Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

17.10.2019
16.10.2019

Открытие Каннского кинофестиваля: Джармуш, Иньярриту, Балагов и посвящение Аньес Варда

15.05.19 15:49 Раздел: Кино Рубрика: Хроника16+
Открытие Каннского кинофестиваля: Джармуш, Иньярриту, Балагов и посвящение Аньес Варда

72-й Каннский кинофестиваль открыл свои двери для десятков тысяч журналистов 14 мая 2019 года. Уже начали выстраиваться огромные очереди на показы фильмов, заработал знаменитый кинорынок «Marché du Film», а на яхтах и пляже начались первые киновечеринки.

За день до церемонии открытия прошла пресс-конференция с генеральным директором кинофестиваля Тьерри Фремо. Он начал своё выступление с объявления о том, что будет говорить только на своём родном языке, так как именно французский является официальным языком фестиваля.

На конференции затронули все злободневные темы. В первую очередь - гендерное и культурное равенство, а также проблемы харассмента и движение #Metoo. Такой акцент сделали в связи с фигурами всем известного сексиста Тарантино и, по видимому, регулярно практиковавшего домашнее насилие с Роми Шнайдер Алена Делона. Последний в этом году удостоился почетной «Золотой пальмовой ветви», фильм Тарантино же «Однажды в Голливуде» удивительным и беспрецедентным образом в последний момент был включён в конкурсную программу.

Отражая нападки глубоко политкорректных журналистов, Фремо с печалью в глазах констатировал, что вопросы о кино на фестивале ему практически никогда не задают, и принялся озвучивать официальную позицию. По словам директора киносмотра, Тарантино - в первую очередь друг и партнёр фестиваля (и “Золотая ветвь” у него имеется, и президентом жюри он был), а Ален Делон - великий актер, олицетворяющий собой целую эпоху французского и мирового кино. (Ту эпоху, которая несколько отличалась от нашей своими ценностями и идеалами.) И он, наверное, имеет право высказывать своё мнение, с которым лично он, Тьерри может быть и не согласен.

В завершение гендерной темы Фремо объявил, что фестиваль намерен представить статистику по фильмам, исходя из которой Канны стали еще на шажок ближе к желаемому паритету. Программа носит название 5050x2020, что расшифровывается как «равенство к 2020 году». Генеральный директор подчеркнул, что никакой речи о равенстве в результатах фестиваля не может быть, иначе это поставит под угрозу их объективность. Для убедительности он привел цитату недавно ушедшей от нас Аньес Варда - предтечи «Новой волны», режиссёра-классика мирового кино и символа нынешнего фестиваля. Она не раз говорила, что не стоит называть её женщиной-режиссёром, потому что она отдельно женщина и отдельно кинематографист.

Естественно, в ходе пресс-конференции была затронута болезненная для Канн тема Netflix. В ответ на вопрос об угрозах меняющегося формата кинопотребления, Фремо вспомнил давнее противопоставление публичных показов братьев Люмьер индивидуальным просмотрам Эдисона. Как показало последнее столетие, ни один из видов просмотра так и не одержал верх. Председатель жюри этого года, режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту выразил свою позицию поэтической «одой» кинозалу как источнику уникального по своей природе зрительского опыта.

Актеры и съемочная группа фильма "Мертвые не умирают"Джима Джармуша

Пресс-конференция с жюри состоялась за несколько часов до церемонии открытия. На ней обозначили главную проблему для жюри в 2019 году - как судить таких мэтров как Джармуш, Тарантино, Долан, Альмодовар, Малик и Лоуч наряду с другой половиной участников конкурса, сплошь состоящей из относительно новых имён? Иньярриту дал ответ банальный, отчасти утопический, но все же справедливый - смотреть фильмы, как бы не зная, кто автор. Судить не создателя, а произведение.

В одном из ответов прессе председатель также отметил нерелевантность самого слова «судить» - вместо этого жюри собирается «реагировать» и «рефлексировать».

К слову о жюри, состав в этом году оказался прямо-таки идеальным с точки зрения национального, возрастного и даже гендерного многообразия. Это первый в истории фестиваля председатель-мексиканец (вышеупомянутый Алехандро Гонсалес Иньярриту), 21-летняя актриса Эль Фаннинг, греческий режиссер Йоргос Лантимос, польский режиссёр Павел Павликовский, автор комиксов Энки Билал, актриса и режиссер Маймуна Н'Диай из Буркина-Фасо и др.

Будем надеяться, взгляд жюри через столь разные ценностные призмы позволит определить достойного победителя, хотя это и не главный аспект мероприятия.

Члены жюри основной конкурсной программы Каннского фестиваля

К слову о культурной идентичности. Российское кино порадует Канны новой работой ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова «Дылда» во второй по значимости каннской программе «Особый взгляд». Стоит отметить, что это уже не первый фильм молодого режиссёра, который принимает участие в фестивале. В 2017 году все в той же программе участвовала и получила приз ФИПРЕССИ «Теснота».

В «Особом взгляде» 2019 года также участвует «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, а в программе поддержки молодых кинематографистов Cinefondation - лента Олеси Яковлевой «Сложноподчиненное».

Хавьер Бардем и Шарлотта Генсбур

Вездесущий культурный плюрализм отразился и на церемонии открытия, которую стоит описать из конца в начало, чтобы не создавать излишней иллюзии интриги. Ее завершением стало эстетически приятное на слух синхронное объявление начала фестиваля сразу на двух языках - французском и испанском - англо-французской актрисой Шарлоттой Генсбур и испанцем Хавьером Бардемом. После этого показали новый фильм Джима Джармуша - комедийный зомби-апокалипсис «Мертвые не умирают».

Этому предшествовали: душещипательная речь Иньярриту на испанском языке, уставшее лицо Билла Мюррея, смешные (примерно 1 из 4) шутки ведущего Эдуарда Баэра, до жути проникновенный видеоряд работ Иньяритту, а также последовательная видеопрезентация фильмов-участников.

Началось все примечательным оммажем легендарной Аньес Варда в виде кадров из «Клео с 5 до 7» и ее последнего фильма «Варда глазами Аньес». Сцена из него представляла главный кошмар синеаста - пустой кинозал, который можно понимать как очередную остроту организаторов в сторону Netflix.

Зачастую художники и, в частности, глубокоуважаемые господа кинематографисты намного лучше делают кино, чем говорят речи на церемониях, так что будем надеяться, 72-й по счету Каннский кинофестиваль еще сильно удивит нас в ближайшие 11 дней.

Анна Стрельчук, InterMedia

Loading...