Умер звезда фильма «Ва-банк» Кшиштоф КершновскийУмер режиссёр «Особенностей национальной охоты»Ирина Медведева стала дважды мамойABBA выпустила «смехотворно счастливую» песню из прошлого (Слушать)Режиссер «Ералаша» Илья Белостоцкий обвиняется в педофилииПолиция Украины возбудила уголовное дело на Сергея МихалкаАлек Болдуин убил кинооператора и тяжело ранил режиссера своего нового фильмаАндрей Бурковский ушел из МХТ им. Чехова«Вечные», «Последняя дуэль» и «Французский вестник» выйдут в России позже из-за локдаунаОльга Бузова перенесла московский концерт на неопределенный срокВ Москве запретят проводить концерты до 8 ноябряДжастин Бибер, Doja Cat и Lil Nas X лидируют в номинациях MTV EMA 2021Суд приговорил Юрия Дудя к штрафуСкончался исполнитель роли профессора Мориарти Виктор ЕвграфовКанье Уэст официально поменял имяКортни Кардашьян выйдет замуж за Трэвиса БаркераКиногруппа «Вызова» вернулась из космоса на ЗемлюШон Пенн разводится с молодой женойСанкт-Петербургский международный культурный форум в 2021 году отмененАлександр Масляков стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством»

В Торгово-промышленной палате РФ обсудили проблемы культурных индустрий и законодательства в сфере авторского права

Круглый стол по вопросам культурных индустрий и законодательства в сфере интеллектуальной собственности состоялся в Торгово-промышленной палате РФ 22 апреля 2019 г. Этим мероприятием открылся XII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век», проходящий в Москве с 22 по 26 апреля 2019 года.

Модераторами дискуссии выступили ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец и главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов.

Во вступительном слове Иван Близнец рассказал об основных задачах, которые сейчас стоят перед Советом по интеллектуальной собственности. В их числе – развитие законодательства, касающегося защиты интеллектуальной собственности и борьбы с пиратством.

– Новые технологии, с одной стороны, дают нам широкие возможности по применению объектов авторского права и смежных прав. С другой стороны, возникает серьезная опасность, когда эти объекты незаконным образом размещаются в сети, а авторы несут весьма и весьма серьезные потери. Эти потери значительно больше, нежели те, которые были в свое время у автора из-за незаконного тиражирования на кассетах и на дисках. Современные возможности дают гораздо больше пиратам – и в части, касающейся прибыли, и в части, касающейся распространения незаконного контента. Были приняты определенные шаги, изменения в части охраны авторских и смежных прав, но этого на сегодняшний день всё-таки недостаточно. Конечно, надо дать возможность широкого доступа населения к объектам культуры, искусства, науки. Но многие забывают, что за каждым таким произведением, за каждым объектом стоит конкретный автор, об интересах которого мы забываем. Поэтому задача – найти баланс между интересами общества и интересами автора, – заявил Иван Близнец.

Спикер напомнил, что индустрии культуры сейчас являются определяющими для многих видов экономической деятельности в стране.

Кроме того, он подробно рассказал о вопросах регулирования авторского права на современном этапе. В частности, он отметил происходящие изменения – в законодательстве, деятельности WIPO и новых договорах, которые сегодня стали
дополнительным правовым инструментом для охраны авторского права и смежных прав.

Заместитель директора нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Алексей Кубышкин рассказал, как его ведомство видит основные проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью в цифровую эпоху.

– Первоочередная задача нормативного регулирования сегодня – ослабить нарастающее противоречие между быстроменяющимися способами использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных или переведенных в цифровую форму, и правовыми конструкциями, заложенными как в российском законодательстве, так и в законодательстве зарубежных страх, приспособленными главным образом к использованию таких результатов в «аналоговой» форме. Мы хорошо видим это, отслеживая тренды, судебную практику, международный опыт, в частности – директивы, которые принимаются в Европейском союзе, проекты международных актов, в подготовке которых мы участвуем, – рассказал он.

Спикер отметил, что в последнее время роль посредника в распространении цифрового контента ослабевает и многие авторы уже сейчас могут распространять результаты своего творческого труда, например, без издателей. Алексей Кубышкин также отметил высокий уровень и актуальность отечественного антипиратского законодательства, которое серьезно шагнуло вперед, несмотря на неизбежную потребность в его постоянном совершенствовании.

Евгений Сафронов детально рассказал об исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ 2016–2018», которое агентство InterMedia и Совет по интеллектуальной собственности ТПП РФ проводят уже третий год. Это первый подобный комплексный анализ в России.

– У нас нет официального понятия «культура». Мы не понимаем, что такое культура. Мы пользуемся терминами 30–40-х годов прошлого века – помните, кто тогда управлял страной? – и других терминов за это время придумано не было. Когда мы начинаем обсуждать серьезные вещи, то говорим – вот это цифровая индустрия, а вот это аналоговая, а вот ещё какая-то. Путаница, конечно, в терминах очень большая, – заявил он.

Спикер уточнил, что для исследования разработана экспериментальная методика, однако в текущем виде блок-схема сферы культуры хоть и «выглядит весьма непривычно», но при этом действительно охватывает все, что в России принято относить к культуре. Агентство уже начало диалог с Всемирной организацией по интеллектуальной собственности (WIPO), которая разработала свою методику, чтобы найти общие точки соприкосновения.

– Что бы ни происходило, сфера культуры явно в стране будет выводиться в отдельный раздел законодательства. Это значит, что границы сферы культуры должны быть точно определены. Должна быть граница – где культура, а где, к сожалению, нет. В противном случае – неэффективность и злоупотребления. Это тот самый случай, когда без исследований и экспертизы просто не обойтись, – заявил Евгений Сафронов.

Марина Рожкова и Алексей Кубышкин

Эксперт Российской академии наук, член экспертного совета комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связям, президент IP Club, д.ю.н. Марина Рожкова рассказала о проблемах больших данных и интеллектуальной собственности. В частности, по словам спикера, не все большие данные нуждаются в том, чтобы их подробно законодательно регулировать – на сегодняшний день в отрасли разрабатывается кодекс этики использования данных, который ориентирован на регулирование тех отношений, которые возникают по поводу больших данных.

По мнению спикера, большие данные часто предлагают рассматривать, как разновидность интеллектуальной собственности, что в данный момент не должно быть поддержано.

– Когда мы говорим о больших данных, то большинство юристов предполагает, что мы говорим об огромных объемах информации. Действительно, речь идет о том, что данных очень много, разного формата. Но характеристика их объема – она не основная. Надо учитывать технологическую подоплеку и, собственно, содержание больших данных. Когда мы говорим, например, о базе данных, то подразумевается, что это некие данные, распределенные по ячейкам, – они статичны и рассортированы. Когда мы говорим о больших данных, мы говорим о другом явлении – большие данные предполагают поток. Они не застывают и не сортируются, в них нет постоянной структуры. Лично у меня возникают большие вопросы в отношении того, подлежат ли к применению в отношении больших данных нормы о базах данных, которые у нас сегодня сформулированы в части IV Гражданского кодекса, – заявила спикер.

По мнению г-жи Рожковой, как объекты авторского права должны регулироваться не все базы данных, а только те, где используется творческий критерий при компоновке структурных единиц. Некоторые (но не все) базы данных могут охраняться только главой ГК РФ о смежных правах.

Секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный рассказал, что проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, остро заметны и в медиа. В частности, он отметил вопрос плагиата.

– Все понимают, что такое плагиат, но плагиат тоже бывает разный. Бывает просто копирование контента без указания автора и ссылки – это то, что мы называем плагиатом. Но существует, например, рерайт, которым занимаются, начиная с журфака до любого возраста. Многие сайты формируют контент за счет рерайта других источников, – рассказал он.

Кроме того, в сфере новостей все работают с одним и тем же семантическим ядром, из-за чего порой сложно понять, кто является первоисточником. По мнению спикера, не хватает единой базы, в которую можно было бы вносить недобросовестные ресурсы и журналистов.

Светлана Цыганова, Иван Засурский, Татьяна Журбинская

Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский заявил, что культурные индустрии обеспечивают развитие человеческого капитала и распространение ценностей. При этом многие произведения порождены другими произведениями.

– Из всех произведений, которые вышли в ХХ веке, три четверти, по нашим оценкам, нельзя атрибутировать. Очень малая их часть оцифрована. А то, что не оцифровано, не атрибутировано, лежит мертвым грузом, и в известном смысле лишает нас практики. Мы не в состоянии оценить, какого рода стимулирующий эффект на индустрию культуры может оказать наведение здесь порядка, но мне кажется, что очень существенное. Поэтому мы в Ассоциации интернет-издателей, которую я представляю, стараемся придумать, как освободить как можно больше произведений, которые не нужны с точки зрения бизнеса, на которых никто не зарабатывает, чтобы они вернулись в культуру, – рассказал он.

Так, Иван Засурский рассказал про реестр «Ноосфера», созданный за счет президентских грантов. В нем хранятся метаданные и полные версии произведений, находящихся в общественном достоянии и опубликованных на условиях открытых лицензий, чтобы с них ошибочно не собирали деньги.

Кроме того, он рассказал о важности регистрации. По мнению спикера, регистрация прав на произведения должна вводиться, как и для патентов, на срок от 1–5 до 10–15 лет с возможностью продления. Получение удостоверения национального фильма или серийного номера в книжной палате для издателей должно давать автоматическую регистрацию прав на минимальный срок (до 5 лет). Коммерческое использование произведений без согласия авторов и правообладателей при этом останется запрещено согласно международным конвенциям, а вот любые виды некоммерческого использования, по мнения г-на Засурского, станут возможны.

Основатель, владелец и старший партнер юридической фирмы «Катков и партнеры» Павел Катков рассказал о Директиве об авторском праве на Едином цифровом рынке Европейского Союза.

– Несмотря на геополитические разногласия, мы – члены единого правового пространства, и так или иначе влияем друг на друга. Понятно, что США и Евросоюз с их прежними директивами влияют на нас больше, но рано или поздно настанет другое время, когда мы будем на них влиять. Тем не менее, нам нужно понимать, что там происходит, потому что в дальнейшем развитии нашей правовой системы мы регулярно будем видеть ссылки на этот новый документ – в нем немало того, что нас бесспорно затронет, – рассказал он.

Спикер рассказал, какие в Директиве даны определения. В частности, появилось определение провайдера онлайн-сервиса распространения контента, на который накладывается обязанность платить за использование на его площадке контента, если этот контент был размещен пользователями в некоммерческих целях. В этом большое отличие от прежней доктрины, в которой пользователь размещал контент, но неизвестно, кто должен был за него платить, а ответственность нес посредник. Также даны определения заимствованию, исключению из авторского права, свободного использования для слабовидящих и многие другие.

Эрик Вальдес-Мартинес и Алексей Алешковский

Руководитель международного департамента ЕАКОП Эрик Вальдес-Мартинес назвал Директиву об авторском праве на едином цифровом рынке Европейского Союза серьезным заделом в правотворчестве. По его мнению, на сегодняшний день европейское законодательство пытается разрешить много сложных вопросов, что в конечном счете повлияет и на российское законодательство.

– Эта директива наглядно показывает: происходит усиление авторского права, следовательно, правам авторов, как физических лиц, будет предоставлен больший режим охраны. Кроме прочего, следует исходить из понимания того, что никакие действующие международные нормы не будут пересматриваться. В частности, Бернская конвенция 1886-го года – это столп, основа, – заявил он.

По мнению спикера, многие существующие нормы в российском законодательстве пришли из зарубежного права, международного или национального, и не являлись продуктом национального нормотворчества. В частности, в современной России еще в 1993 году была принята норма о праве следования, которая фактически повторяет соответствующую диспозитивную норму Бернской конвенции. Отсутствие понимания надлежащего применения положений данной статьи и практического юридического опыта не позволило начать реализацию этого права в отношении авторов изобразительного искусства. Эта статья, после некоторых принятых изменений, начинает работать только сейчас. И этот процесс идет очень тяжело. Вообще следует предположить, что в России по-прежнему автор – наименее защищенное лицо. И даже не с точки режима существующих авторско-правовых норм. Проблема в их правоприменении. Представляется, что роль авторов (правообладателей), по всей видимости, будет усиливаться с эволюцией правоприменительной практике.

Член правления гильдии сценаристов Алексей Алешковский заявил, что важно уравнять в правах всех авторов аудиовизуальных произведений. По его мнению, тот факт, что в ГК РФ авторами аудиовизуального произведения признаются сценарист, режиссер-постановщик и композитор, а отчисления от проката получает только композитор – не более чем казус, который необходимо решить. Он предложил поддержать инициативу о выплате справедливого вознаграждения сценаристам и режиссерам за публичное исполнение аудиовизуальных произведений.

Владимир Хотиненко

В круглом столе также приняли участие режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко; член Совета НАОМ Дмитрий Калантаров; руководитель отдела по связям с общественностью ЕАКОП Екатерина Семенова; заведующая творческой комиссией Союза московских композиторов, музыковед Татьяна Журбинская, председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова и многие другие.

Павел Соломатин, InterMedia

Новости партнеров

Pasha Dance Theater привезет в Россию «Сказку о любви и бессмертии»

25.10.2021 16:07 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой TCI

Турецкое театрально-танцевальное шоу Pasha Dance Theater приедет в Россию со спектаклем «Сказка о любви и бессмертии» весной 2022 года. Впервые вечная история эпохи Великолепного Века Османской империи будет представлена 21 апреля в Crocus City Hall в Москве и 22 апреля в в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. Кроме того, Pasha Dance Theater выступит в Национальном дворце искусств «Украина» в Киеве 19 апреля. Организатором гастролей выступает агентство T.C.I.

- Приглашаем вас стать свидетелями невероятной истории любви, полной страсти и боли, юного могущественного Паши и его любимой одалиски удивительной красоты, - говорят организаторы.

По сюжету, молодой правитель отправляется в опасное путешествие по воинственным землям древней Анатолии в поисках похищенной возлюбленной. В постановке участвуют танцоры и акробаты из Турции, Болгарии, Грузии, Кубы, России и Украины.

- Сорок артистов на сцене, впечатляющая хореография и акробатика, народные танцы Балкан и Кавказа, гармония 2000 аутентичных костюмов и передовые визуальные и световые эффекты, - обещают организаторы. - Путешествие по 25 регионам Османской империи через сражения, кровь, огонь, эмоции, чтобы обрести бессмертную любовь!

В постановке звучит оригинальная музыка и аранжировки композитора Юсел Арзена. Художественный руководитель и создатель шоу - Серпил Сунай.

Фото: предоставлено пресс-службой TCI
Теги: Crocus City Hall, анонс шоу, визит в Россию, Pasha Dance Theater
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

69 Eyes приедут в Москву с «To The East And Back».

25.10.2021 15:54 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
обложка альбома
Финская группа 69 Eyes выступит на сцене «Главклуба» 8 марта 2022 года.
Материал доступен только подписчикам
Ленты новостей InterMedia

Если Вы - подписчик, но все же видите этот текст, проверьте:

  • вошли ли Вы в аккаунт;
  • не истек ли срок подписки (это можно узнать в Личном кабинете).

Что-то пошло не так? Пишите, звоните: partner@intermedia.ru, +7 (495) 638-55-43

Фото: обложка альбома
Теги: Главклуб, анонс концерта, визит в Москву, 69 Eyes

Виктор Хориняк и Ольга Кабо сразятся за «Родком» в новом сезоне (Видео)

предоставлено пресс-службой СТС

Премьерный показ второго сезона комедийного сериала «Родком» стартует 8 ноября 2021 года на СТС. В новых сериях к Виктору Хориняку, Ольге Лерман, Алине Алексеевой и другим актёрам первого сезона присоединится Ольга Кабо и автор хита «Венера-Юпитер» Ваня Дмитриенко.

По сюжету новых серий Сергей Шмелёв (Виктор Хориняк) становится главой родительского комитета, заменив свою девушку и в прошлом одноклассницу Свету Суркову (Ольга Лерман). Теперь она занимает место классного руководителя, а её мать — пост нового директора школы. Правда, Анна Петровна (Ольга Кабо) уверена, что простой работяга - не пара её интеллигентной и образованной дочери. Особенно когда рядом обеспеченный и хорошо воспитанный Влад (Павел Савинков), мечтающий о Свете с университетской скамьи.

- В новых сериях авторы погрузили моего героя в сложные обстоятельства, - рассказывает Виктор Хориняк. - Шмелёв изо всех сил старается быть лучше ради Светы и проводить больше времени с сыном. Он как слуга двух господ, который должен успевать и "нашим", и "вашим".

- На пробах моего героя назвали антагонистом Шмелёва, - говорит Павел Савинков. - И я подумал, что он такой злодей-злодей. Но после прочтения сценария понял, что Влад мне нравится. Он не плохой, просто борется за сердце любимой женщины.

Ольга Кабо призналась, что мечтала сниматься в сериалах СТС:

- Когда дочка была маленькой, в эфире шли сериалы "Моя прекрасная няня" и "Папины дочки". И Таня переживала, что я не снимаюсь в проектах СТС. Сейчас дочери двадцать два, и я могу сказать, что наконец-то заняла свою нишу на её любимом канале.

В одной из серий её героиня травмирует шею и руку. По иронии судьбы перед началом съёмок актриса получила реальные травмы, что привело к срочным корректировкам в сценарии.

- Так случилось, что на отдыхе упала с водных лыж, повредив два ребра, - рассказала актриса. - А через неделю сломала ногу на съёмках другого проекта. Со мной впервые такая ситуация. И как члену Ассоциации каскадёров России мне, конечно, очень обидно. Но я благодарна продюсерам и каналу, что меня поддержали.

Кроме героев Ольги Кабо и Павла Савинкова, в сериале появился ещё один новый персонаж — парень одной из школьниц в исполнении 16-летнего Вани Дмитриенко, автора хита «Венера-Юпитер». Зрители увидят известного музыканта и блогера в непривычном для него образе — с дредами и татуировкой на лице.

Как сообщает пресс-служба СТС, съемки второго сезона проходили во множестве новых локаций, включая театр в Жуковском, караоке-бар, картинную галерею и усадьбу Середниково.

- В новых сериях много ярких объектов, персонажей и неожиданных сцен, например в стиле вестерна. При этом главным остаётся жанр лирической комедии, поэтому будет больше доброго и трогательного юмора, интересных линий и переплетений судеб героев, — признаётся режиссёр Мария Кравченко.

Эфир в 19.00.

Новости партнеров

β 16+