторых проблемных вопросах креативных индустрий Евгений Сафронов остановился более подробно:

- Многие организации выступают против включения себя в категорию креативных индустрий, так как они выполняют бюджетные задания и опасаются, что это им помешает. Также непонятно, относится ли коммерческая деятельность бюджетных организаций к креативным индустриям, ведь они по определению UNCTAD должны получать прибыль, а в данном случае это невозможно. Также очень важна и инфраструктура. Относится ли, например, продажа билетов к креативным индустриям? Против этого уже категорически выступают некоторые ведущие министерства. До сих пор непонятна ситуация с производством музыкальных инструментов - поскольку они относятся к Минпромторгу, там должны подтвердить, что это входит в креативные индустрии, и, соответственно, взять на себя определенные обязательства, и это может стать проблемой. И, конечно, целый пласт вопросов скрыт в проблеме использования в креативных индустриях результатов интеллектуальной деятельности граждан зарубежных, особенно недружественных государств.

Рассмотрел Евгений Сафронов и отдельные сегменты российской сферы культуры:

- К креативным или культурным индустриям (это синонимы) в каждой стране существует индивидуальный подход. В России, например, музеи относятся к креативным индустриям, а где-то — нет. Зато в Индонезии, к примеру, в них включается производство мебели. Такой разнобой характерен для всего мира.

Если анализировать обороты сегментов сферы культуры, то бросается в глаза то, что больше всего в России зарабатывают на культуре информационно-коммуникационные технологические компании — около 30%. Далее идет культурный досуг (преимущественно — туризм) — 26%. Архитектура, искусство и сохранение наследия — 12%, остальные сегменты не набирают и 10%.

Роль информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры до сих пор недостаточно оценена. Обороты крупнейших компаний как у нас в стране, так и в мире, сформированы в значительной (если не большей) части именно за счет предоставления аудитории доступа к произведениям.Если мы возьмём любой компьютер и посмотрим статистику использования, то увидим, что большую часть времени он применяется для передачи и потребления произведений- кино, музыки, фото, литературы и т.п. Организации ИКТ, как видно из диаграммы, на этом зарабатывают больше всех в культурных индустриях, при этом практически не делясь с создателями этих произведений. Диаграмма наглядно показывает диспропорцию между индустриями - те, в которых творцы получают достойное вознаграждение, составляют наименьшую долю культурной экономики, а вот лидеры стараются не платить. Механизмы для ликвидации этой несправедливости действуют, но пока, на мой взгляд, не очень эффективно.

Так будет всегда, но сейчас это можно сделать чуть-чуть справедливее - хотя бы процентов на 20-30 - и это сразу почувствуют и создатели и слушатели. Без решения этого вопроса о самостоятельном развитии креативных индустрий и говорить нечего - надежда только на постоянные государственные вливания.

С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.
Замечания и предложения по исследованию просьба направлять на research@intermedia.

Фото: предоставлено организаторами мероприятия
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, Российская креативная неделя

Александр Петлюра отметит столетие Пани Брони

кадр из видео

Показ спектакля Александра Петлюры «Мосфильм, злая!!!» состоится 5 мая 2024 года в Театре Стаса Намина (Зелёном театре Парка Горького). Он посвящен 100-летию со дня рождения легенды московского андеграунда 1990-х Брониславы Дубнер.

Бронислава Дубнер — уникальная фигура в культуре 90-х, художница, актриса, участница множества перформансов Александра Петлюры. С лёгкой руки художника и режиссёра она вошла не только в отечественное, но и в мировое современное искусство как Пани Броня или Белое Облачко, став музой самого Петлюры и «талисманом» знаменитого сквота «Заповедник искусств на Петровском бульваре». Это пространство, также созданное Александром Петлюрой, в 1990–1995 было центром московского альтернативного искусства, здесь проходили выставки, кинопоказы и показы мод, концерты и дискотеки, а также акции и перформансы. На двери сквота висела табличка «Здесь живёт Мосфильм и злая собака», призванная защитить его обитателей от нежелательных визитов, включая представителей власти.

С этой надписью и связано название спектакля, который станет первой частью юбилейного вечера 5 мая. В постановке, основанной на биографии главной героини, примут участие актёры Ксения Орлова и Сергей Фролов, дочери режиссёра Александра Петлюры Симона, Ульяна и Аврора, свидетели и участники художественной жизни 1990-х и «Заповедника искусств» и приглашённые перформеры. В пространстве Зелёного театра будет также открыта фотовыставка, отражающая все периоды жизни Пани Брони от детства и юности до последних лет, включая документальные и художественные снимки, на которых запечатлены все арт-проекты с её участием.

По окончании спектакля пройдет концерт-«перформанс», в котором примут участие группа «Север», Pakava it orchestra, группа «ОтЗвуки Му», группа «Корабль», Оркестр Жени Калачёва, Алексей Тегин, Брейтерман, DJ Осадчий, Алла Перова, Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, Святослав Пономарёв (PURBA), группа «Бостонское чаепитие», Даниил Родионов и Тая, Майк Гадалов.

Фото: кадр из видео
Теги: анонс спектакля
β 16+