Джон Уильямс и Боб Айгер стали последними рыцарями королевы ЕлизаветыРианна выступит на СупербоулеАлек Болдуин стал отцом в восьмой разBanger Fest отменён, но Tekashi69 выступитУмерла исполнительница роли медсестры Рэтчед Луиза ФлетчерПевице Нексюше диагностировали ВИЧФестиваль Banger Fest переезжает под крышуУмер режиссер «Вечного зова» Владимир КраснопольскийОльга Орлова сообщила о своей беременностиУ Джонни Деппа роман с его адвокатомИгорь Матвиенко стал народным артистом РоссииАллу Пугачеву проверяют на дискредитацию армииУмерла создатель «Программы А» и «Антропологии» Елена КарповаСергей Пускепалис погиб в ДТПКоролеву Елизавету II проводили в последний путь«Фабельманы» победили на кинофестивале в ТоронтоАлла Пугачёва требует признать её иноагентомМаксим Галкин* прокомментировал статус иноагентаУмер Игорь МасленниковМаксим Галкин признан иноагентом

Рецензия на фильм Вацлава Мархоула «Раскрашенная птица»: Инфернальная Одиссея

постер к фильму

Оценка: 8,5 из 10

Экранизацию скандального романа Ежи Косински «Раскрашенная птица» чешского режиссёра Вацлава Мархоула показали в конкурсе 76-го Венецианского кинофестиваля. В ролях: Петр Котлар, Удо Кир, Джулиан Сэндс, Алексей Кравченко, Стеллан Скарсгард.

Немолодой человек красит пойманную птицу и запускает в небеса. Та взмывает вверх, а через мгновение на неё набрасывается стая, чтобы разодрать в перья. Зрителю пока невдомёк, что это аллегория на все произведение, главный герой которого, подобно отмеченной твари, чужд всем вокруг, и становится объектом по-звериному неоправданного насилия. Показали уже немало, но впереди - настоящий ад, точнее - его картография. Как у Данте и Боттичелли, однако без пафоса и амбивалентности мира: здесь они замещаются абсурдистским ужасом и опустошённой иронией. «Раскрашенная птица» - своеобразная Одиссея по заброшенной, анархистской местности Восточной Европы во время Второй Мировой войны. Только без самого Улисса. Здесь на скитания обречён Телемах, ищущий дом, но так никогда его и не настигающий.

Фильм только начался, а журналисты и критики уже выходят из зала. Кажется, что-то не удалось. Отмотаем назад и начнём сначала - вдруг, сработает?

Первая сцена - сожжение несчастного хорька. Крестьянские пейзажи в черно-белой палитре. Еврейский мальчуган живёт у длинноволосой женщины преклонного возраста, ведёт быт, отстранённо рассматривает фотографию родителей.

Старушка внезапно умирает. Дом пылает в огне. Телемах отправляется в дальнейшее странствие. Он видит все человеческие немощи и пороки. Тут и библейская болезнь, и невежество, примитивная вера в магию и демонов, тотемы и табу, перверсии и макабр. Око за око и прах к праху, а в итоге - страсти по Мархоулу, не меньше, хотя и не без заимствований. Одно из главных - хичкоковский образ враждебной человеку вселенной через повторяющихся рефреном птиц - уже кинематографический архетип. Между склейками чувствуется и Алексей Герман, и «Иваново детство» Тарковского, и радикализм Ханеке с Триером.

Продакшн у картины оправданно гигантский: 11 лет съёмок и звездная россыпь на экране. В эпизодах - Удо Кир в роли деспотичного абьюзера-славянина, Стелан Скарсгард в качестве жалостливого фрица, Джулиан Сэндс - перверта. Изрядно повзрослевший Алексей Кравченко будто вернулся к собственной роли из «Иди и смотри». Все - с целью хладнокровно и последовательно сконструировать всепоглощающее месиво из выстрелов, пыток, жестокости, покалеченных тел и выдранных заживо глаз. Это вуайеризм и кино ощущений. Однако, стимуляция зрителя этим тотальным насилием происходит так долго, что органы чувств притупляются, оставляя на выжженной земле лишь болезненную иронию и подлинно кафкианский ужас.

Кругом - иррациональное и его мистические союзники. Трансгрессия и либертинаж. По аналогии с мифологическими произведениями в композиции непроизвольно проглядываются девятки: всего 9 минут диалогов на почти трёхчасовой хронометраж, 9 глав-эпизодов. Неслучайно, сам автор заявил, что в картине выжата и сконцентрирована вся эпическая поэзия книги. В «Раскрашенной птице» почти нет слов, нет вербализации, а чуть ли не единственная фраза мальчика обращена не к человеку, а к животному. Для коммуникации же между героями выбран искусственно созданный межславянский - межнациональный язык наподобие эсперанто, который понимаешь сразу же без перевода. Все потому, что ни одна нация не должна ассоциироваться с происходящим, и одновременно - задуманы параллели со всеми сразу. Это портрет человечества в его самой упаднической и разлагающейся форме.

Под конец просмотра покидают силы и надежда (хотя последнюю следовало бы оставить задолго до). Можно было бы допустить, что это кино для подготовленного фестивального зрителя, но готовым к нему быть попросту невозможно. В этом расширении границ дозволенного на экране - и его слабость, и преимущество.

Анна Стрельчук, Венеция, InterMedia

«Молодого человека» покажет «ТВ 1000. Русское кино»

кадр из фильма

Телевизионная премьера фильма «Молодой человек» состоится 2 октября 2022 года на канале «ТВ 1000. Русское кино». InterMedia напоминает, что в центре сюжета комедии 30-летний Ваня Ревзин (Павел Табаков), который к своим 30 годам, несмотря на золотую медаль в школе и красный диплом МГУ, оказался на дне: жена ушла к КМС по боксу, с убогой работы в банке уволили, а до закрытия ипотеки за маленькую студию в человейнике — годы боли и страданий. В момент отчаяния Иван узнает, что его ушлый одноклассник-двоечник Коля (Данила Козловский) стал преуспевающим бизнесменом и объявил конкурс для старшеклассников с многомиллионным призовым фондом. Ваня, который выглядит сильно моложе своих лет и которому даже алкоголь продают только по паспорту, решается на аферу. Он сбривает бороду, подделывает документы и едет на соревнование с уверенностью, что жизненный опыт легко одолеет молодость.

В дебютном фильме режиссера Алексея Фомина также снялись Ингрид Олеринская, Валентина Ляпина, Данила Поперечный, Ксения Кутепова, Елена Ксенофонтова и др.

В российский прокат «Молодой человек» вышел в июне этого года, а в июле стал доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Kion.

Эфир в 18.15.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Мастер» Пола Томаса Андерсона отметит 10-летие повторным прокатом

постер к фильму
Психологическая драма «Мастер» Пола Томаса Андерсона выходит в повторный кинопрокат с 13 октября 2022 года.
Материал доступен только подписчикам
Ленты новостей InterMedia

Если Вы - подписчик, но все же видите этот текст, проверьте:

  • вошли ли Вы в аккаунт;
  • не истек ли срок подписки (это можно узнать в Личном кабинете).

Что-то пошло не так? Пишите, звоните: partner@intermedia.ru, +7 (495) 638-55-43

НФПП выделил средства на съемки «Одинокой звезды»

предоставлено НФПП

Короткометражная лента «Одинокая звезда» – курсовой проект студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения – снимается при поддержке Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП). Режиссером-постановщиком и сценаристом фильма стала Кристина Пархоменко. Картина основана на реальных событиях из жизни режиссера и рассказывает историю трех маленьких девочек, чьи судьбы переплелись в больничной палате.

- Это фильм не о смерти, а о столкновении детской психики с жестокой реальностью, – говорит автор картины. – Как правильно подводить детей к этому столкновению? Стоит ли скрывать от них правду, чтобы не задеть детское, еще не сформировавшееся восприятие мира, или лучше честно и прямо рассказывать о других плоскостях человеческой жизни?

В 2021 году проект картины стал победителем III международного конкурса-питчинга студенческих синопсисов One Future в рамках XXI международного студенческого кинофестиваля «ПитерКиТ» в номинации «Короткий фильм». Творческий совет НФПП также высоко оценил идею короткометражной ленты и принял решение поддержать съемки.

Источник: НФПП Фото: предоставлено НФПП
Теги: НФПП, новости партнеров
β 16+