Анастасия Талызина вышла замуж за Сергея Новосада«Евровидение 2025» пройдет в БазелеOasis возвращаются на сцену после 15-летнего перерываДжастин и Хейли Бибер стали родителямиСергей Полунин и Елена Ильиных поженилисьНастасья Самбурская выходит замужДава позвал замуж Мари КраймбрериБен Аффлек и Дженнифер Лопес все-таки разводятсяУмер ведущий первых советско-американских телемостов Фил ДонахьюУмер Ален ДелонКак блокировка YouTube повлияет на музыкальную индустрию в России? - объясняют эксперты TopHitЛариса Долина обвинила в продаже своей квартиры мошенников с УкраиныЛиза Арзамасова стала дважды мамойКонцерты Тейлор Свифт в Вене отменили из-за угрозы терактаAerosmith прекращают гастрольную деятельность из-за проблем с вокалом Стивена Тайлера«Культурной столице 2026 года» предрекли рост, процветание и хорошую компаниюСкончался гитарист «СерьГи» и «Мордора» Сергей ЛевитинКети Топурия стала трижды мамойСирша Ронан и Джек Лауден поженилисьИсследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чарты

Эксперты InterMedia представили исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023»

Midjourney

Исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023» представили эксперты информационного агентства InterMedia 27 декабря 2023 года. Ранее выдержки из этой работы были опубликованы в материале РБК «Доходы пиратов выросли почти в 2 раза после ухода Netflix и Голливуда» от 26 декабря.

По итогам 2022 года общий финансовый оборот сферы культуры в России составил 4 424,6 млрд рублей. За пять лет с допандемийного 2018 года рост составил 33,9%.

Больше всего за этот срок выросли ассигнования из бюджетов всех уровней – на 47,1% (с 589,8 млрд рублей до 867,8 млрд рублей). Доходы от коммерческой деятельности выросли не так значительно – на 31% (с 2 714,5 млрд рублей до 3 556,8 млрд рублей). Это неудивительно, учитывая, что за прошедшие пять лет предпринимателей затронула и пандемия коронавируса, и специальная военная операция на Украине.

Тренд на рост бюджетных ассигнований на фоне падения или стагнации доходов от коммерческой деятельности во многих секторах, как и ряд других, ранее описывался в ежегодном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ».

Согласно прогнозам экспертов InterMedia, по итогам 2023 года оборот культурных индустрий составит 4 723,7 млрд рублей, что на 6,8% выше, чем в 2022 году.

Показатели культурных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2018–2022 гг., млн руб.

Источник: InterMedia

Для большей наглядности было решено объединять все сегменты культурной экономики в смысловые блоки.

Основные блоки культурной экономики, 2022 г.

Источник: InterMedia

Самым объемным, как и в прошлые годы, оказался блок «Техника и телекоммуникации». В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Продажа бытового электронного и музыкального оборудования, включая музыкальные инструменты;

– Предоставление услуг мобильного и широкополосного доступа в интернет провайдерами;

– Работа дата-центров на территории РФ, в т.ч. по предоставлению облачных услуг.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 340,2 млрд рублей. Рост за пять лет составил 47,8%. В 2023 году также планируется рост – до 1 444,7 млрд рублей.

На втором месте оказался культурный досуг. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Оказание туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;

– Работа домов культуры, парков культуры и отдыха, зоопарков и др.;

– Продажи видеоигр, в т.ч. микротранзакции и платные подписки.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 152,4 млрд рублей. Рост за пять лет составил 34%. В 2023 году также планируется рост – до 1 191 млрд рублей.

Только эти два блока смогли преодолеть отметку в триллион рублей.

Самый быстрый рост за пять лет показал блок «Телевидение и видеосервисы». За пять лет он вырос на 59,3% – с 321,2 млрд рублей до 511,6 млрд рублей.

В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Деятельность эфирного телевидения;

– Работа платного ТВ;

– Работа легальных видеосервисов

При этом только в 2022 году все эти сегменты вместо роста показали некоторую стагнацию. Так, легальные видеосервисы, которые ранее были основным драйвером и прирастали приблизительно на треть год к году, упали на 13% (с 99,6 млрд рублей до 86,6 млрд рублей). В 2023 году планируется рост, но небольшой – до 89,7 млрд рублей.

Единственным блоком, показавшим за эти пять лет падение, оказались зрелищные мероприятия. С 2018 года финансовый оборот входящих в него сегментов сократился на 7,8% – с 284,5 млрд рублей до 262,4 млрд рублей. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);

– Неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.);

– Кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей).

Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.

Из общего оборота зрелищных мероприятий 141,5 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 120,9 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.

Согласно прогнозу, по итогам 2023 года обороты составят 315,5 млрд рублей. Из этой суммы 155,5 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 160 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.

Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2023 года приблизится к объемам допандемийного 2019 года.

В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 132,6 млрд рублей против 72,9 млрд рублей. В 2022 году тренд остался неизменным: 141,5 млрд рублей против 120,9 млрд рублей.

Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2023 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 160 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 155,5 млрд рублей.

С каждым годом все заметнее становится тренд, связанный с изменением структуры доходов афишных мероприятий. Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 46% и 54% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них в 2020 году пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.

По итогам 2022 года доля бюджетных организаций составила 65%. По прогнозам InterMedia, по итогам 2023 года их доля также останется доминирующей. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.

Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2023 года превзойдут результат 2019 года на 21%.

Подробнее зрелищные мероприятия рассматривались в отдельном материале – «Музыка и зрелища: эксперты InterMedia представили индустриальный отчет за 2018–2023 годы» от 13 ноября 2023 года.

Блок издательской деятельности вырос за пять лет на 23,6%. Однако входящие в его состав сегменты показали разнонаправленные тренды.

Так, книжная отрасль в 2022 году переломила отрицательную динамику и демонстрирует постепенный рост, который сохраняется и по итогам 2023 года. По предварительным данным, в 2023 году продажи печатных, электронных и аудиокниг составят 100 млрд рублей против 99,8 млрд рублей в 2022 году и 63,4 млрд рублей в 2021 году.

Небольшой прирост зафиксирован в сфере настольных игр: предварительные продажи в 2023 году достигнут 25 млрд рублей против 24 млрд рублей в 2022 году и 19,5 млрд рублей в 2021 году.

Продажи фильмов и сериалов на физических носителях демонстрируют снижение на протяжении всех пяти лет наблюдений.

Отрицательную динамику на продажу музыкальных произведений на физических носителях удалось остановить в 2021 году благодаря вернувшейся популярности виниловых пластинок. Однако в 2022 году финансовый оборот этого сегмента оказался ниже, чем в 2018 году (230 млн рублей против 380 млн рублей). В 2023 году планируется стагнация.

Рынок нелегальных сервисов (стриминг аудио-, видео- и книг, торренты, каналы в мессенджерах и др.) в России за пять лет вырос почти в два раза – с 5,2 млрд рублей до 10 млрд рублей. При этом основной рост пришелся на последние пару лет. По прогнозам, оборот нелегальных сервисов в России по итогам 2023 года составит 12 млрд рублей, что на 71,4% выше, чем в 2021 году (7 млрд рублей).

Рост этого рынка в первую очередь связан с тем, что некоторые крупные зарубежные дистрибьюторы кино и музыки ушли из легального поля, но желание потреблять такой контент у аудитории не исчезло.

Говоря о нелегальной продукции, стоит также отметить еще один сегмент, который пока с трудом поддается подсчетам и не учитывается в «Экономика культуры РФ 2018-2023». Это рынок контрафактной продукции, изготовленной с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на персонажей анимации, видеоигр, кино и т.д.

По оценке экспертов Semenov&Pevzner Романа Пчелинцева и Карины Скомороховой, в период с 2018 по 2022 год было более 60 тыс. выявленных случаев реализации такой продукции. При этом в настоящий момент отсутствуют официально опубликованные данные об объемах продаж контрафактной продукции на территории РФ.

По оценке экспертов, динамика за последние несколько лет не претерпела значительного всплеска, а, скорее, сохранилась на уровне 2020 года. Одной из причин этого можно назвать временную приостановку активных действий по защите брендов иностранными правообладателями.

– По открытым источникам (kad.arbitr), с 2018 по 2019 год произошел прирост количества обращений правообладателей в арбитражные суды на 75%. При этом уже в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, прирост составлял не более 30% – количество судебных дел, возбужденных по факту реализации контрафактной продукции превысило 12 500. В период с 2020 года динамика сохраняется. – прокомментировали эксперты Semenov&Pevzner.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни значительного снижения выявляемых контрафактных продуктов, ни резкого роста не произошло. Сейчас некоторые иностранные правообладатели заняли позицию ожидания и пристально следят за рынком.

Исходя из статистики Федеральной таможенной службы РФ, импорт контрафакта в последние годы несколько снизился по сравнению с 2018–2019 годами. В качестве причины эксперты Semenov&Pevzner называют сначала ковидные и пост-ковидные сложности с логистикой, а потом уже санкционную перестройку логистических цепочек и легализацию параллельного импорта.

– Из отчетных данных ФТС РФ мы видим, что большая часть ввозимого в страну контрафакта – это «классические» подделки (использование товарных знаков известных брендов). Существенно меньшую часть в статистике возбужденных дел составляют подделки, нарушающие авторские и смежные права. Обычно это товары, маркированные известными персонажами или фрагментами кино- и мультфильмов, игр, книг. Их крайне сложно выявить в ходе таможенного контроля, – комментируют эксперты.

По мнению главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, экономика культуры практически восстановилась до доковидного состояния. Однако произошло это за счет заметного роста бюджетного финансирования

– Возможно, это свидетельствует о крепнущем понимании властями значения культуры как основы общества. В то же время предпринимательскому сектору – особенно зрелищным индустриям – до восстановления пока еще далеко, – сказал Евгений Сафронов в комментарии для РБК.

Павел Соломатин, InterMedia

Сегодня 50 лет Ренарсу Кауперсу

01.09.2024 08:14 Музыка Рубрика: Хроника 16+
соцсети

1 сентября 2024 года, воскресенье.

Театр-студия Всеволода Шиловского открывает сезон «Зойкиной квартирой».

Восьмой сезон «Ты супер!» стартует на НТВ.

27 лет певице Асии.

27 лет актёру Денису Нурулину.

28 лет актрисе и певице Зендае.

29 лет певице Мэйби Бэйби.

33 года актрисе Ирине Антоненко.

33 года актрисе Вере Панфиловой.

34 года экс-участнице группы «Серебро» Дарье Шашиной.

35 лет основателям группы Tokio Hotel Тому и Биллу Каулитцам.

37 лет актрисе Зое Бербер.

37 лет актрисе Стефани Кениг.

38 лет актёру Антону Лапенко.

38 лет модели Елене Перминовой.

40 лет композитору Людвигу Йоранссону.

41 год актрисе Дарье Мороз.

42 года участнику группы «25/17» Антону Завьялову.

43 года актёру Бойду Холбруку.

45 лет экс-скрипачке группы «Король и шут» Марии Нефёдовой.

48 лет актёру Владимиру Кошевому.

50 лет актёру Берну Горману.

50 лет Ренарсу Кауперсу.
Ренарс Изидорович Кауперс родился 1 сентября 1974 года в Елгаве. Латышский певец, лидер и вокалист рок-группы Brainstorm (Prta Vtra).

51 год певцу Сергею Бобунцу.

55 лет назад была образована группа «Песняры».

60 лет назад на экраны вышла телепередача «Спокойной ночи, малыши!».

66 лет актёру Сергею Гармашу.

67 лет певице Глории Эстефан.

78 лет одному из основателей группы Bee Gees Барри Гиббу.

105 лет назад открылась первая в мире Государственная киношкола, ныне известная как Всероссийский государственный институт кинематографии им. А.С.Герасимова.

170 лет назад родился композитор и дирижёр Энгельберт Гумпердинк (1854-1921).

2 сентября.

День рождения Валентина Гафта отметят в ЦДЛ, чтобы собрать средства на издание серии его книг.

Премьера сериала «Третье сентября» состоится 2 сентября.

«Просто Михалыч» возвращается на ТНТ.

42 года основателю и гитаристу группы «Гран-Куражъ» Михаилу Бугаеву.

43 года актёру Алексею Чадову.

50 лет лидеру группы «Томшин бэнд» Владимиру Томшину.

52 года солисту группы «Би-2» Лёве Би-2 (признан иноагентом в РФ).

58 лет актрисе Сальме Хайек.

60 лет актёру Киану Ривзу.

65 лет основателю Cirque du Soleil Ги Лалиберте.

71 год актрисе Елене Прокловой.

72 года продюсеру Борису Зосимову.

80 лет актёру Александру Филиппенко.

40 лет назад умер актёр Сергей Мартинсон (1899-1984).

115 лет назад родился кинорежиссёр Илья Фрэз (1909-1994).

3 сентября.

28 лет певице Дане Соколовой.

29 лет режиссёру Екатерине Тодоровской.

39 лет певице Татьяне Котовой.

45 лет гитаристу группы 30 Seconds to Mars Томиславу Миличевичу.

46 лет клавишнику группы «Фрукты» Олегу Белову.

48 лет солистке группы «Мельница» Хелависе.

52 года певице Лике Стар.

55 лет режиссёру и сценаристу Ноа Баумбаку.

59 лет актрисе Марине Зудиной.

59 лет актёру Чарли Шину.

71 год кинорежиссёру и сценаристу Жану-Пьеру Жене.

78 лет актёру Юрию Кузнецову.

180 лет назад родилась жена Льва Толстого Софья Толстая (1844-1919).

Фото: соцсети На фото: Ренарс Кауперс
Теги: Ренарс Кауперс, события дня
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Умер белорусский актер Георгий Малявский

кадр из сериала

Советский и белорусский актер Георгий Малявский скончался 31 августа 2024 года в возрасте 77 лет в Минске. О его смерти сообщило белорусское издание «Наша нива».

Георгий родился 16 октября 1946 года в Минске, в 1970-м окончил актерский факультет Белорусского театрально-художественного института, работал в Бобруйском театре драмы и комедии, а с 1971-го – в Белорусском театре имени Янки Купалы. В 1990 году был удостоен звания заслуженного артиста Белорусской ССР.

Малявский снялся почти в 30 фильмах и сериалах. В их числе «Наваждение», «Семейный детектив», «Уездная драма», «Доброе имя», «Куба», «Доброе имя», «Отчим», «Вспышка», «Повышая градус», «Праведник» и др.

Фото: кадр из сериала "Вспышка"
Теги: смерть

Стиви Уандер призвал американцев объединиться в новой песне

31.08.2024 19:04 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Стиви Уандер выпустил 30 августа 2024 года новый сингл «Can We Fix Our Nation’s Broken Heart?». В песне американский музыкант обращается к своим соотечественникам с просьбой объединиться ради будущих поколений.

Релиз состоялся через неделю после того, как Уандер выступил на съезде Демократической партии, призвав собравшихся выбрать «радость вместо гнева» и свою исполнив композицию 1973 года «Higher Ground».

Фото: обложка сингла
Теги: Стиви Уандер, новый сингл
β 16+