Умер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»

В Торгово-промышленной палате РФ обсудили проблемы культурных индустрий и законодательства в сфере авторского права

Круглый стол по вопросам культурных индустрий и законодательства в сфере интеллектуальной собственности состоялся в Торгово-промышленной палате РФ 22 апреля 2019 г. Этим мероприятием открылся XII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век», проходящий в Москве с 22 по 26 апреля 2019 года.

Модераторами дискуссии выступили ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец и главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов.

Во вступительном слове Иван Близнец рассказал об основных задачах, которые сейчас стоят перед Советом по интеллектуальной собственности. В их числе – развитие законодательства, касающегося защиты интеллектуальной собственности и борьбы с пиратством.

– Новые технологии, с одной стороны, дают нам широкие возможности по применению объектов авторского права и смежных прав. С другой стороны, возникает серьезная опасность, когда эти объекты незаконным образом размещаются в сети, а авторы несут весьма и весьма серьезные потери. Эти потери значительно больше, нежели те, которые были в свое время у автора из-за незаконного тиражирования на кассетах и на дисках. Современные возможности дают гораздо больше пиратам – и в части, касающейся прибыли, и в части, касающейся распространения незаконного контента. Были приняты определенные шаги, изменения в части охраны авторских и смежных прав, но этого на сегодняшний день всё-таки недостаточно. Конечно, надо дать возможность широкого доступа населения к объектам культуры, искусства, науки. Но многие забывают, что за каждым таким произведением, за каждым объектом стоит конкретный автор, об интересах которого мы забываем. Поэтому задача – найти баланс между интересами общества и интересами автора, – заявил Иван Близнец.

Спикер напомнил, что индустрии культуры сейчас являются определяющими для многих видов экономической деятельности в стране.

Кроме того, он подробно рассказал о вопросах регулирования авторского права на современном этапе. В частности, он отметил происходящие изменения – в законодательстве, деятельности WIPO и новых договорах, которые сегодня стали
дополнительным правовым инструментом для охраны авторского права и смежных прав.

Заместитель директора нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Алексей Кубышкин рассказал, как его ведомство видит основные проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью в цифровую эпоху.

– Первоочередная задача нормативного регулирования сегодня – ослабить нарастающее противоречие между быстроменяющимися способами использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных или переведенных в цифровую форму, и правовыми конструкциями, заложенными как в российском законодательстве, так и в законодательстве зарубежных страх, приспособленными главным образом к использованию таких результатов в «аналоговой» форме. Мы хорошо видим это, отслеживая тренды, судебную практику, международный опыт, в частности – директивы, которые принимаются в Европейском союзе, проекты международных актов, в подготовке которых мы участвуем, – рассказал он.

Спикер отметил, что в последнее время роль посредника в распространении цифрового контента ослабевает и многие авторы уже сейчас могут распространять результаты своего творческого труда, например, без издателей. Алексей Кубышкин также отметил высокий уровень и актуальность отечественного антипиратского законодательства, которое серьезно шагнуло вперед, несмотря на неизбежную потребность в его постоянном совершенствовании.

Евгений Сафронов детально рассказал об исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ 2016–2018», которое агентство InterMedia и Совет по интеллектуальной собственности ТПП РФ проводят уже третий год. Это первый подобный комплексный анализ в России.

– У нас нет официального понятия «культура». Мы не понимаем, что такое культура. Мы пользуемся терминами 30–40-х годов прошлого века – помните, кто тогда управлял страной? – и других терминов за это время придумано не было. Когда мы начинаем обсуждать серьезные вещи, то говорим – вот это цифровая индустрия, а вот это аналоговая, а вот ещё какая-то. Путаница, конечно, в терминах очень большая, – заявил он.

Спикер уточнил, что для исследования разработана экспериментальная методика, однако в текущем виде блок-схема сферы культуры хоть и «выглядит весьма непривычно», но при этом действительно охватывает все, что в России принято относить к культуре. Агентство уже начало диалог с Всемирной организацией по интеллектуальной собственности (WIPO), которая разработала свою методику, чтобы найти общие точки соприкосновения.

– Что бы ни происходило, сфера культуры явно в стране будет выводиться в отдельный раздел законодательства. Это значит, что границы сферы культуры должны быть точно определены. Должна быть граница – где культура, а где, к сожалению, нет. В противном случае – неэффективность и злоупотребления. Это тот самый случай, когда без исследований и экспертизы просто не обойтись, – заявил Евгений Сафронов.

Марина Рожкова и Алексей Кубышкин

Эксперт Российской академии наук, член экспертного совета комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связям, президент IP Club, д.ю.н. Марина Рожкова рассказала о проблемах больших данных и интеллектуальной собственности. В частности, по словам спикера, не все большие данные нуждаются в том, чтобы их подробно законодательно регулировать – на сегодняшний день в отрасли разрабатывается кодекс этики использования данных, который ориентирован на регулирование тех отношений, которые возникают по поводу больших данных.

По мнению спикера, большие данные часто предлагают рассматривать, как разновидность интеллектуальной собственности, что в данный момент не должно быть поддержано.

– Когда мы говорим о больших данных, то большинство юристов предполагает, что мы говорим об огромных объемах информации. Действительно, речь идет о том, что данных очень много, разного формата. Но характеристика их объема – она не основная. Надо учитывать технологическую подоплеку и, собственно, содержание больших данных. Когда мы говорим, например, о базе данных, то подразумевается, что это некие данные, распределенные по ячейкам, – они статичны и рассортированы. Когда мы говорим о больших данных, мы говорим о другом явлении – большие данные предполагают поток. Они не застывают и не сортируются, в них нет постоянной структуры. Лично у меня возникают большие вопросы в отношении того, подлежат ли к применению в отношении больших данных нормы о базах данных, которые у нас сегодня сформулированы в части IV Гражданского кодекса, – заявила спикер.

По мнению г-жи Рожковой, как объекты авторского права должны регулироваться не все базы данных, а только те, где используется творческий критерий при компоновке структурных единиц. Некоторые (но не все) базы данных могут охраняться только главой ГК РФ о смежных правах.

Секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный рассказал, что проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, остро заметны и в медиа. В частности, он отметил вопрос плагиата.

– Все понимают, что такое плагиат, но плагиат тоже бывает разный. Бывает просто копирование контента без указания автора и ссылки – это то, что мы называем плагиатом. Но существует, например, рерайт, которым занимаются, начиная с журфака до любого возраста. Многие сайты формируют контент за счет рерайта других источников, – рассказал он.

Кроме того, в сфере новостей все работают с одним и тем же семантическим ядром, из-за чего порой сложно понять, кто является первоисточником. По мнению спикера, не хватает единой базы, в которую можно было бы вносить недобросовестные ресурсы и журналистов.

Светлана Цыганова, Иван Засурский, Татьяна Журбинская

Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский заявил, что культурные индустрии обеспечивают развитие человеческого капитала и распространение ценностей. При этом многие произведения порождены другими произведениями.

– Из всех произведений, которые вышли в ХХ веке, три четверти, по нашим оценкам, нельзя атрибутировать. Очень малая их часть оцифрована. А то, что не оцифровано, не атрибутировано, лежит мертвым грузом, и в известном смысле лишает нас практики. Мы не в состоянии оценить, какого рода стимулирующий эффект на индустрию культуры может оказать наведение здесь порядка, но мне кажется, что очень существенное. Поэтому мы в Ассоциации интернет-издателей, которую я представляю, стараемся придумать, как освободить как можно больше произведений, которые не нужны с точки зрения бизнеса, на которых никто не зарабатывает, чтобы они вернулись в культуру, – рассказал он.

Так, Иван Засурский рассказал про реестр «Ноосфера», созданный за счет президентских грантов. В нем хранятся метаданные и полные версии произведений, находящихся в общественном достоянии и опубликованных на условиях открытых лицензий, чтобы с них ошибочно не собирали деньги.

Кроме того, он рассказал о важности регистрации. По мнению спикера, регистрация прав на произведения должна вводиться, как и для патентов, на срок от 1–5 до 10–15 лет с возможностью продления. Получение удостоверения национального фильма или серийного номера в книжной палате для издателей должно давать автоматическую регистрацию прав на минимальный срок (до 5 лет). Коммерческое использование произведений без согласия авторов и правообладателей при этом останется запрещено согласно международным конвенциям, а вот любые виды некоммерческого использования, по мнения г-на Засурского, станут возможны.

Основатель, владелец и старший партнер юридической фирмы «Катков и партнеры» Павел Катков рассказал о Директиве об авторском праве на Едином цифровом рынке Европейского Союза.

– Несмотря на геополитические разногласия, мы – члены единого правового пространства, и так или иначе влияем друг на друга. Понятно, что США и Евросоюз с их прежними директивами влияют на нас больше, но рано или поздно настанет другое время, когда мы будем на них влиять. Тем не менее, нам нужно понимать, что там происходит, потому что в дальнейшем развитии нашей правовой системы мы регулярно будем видеть ссылки на этот новый документ – в нем немало того, что нас бесспорно затронет, – рассказал он.

Спикер рассказал, какие в Директиве даны определения. В частности, появилось определение провайдера онлайн-сервиса распространения контента, на который накладывается обязанность платить за использование на его площадке контента, если этот контент был размещен пользователями в некоммерческих целях. В этом большое отличие от прежней доктрины, в которой пользователь размещал контент, но неизвестно, кто должен был за него платить, а ответственность нес посредник. Также даны определения заимствованию, исключению из авторского права, свободного использования для слабовидящих и многие другие.

Эрик Вальдес-Мартинес и Алексей Алешковский

Руководитель международного департамента ЕАКОП Эрик Вальдес-Мартинес назвал Директиву об авторском праве на едином цифровом рынке Европейского Союза серьезным заделом в правотворчестве. По его мнению, на сегодняшний день европейское законодательство пытается разрешить много сложных вопросов, что в конечном счете повлияет и на российское законодательство.

– Эта директива наглядно показывает: происходит усиление авторского права, следовательно, правам авторов, как физических лиц, будет предоставлен больший режим охраны. Кроме прочего, следует исходить из понимания того, что никакие действующие международные нормы не будут пересматриваться. В частности, Бернская конвенция 1886-го года – это столп, основа, – заявил он.

По мнению спикера, многие существующие нормы в российском законодательстве пришли из зарубежного права, международного или национального, и не являлись продуктом национального нормотворчества. В частности, в современной России еще в 1993 году была принята норма о праве следования, которая фактически повторяет соответствующую диспозитивную норму Бернской конвенции. Отсутствие понимания надлежащего применения положений данной статьи и практического юридического опыта не позволило начать реализацию этого права в отношении авторов изобразительного искусства. Эта статья, после некоторых принятых изменений, начинает работать только сейчас. И этот процесс идет очень тяжело. Вообще следует предположить, что в России по-прежнему автор – наименее защищенное лицо. И даже не с точки режима существующих авторско-правовых норм. Проблема в их правоприменении. Представляется, что роль авторов (правообладателей), по всей видимости, будет усиливаться с эволюцией правоприменительной практике.

Член правления гильдии сценаристов Алексей Алешковский заявил, что важно уравнять в правах всех авторов аудиовизуальных произведений. По его мнению, тот факт, что в ГК РФ авторами аудиовизуального произведения признаются сценарист, режиссер-постановщик и композитор, а отчисления от проката получает только композитор – не более чем казус, который необходимо решить. Он предложил поддержать инициативу о выплате справедливого вознаграждения сценаристам и режиссерам за публичное исполнение аудиовизуальных произведений.

Владимир Хотиненко

В круглом столе также приняли участие режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко; член Совета НАОМ Дмитрий Калантаров; руководитель отдела по связям с общественностью ЕАКОП Екатерина Семенова; заведующая творческой комиссией Союза московских композиторов, музыковед Татьяна Журбинская, председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова и многие другие.

Павел Соломатин, InterMedia

Юбилей Донатаса Баниониса отметит Первый канал

кадр из фильма

Документальный фильм «Мертвый сезон и вся жизнь Донатаса Баниониса» покажет Первый канал 28 апреля 2024 года в 17.00 - к 100-летию с дня рождения артиста.

За несколько месяцев до смерти актер дал своё последнее интервью. Первому каналу. Наверное, он и сам чувствовал, что скоро уйдет, поэтому говорил особенно откровенно. Режиссёр Савва Кулиш, приступая к съемкам фильма «Мёртвый сезон», в роли главного героя разведчика-нелегала Ладейникова видел только Баниониса, хотя худсовет «Мосфильма» выступил против. Неожиданно в спор между режиссёром и худсоветом вмешался консультант фильма - он же прототип Ладейникова - прославленный Конан Молодый. И убедил худсовет взять на роль Баниониса. Фильм имел грандиозный успех, миллионы советских мальчишек стали мечтать работать в нелегальной разведке.

Сильный прибалтийский акцент не позволял Банионису озвучивать себя самому. Чаще всего литовца озвучивал Александр Демьяненко. Банионис переживал, что за него в кино говорит чужой человек. Впервые настоящий голос Баниониса советские кинозрители услышали только в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Банионис сыграл пастора, который покупает угнанную машину.

Фильм Андрея Тарковского «Солярис» считается шедевром мирового кинематографа. Сыграть главную роль в картине такого масштаба – мечта любого актёра. Но Банионис о Тарковском вспоминал с обидой. У них возник нешуточный конфликт. Отчасти это произошло из-за непростого характера Тарковского. Режиссёр не терпел возражений, а Банионису нужно было понять и прочувствовать характер персонажа, он не желал быть просто марионеткой в кадре. Детали съёмок легендарного кинофильма раскроет актриса Наталья Бондарчук, сыгравшая в картине роль Хари.

За пределами съёмочной площадки и театральной сцены звезда первой величины Донатас Банионис был очень скромным человеком в быту и привычках. Всю жизнь прожил в городке Паневежисе, работал в местном театре. 60 лет был верен единственной жене.

90-е годы стали тяжелым временем для Баниониса. Распался СССР. Первыми из состава Советского Союза вышли республики Прибалтики. Почётные звания и награды, - а Банионис дважды получал Государственную премию СССР, был народным артистом - в независимой Литве теперь ничего не значили. Дошло до того, что актёра стали обвинять в сотрудничестве с КГБ, якобы это продолжалось четыре года - с 1970-й по 1974-й. Автор фильма дадут ответ на вопрос, так ли это было на самом деле.

Донатас Банионис до последнего приезжал в Россию и снимался в кино – пока не заболел. Последние месяцы он не выходил из дома. Актёр умер в сентябре 2014 года, спустя всего 4 месяца после своего 90-летия.

В фильме также принимают участие Раймундас Банионис (режиссёр, сын Донатаса Баниониса), Андрей Ургант, Сергей Жигунов, Александр Михайлов, Татьяна Колганова, Анна Банщикова, Ирина Шевчук, Наталья Аринбасарова, киновед Леонид Павлючик, руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки РФ Сергей Иванов.

В тот же день в 14.10 Первый канал покажет фильм «Мёртвый сезон».

Фото: кадр из фильма "Мертвый сезон"
Теги: Донатас Банионис, документальные фильмы, анонс показа
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на сингл Инстасамки «Пампим нефть»: Где мой 2007-й

обложка сингла

2024, Rocket Records, NaMneCash.

Оценка: 7 из 10.

Инстасамка последние пару лет поёт только о богатстве и успехе – ей не надоело, но слушателям череда одинаковых треков могла и поднадоесть. Поэтому Дарье Зотеевой (настоящее имя Инстасамки) и её мужу-продюсеру-автору Олегу «Moneyken» Еропкину приходится выдумывать какие-то новые шаги внутри этой достаточно узкой тематики. Новая песня «Пампим нефть» - пример весьма удачной придумки такого рода.

Хотя текст выглядит весьма рискованно и, может быть, даже не всем понятно в 2024-м. Песня написана от лица российских, скажем так, нефтяников, которые невероятно разбогатели на продаже нефти и теперь сорят деньгами в Куршевеле и Сен-Тропе. Картинка вроде бы банальная, даже архетипичная, но будто бы не вполне своевременная. Вот в 2007 году, когда Даше было семь лет, примерно так всё и происходило: нефтяные олигархи зарабатывали в России, тратили в Европе, поражали размахом вечеринок и широтой души. Цены на нефть стремились к бесконечности, деньги рекою текли в бюджет, но и суммы, оседающие на счетах причастных, смущали разум непричастных. Сейчас нефтяные олигархи тоже живут, мягко говоря, неплохо, но былого куража уже нет или по крайней мере его не принято демонстрировать.

Так что песню «Пампим нефть», видимо, нужно считать приветом из «тучных» гламурных нулевых. Во всём остальном, кроме спорной тематики, она обладает признаками большого коммерческого хита. Легкомысленный рефрен «пампим-пампим нефть, пампим-пампим нефть» оказывается невероятно привязчивым, хотя вырос всего лишь из «пам-пам-пам» и английского слова «pump». В примерном переводе на русский заголовок песни означает «качаем нефть», но новый глагол «пампим» может стать вирусным и прижиться (хотя и опоздал лет на 15). На сей раз у Инстасамки в произведении нет агрессии по отношению к нищебродам – наоборот, она их будто бы тоже приглашает потанцевать под мечтательные «пампим пам-пам-пам». Кроме того, в тексте есть милая отсылка к «классике»: «В шубе, в бизнес-классе – это русский стиль, мальчик, принеси нам шоты, мы домой хотим» - почти что цитата из балабановского «Брата-2» (который тоже снят, мягко говоря, не вчера, а в том же году, когда родилась Дарья Зотеева).

Ну а хейтеры Инстасамки наверняка найдут, что на обложечном фото она очень хорошо выглядит.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Инстасамка

Сегодня 55 лет Александру Семчеву

Илья Золкин

16 апреля 2024 года, вторник.

Павел Деревянко и Борис Андрианов станут идеальной парой хулиганов.

Арсений Робак вновь вступит в борьбу с криминалом в новом сезоне «Горячей точки».

28 лет актрисе Ане Тейлор-Джой.

37 лет актрисе Фиби Фокс.

39 лет кинорежиссёру Нигине Сайфуллаевой.

40 лет актрисе Клэр Фой.

43 года участнице группы «Блестящие» Наде Ручке.

46 лет телеведущему Ивану Урганту.

55 лет Александру Семчеву (на фото).
Александр Львович Семчев родился 16 апреля 1969 года в Вышнем Волочке. Российский актёр театра, кино, телевидения, озвучивания и дубляжа, кинорежиссёр, продюсер. Народный артист Российской Федерации (2024).

57 лет певцу Владимиру Асимову.

59 лет актёру Мартину Лоуренсу.

70 лет актрисе Эллен Баркин.

70 лет назад умер композитор Даниил Покрасс (1905-1954).

78 лет лидеру ВИА «Ялла» Фарруху Закирову.

83 года актёру Сергею Никоненко.

85 лет назад родился актёр Иван Бортник (1939-2019).

85 лет назад родилась певица Дасти Спрингфилд (1939-1999).

100 лет назад родился композитор Генри Манчини (1924-1994).

115 лет назад родился дрессировщик Владимир Дуров (1909-1972).

135 лет назад родился актёр и режиссёр Чарли Чаплин (1889-1977).


17 апреля.

35 лет фигуристу Александру Энберту.

39 лет актрисе Руни Маре.

47 лет солистке группы «Лицей» Анастасии Макаревич.

50 лет певице и модельеру Виктории Бекхэм.

52 года актрисе Дженнифер Гарнер.

56 лет певице Валерии.

56 лет режиссёру Адаму Маккею.

60 лет вокалисту и басисту группы «Тайм-Аут» Александру Минаеву.

63 года басисту группы «Кино» Игорю Тихомирову.

65 лет актёру Шону Бину.

65 лет композитору Алексею Зубареву.

67 лет одному из родоначальников хип-хопа Африке Бамбаате.

10 лет назад умер писатель Габриэль Гарсиа Маркес (1927-2014).

95 лет назад родился композитор Джеймс Ласт (1929-2015).

130 лет назад родился актёр Борис Щукин (1894-1939).


18 апреля.

30 лет актрисе Анастасии Калашниковой.

30 лет актрисе Аглае Тарасовой.

35 лет актрисе Анастасии Тодореску.

36 лет актрисе Ванессе Кирби.

37 лет модели Рози Хантингтон-Уайтли.

39 лет певице Елене Темниковой.

40 лет актрисе Америке Феррере.

41 год рэперу Сяве.

41 год актёру Роману Хану.

45 лет модели Кортни Кардашьян.

50 лет режиссёру и сценаристу Эдгару Райту.

52 года режиссёру и актёру Элаю Роту.

52 года театральному режиссёру Нине Чусовой.

53 года актёру Дэвиду Теннанту.

68 лет актёру Эрику Робертсу.

68 лет режиссёру Андрею Эшпаю.

77 лет актёру Джеймсу Вудсу.

77 лет актёру Ежи Штуру.

84 года балетмейстеру Владимиру Васильеву.

84 года композитору Эдуарду Ханку.

87 лет актрисе Светлане Немоляевой.

93 года актрисе Нине Гуляевой.

Фото: Илья Золкин
Теги: Александр Семчев, события дня
β 16+