Исследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чартыУмер основоположник британской блюзовой сцены Джон МэйеллShaman стал заслуженным артистом России«Культурная столица года» готовится выйти на уровень Союзного государстваЕвгений Кисин признан иноагентомЗадержан экс-глава департамента культуры Москвы Александр КибовскийMary Gu получила предложение руки и сердца в ПарижеУмерла звезда «Зачарованных» и «Беверли-Хиллз, 90210» Шеннен ДоэртиАктрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей ДюжиковCrocus City Hall не будет восстановленАлсу отрицает возможность примирения с мужемВ Госдуме состоялся день Культурных столицАнна Нетребко разводится с Юсифом ЭйвазовымУмерла спортивный комментатор Анна ДмитриеваУмер актер Дональд СазерлендУмер сын Вячеслава Зайцева Егор

В Москве открыли мемориальный барельеф композитору Георгию Свиридову

21.09.2018 11:45 Музыка Рубрика: Хроника

Торжественная церемония открытия мемориального барельефа Георгию Свиридову состоялась 20 сентября 2018 года в Москве по адресу улица Большая Грузинская 36, строение 3.

В этом доме композитор жил с 1968 по 1998 годы. Большинство выступавших на церемонии гостей сошлись во мнении, что увековечить память Георгия Свиридова следовало гораздо раньше, чем через 20 лет после его смерти, но зато теперь благодаря усилиям Российского Музыкального Союза это наконец осуществлено на должном уровне.

Церемонию открыл заместитель председателя Московской городской Думы, режиссер и актер, народный артист РСФСР Николай Губенко строчками из поэмы Александра Блока «Возмездие»: «Жизнь без начала и конца – нас всех подстерегает случай…». Режиссер напомнил, что Георгий Свиридов писал музыку на блоковские произведения, а также на стихи Александра Пушкина, Федора Сологуба, Сергея Есенина и многих других русских поэтов.

- Это гений русской музыки! – заявил Николай Губенко. – Лично я не чувствую и не знаю более русского композитора, потому что он не только постиг душу нашего народа, но и умел плакать и радоваться вместе с ним. Спасибо всем, кто увековечил память великого композитора!

Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы, актер и режиссер, Народный артист России Евгений Герасимов говорил о том, что все творчество Георгия Свиридова пронизано любовью к Родине:

- С кем нам сравнить этого композитора? С запрятанным ручейком, который течет, набирая силу из родников. Каждый путник, который напьется из него чистой воды, сделает свою жизнь добрее и по-настоящему ценной. Конечно, Георгий Свиридов по-прежнему недооценен нами. Но я надеюсь, что наши дети, внуки и правнуки сумеют по-настоящему открыть для себя его творчество. Хотя настоящим художником как раз является тот, чье творчество не может быть до конца раскрыто. Как здорово, что в Москве наконец появится табличка, которую я так жду.

Член Совета Российского Музыкального Союза, профессор и ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств России Александр Соколов заметил, что Георгий Свиридов относится к тому редкому типу академических композиторов, которых по-настоящему ценят не только музыковеды:

- Бездонная глубина его произведений неизменно будоражит и никогда не отойдет на второй план. Георгий Свиридов был оценен еще при жизни, причем самым высоким образом. Вспоминаю, как Кирилл Кондрашин с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии интерпретировал свиридовские русские песни – это было ни с чем не сравнимо. А мне посчастливилось побывать на репетиции произведений Георгия Свиридова в капелле имени Глинки, где был и он сам. Я поразился, насколько точные замечания он делал оркестру, который и без того, казалось бы, звучал безупречно. То, что мемориальная доска такому человеку появилась лишь сегодня, – ничем не оправданная неторопливость. Хочу напомнить, что при нашей консерватории уже давно установлен бюст композитору. А сегодня, благодаря Российскому Музыкальному Союзу, появится и мемориальный барельеф.

Генеральный директор Российского Музыкального Союза, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий заявил, что очень рад, что Российскому Музыкальному Союзу сегодня посчастливилось прикоснуться к имени великого композитора:

- С Георгием Свиридовым мне довелось поработать, я застал его в качестве секретаря Союза композиторов. На заседаниях секретариата он проявлял принципиальность и далеко не всегда соглашался с главой Союза композиторов Тихоном Хренниковым. Имя Георгия Васильевича действительно очень велико. Я помню, как в хоровом училище его портрет висел рядом с изображениями Бетховена, Моцарта, Чайковского и другими прославленными композиторами прошлого. Как руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В.Силантьева, могу сказать, что наш коллектив тоже приложил руку к этому мемориальному барельефу. Благодарю всех, кто имеет отношение к этому акту увековечения памяти Георгия Свиридова.

Московский академический камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил арию «Любовь святая» из музыки к драме А.К.Толстого «Федор Иоаннович». После этого был торжественно открыт мемориальный барельеф композитору, представляющий собой его изображение в профиль с надписью: «Композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Георгий Свиридов жил в этом доме с 1968 по 1998 годы».

Затем слово взял заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения и племянник Георгия Свиридова Александр Белоненко, который вспомнил об увиденной в Италии на доме Джакомо Пуччини надписи о композиторе как выразителе мечты об итальянской вселенной.

- Точно так же и вселенная России отражается в произведениях Георгия Свиридова, – провел параллель Александр Белоненко. – Он творил миф о России в песенной форме, в отличие, например, от Вагнера, облекавшего миф о Германии в форму драм. Георгий Свиридов не изобрел каких-то новаторских приемов, но в его произведениях есть мелодия, а это – душа нашего народа. Низко кланяюсь Российскому Музыкальному Союзу, который создал этот прекрасный барельеф. Изучение произведений Георгия Свиридова только началось. Я передаю государству множество его неизвестных рукописей и надеюсь, что все они будут расшифрованы и донесены до людей.

Председатель Московского отделения Русского музыкального общества, дирижер, народный артист СССР Владимир Минин начал свое выступление с выражения глубочайшей признательности Российскому Музыкальному Союзу.

- В Москве тесно, поэтому до сих пор нет памятников Дмитрию Шостаковичу и Георгию Свиридову. Убежден, что монументы в честь учителя и ученика непременно должны появиться в ближайшее время в столице. Мэрия должна всерьез задуматься над этим. Но Георгий Свиридов не одинок. Например, Баха тоже не сразу признали. Главное – то, что в произведениях Георгия Свиридова есть не только видимая суть России с ее победами, но и потаенная, мистическая, обрядовая суть, которую он выразил замечательно.

Главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, народный артист СССР Владимир Федосеев вспомнил об одном из выступлений своего коллектива в Лондоне:

- После концерта нас окружила молодежь и стала спрашивать, играли мы современную музыку или старую. И я подумал: чтобы музыка была современной, она должна быть национальной – и только в этом случае она будет понятна людям любой национальности. Именно таким композитором был Георгий Свиридов.

Вице-президент Российской академии художеств, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР Андрей Золотов вспомнил о том, как не раз бывал в доме у Георгия Свиридова и как приложил руку к тому, чтобы тема из его произведения «Время, вперед»!» была использована в заставке программы «Время»:

- Зинаида Гиппиус писала: «Мы ищем тонкости, не веря, что возможно Величье с простотой в душе соединить». Вот именно «величие и простоту» соединял в своих произведениях Георгий Васильевич. Недаром Шостакович сказал о нем: «У Свиридова нот мало, а музыки много».

Авторами мемориального барельефа стали заслуженный архитектор России, вице-президент Союза архитекторов России Игорь Воскресенский и скульптор Андрей Забалуев.

- Если бы в самом начале работы над барельефом мне предложили выступить на подобном митинге, я бы отказался, – признался Игорь Воскресенский. – Потому что у меня не было уверенности, что все получится. Теперь за эту мемориальную доску вы можете ругать меня и благодарить Российский Музыкальный Союз. Георгий Свиридов прокладывал в музыке мост между прошлым и будущим. К сожалению, ни в живописи, ни в архитектуре фигуры подобного масштаба я не вижу.

Завершил торжественную церемонию открытия мемориального барельефа советник Министра культуры Российской Федерации, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов:

- Благодарю тех, кто приложил усилия для сохранения нашего наследия. Здесь говорили о том, что рукописи Георгия Свиридова переданы государству. Теперь, думаю, обязательно должен быть создан музей Георгия Cвиридова.

Михаил Брызгалов

Холзи показала изнанку звездной жизни в клипе «Lucky»

26.07.2024 22:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера сингла и клипа Холзи «Lucky» состоялась 26 июля 2024 года. Главная героиня ролика – девочка-поклонница Холзи. Она одинока, у нее нет друзей, и она проводит время за рисованием в окружении плакатов своего кумира, считая свою жизнь скучной и неинтересной, в отличие от звездного образа жизни певицы, который демонстрируется параллельно. Но в клипе видно, как Холзи ссорится со своим бойфрендом (его сыграл актер Саймон Рекс), а после съемок снимает красный парик с бритой головы и отправляется на процедуры в клинику. Тем самым показывая, что селебрити часто лишь выглядят счастливыми, скрывая за улыбками и макияжем свои проблемы. В финале две героини встречаются на качелях на детской площадке.

Автором песни и сценария видео выступила сама Холзи, а режиссером стала Джиа Коппола («Пало-Альто», «Мейнстрим»). «ИнтерМедиа» напоминает, что недавно Холзи вернулась с новой музыкой после двух лет молчания и рассказала, что борется сразу с несколькими тяжелыми болезнями.

- Я брила голову четыре раза, потому что хотела, а потом сделала это еще раз, потому что заболела, — поет Холзи. - Я думала, что так сильно изменилась, что никто ничего не заметит, и никто этого не заметил. Затем я вышла из кабинета врача, вся в слезах. На своей премьере я стала матерью-одиночкой. Я говорила всем, что со мной все в порядке, целый чертов год, и это самая большая ложь в моей карьере.

В припеве «Lucky» использована цитата из одноименного хита Бритни Спирс. И некоторые сцены также являются цитатами из ее клипа. По словам Холзи, Бритни слышала черновик и дала добро на использование ее музыки.

- Когда мне было 5 лет, мне всегда казалось, что Бритни поет прямо мне, - говорит Холзи. - 24 года спустя эти слова звучат по-другому. Люблю тебя вечно.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, Джиа Коппола, Холзи
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Юрий Эрикона: «Музыкальное наследие в нотах - для России»

26.07.2024 21:06 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено Юрием Эриконой

2024 год для композитора Юрия Эриконы стал очень продуктивным. Два ведущих издательства в Москве и Санкт-Петербурге выпустили три хоровых сборника: "Связь времён" и в 2-х тетрадях "Многоголосная исповедь". В них вошли 20 произведений для хора а, капелла и для хора с сопровождением и солистов на стихи М.Лермонтова, А.Ахматовой, М.Эминеску, К.Филипповой, И.Резника, Ю.Купера, звучавшие в хоровых программах автора в исполнении ведущих хоровых коллективов страны и получивших высокую оценку как со стороны профессионалов, так и широкий позитивный отклик со стороны многочисленных слушателей. А сборник "Вождь краснокожих" предназначен для детей, только вступающих в мир музыки и имеющих интерес к игре на фортепиано, обучающихся в детских музыкальных школах. Юрий Эрикона рассказал в интервью об этих сборниках.

Чем отличаются эти нотные издания от тех, которые сегодня выходят?

Таких сборников, с новыми произведениями для хора, сегодня, мягко говоря, не так уж и много выходит. Издавая эти сборники, я хотел максимально сохранить ту же стилистику, тот же язык и саму философию репертуарных сборников, на которых мы все когда-то учились. Многие десятилетия студенты большой страны благодаря именно таким сборникам реально познавали тот сложнейший и величайший мир большой музыки, которому потом отдавали всю свою сознательную жизнь. Одной из задач у меня была и та, чтобы в произведения, вошедшие в сборники не просочились те многочисленные "паразиты" времени, которыми нынче изобилуют некоторые, выходящие в свет издания, делая их менее привлекательными, ментально чужеродными с агрессивно навязываемыми внедрениями случайных элементов "нового времени". Конечно, это материал не для формата шоу-бизнеса. Сборники изданы для ознакомления и освоения студентами навыков хоровых дирижёров и артистов хора, которые, возможно, в будущем станут настоящими профессионалами своего дела.

В чём именно для вас смысл издания нот?

Академическая музыка, переходя из поколения в поколение, веками существовала только благодаря нотам. Напеть или подобрать на слух для профессиональной работы такие сочинения нельзя. Именно ноты являются той единственно связующей формой между авторами прошлого и сегодняшними исполнителями. Более того, о созданных творцами клавирах и партитурах часто узнавали лишь после смерти самих мастеров. Бывало, что их совершенно случайно обнаруживали где-то на старых свалках или на чердаках старых домов (вспомните хотя бы судьбу В.А.Моцарта). Таких моментов, увы, в истории было немало. Но, возродившись из небытия, музыка, переходящая потом из века в век - как величайшие шедевры, была когда-то тоже зашифрована её гениальными создателями почти такими же нотными знаками, что и сейчас.

К сожалению.., сегодня в России не самые лучшие времена для хоровой музыки. По этой же причине, сегодня довольно сложно услышать в концертах новые хоровые сочинения вообще, а в трактовке автора и на том художественном уровне, в котором она изначально появилась в головах их создателей и закодированная ими же в виде клавиров или партитур - и подавно! Уверен, что придут времена, когда к хоровому искусству в нашей стране будет более достойное отношение: когда хотя бы у некоторых коллективов появятся и стимулы, и возможности для более тонкого и внимательного профессионального подхода к исполняемым ими сочинениям современных авторов, да и к их личностям и их судьбам - вообще. Главное - должен появиться новый класс хоровых дирижёров, которые умелой и каждодневной работой с хором будут добиваться своего уникального индивидуального звучания. А вот ещё причина: надо дать нотам отлежаться, чтобы у обращающихся к ней персонам с целью достойного осуществления идей автора, была возможность поискать, вслушаться в индивидуальные коды каждого произведения, а не в какие то свои, часто необоснованные фантазии или ещё хуже, банальные, затёртые спешкой и шаблонами трактовки.

Но ведь это означает, что это продукт для профессионалов?

Да. Именно так. Это материал для подготовленных специалистов, которые способны точно считывать язык автора и все его условные указания через ноты. Именно правильное их прочтение приближает разгадки тех прелестей музыки и тех идей, которые изначально закодированы автором в многовековую пяти строчную и очень стройную систему знаков, которая, надеюсь, не исчезнет никогда. Сборники предназначены для консерваторий и других высших музыкальных учебных заведений и различных профессиональных хоровых коллективов нашей большой страны .

Изданные вами сборники бережно и художественно оформлены. Это знак времени?

Как литературные произведения (романы, рассказы, стихи и т.д.), так и музыкальные произведения самых различных жанров должны иметь свою цивилизованную форму существования в бурно меняющемся мире. Издание подобной музыки в печатном виде - это прекрасная и давно найденная людьми форма передачи: посланий, звуковых сигналов, нерва времени и конечно же - музыкального языка того этапа развития цивилизации, в котором творил тот или иной автор. Художественное оформление - это тоже сигнал, это тоже коды к разгадкам посланий.

Ноты, клавиры, партитуры, по большому счёту это для вас - ЧТО?

Нотные издания, уже много веков - это та единственная "эстафетная палочка" для профессиональных музыкантов и исполнителей, которая и сегодня, как в прежние времена, естественным образом и без посредников объединят времена. Они неподвластны внешним вмешательствам, если, конечно же, не исчезнут те люди, которым эта информация предназначена и которые при возможностях смогут и дальше бережно считывая её переносить и использовать в условиях своего времени опираясь при этом, конечно же, на основы и знания естественного общего культурного кода порождённого, увы, не нами и который, я надеюсь, никуда и никогда не исчезнет - пока на земле будет жива цивилизация.

Фото: предоставлено Юрием Эриконой
Теги: ноты, Юрий Эрикона

Гарик Burito выпустил альбом про приветы из прошлого

26.07.2024 18:01 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой ГПМ Радио

У Гарика Burito в конце каждого месяца выходит ЕР, свой седьмой мини-альбом он назвал «Полупогасшие приветы». Релиз состоялся 26 июля 2024 года, и в этот же день с утра Гарик пришел на «Юмор FM» представлять новинки. Просыпаться рано он не очень любит, но ради песен и встречи с родным братом – ведущим «Шутки Шоу» Антоном Бурным (Антон Бурнышев) – готов на любой подвиг, признался музыкант.

- Мне кажется, я не просто сова, а очень, очень ленивая сова. С утра вообще не могу сосредоточиться, – говорит Гарик.

«Полупогасшие приветы» состоят из трех песен – «Гоменасай», что на японском означает просьбу о прощении, «Часы» и «Гипноз». Приветы, отметил музыкант, бывают не только от людей, но от всего, что мы пережили когда-то.

- В нас постоянно что-то всплывает, особенно в расслабленном состоянии, в потоке жизни. Какая-то эмоциональная связь возникает с местом, объектом, и вот перед глазами начинают рождаться картинки. Это и есть полупогасшие приветы, – заявил Гарик Burito.

Свой предыдущий ЕР и его главную песню он тоже назвал очень философски – «Метаморфозы». В музыкальной форме, ему хотелось рассказать о внутренней трансформации человека. Бонусом к альбому вышло видео на заглавный трек, снятое одним длинным кадром.

- Наш замечательный видеограф предложил просто поставить камеру на машину и снять все одним кадром. Знаете, как у нас получилось проехать по Москве ночью без остановок на светофорах? Мы сделали, наверное, 7 или 8 дублей. Вот последний дубль и вошел в оригинал видео, – поделился музыкант.

«Метаморфозы» и песня «Гипноз» из нового мини-альбома прозвучали в эфире «Юмор FM». А 27 сентября, в день рождения брата Антона, Burito пообещал большой сюрприз не только ему, но и всем своим фанатам. В клубе «1930» в Москве он представит специальную программу: дуэтные песни и песни друзей-музыкантов в оформлении фирменного cаунда группы Burito.

Фото: предоставлено пресс-службой ГПМ Радио На фото: Братья Бурнышевы
Теги: мини-альбом, Burito
β 16+