Пираты крадут до 1/4 выручки видеоиндустрии США
По оценкам экспертов, ущерб стране от видеопиратства достигает 30 млрд долларов, но куда значительнее урон рынку труда.
Исследование видеопиратства и его влияния на экономику США в 2017 году, совместно подготовленное Торговой палатой США, Центром глобальной инновационной политики и консалтинговой компанией NERA Economic Consulting, было опубликовано в конце июня 2019 года.
Как отмечается в публикации, по состоянию на 2018 год число подписчиков у различных сервисов потокового вещания по всему миру превысило число подписчиков платного телевидения. Пользователи имеют доступ более чем к 500 различным онлайн-порталам, распространяющим легальный контент. Спрос на сериалы, фильмы и телевизионные программы растет, как отмечают авторы исследования, с беспрецедентной скоростью. Для удовлетворения этого спроса в различных творческих и связанных с ними технологических отраслях занято до 2,6 млн человек, которые обеспечивают ежегодный доход отрасли в объеме 229 млрд долларов. Однако по мере распространения легального стриминга растет и цифровое пиратство, поскольку пираты приспосабливаются к использованию новых технологий и изменению поведения пользователей.
Исследование показывает, что более 80% всего потребления пиратского видеоконтента (включая скачивание и онлайн-просмотр) приходится на стриминг. Незаконная потоковая передача видео (фильмов, сериалов, телешоу) уже обошла по популярности BitTorrent и другие технологии, основанные на загрузке файлов пользователями. Кроме того, пиратство обросло полноценной инфраструктурой с пиратскими приложениями и устройствами, позволяющими получать доступ к контенту не только посредством компьютера и смартфона, но и по телевизору.
По оценкам экспертов, пиратство сдерживает экономический рост. Мировое онлайн-пиратство обходится экономике США не менее чем в 29,2 млрд долларов упущенного дохода ежегодно. Цифровое пиратство наносит ущерб бизнесу – как компаниям, производящим контент, так и занятым в технологических сферах, связанных с ним.
Ежегодно около 26,6 млрд нелегальных просмотров приходится на фильмы, а 126,7 млрд – на сериалы, произведенные в США. Это приводит к снижению доходов от продаж на внутреннем рынке на 11–24%, а также к сокращению числа рабочих мест на 230–560 тыс. При этом, как отмечают авторы исследования, значительная доля пиратов находится за пределами США.
Видеопиратство – ключевые цифры, 2017 г.
Урон от пиратства рассчитывался экспертами исходя из трех величин. Это объем пиратства (количество фильмов и сериалов, которое было просмотрено на пиратских ресурсах), степень замещения (сколько фильмов и сериалов было бы приобретено, если бы они были легальны), а также доход на единицу контента (сколько получит индустрия за каждую продажу единицы легального контента).
Замещение пиратского потребления лицензионным высчитывается разными экспертами уже длительное время. Так, в 2014 году исследователи Бред Данахер и Майкл Смит объявили, что закрытие пиратского ресурса Megaupload привело к росту цифровых доходов на 6,5% у крупнейших студий. Позже они и другой аналитик Рахуль Теланг выяснили, что закрытие 53 пиратских сайтов в Великобритании в ноябре 2015 года привело к увеличению количества просмотров видео на легальных ресурсах на 10%.
Многие исследования этого вопроса проводились путем опроса пользователей. Так, исследователи Рафаэль Роб и Джоэль Вальдфогель после опроса студентов Пенсильванского университета заявили, что 80% из них заплатили бы за контент, который смотрели впервые, а 20% – заплатили бы за повторные просмотры. Средневзвешенный коэффициент замещения легальным контентом, по оценкам экспертов, составил 66,7%. Социологическая компания Ipsos вместе с Оксфордским институтом экономической политики в ходе исследования выяснила, что 45% жителей Австралии заплатили бы за легальный контент, если бы у них не было доступа к нелегальной копии. Другие исследования выявляли замещение легальным контентом Европе на уровне 30–40%.
Для составления своего отчета Торговая палата США ограничилась консервативными оценками замещения легальным контентом в 14% для Китая и 34% для Европы.
Видеопиратство с использованием технологии BitTorrent, 2017, млрд просмотров
Объект пиратства | Объем пиратства по географии | Всего | |
Вне США | В США | ||
Кино – всего | 8,9 | 0,4 | 9,4 |
Производство США | 5,0 | 0,3 | 5,3 |
Производство других стран | 3,9 | 0,2 | 4,1 |
Сериалы – всего | 2,8 | 0,2 | 3,0 |
Производство США | 1,9 | 0,1 | 2,1 |
Производство других стран | 0,9 | 0,1 | 0,9 |
Всего | 11,7 | 0,7 | 12,4 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Видеопиратство с использованием стриминга, 2017, млрд просмотров
Объект пиратства | Объем пиратства по географии | Всего | |
Вне США | В США | ||
Кино – всего | 44,7 | 2,2 | 46,9 |
Производство США | 25,1 | 1,4 | 26,6 |
Производство других стран | 19,5 | 0,8 | 20,3 |
Сериалы – всего | 170,6 | 12,8 | 183,4 |
Производство США | 117,9 | 8,8 | 126,7 |
Производство других стран | 52,7 | 4,1 | 56,7 |
Всего | 215,3 | 15,1 | 230,3 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Для оценки средневзвешенной цены просмотра использовались открытые данные. При этом учитывались время, которое потребители тратят на просмотр видео из разных источников, а также средний доход, полученный правообладателем.
Средний доход правообладателей с одного просмотра фильма или эпизода сериала по видам дистрибьюции, 2017
Вид дистрибьюции | Доли видов дистрибьюции в общем времени потребления контента, % | Средний доход с одного просмотра, долл. | Доля продюсера в общих доходах, % | Средний доходпродюсераконтента с одного просмотра, долл. | |||
Кино | Сериалы | Кино | Сериалы | Кино | Сериалы | ||
Кабельное телевидение | 55 | 47 | 7,51 | 2,82 | 54 | 4,02 | 1,51 |
Кинотеатр | 14 | – | 8,97 | – | 53 | 4,75 | – |
Легальный видеосервис (подписка) | 23 | 24 | 0,77 | 0,39 | 54 | 0,41 | 0,21 |
Легальный видеосервис (реклама) | – | 22 | – | 0,17 | 55 | – | 0,09 |
Продажа/аренда физических носителей | 6 | 5 | 6,75 | 0,68 | 67 | 4,50 | 0,45 |
Продажа/аренда цифровой копии | 2 | 2 | 7,92 | 2,07 | 70 | 5,54 | 1,45 |
Всего | 100 | 100 | |||||
Средневзвешенный доход | 6,09 | 1,53 | 3,34 | 0,83 |
Для оценки всего мирового пиратского рынка Торговая палата США умножила показатели уровня пиратства на средние доходы отрасли от фильмов и сериалов. Таким образом, по данным исследования, в 2017 году рынок пиратского цифрового кино составил 285,7 млрд долларов, а пиратских сериалов – 280,5 млрд долларов. Чтобы оценить объем упущенных доходов для правообладателей использовались вышеназванные коэффициенты замещения легальным контентом. Таким образом, потери от мирового цифрового пиратства составили от 40 до 97,1 млрд долларов для киноиндустрии и от 39,3 до 95,4 млрд долларов для телевидения.
Последствия от пиратства фильмов, 2017
География | Всего просмотров пиратских фильмов, млрд | Средний доход с одного просмотра фильма, долл. | Общая оценка пиратского рынка фильмов, млрд долл. | Упущенный доход, млрд долл. | |||||
Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | ||||
Низкий | Высокий | Низкий | Высокий | ||||||
Производство США: | |||||||||
Пиратство вне США | 25,1 | 6,09 | 3,34 | 153,1 | 83,8 | 21,4 | 52,1 | 11,7 | 28,5 |
Пиратство в США | 1,4 | 6,09 | 3,34 | 8,7 | 4,8 | 1,2 | 3,0 | 0,7 | 1,6 |
Всего | 26,6 | 6,09 | 3,34 | 161,9 | 88,6 | 22,7 | 12,4 | 12,4 | 30,1 |
Производство других стран: | |||||||||
Пиратство вне США | 19,5 | 6,09 | 3,34 | 119,1 | 65,2 | 16,7 | 40,5 | 9,1 | 22,2 |
Пиратство в США | 0,8 | 6,09 | 3,34 | 4,8 | 2,6 | 0,7 | 1,6 | 0,4 | 0,9 |
Всего | 20,3 | 6,09 | 3,34 | 123,8 | 67,8 | 17,3 | 42,1 | 9,5 | 23,0 |
Итого | 46,9 | 6,09 | 3,34 | 285,7 | 156,4 | 40,0 | 97,1 | 21,9 | 53,2 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Последствия от пиратства сериалов, 2017
География | Всего просмотров пиратских сериалов, млрд | Средний доход с одного просмотра эпизода, долл. | Общая оценка пиратского рынка сериалов, млрд долл. | Упущенный доход, млрд долл. | |||||
Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | Для отрасли | Для продюсера | ||||
Низкий | Высокий | Низкий | Высокий | ||||||
Производство США: | |||||||||
Пиратство вне США | 117,9 | 1,53 | 0,83 | 180,3 | 97,8 | 25,2 | 61,3 | 13,7 | 33,3 |
Пиратство в США | 8,8 | 1,53 | 0,83 | 13,4 | 7,3 | 1,9 | 4,6 | 1,0 | 2,5 |
Всего | 126,7 | 1,53 | 0,83 | 193,8 | 105,1 | 27,1 | 65,9 | 14,7 | 35,7 |
Производство других стран: | |||||||||
Пиратство вне США | 52,7 | 1,53 | 0,83 | 80,5 | 43,7 | 11,3 | 27,4 | 6,1 | 14,8 |
Пиратство в США | 4,1 | 1,53 | 0,83 | 6,2 | 3,4 | 0,9 | 2,1 | 0,5 | 1,1 |
Всего | 56,7 | 1,53 | 0,83 | 86,7 | 47,0 | 12,1 | 29,5 | 6,6 | 16,0 |
Итого | 183,4 | 1,53 | 0,83 | 280,5 | 152,1 | 95,4 | 95,4 | 21,3 | 51,7 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Для оценки влияния пиратства на экономику США авторы исследования использовали макроэкономическую модель IMPLAN. При этом они подчеркивают негативное влияние пиратства на экономику по следующим причинам. Пользователи за пределами США, потребляя нелицензионный контент, тратят сэкономленные деньги, как правило, не на товары и услуги из США. При этом потери доходов американскими компаниями из-за пиратства в других странах не влияют на количество контента, которое в эти страны поставляется.
В то же время из-за пиратства в самих Штатах страдают не только продюсеры, но и распространители контента – кинотеатры, кабельные компании, производители дисков, операторы связи и розничные магазины электроники, а также дистрибьюторы. Однако сэкономленные средства пользователи тратят на другие товары и услуги производства США, что потенциально может компенсировать вред экономике страны.
В моделировании не учитывается пиратство контента, произведенного вне США, поскольку оно не оказывает существенного влияния на экономику страны.
Потери от пиратства фильмов, 2017, млрд долл.
География | Стоимость пиратского контента | Потери доходов для американской экономики | ||
Производство | Распространение | Всего | ||
Производство США | ||||
Пиратство вне США | 153,1 | от -11,7 до -28,5 | – | от -11,7 до -28,5 |
Пиратство в США | 8,7 | от -0,7 до -1,6 | от -0,6 до -1,3 | от -1,2 до -3,0 |
Всего | 161,9 | от -12,4 до -30,1 | от -0,6 до -1,3 | от -13,0 до -31,5 |
Производство других стран | ||||
Пиратство вне США | – | – | – | – |
Пиратство в США | 4,8 | – | от -0,3 до -0,7 | от -0,3 до -0,7 |
Всего | 4,8 | – | от -0,3 до -0,7 | от -0,3 до -0,7 |
Итого | 166,6 | от -12,4 до -30,1 | от -0,9 до -2,1 | от -13,3 до -32,2 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Потери доходов от пиратства сериалов, 2017, млрд долл.
География | Стоимость пиратского контента | Потери доходов для американской экономики | ||
Производство | Распространение | Всего | ||
Производство США | ||||
Пиратство вне США | 180,3 | от -13,7 до 33,3 | – | от -13,7 до -33,3 |
Пиратство в США | 13,4 | от -1,0 до -2,5 | от -0,9 до -2,1 | от -1,9 до -4,6 |
Всего | 193,8 | от -14,7 до -35,7 | от -0,9 до -2,1 | от -15,6 до -37,8 |
Производство других стран | ||||
Пиратство вне США | – | – | – | – |
Пиратство в США | 6,2 | - | от -0,4 до -1,0 | от -0,4 до -1,0 |
Всего | 6,2 | - | от -0,4 до -1,0 | от -0,4 до -1,0 |
Итого | 200,0 | от -14,7 до -35,7 | от -1,3 до -3,1 | от -16,0 до -38,8 |
Примечание: Из-за округления значения не всегда суммируются с итогами
Таким образом, суммарно видеопиратство снижает доходы для производственных и дистрибьюторских компаний на 29,2–71 млрд долларов в год. Учитывая общую выручку этой индустрии (229 млрд долларов), они теряют из-за пиратства 11–24% от своих доходов.
Однако с точки зрения рабочих мест ущерб от пиратства значительно выше. Так, в 2017 году в сфере производства и легального распространения видеоконтента были заняты 927 тыс. человек, а общая занятость (включая связанные технологические отрасли – около 2,6 млн человек). Потери рабочих мест из-за пиратства эксперты оценили в 230–560 тыс., что является уже более существенной долей – 25–60%.
По материалам исследования Impacts of Digital Video Piracy on the U.S. Economy
Павел Соломатин, InterMedia
Аарон Тейлор-Джонсон может стать новым Джеймсом Бондом
Британский актер Аарон Тейлор-Джонсон получил предложение взять на себя роль Джеймса Бонда в новых фильмах популярной франшизы. Как сообщает Sun со ссылкой на осведомленные источники, подписание контракта и официальное объявление может состояться уже до конца марта 2024 года.
По данным инсайдеров, еще в марте 2023-го Аарон прошел кинопробы в Pinewood Studios с боссом «бондианы» Барбарой Брокколи и произвел на нее самое благоприятное впечатление. Она дала понять, что хочет, чтобы именно он был новым агентом 007 в ближайшие 15 лет.
33-летний актер известен по ролям в фильмах «Стать Джоном Ленноном», «Пипец», «Анна Каренина», «Под покровом ночи», «Быстрее пули» и др. В 2024 году должны выйти еще три картины с его участием – «Каскадёры» Дэвида Литча, «Носферату» Роберта Эггерса и «Крэйвен-охотник». В случае, если информация подтвердится, Тейлор-Джонсон станет седьмым исполнителем роли британского шпиона в истории.
- Я нахожу очаровательным и чудесным, что люди видят меня в этой роли. Я воспринимаю это как большой комплимент, - прокомментировал слухи сам Аарон.
Недавний опрос, проведенный в Британии, показал, что зрительским фаворитом на должность Бонда по-прежнему остается Идрис Эльба (который отказался даже участвовать в кастинге и по возрасту не подходит для роли). Среди других возможных претендентов называли Тома Харди, Майкла Фассбендера, Реге-Жана Пейджа, Генри Кавилла, Джеймса Нортона, Тео Джеймса и недавно получившего премию «Оскар» за главную роль в фильме «Оппенгеймер» Киллиана Мёрфи (чью кандидатуру поддержал и один из бывших Бондов – Пирс Броснан). Примечательно, что недавно появились и слухи о том, что создатель «Оппенгеймера» Кристофер Нолан заинтересован в режиссерском кресле франшизы.
Продюсер «бондианы» Барбара Брокколи ранее призналась, что выбор замены последнем исполнителю роли агента 007 Дэниэлу Крейгу займет много времени:
- Это важное решение. Это не просто подбор роли. Речь идет о полном переосмыслении того, куда мы движемся дальше.
Драма «Туман» с Ольгой Красько и Евгением Харитоновым выйдет в российский прокат в апреле
Трейлер психологической драмы «Туман» представила 19 марта 2024 года кинокомпания Base Development. Это первая полнометражная игровая картина режиссера-документалиста Наталии Гугуевой. Главные роли исполнили Ольга Красько, Евгений Харитонов, Валерия Репина, Денис Бондаренко, Олег Кассин, Кирилл Крошман-Климов, Олег Бойко, Екатерина Ефимова.
По сюжету, кинооператор Настя отправляется на труднодоступную метеостанцию вместе с метеорологом Андреем, чтобы самостоятельно расследовать исчезновение со станции семейной пары метеорологов. В результате она понимает, что Андрей причастен к этой трагедии. Но и Андрей вдруг обнаруживает связь Насти с исчезнувшими людьми…
Действие картины происходит на труднодоступной северной метеостанции. Фильм действительно снимался на Кольском полуострове на действующей метеостанции, которой уже более 130 лет.
— Наш фильм «Туман» — это история любви, ненависти, вины и прощения между самыми близкими людьми, - говорит режиссера Наталия Гугуева. - Природа в нашем сценарии является одним из персонажей фильма. Мы старались создать в кадре ощущение документальности происходящего. Для меня было важно погрузить всю съемочную группу в условия жесткой арктической среды. Создать образ острова, находящегося вдали от цивилизации. Именно на острове, вдали от всех коммуникаций герои фильма глубоко погружаются в свой внутренний мир, пытаясь понять и разрешить свои самые важные и мучительные проблемы жизни.
Оператором-постановщиком фильма стал Шандор Беркеши («14+», «Зулейха открывает глаза», «Дети Арбата»), музыку написал Антон Силаев («Земля Эльзы», «Снегирь»), художественным руководителем проекта выступил Сергей Урсуляк.
Фильм принял участие в нескольких российских («Сталкер», «Золотой ворон» и др.) и зарубежных фестивалях, получил спецдиплом Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, приз «За лучшую режиссуру» на Asti Film Festival (Италия, Асти), спецприз жюри на ArianoInternational Film Festival (Италия, Ариано-Ирпино), пять призов жюри на Imagineindia International Film Festival (Испания, Мадрид).
В российский прокат «Туман» выходит 11 апреля. Специальные показы картины с участием Наталии Гугуевой пройдут в Москве 9 апреля в кинотеатре «Пионер», в Санкт-Петербурге 10 апреля в кинотеатре «Родина» и 11 апреля на «Ленфильме», а также в Мурманске (3 апреля) и Красноярске (16 апреля).
Никита Панфилов станет таджикским дворником в «Лепиле»
Съёмки остросюжетного детектива телеканала НТВ «Лепила» стартовали в Москве в середине марта 2024 года. В центре истории – выдающийся хирург Сергей Рашидов. Обвинения в наркоторговле вынуждают его бежать из Таджикистана в Россию и начать жить под именем простого дворника Джуры. Главную роль в сериале исполнит Никита Панфилов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала. В сериале также снимаются Сергей Борисов, Роман Грибков, Иван Моховиков, Анастасия Сапожникова, Стас Беляев, Самад Мансуров, Даниил Толстых, Евгения Синицкая, Джалил Асретов и др.
Сергей Рашидов – успешный молодой хирург. У него налаженная, счастливая жизнь. Но всё резко меняется, когда в его квартиру врывается спецназ Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Таджикистана. Рашидова задерживают по обвинению в наркоторговле. Его жена Марина (Евгения Синицкая) обращается за помощью к полковнику Азизу (Самад Мансуров), не подозревая, что он причастен к криминальному бизнесу. В камере Рашидов знакомится с террористом Ахатом (Джалил Асретов) и становится невольным участником его побега из-под стражи, однако вернуться домой он не может. Единственный выход – бежать в другую страну и жить под чужими документами. Так, врач Сергей Рашидов из Душанбе становится простым московским дворником Джурой.
- Мой персонаж Сергей – врач из ближнего зарубежья, который потерял всё в своей жизни и дошёл до самого дна, - рассказал Никита Панфилов. - Он слабый человек, но жизненные обстоятельства начинают его достаточно сильно менять. Подобной роли у меня не было давно, поэтому я с большим интересом погрузился в неё.
Никита Панфилов уже играл врача в другом сериале НТВ «Акушер».
- Некоторые навыки из него мне пригодились, например, я научился шить одной рукой, - говорит актер. - Но врачебная деятельность в «Лепиле», на мой взгляд, стоит на втором плане. А на первом – именно жизненные перипетии Сергея. Он, кстати, не единственный главный герой в этом проекте, за линиями других персонажей тоже будет интересно наблюдать. С режиссёром Денисом Карро это уже наш третий совместный проект. Он способен найти подход к каждому актёру, собрать коллектив и сделать хорошее, качественное кино.
Во время утренней уборки территории Джура находит раненого бандита по кличке Конрад (Сергей Борисов). Преисполненный врачебным долгом, Рашидов оказывает ему первую помощь, а после тайно лечит в своей дворницкой. Об обстоятельствах перестрелки становится известно сотруднику убойного отдела майору Алёшину (Даниил Толстых), а конкурент Конрада – лидер преступной группировки, владелец ночного клуба «Сицилиано» по прозвищу Лаки (Роман Грибков) – узнаёт, где находится сам Конрад. Опасаясь мести, Лаки решает подорвать автомобиль конкурента и найти и наказать врача, оказавшего помощь Конраду.
- Действие картины происходит в Москве, а иногда во флешбэках герой вспоминает Таджикистан, - говорит режиссер Денис Карро. - Снимаем мы в Москве и Подмосковье, так удобнее для производства. Большая часть локаций уже выбрана, сейчас идёт параллельная работа по подбору оставшихся.
Ранее сообщалось о завершении съемок драмы «Точка ноль» о врачебном долге и самоотверженности с Мариной Александровой в главной роли. 18 марта 2024 года создатели сериала показали первую тизер-сцену. В ней героиня Александровой находит собачий ошейник на свалке мясокомбината.