Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.01.2021
23.01.2021
22.01.2021
21.01.2021

Рецензия на фильм «Супернова»: Мы – лишь пепел давно умерших звёзд

30.11.20 15:50 Раздел: Кино и сериалы Рубрика: Рецензии и обзоры16+
Рецензия на фильм «Супернова»: Мы – лишь пепел давно умерших звёзд

Оценка: 7 из 10

Драматический фильм «Супернова» был показан в рамках Таллинского кинофестиваля «Тёмные ночи», в российский прокат картина выходит 25 марта 2021 года. Режиссёр: Гарри Макквин. В ролях: Колин Фёрт, Стэнли Туччи, Пиппа Хэйвуд, Иэн Дрисдейл и другие.

Колин Фёрт за свою карьеру примерил немало самых неожиданных амплуа и отметился изображением многих поистине хрупких драматических персонажей, однако ни разу он ещё не представал настолько уязвимым, каким мы видим его в «Супернове». Стэнли Туччи уже всем доказал свою жанровую гибкость и способность как рассмешить зрителя в громком студийном блокбастере, так и напугать до чёртиков в жутком триллере о похищении девочки, однако он ещё никогда не погружался на такую драматическую глубину, на которой мы застаём его в картине Гарри Макквина. Два первоклассных британских актёра встречают своё величие, и это ещё не все хорошие новости о фильме.

Сэм (Колин Фёрт) и Таскер (Стэнли Туччи) вместе уже 20 лет. Они – тихая, любящая друг друга однополая пара интеллигентных мужчин, которые не самой тёплой осенью решили сесть в свой до урчания в животе уютный фургончик и попутешествовать в нём по красивым британским землям, вспомнить старые места, повидаться со знакомыми и родственниками, а также, естественно, просто насладиться компанией друг друга. Как будто в последний раз.

Кино открывается картиной звёздного неба, на котором сначала появляется звезда, затем она ярко светит и начинает угасать, пока окончательно не исчезает. Точно так же угасает и Таскер – ему диагностировали деменцию, стремительно прогрессирующую. Счёт практически пошёл на месяцы, отчего ни он, ни Сэм даже не раздумывали о целесообразности такого путешествия – все их заботы, дела, рабочие обязанности внезапно перестали иметь значение. Для обоих главное – растянуть это ощущение: быть рядом, чувствовать любовь и прикосновения, важность которых моментально переоценивается с пониманием скоротечности жизни.

Сэм настроен оптимистично, он верит, что Таскер пробудет с ним ещё долго и останется при этом в своём чистом уме. Таскер по профессии писатель, но его новую книгу ему, кажется, уже не удастся закончить – мысли путаются, фрагменты забываются. Сэм же каждый вечер провод тесты: записывает совместные разговоры на диктофон, одновременно фиксируя прогресс деменции и сохраняя частичку мужа на память. Их путешествие – не просто ностальгическая поездка по местам ушедших лет, а метафора принятия смерти.

У Таскера, кажется, с нею заключён особый договор – он решительно настроен покончить с собой, пока окончательно не потерял контроль над своим телом и сознанием (хотя уже сейчас уверен, что от прежнего Таскера осталась лишь внешняя оболочка). Сэм этого не знает, но наблюдая за их отношениями и его заботливой опёкой любимого, мы прекрасно понимаем, что он даже думать об этом не хочет. «Мы будем с тобой до конца». Наивность всегда идёт рука об руку с отрицанием неминуемого.

Гарри Макквин снял лиричный и очень нежный фильм. В нём нет ни пошлости, ни назидательности, ни дешёвых попыток разжалобить зрителя – чего вполне можно было ожидать от голливудской вариации на ту же тему. Британцы же подошли к вопросу тоньше и тише, чем принято с таким сюжетом. История вышла по-настоящему деликатной, образцово личной, оттого и максимально достоверной: все эмоции ни на йоту не кажутся поддельными, а драма – какой-то надуманной и выстраданной. Наоборот, «Супернова» — маленькое, практически интимное кино, к которому невозможно не проникнуться. Во многом за счёт двух прекрасных чувственных актёрских работ, впивающихся в душу во время просмотра мёртвой хваткой.

Долины, озёра, горы, склоны, узенькие дороги и необъятные равнины – Макквин так смакует восхитительные британские пейзажи, что аж щемит сердце, потому что, глядя на них, хочется бросить всё и податься туда самому. Оторваться от видов природы и в целом красоты фильма невозможно, ибо оператором в «Супернове» является легендарный Билл Поуп, чуть ли сейчас не главный мастер визуального искусства с британских земель. Будучи постоянным оператором Майка Ли (да, «Уильям Тёрнер», один из самых красивых фильмов в истории кино, это его рук дело), Поуп также работал у Линклейтера, Ридли Скотта и Эдварда Нортона над его «Сиротским Бруклином». Лента Гарри Макквина уж точно обогатит его профессиональное резюме.

«Супернова» — это тихая драма с двумя отличными актёрскими работами. Фёрт и Туччи, безусловно, выдают настоящий мастер-класс: в их отношения, любовь и зависимость друг от друга веришь с первых же кадров, отчего неминуемый финал истории для многих зрителей лёгким не покажется. При всей своей камерности и чувственности стараниями оператора Билла Поупа фильм приобретает ещё и размах с достаточной визуальной самобытностью, чтобы войти в число самых красивых картин 2020-го года.

Вадим Богданов, InterMedia

Фото: постер к фильму