Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.01.2019

Рецензия: Сергей Безруков и «Крёстный папа» - «Заповедник» ***

07.01.19 12:03 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: Сергей Безруков и «Крёстный папа» - «Заповедник» ***

2018, MS

В повести Сергея Довлатова «Заповедник» главный герой в 70-е годы устраивается работать экскурсоводом в музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское». Несмотря на явные автобиографические черты, героя зовут не Сергеем Довлатовым, а Бобом Алихановым. Он ленинградский интеллигент; можно догадаться, что журналист или не слишком удачливый литератор.

В фильме Анны Матисон «Заповедник» - вольной экранизации Довлатова - действие перенесено в наши дни, а экскурсоводом становится не журналист, а музыкант Константин. Сходство в том, что он тоже не очень удачлив: в заповедник гитариста приводит нереализованность и невостребованность.

Музыканта играет Сергей Безруков; от персонажа его отличает примерно всё, а в первую очередь - удачливость. Фильм «Заповедник» и саундтрек к «Заповеднику» - прямо-таки череда счастливых совпадений. Безруков женат на Анне Матисон, и это идеальный брак: мало того, что жена режиссёр, так она к тому же больше, чем кто-либо, уверена в актёрской гениальности мужа. Соответственно вместе они способны реализовать любые проекты и экранизировать самые смелые идеи с Безруковым в главной роли. Съёмки «Заповедника» внезапно совпали с началом музыкальной карьеры Сергея, который собрал группу «Крёстный папа» и стал играть свои песни. Благодаря этому саундтрек фильма естественным образом сложился из музыки Сергея и его ансамбля. Таким образом, Анне не пришлось приглашать посторонних композиторов, а Сергей сразу нашёл прикладное применение своим песням. В общем, всё отлично сложилось. Вот и Безруков так думает, недаром на обложке саундтрека его профиль соседствует со знаменитым автопортретом Александра Сергеевича. Ай да Безруков!

Если какие-то песни из саундтрека попадутся вам по отдельности, вы, возможно, удивитесь, стоило ли начинать музыкальную карьеру с таким кондовым репертуаром. Но ведь по отдельности-то это слушать не надо! Надо целиком и не вырывая из контекста. Напомним, что по сценарию музыканта Константина забрасывает в Михайловское невостребованность его песен. Значит, перед Безруковым как автором материала стояла задача случайно не написать хиты. И он с ней блестяще справился - хитов не сочинил, зато исполнил всё так, что зритель/слушатель не сомневается: лирический герой в свою музыку очень верит, а вот публика оценить её не способна. Какая-то она вся банальная, вторичная, заштампованная, словно разрешённый рок 80-х - ну вот ровно то, что надо, чтобы показать страдающего от нереализованности музыканта. На диске, кстати, есть несколько отличных гитарных соло - так что картина поднимает ещё и проблему непопулярности в нашей стране инструментальной музыки.

У актёра Безрукова давние и тёплые отношения с Пушкиным, и в звуковой дорожке он к радости поклонников читает «Я помню чудное мгновенье». А теперь к Александру Сергеевичу пришёл и музыкант Безруков, записавший одну из песен саундтрека на строки из «Евгения Онегина». Опять-таки: в качестве отдельного номера это смотрелось бы дико, но в контексте «Заповедника» всё выглядит вполне оправданно.

Алексей Мажаев, InterMedia