Аркадий Мелитонян: «Хорошим звукорежиссёром становится хороший исполнитель»
О ЗАКРЫТИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОМА ЗВУКОЗАПИСИ (ГДРЗ)
– Я работал в Государственном доме радиовещания и звукозаписи с 1961 до 1993 года, то есть 32 года. Но событие, которое сейчас происходит в его стенах, касается всех, а не только меня. <…> Официальная причина заключается в том, что не хватает средств, чтобы оплачивать работу сотрудников. Записывающихся стало гораздо меньше, и, таким образом, ГДРЗ не выполняет своих функций. Штат ГДРЗ очень большой, и оплачивается он довольно большими суммами. Поскольку учреждение сочли нерентабельным, был найден выход из положения – передать его.
ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ГДРЗ
– Этот Дом строился с целью создания акустически полноценных помещений, способных принимать выдающихся деятелей искусства. Для этого нужна была хорошо выстроенная и грамотно оформленная акустическая система.
С момента вхождения в строй этих студий каждая из них постоянно анализировалась, в каждую из них вносились коррективы. В результате сложился акустический набор, который в настоящий момент удовлетворяет самым высоким требованиям и всем поставленным задачам. Качество звука очень важно: ведь желательно передать в записи звук исходника практически без изменений (или с изменениями в лучшую сторону).
Это дом с многочисленными дикторскими кабинами, многочисленными аппаратными, в которых происходит монтаж записанных произведений: как музыкальных, так и литературно-драматических. При многих студиях существуют дополнительные шумовые аппаратные, ведь там записывался и «Театр у микрофона».
Например, в литературную студию завезён песок, там лежат камни, там есть водопроводный кран – открываешь воду, течёт вода. Есть три или четыре двери, которыми можно хлопать или открывать их: одна со скрипом, другая железная – так тряхнет замком, что он упадет с лязгом. Там сделано много того, чего нет в обыкновенных студиях.
Эти студии приспособлены для всего. По качеству чистого, живого звучания с ними ничего не сравнится.
О СТУДИЯХ ГДРЗ
– В ГДРЗ было создано восемь музыкальных студий, четыре речевых и два литературно-драматических блока. И каждая из этих студий имеет свою акустику, приспособлена для определенной задачи, для одного или нескольких жанров: например, для вокала с музыкальным сопровождением или для литературно-драматического вещания.
Эти студии также различаются размером. В большой студии отзвук, так называемая реверберация, длится достаточно долго: полторы секунды, может доходить до трех секунд в музыке. В маленьких помещениях отзвук, естественно, маленький.
Пятая студия создавалась для больших коллективов, она вмещает до двухсот исполнителей. Там можно записывать, например, оркестр с хором и солистами. Объем пятой студии более семи тысяч кубометров.
Объем первой студии – около пяти тысяч кубометров. Она тоже предназначена для больших коллективов, может вместить около ста человек.
Вторая студия – две с половиной тысячи кубометров, третья – порядка тысячи с небольшим, четвертая же студия – практически дикторская.
Акустика в Пятой студии равнозначна и равноценна в каждом уголке, за исключением того места, которое предназначено для хора. Там акустика скорректирована таким образом, чтобы певцы могли лучше слышать друг друга.
Пятая студия действительно очень важна, ее характеристики уникальны: исполнители, которые в ней записывались, всегда отмечают это.
ОБ АКУСТИКЕ ПЯТОЙ СТУДИИ
- Например, в ней есть паруса, отражающие звук – они расположены под разными углами друг к другу и нужны для того, чтобы равномерно распределить частотную составляющую звучания по всей студии, чтобы во всех частях студии звучало ровно, прежде всего частотно ровно. А частотная составляющая влечёт за собой и ровность тембральную: звук выравнивается в том числе и по силе.
Для строительства студии были использованы специальные материалы. Там абсолютно всё продумано, на каждом сантиметре определен частотный состав звучания.
Вряд ли ещё в Москве есть такая студия, в которой выверено всё до сантиметра.
Акустика существует в любом здании, любом замкнутом помещении. Но если мы говорим о художественной акустике, то она имеет определенные характеристики, связанные с отражёнными звуками в этом помещении.
ОБ ИСТОРИИ ГДРЗ И ЗВУКОЗАПИСИ В НАШЕЙ СТРАНЕ
– ГДРЗ, или Государственный дом радиовещания и звукозаписи, принадлежал государственному комитету радиовещания и телевидения при Совете министров СССР. ГДРЗ был создан в 1936 году по распоряжению правительства с целью улучшения радиовещания. В 1937 году он вошел в строй и был передан Всесоюзному Радио.
Первая звукозапись была сделана в 1938 году: звучала Вторая рапсодия Ференца Листа в исполнении симфонического оркестра Большого театра СССР под управлением народного артиста СССР Александра Ивановича Орлова. <…> Первые стереозаписи, сделанные в ГДРЗ в 1959 году, завоевали Гран-при на промышленной выставке в Нью-Йорке. Чуть позже многие оперные звукозаписи, выполненные в ГДРЗ, получали золотые медали на международных конкурсах.
Многоканальная запись внедрялась примерно в 60-х годах. Мне тоже посчастливилось принять участие в освоении этой технологии. Ряд моих первых записей был выполнен многоканально. Как и во всём новом, возникали свои сложности, мы их преодолевали…
О РАБОТЕ ГДРЗ В ГОДЫ ВОЙНЫ
- В 1941 году деятельность этого учреждения была в самом разгаре. Юрий Левитан читал новости в этом здании, и все значительные передачи от Совинформбюро шли оттуда, из этих дикторских аппаратных.
Там постоянно находились и Юрий Левитан, и Ольга Высоцкая – наши лучшие дикторы. Во время войны все новости о наших победах читал Левитан. Это слышал и наш основной противник – Гитлер. Им была организована целая кампания, чтобы заставить замолчать Левитана, он дал задание уничтожить его.
В 1941 году на Москву совершалось до 12 налетов за одни сутки. Практически каждые 2 часа – налёт. И объявлял о них Левитан, так же, как и отбой воздушной тревоги. Одна из бомб, сброшенных немецким самолетом, упала в Гранатный переулок, прямо рядом с Домом звукозаписи. Дом был объектом нападения!
Бомба попала в расположенный по соседству «Дом архитекторов», и, по счастью, не взорвалась. Но сам факт о многом говорит. Вот вам престиж и назначение этого здания!
ОБ АРТИСТАХ, С КОТОРЫМИ ОН РАБОТАЛ
- Мне посчастливилось работать в этом здании с Татьяной Шмыгой – мы записывали оперетту «С первого взгляда» композитора Купревича. К сожалению, Татьяны Ивановны больше нет с нами… Гениальная ведь была исполнительница. Она меня постоянно удивляла необыкновенной сменой характера исполнительства.
Яркий исполнительский эффект произвел на меня Муслим Магомаев. Это был очень требовательный к себе артист – я впервые встретил такую требовательность к себе наяву. Часто он останавливался и говорил: «Начнём сначала». В чём была причина? Слово не так прозвучало или вообще звучание не понравилось.
Он отслушивал записанное и следил за тембральной окраской: не однообразна ли она? Впрочем, обычно работал он очень тщательно и очень точно попадал в тот тон, который был нужен, в характер… Поэтому много вариантов мы с ним не делали: два, от силы три варианта. Чаще всего с первого варианта всё было готово.
Очень яркий, очень обращающий на себя внимание, с прекрасным голосом и умением владеть им. Конечно, он поражает. Поражает и притягивает. Он сразу тебя берёт – раз! – и ты исчез, ты весь в нём. Ему не надо ходить, двигаться, пританцовывать. Вот он встал, руки расположил спокойно, в глаза смотрит, голос… И вам кажется, что он не стоит на месте, что он танцует.
Вот такой своеобразный магнетизм. Определённый гипноз. И если в звучании с ним мог ещё кто-то сравниться, то в этой исключительной самоподаче – нет.
Он приехал в Москву в 1964 году. Арно Бабаджанян привёл его на радио и показал главному редактору. И многие песни Бабаджанян написал именно для него. Так же, как Пахмутова для него написала знаменитую «Мелодию».
Но в ГДРЗ работало много исключительных артистов. Просто даже трудно начать перечислять их. Много. Практически все.
ОБ ИОСИФЕ КОБЗОНЕ
– Впервые он пришел к нам, когда был еще студентом Гнесинского института. Вместе с Виктором Кохно они исполняли песню композитора Аркадия Островского «На что нам юность дана».
Вот они появились у нас в первый раз: интересная пара. Постоянно друг друга разыгрывали, перебрасывались шутками. Но пели хорошо. Кохно – тенор, Кобзон, естественно, баритон. Он тембрально выделялся голосом, его окраска довольно красивая.
На нас произвело большое впечатление и содержание этой песни, и как они это сделали, – было очень занятно.
Работать с ним было довольно легко: он помнил все замечания, исполнял без ошибок и обычно вполне хватало двух-трех вариантов для того, чтобы завершить работу.
Он быстро схватывал, был требователен к себе, к существу того, о чем он пел. Настоящий профессионал, несмотря на его молодой возраст, – он ведь был еще студентом тогда.
О ЛЮБИМЫХ ЖАНРАХ
– Я работал со всеми жанрами. Какой мне нравился? Знаете, зависело от исполнителя. Не могу, например, отказаться от Чайковского, его симфоний. <…> Мне очень нравится Светланов. Его Чайковской очень нервный, импульсный, порывистый. Такая борьба за жизнь обязательно должна быть взрывной – у Светланова как раз такой Чайковский. Он же сделал у нас целую тетрадь записей Чайковского, записал все симфонии.
О СЛОЖНОСТЯХ РАБОТЫ С СИМФОНИЧЕСКИМИ ОРКЕСТРАМИ
– Когда я слушаю оркестр, прежде всего я выделяю смысловую часть, а к ней уже подстраиваю все посторонние определяющие противосложения.
Что хорошо и одновременно плохо в симфоническом оркестре? Существуют шумы, связанные с исполнительским мастерством. Совсем отделяться от них не имеет никакого смысла. Но сделать их комфортными, чтобы они не мешали и делали музыку живой, – это уже задача.
Шумы бывают разного характера, например, шум канифоли, щелчки при пиццикато. И звукорежиссер может уйти от этих шумов, расположив микрофон соответствующим образом.
О ПРОФЕССИИ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
– Хорошим звукорежиссёром чаще всего становится тот человек, который является хорошим исполнителем, независимо, на каком инструменте: певец, пианист, скрипач, кларнетист, флейтист, тубист…
Сам я по профессии – дирижёр военного оркестра, закончил военный факультет Московской государственной консерватории, в этой должности проработал 17 лет.
Затем я пришёл на радио. Сначала года три работал музыкальным редактором в отделе массовых жанров. Затем поступил на курсы звукорежиссеров, окончил их и прошел по конкурсу в ГДРЗ на должность звукорежиссёра.
О ФОНДОВЫХ ЗАПИСЯХ ГДРЗ
– Фондовая запись – это работа, выполненная с особой тщательностью и рассчитанная на долгое хранение в фонотеке с возможностью использования в радио и телепередачах. Все записанные произведения в фонотеке пронумерованы, приняты художественным советом. В этих работах названы авторы, исполнители, звукорежиссер и дата исполнения.
Чем больше таких работ по количеству, качеству и разнообразнее они в жанровом исполнении, тем богаче фонотека и тем бережнее нужно их хранить. Некоторые записи со временем приходится реставрировать.
Например, там есть записи Ленина, сделанные на несовершенной технике. Впоследствии эти записи отреставрировали – за эту работу звукорежиссеры Гаклин и Жорников получили государственную премию. Также есть записи Шаляпина, Руслановой, Надежды Обуховой…
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ФИРМОЙ «МЕЛОДИЯ»
– ГДРЗ возник раньше, чем фирма «Мелодия». Вначале в ГДРЗ предполагалось выпускать пластинки. У нас уже существовали цехи по их изготовлению. Но радиовещание так быстро росло и развивалось, что места не хватало. Поэтому фирма по выпуску пластинок была выделена отдельно как самостоятельное предприятие – фирма «Мелодия».
Сотрудничество это не прекращалось никогда, оно существовало постоянно, пока существовал ГДРЗ. Мы всегда были тесно связаны.
О ЗДАНИИ ГДРЗ
– Это здание нельзя трогать – оно неприкасаемо. Это музей, но музей работающий. Знаете, есть такое выражение – «намоленное место»? И в этом здании ощущается такое состояние. Всё на вас воздействует внушительно, серьезно, весомо. Когда вы туда приходите, возникает ощущение, что вы собираетесь сделать что-то значительное.
В то же время здание дает тебе чувство свободы. Когда входишь в вестибюль, проходишь дальше в зал перед аппаратными, – а он с высокими потолками, с широким расположением стен, весь мраморный, гулкий – чувствуешь, что здесь всё выходит за рамки обыденности, ощущаешь величину. <…> Я чувствую недопонимание со стороны тех людей, которые требуют передать эту студию. Они не понимают, что это попросту невозможно. Это катастрофическое событие.
Закрыть ГДРЗ невозможно. Переместить его в другое место невозможно. На это потребуется много лет. Это будут потерянные годы. Работа остановится, и потеря эта будет невозместимой.
Любим мы устроить себе искусственно преграды, а затем их преодолевать. Но эти преграды мы не преодолеем. Мы просто потеряем часть удачной судьбы.
(НатальяШкуратова, Classical Music News, 29.10.18)
Умер автор песни «Александра» Дмитрий Сухарев
Российский ученый, поэт и бард Дмитрий Сухарев скончался 11 ноября 2024 года в возрасте 94 лет. О его смерти сообщили друзья покойного, в том числе поэт Александр Правиков и Татьяна и Сергей Никитины.
Дмитрий Сахаров (настоящая фамилия, Сухарев – творческий псевдоним) родился 1 ноября 1930 года в Ташкенте. В 1953-м окончил биологический факультет МГУ, в 1973-м стал доктором биологических наук, в 1995-м избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН). Как ученый известен своими трудами в области нейробиологии.
Со студенческих лет Дмитрий писал стихи и участвовал в самодеятельности, с 1950-х годов публиковался в журналах «Юность» и «Новый мир». Песни на его стихи впоследствии сочиняли и исполняли Виктор Берковский («Вспомните, ребята!»), Геннадий Гладков, Виктор Мищук, Александр Суханов и многие другие. Песни Сухарева звучат в спектаклях, кино- и телефильмах.
Многолетняя дружба и совместная работа связывала Дмитрия Сухарева с Сергеем Никитиным. Дмитрий является автором текста песни «Александра» из фильма «Москва слезам не верит», хита «Брич-Мулла» Татьяны и Сергея Никитиных, композиций «Прощание с Парижем», «Окликни улицы Москвы» и многих других. Вместе Никитин и Сухарев сочинили мюзикл по пьесе Чехова «Предложение» (поставленный в 1989 году), пьесу «А чой-то ты во фраке?» (поставленную в 1992 году Иосифом Райхельгаузом в «Школе современной пьесы»), антрепризного водевиля «Жена-интриганка, или Актёры меж собой» (1996) с Ириной Муравьевой в главной роли.
Дмитрий Сухарев был руководителем мастерских и семинаров, участником бардовских концертов и фестивалей, автором статей, посвящённых творчеству бардов, а также составителем фундаментальной «Антологии авторской песни», вышедшей в 2002 году.
Сухарев - лауреат премии имени Андрея Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» и российской государственной премии имени Булата Окуджавы (2001).
Jony, Султан Лагучев и Seville станут «Звёздами Востока»
Ежегодный концерт «Звёзды Востока» состоится 16 ноября 2024 года на сцене «Live Арены». Шоу приурочено к 12-летию радиостанции «Восток FM». На сцену выйдут Jony, Мот Seville (Artik & Asti), Султан Лагучев, Зара, Сосо Павлиашвили, Amirchik, Elman, Жасмин, Mona, Toni, Арсен Шахунц, Эльбрус Джанмирзоев, Элвин Грей, Janaga, Gazan и многие другие артисты.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Ночные Снайперы» превратили в волков жертв абьюза в «Не смотри на меня»
Премьера нового клипа «Ночных Снайперов» «Не смотри на меня» состоялась 11 ноября 2024 года. В ролике, снятый командой Дианы Арбениной, герои спасаются от волков в ночном лесу.
- Свежее видео "Не смотри на меня" — остросюжетный широкоэкранный мини-фильм и одна из самых масштабных и дорогостоящих видеоработ в истории Арбениной, - рассказали в пресс-службе певицы. - Это новая веха в карьере Дианы и мощнейшее высказывание про любовь, абьюз и созависимость, которое захватывает зрителя и держит в напряжении с первых секунд до самого конца. В центре сюжета — хищная лесная волчица. Она символизирует жертву абьюза, которая от безысходности ушла в нападение. Видео не оставляет зрителю имен, паролей и явок, но дарит грандиозное впечатление и оставляет много "пасхалок" и мыслей для размышления. Видео впечатляет не только сюжетом, но также режиссерской и операторской работой, красочной и контрастной сменой кадров зловещего леса, где царствует волчица, и уютного загородного дома, где живут героиня Дианы и ее спутник. Диана называет эту песню одной из самых личных и сильных за всю свою карьеру.
«ИнтерМедиа» напоминает, что «Ночные Снайперы» выпустили сингл «Не смотри на меня» 27 сентября 2024 года.