Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

Эксперты InterMedia представили исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023»

Midjourney

Исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023» представили эксперты информационного агентства InterMedia 27 декабря 2023 года. Ранее выдержки из этой работы были опубликованы в материале РБК «Доходы пиратов выросли почти в 2 раза после ухода Netflix и Голливуда» от 26 декабря.

По итогам 2022 года общий финансовый оборот сферы культуры в России составил 4 424,6 млрд рублей. За пять лет с допандемийного 2018 года рост составил 33,9%.

Больше всего за этот срок выросли ассигнования из бюджетов всех уровней – на 47,1% (с 589,8 млрд рублей до 867,8 млрд рублей). Доходы от коммерческой деятельности выросли не так значительно – на 31% (с 2 714,5 млрд рублей до 3 556,8 млрд рублей). Это неудивительно, учитывая, что за прошедшие пять лет предпринимателей затронула и пандемия коронавируса, и специальная военная операция на Украине.

Тренд на рост бюджетных ассигнований на фоне падения или стагнации доходов от коммерческой деятельности во многих секторах, как и ряд других, ранее описывался в ежегодном исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ».

Согласно прогнозам экспертов InterMedia, по итогам 2023 года оборот культурных индустрий составит 4 723,7 млрд рублей, что на 6,8% выше, чем в 2022 году.

Показатели культурных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2018–2022 гг., млн руб.

Источник: InterMedia

Для большей наглядности было решено объединять все сегменты культурной экономики в смысловые блоки.

Основные блоки культурной экономики, 2022 г.

Источник: InterMedia

Самым объемным, как и в прошлые годы, оказался блок «Техника и телекоммуникации». В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Продажа бытового электронного и музыкального оборудования, включая музыкальные инструменты;

– Предоставление услуг мобильного и широкополосного доступа в интернет провайдерами;

– Работа дата-центров на территории РФ, в т.ч. по предоставлению облачных услуг.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 340,2 млрд рублей. Рост за пять лет составил 47,8%. В 2023 году также планируется рост – до 1 444,7 млрд рублей.

На втором месте оказался культурный досуг. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Оказание туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;

– Работа домов культуры, парков культуры и отдыха, зоопарков и др.;

– Продажи видеоигр, в т.ч. микротранзакции и платные подписки.

Все доходы этого блока в 2022 году составили 1 152,4 млрд рублей. Рост за пять лет составил 34%. В 2023 году также планируется рост – до 1 191 млрд рублей.

Только эти два блока смогли преодолеть отметку в триллион рублей.

Самый быстрый рост за пять лет показал блок «Телевидение и видеосервисы». За пять лет он вырос на 59,3% – с 321,2 млрд рублей до 511,6 млрд рублей.

В него вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Деятельность эфирного телевидения;

– Работа платного ТВ;

– Работа легальных видеосервисов

При этом только в 2022 году все эти сегменты вместо роста показали некоторую стагнацию. Так, легальные видеосервисы, которые ранее были основным драйвером и прирастали приблизительно на треть год к году, упали на 13% (с 99,6 млрд рублей до 86,6 млрд рублей). В 2023 году планируется рост, но небольшой – до 89,7 млрд рублей.

Единственным блоком, показавшим за эти пять лет падение, оказались зрелищные мероприятия. С 2018 года финансовый оборот входящих в него сегментов сократился на 7,8% – с 284,5 млрд рублей до 262,4 млрд рублей. В этот блок вошли следующие сегменты культурной экономики:

– Афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);

– Неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.);

– Кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей).

Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.

Из общего оборота зрелищных мероприятий 141,5 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 120,9 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.

Согласно прогнозу, по итогам 2023 года обороты составят 315,5 млрд рублей. Из этой суммы 155,5 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 160 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.

Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2023 года приблизится к объемам допандемийного 2019 года.

В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 132,6 млрд рублей против 72,9 млрд рублей. В 2022 году тренд остался неизменным: 141,5 млрд рублей против 120,9 млрд рублей.

Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2023 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 160 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 155,5 млрд рублей.

С каждым годом все заметнее становится тренд, связанный с изменением структуры доходов афишных мероприятий. Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 46% и 54% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них в 2020 году пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.

По итогам 2022 года доля бюджетных организаций составила 65%. По прогнозам InterMedia, по итогам 2023 года их доля также останется доминирующей. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.

Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2023 года превзойдут результат 2019 года на 21%.

Подробнее зрелищные мероприятия рассматривались в отдельном материале – «Музыка и зрелища: эксперты InterMedia представили индустриальный отчет за 2018–2023 годы» от 13 ноября 2023 года.

Блок издательской деятельности вырос за пять лет на 23,6%. Однако входящие в его состав сегменты показали разнонаправленные тренды.

Так, книжная отрасль в 2022 году переломила отрицательную динамику и демонстрирует постепенный рост, который сохраняется и по итогам 2023 года. По предварительным данным, в 2023 году продажи печатных, электронных и аудиокниг составят 100 млрд рублей против 99,8 млрд рублей в 2022 году и 63,4 млрд рублей в 2021 году.

Небольшой прирост зафиксирован в сфере настольных игр: предварительные продажи в 2023 году достигнут 25 млрд рублей против 24 млрд рублей в 2022 году и 19,5 млрд рублей в 2021 году.

Продажи фильмов и сериалов на физических носителях демонстрируют снижение на протяжении всех пяти лет наблюдений.

Отрицательную динамику на продажу музыкальных произведений на физических носителях удалось остановить в 2021 году благодаря вернувшейся популярности виниловых пластинок. Однако в 2022 году финансовый оборот этого сегмента оказался ниже, чем в 2018 году (230 млн рублей против 380 млн рублей). В 2023 году планируется стагнация.

Рынок нелегальных сервисов (стриминг аудио-, видео- и книг, торренты, каналы в мессенджерах и др.) в России за пять лет вырос почти в два раза – с 5,2 млрд рублей до 10 млрд рублей. При этом основной рост пришелся на последние пару лет. По прогнозам, оборот нелегальных сервисов в России по итогам 2023 года составит 12 млрд рублей, что на 71,4% выше, чем в 2021 году (7 млрд рублей).

Рост этого рынка в первую очередь связан с тем, что некоторые крупные зарубежные дистрибьюторы кино и музыки ушли из легального поля, но желание потреблять такой контент у аудитории не исчезло.

Говоря о нелегальной продукции, стоит также отметить еще один сегмент, который пока с трудом поддается подсчетам и не учитывается в «Экономика культуры РФ 2018-2023». Это рынок контрафактной продукции, изготовленной с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на персонажей анимации, видеоигр, кино и т.д.

По оценке экспертов Semenov&Pevzner Романа Пчелинцева и Карины Скомороховой, в период с 2018 по 2022 год было более 60 тыс. выявленных случаев реализации такой продукции. При этом в настоящий момент отсутствуют официально опубликованные данные об объемах продаж контрафактной продукции на территории РФ.

По оценке экспертов, динамика за последние несколько лет не претерпела значительного всплеска, а, скорее, сохранилась на уровне 2020 года. Одной из причин этого можно назвать временную приостановку активных действий по защите брендов иностранными правообладателями.

– По открытым источникам (kad.arbitr), с 2018 по 2019 год произошел прирост количества обращений правообладателей в арбитражные суды на 75%. При этом уже в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, прирост составлял не более 30% – количество судебных дел, возбужденных по факту реализации контрафактной продукции превысило 12 500. В период с 2020 года динамика сохраняется. – прокомментировали эксперты Semenov&Pevzner.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни значительного снижения выявляемых контрафактных продуктов, ни резкого роста не произошло. Сейчас некоторые иностранные правообладатели заняли позицию ожидания и пристально следят за рынком.

Исходя из статистики Федеральной таможенной службы РФ, импорт контрафакта в последние годы несколько снизился по сравнению с 2018–2019 годами. В качестве причины эксперты Semenov&Pevzner называют сначала ковидные и пост-ковидные сложности с логистикой, а потом уже санкционную перестройку логистических цепочек и легализацию параллельного импорта.

– Из отчетных данных ФТС РФ мы видим, что большая часть ввозимого в страну контрафакта – это «классические» подделки (использование товарных знаков известных брендов). Существенно меньшую часть в статистике возбужденных дел составляют подделки, нарушающие авторские и смежные права. Обычно это товары, маркированные известными персонажами или фрагментами кино- и мультфильмов, игр, книг. Их крайне сложно выявить в ходе таможенного контроля, – комментируют эксперты.

По мнению главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, экономика культуры практически восстановилась до доковидного состояния. Однако произошло это за счет заметного роста бюджетного финансирования

– Возможно, это свидетельствует о крепнущем понимании властями значения культуры как основы общества. В то же время предпринимательскому сектору – особенно зрелищным индустриям – до восстановления пока еще далеко, – сказал Евгений Сафронов в комментарии для РБК.

Павел Соломатин, InterMedia

Пак Чхан Ук превратит свой фильм «Олдбой» в сериал

постер к фильму

Режиссер Пак Чхан Ук работает над англоязычным ремейком своего фильма «Олдбой» (Oldboy) в формате сериала в партнерстве с Lionsgate Television. Как сообщает Deadline, Пак, который был режиссером и соавтором оригинального фильма 2003 года, собирается продюсировать сериал вместе с партнером-продюсером Сидом Лимом.

«Олдбой» представляет собой адаптацию одноименной японской манги, написанной Гароном Цучия. Обыкновенный и ничем непримечательный бизнесмен О Дэ-cу (в фильме его сыграл Чхве Мин-сик) в день трёхлетия своей дочери по пути домой напивается, начинает хулиганить и закономерно попадает в полицейский участок. Из участка его под своё поручительство забирает друг детства. Пока тот звонит жене незадачливого пьяницы, О Дэ-су пропадает. Неизвестные похищают его и помещают в комнату без окон на 15 лет. А когда он наконец оказывается на свободе, и у него есть всего пять дней, чтобы найти своих похитителей.

«Олдбой» — второй фильм в трилогии Пака «Месть» после «Сочувствия господину Месть» (2002) и предшествующий «Сочувствию госпоже Месть» (2005). Он получил множество наград, включая Гран-при в Каннах в 2004 году, впервые для южнокорейского фильма. Спайк Ли в 2013 году снял его англоязычный ремейе, где Джош Бролин сыграл главного героя Джо Дусетта.

- Lionsgate Television разделяет мое творческое видение того, как привести «Олдбоя»в мир телевидения, - заявил Пак.

- Пак — один из самых дальновидных рассказчиков нашего поколения, и мы рады сотрудничать с ним в воплощении его кинематографического шедевра на телеэкране, — говорит исполнительный вице-президент и руководитель отдела разработки сценариев Lionsgate Television Скотт Хербст. - Эта адаптация «Олдбоя» будет включать в себя необузданную эмоциональную силу, культовые боевые сцены и интуитивный стиль, которые сделали фильм классикой.

Пак также известен как режиссер фильмов «Служанка» (2016) и «Решение уйти» (2022), принесшее ему награду за лучшую режиссуру в Каннах, «Стокер» (2013) и «Жажда» (2009), он также снял англоязычные сериалы «Маленькая барабанщица» (2018) и «Сочувствующий», премьера которого состоялась на видеосервисе Max в середине апреля.

Источник: Deadline Фото: постер к фильму
Теги: Олдбой, ремейки, Пак Чхан Ук, сериалы
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

У сериала «Ради всего человечества» будет спин-офф о советских космонавтах «Звездный городок»

постер к сериалу

Научно-фантастический сериал «Ради всего человечества» (For All Mankind) видеосервиса Apple TV+ продлен на пятый сезон. «ИнтерМедиа» напоминает, что действие многосерийного телефильма разворачивается в альтернативной реальности, где первыми на Луну в 1969 году высадились советские космонавты, а не американские астронавты, и США таким образом проиграли СССР в космической гонке. Второй и третий сезоны рассказывали об изменении глобального ландшафта и ожесточенной конкуренции между корпорациями и государственными организациями за исследование Солнечной системы, а действие четвертого сезона происходило в 2000-е и было посвящено проблемам колонизации Марса. Одну из ролей в этом сезоне исполнила российско-американская актриса Мария Машкова.

Сюжет пятого сезона пока не обнародован, но объявлено, что шоураннеры «Ради всего человечества» Мэтт Уолперт и Бен Недиви, а также продюсер Рональд Д. Мур работают над его спин-оффом о советских космонавтах под названием «Звездный городок» (Star City). Как пишет Variety, он позиционируется как «параноидальный триллер, который возвращает нас к ключевому моменту в альтернативном пересказе космической гонки – когда Советский Союз стал первой страной, отправившей человека на Луну». Сериал «исследует историю из-за железного занавеса, показывая жизни космонавтов, инженеров и офицеров разведки, включенных в их число в советскую космическую программу, а также риски, на которые они все пошли, чтобы продвинуть человечество вперед».

- Наше увлечение советской космической программой росло с каждым сезоном «Для всего человечества», - говорят Уолперт и Недиви. - Чем больше мы узнавали об этом секретном городе в подмосковных лесах, где работали и жили советские космонавты и инженеры, тем больше нам хотелось рассказать эту историю о другой стороне космической гонки. Мы очень рады продолжить создание вселенной альтернативной истории «Для всего человечества» вместе с нашими партнерами из Apple и Sony.

Каст и даты выхода обоих проектов пока не объявлены.

Рецензия на альбом Dead Blonde «Перестройка»: От перестройки к перестрелке

обложка альбома

2024, Dead Blonde.

Оценка: 7 из 10.

Ну а кто ещё должен был выпустить концептуальный альбом про перестройку, если не Арина Буланова с Давидом Деймуром, собаку съевшие на циничных стилизациях советской перестроечной/постперестроечной попсы? Арина родилась в 1999 году, Давид – в 1993-м, то есть их воспоминаниям о перестройке можно доверять. Впрочем, сама Dead Blonde объясняет, что концепция альбома, который изначально назывался «Советская девчонка», заключается не в рассказе о перестройке в стране (закончившейся развалом страны), а о перестройке личности главной героини: «Как она превращается из простой, наивной, милой советской девочки, которая верит в коммунизм и в светлое будущее, в такую матерую стерву». Более того, по задумке Арины и Давида, альбом «Перестройка» является приквелом к первым альбомам Dead Blonde и GSPD. Как шутили в конце 80-х, «следующая стадия перестройки - перестрелка», а потом оказалось, что это не такая уж и шутку. Так что мы уже знаем, что будет дальше с «перестроившейся» лирической героиней: всё там у неё сложилось неплохо, хотя местами и опасно.

Самыми удачными на диске «Перестройка» оказались начало и конец. Вступление вообще стилизовано под советскую радиопередачу, в которой Арина Буланова играет на фортепиано мелодию из вымышленного кинофильма «Перестройка». Композиция «Пионерка» изо всех сил пытается быть похожей на советскую детскую песенку (и советский синтипоп); благодаря тому, что Арина и Давид по возрасту не застали пионерию, песня похожа на мечты зуммеров о вкусном советском мороженом и справедливости «развитого социализма». Но звучит занятно. Песня под веским названием «Под красною звездой» сначала пытается немного побыть военным маршем, но потом останавливается на чём-то среднем между фолк-попом, частушкой и группой «Комбинация». А судя по строчке «Веселей, рабочий класс!» - ещё и «Любэ», которые сначала тоже стебались над совковой эстетикой, а потом возлюбили её всеми фибрами. Для лирической героини перестройка здесь тем более мила, что открывает перед ней большие возможности, в том числе финансовые.

Ну а дальше, по сути, альбом врывается в хаос 90-х. Концептуальность разбивается о тот факт, что треки «Снег растаял на плечах» и «Питер – город криминала» выходили отдельными синглами и занимали высокие места в чартах. Все эти приметы времени вроде парфюма из Югославии и подкинутых «калашей» довольно беспорядочно перемешаны как в песнях, так и в головах сочинителей. Зато музыка в полном соответствии с тенденциями начала 90-х становится всё более дикой и примитивной («Малолетка», «Детка Киллер»). К концу альбома «советская девчонка» находит себя в мрачном EDM («Адреналиновый укол»), а в финале определяется со своим будущим. Трек «Стань моим продюсером» автобиографично и трогательно описывает встречу Арины и Давида: «Стань моим продюсером, мы будем делать музыку, красивую и грустную, как будто твоя муза я». Песня стала впечатляющей кодой «Перестройки» - здесь певица даже почти отказывается от стёба и циничных стилизаций… ну разве что совсем немного намекает на попадание в шоу-бизнес через постель и на прочие нюансы взаимоотношений певицы и продюсера.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Dead Blonde
β 16+