Рецензия на сериал «Страна Лавкрафта»: Расизм, вампиры, призраки и другие ужасы Америки

Оценка: 7 из 10
Фантастический сериал по роману Мэтта Раффа «Страна Лавкрафта» выходит на видеосервисе Амедиатека с 17 августа 2020 года. Режиссёры: Дэниэл Сакхайм, Ян Деманж, Шери Дьюнай и другие. В ролях: Джонатан Мэйджерс, Джерни Смоллетт, Кортни Б. Вэнс, Майкл Кеннет Уильямс, Эбби Ли и другие.
Америка – страна ужасов и кошмаров. И ровно в тот момент, когда такое описание скорее подходит к ситуации на улицах американских штатов, нежели к синопсису сериала, выходит шоу, которое становится яркой аллегорией не только на события недавних месяцев крупнейшей после Канады страны по ту сторону Ледовитого океана, но и в целом на её исторический путь за последние 50-70 лет.
Сериал «Страна Лавкрафта» основан на одноимённой книге фантаста Мэтта Раффа, опубликованной всего лишь в 2016 году. Не прошло и пяти лет, как к первоисточнику присмотрелись сразу несколько крупных имён – Джей Джей Абрамс и Джордан Пил, оба в итоге ставшие продюсерами шоу. Шоураннером же каналом HBO была назначена Миша Грин, до этого трудившаяся на благо таких сериалов как «Подземка», «Герои» и «Сыны Анархии». «Страна Лавкрафта», безусловно, её самый крупный и дорогостоящий проект, а как мы видим по получившемуся результату, ещё и показательно ровный, последовательный, потенциальный зрительский хит.
В чём же изюминка романа, что его за столь короткий срок полюбило так много профессиональных рассказчиков не только страшилок, но и научно-фантастических историй с двойным дном? Во-первых, Рафф хорошенько так переполол всё творчество Говарда Лавкрафта, за счёт чего его роман стал настоящим Граалем для всех фанатов работ последнего – практически как «Первому игроку приготовиться» стал для гиков и фриков, взращенных на конкретном поп-культурном пласте. В сериале, который следует за романом буквально по пятам, не позволяя себе радикальных отклонений, весь этот лафкрафтовый лор прекрасно визуализирован – тентакли огромные, вампиры пугающие, призраки явно не из семейства Каспера.
Однако формула успеха произведения во многом обязана именно второму компоненту, коим является тема расизма в Америке эпохи законов Джима Кроу. То есть поставить огромных безжалостных монстров, культ злых волшебников, древние проклятия и злых духов в один ряд с расизмом выступило главный триггером успеха задумки, которая оказалась одновременно изобретательной и актуальной. Всей этой формуле сериал следует в полной мере, предлагая зрителям не просто хоррор-аттракцион как средство эскапизма, но и очередную пищу для ума, преподнесённую в основном через персонажей. Причём все три главных героя в сериале – чернокожие.
История начинается с того, как 22-летний ветеран войны в Корее Аттикус Фриман (стремительно набирающий обороты Джонатан Мэйджерс) возвращается домой в сегрегированную Америку 50-х и получает странное письмо от отца, который пропал, отправившись раскрыть какую-то серьёзную тайну предков. Аттикус решает незамедлительно отправиться на поиски папы, а компанию ему составляют его дядя Джордж (Кортни Б. Вэнс) и подруга детства Лети (Джерни Смоллетт), которая теперь расцвела как прекрасный цветок. Втроём они едут через всю Америку, сталкиваясь не только с расистскими предубеждениями, но и кое с чем пострашнее.
Однако это не синопсис всего сериала, а буквально лишь первой серии, которая явно вызовет у вас ассоциации с «Зелёной книгой», вот только не ждите душевной поездки по южным штатам с хрумканием куриных крылышек – вместо этого напряжённые погони, перестрелки, постоянная опасность для жизни и пронзающие ваши неравнодушие сердца всплески несправедливости в адрес главных героев. Порой, конечно, создатели сериала слегка перегибают палку (особенно в сцене, где белые всячески унижают чёрных под закадровый монолог Мартина Лютера Кинга), но в основном тема принижения на расовой почве здесь не выступает как эмоциональный инструмент, а скорее как условность того времени, без которой «Страну Лавкрафта» можно было бы счесть неправдоподобной.
Сюжет в сериале сквозной, пронизывающий несколько самостоятельных историй, отчего при просмотре складывается впечатление чтения книги: 1 и 2 серия – одна завершённая арка, 3 серия – уже другая и так далее. Герои остаются те же, и последствия принятых решений также преследуют их в дальнейшем, однако основная сюжетная линия постоянно меняется: от условной «Зелёной книги» повествование переходит к «Прочь», «Тьме», «Заклятию» и даже приключенческой серии игр вроде «Uncharted» с поисками тайных проходов в музее и утраченных страниц. Хотя стоит признать, что постоянные ассоциации с чем-то более известным вскоре становятся навязчивыми и начинают наносить вред оригинальности шоу – и это, вероятно, главная причина, по которой «Страна Лавкрафта» может растерять свою аудиторию к финальной серии.
Есть в сериале и несколько несомненно удачных решений. Главными из них является каст главных героев. Мэйджерс, откровение «Последнего чёрного в Сан-Франциско» и приятное дополнение к недавнему фильму Спайка Ли «Пятеро одной крови», выдаёт уверенный перфоманс, высокий уровень которого постоянно поддерживает Смоллетт. Кроме того, все основные персонажи сериала хорошо прописаны, и сюжет лучше всего раскрывается через их личные переживания событий вокруг. Перед нами не набор архетипов, не команда друзей из рядового ужастика, а галерея разных характеров, сформированных жизненным опытом и персональными убеждениями, и всё это постепенно находит своё отражение по мере развития сюжета.
Важно отметить очевидное. HBO снова сняли дорогой и визуально привлекательный сериал, любоваться которым одно удовольствие. Вслед за футуристичным «Миром Дикого Запада» и элегантным ретро «Перри Мэйсоном» канал со «Страной Лавкрафта» поднимает планку аудиовизуальной постановки среди всех своих продуктов этого года. Монтаж, движения камеры и первоклассные спецэффекты заставляют забыть о небольших сюжетных вторичностях и пробуксовках в середине сезона, а тщательно подобранный саундтрек из преимущественно композиций 21 века создаёт не меньше дюжины запоминающихся кинематографичных моментов, из которых так и хочется сделать отдельную нарезку. «Страна Лавкрафта» — эффектная и захватывающая альтернатива всем хоррор-антологиям, увидевшим свет за последние несколько лет, а также пока самый интригующий оригинальный проект HBO в этом сезоне.
Вадим Богданов, InterMedia
Турецкий ремейк «Холопа» покажут в онлайн-кинотеатре в феврале

Онлайн-премьера фильма «Холоп. Великолепный век» состоится 20 февраля 2025 года на Start. «ИнтерМедиа» напоминает, что турецкая комедия является ремейком российского фильма «Холоп». Главную роль сыграл Керем Бюрсин, а также снялись Ахмет Мюмтаз Тайлан, Эркан Колчак Кёстендиль, Мелис Сезен, Мелиса Дёнгель, Эджем Озкая, Гювен Кырач и другие. Режиссером стал Онур Унлю.
В центре сюжета – избалованный столичный мажор Мете (Бюрсин), измучивший своими выходками родного отца. В один прекрасный день он оказывается не в Стамбуле XXI века, а в замке вельможи времен Османской империи, да еще и на низшей ступени социальной лестницы. Хотя на самом деле это реалити-шоу, в ходе которого известный психолог готов превратить Мете в «хорошего мальчика».
В турецкий прокат «Холоп. Великолепный век» вышел в декабре 2024-го, в российский – в конце января и стал лидером бокс-офиса.
Кейт Уинслет снимет свой первый фильм по сценарию собственного сына

Кейт Уинслет находится в стадии подготовки к съемкам своего полнометражного режиссерского дебюта «Goodbye June» для Netflix. Как сообщает Screen Daily, сценарий написал Джо Андерс - сын Кейт и ее второго мужа, режиссера Сэма Мендеса. Фильм представляет собой современную вымышленную драму о раздробленной группе братьев и сестер, которые объединяются в неожиданных и сложных обстоятельствах.
Главные роли в картине сыграют Тони Колетт, Джонни Флинн, Андреа Райзборо, Тимоти Сполл, Хелен Миррен и сама Уинслет. Съемки пройдут в Великобритании в 2025 году, Уинслет также продюсирует проект вместе с Кейт Соломон и Working Title.
20-летний Джо Алфи Унислет Мендес (Андерс – его псевдоним) имеет некоторые актерские заслуги, включая главную роль в фильме Джулии Джекман 2023 года «Бонусный трек для Sky» и небольшие роли в фильме его отца Сэма Мендеса «1917» и биографической драме "Великая" с его матерью в главной роли фотографа Ли Миллер.
«Анора», «Сёгун» и «Хитрости» получили премии Гильдии сценаристов

77-я ежегодная церемония вручения премии Гильдии сценаристов (WGA Awards) состоялась 15 февраля 2025 года в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Главные кинонаграды получили Шон Бэйкер («Анора») за лучший оригинальный сценарий и Рамелли Росс и Джослин Барнс («Мальчишкин из «Никеля») за лучший адаптированный сценарий. За лучший сценарий документального фильма отмечен Марк Монро («Джим Хенсон: Человек-идея»).
В телевизионных номинациях три награды получил «Сёгун» (лучший драматический сериал, лучший новый сериал и лучший эпизод драмы) и две «Хитрости» (лучший комедийный сериал и лучший эпизод комедии), а за лучший сценарий мини-сериала отмечен «Пингвин».