Умер Леонид СергеевУ Квентина Тарантино родилась дочьУмер Сергей СосновскийУмер Питер БрукЛиндси Лохан вышла замужУмер старейший мультипликатор Леонид Шварцман«Гоголь-центр» закрыт. В театр имени Гоголя назначен новый худрукАр Келли отправится в тюрьму на 30 летВадим Галыгин станет ведущим Первого каналаIPQuorum расскажет все о «Российской креативной неделе-2022»Александр Масляков вернулся в КВН после болезниТина Канделаки попала в санкционный список СШАФильм-победитель Каннского фестиваля «Close» выйдет в российский прокатУмерла актриса Альбина ТихановаLittle Big спели про «Поколение отмены» и уехали из РоссииСкончался Юрий ШатуновСкончался певец Пьер НарциссДина Гарипова впервые стала мамойОбложка первого комикса «Бэтмен. Возвращение Темного рыцаря» ушла с молотка за рекордную суммуУмер Регимантас Адомайтис

Кинопрокат России вышел на первое место в Европе. Почему это закономерно и чего ожидать в будущем?

Итак, официально зафиксирована очередная победа российского кинематографа: Европейская аудиовизуальная обсерватория (EAO) объявила о появлении нового лидера. По итогам 2017 года Россия сместила Францию с первого места в Европе по объёму рынка кинопроката (некоторые СМИ говорят “кинорынке”, но этот термин в России применяется в ином значении). Событие, несомненно, знаменательное, и мы попробуем разобраться в этом вопросе детальнее.

Первое, что следует отметить - территория России большей частью относится не к Европе, а к Азии, потому географический принцип сравнения применим с определенными оговорками. В то же время, в отличие от находящейся в аналогичной ситуации Турции, бОльшая часть кинобилетов в РФ продаётся именно в европейской части страны, потому оснований у ЕАО причислять Россию к Европе более чем достаточно. Однако не удивлюсь, если вскоре ЕАО намекнут, что для точности сравнения ей следует считать продажи билетов не в целом по России, а только на её европейской территории - в противном случае первое место останется за Россией на годы и десятилетия.

Второе – ЕАО считает основным показателем количество проданных билетов, но это всё же не единственный показатель. Сравнение общей выручки показывает серьёзное отставание от лидера - в 2017 году в России было продано кинобилетов на 917,5 млн долл, во Франции - на 1.477 млрд (средняя цена билета во Франции в полтора раза выше, чем в России).

Третье - по количеству проданных билетов на душу населения России также далеко до Франции. Но радость скептиков будет недолгой - как выясняется, по данному показателю Россия, хоть и отстает от лидеров, но вполне сравнима с Германией, Италией или Польшей, и даже опережает Турцию.

Кинопрокат стран Европы в 2017 г.

Страна

Кол-во проданных билетов, млн

Население, млн чел.

Кол-во проданных билетов на душу населения

Россия

213,5

146,8

1,45

Франция

209,4

66,7

3,14

Великобритания

170,6

66,1

2,58

Германия

122,3

82,7

1,48

Испания

100,2

46,5

2,15

Италия

99,2

59,8

1,66

Турция

71,2

80,4

0,89

Польша

56,5

38,6

1,46

Нидерланды

36

17

2,12

Бельгия

19,6

11,4

1,72

Составление - InterMedia, источники: EAO, Росстат

Статистика ЕАО отразила объективный рост российского кинопроката. Точных данных о количестве проданных билетов до запуска ЕАИС в 2015 г в стране не было, но, по оценкам InterMedia и ЕАИС, в не самый простой для страны период с 2014 по 2017 гг. рост составил впечатляющие 56%. Эксперты прогнозируют дальнейшую положительную динамику.

При этом считаю нужным обратить внимание читателя на то, что в целом по Евросоюзу в последнее десятилетие посещаемость кинотеатров не показывает устойчивой тенденции к росту и разнонаправленно колеблется в пределах нескольких процентов в год вокруг цифры в 950 миллионов билетов. В той же Франции за год произошёл спад на несколько процентов - однако даже если бы его не было, Россия все равно вышла бы на первое место. Россияне от года к году всё чаще ходят в кино, и проявляется это во всех слоях общества. В 2017 году заметны новые положительные тренды, отмечается опережающий рост отдельных сегментов киноаудитории. Всего лишь за год зрителей старше 35 лет стало на 5% больше, а родителей с детьми - и вовсе на 8% (это данные опроса ВЦИОМ).

Среди факторов, содействующих росту посещаемости, стоит отметить следующие:

В кризис 2014-2015 гг. цены на многие виды развлечений заметно возросли, тогда как цены на билеты в кино удалось на несколько лет «заморозить», а в 2017 году средняя цена билета даже немного снизилась. На мой взгляд, это проявление ответственности и дальновидности кинопрокатчиков, которые всё это время расширяли деятельность, открывая новые кинозалы.

С 2015 года по федеральной программе кинофикации, реализуемой Фондом кино, было открыто 426 кинозалов.

Отечественные фильмы стали более популярными и привлекательными для зрителя. В 2017 году 3 из 11 картин, собравших больше 1 млрд руб. в прокате, были российскими, а лидер - “Движение вверх” - стал вторым по посещаемости фильмом за всю историю новой России (после “Аватара”). Конечно, Минкульт время от времени подвергается критике за применение протекционистских мер, но всё же эти меры никак нельзя назвать драконовскими, они вполне сопоставимы с мерами, применяемыми в некоторых странах Европы.

Говоря о кинопрокате как в национальном, так и в общемировом разрезе, нельзя не упомянуть и о бурном развитии видеосервисов, доставляющих потребителю по цифровым сетям аудиовизуальных произведений, в том числе фильмов, предназначенных для кинопроката. Ряд аналитиков продолжает утверждать, что видеосервисы мешают развитию кинопроката, однако последние цифры уже практически невозможно игнорировать - именно сейчас в России устойчивый рост продаж билетов в кино происходит как раз на фоне постоянного расширения не только легального, но и пиратского home-video (к примеру, в Спецотчете-301 Торгового представителя США отмечается 300-процентный рост в России в 2017 г. интенсивности “камкординга” - незаконной съёмки в кинотеатрах для последующего пиратского распространения записей).

Ситуация отчасти напоминает дискуссию начала ХХ века, когда скептики утверждали, что насыщение рынка граммофонными записями приведет к закрытию оперных театров и концертных залов. Тогда получилось ровно наоборот - приобщение к музыке новых слоев населения придало мощный импульс развитию исполнительских искусств. Несомненно, и в нашем случае видеосервисы отнимают долю аудитории не столько у кинотеатров, сколько у уходящей натуры - физических носителей (DVD и Blu-Ray).

И в то же время все последние годы острейшей проблемой всех творческих индустрий остается крайне низкий объём вознаграждения, получаемого создателями аудиовизуального, музыкального, литературного и других видов творческого контента от его цифрового распространения. Потребление творческого контента непрерывно растет на десятки процентов в год, генерируя сотни миллиардов долларов оборота - однако отсутствие механизма справедливого распределения прибыли исключает возможность расширения производства и создания новых произведений, в результате все творческие индустрии стагнируют. В это трудно поверить, но в ситуации бешено растущего потребления кинофильмов даже Голливуд не в состоянии привлечь средства на увеличение количества выпускаемых кинолент - эта цифра все последние годы колеблется в районе 600-700 фильмов в год. Стагнация наблюдается во Франции, Великобритании, Индии и других ведущих киноиндустриях. Вне всякого сомнения, справедливое распределение цифровой прибыли на порядок увеличило бы количество снимаемых фильмов и дало бы мощнейший естественный стимул к развитию не столько Голливуда, сколько национальных киноиндустрий.

В этих условиях фокус внимания кинопродюсеров закономерно смещается в сторону всё более простых, доступных массовому зрителю, ярких и аттрактивных (то есть прибыльных) кинокомиксов, а сложные фильмы для интеллектуальной аудитории неуклонно теряют конкурентоспособность и просто вытесняются как из кинотеатров, так и из планов ведущих продюсерских компаний.

Эта тенденция заметна как в мировом, так и в национальном кино. Приведу только один пример: в 2017 году российский супергеройский фильм “Защитники” был просто разгромлен критиками и журналистами. “Это очень плохое кино”, - наиболее лояльный отзыв, полученный от одного из них вашим покорным слугой. Однако в 2017 году именно этот фильм стал самым кассовым в международном прокате, собрав, по данным InterMedia и Фонда кино, более 7 млн долларов (в российском прокате - 4.5 млн), а в совокупности - около 11,6 млн, и вошёл в число самых успешных проектов года в РФ.

В шоу-бизнесе в таких случаях принято говорить “встретимся у кассы” - это изречение подчеркивает главенствующую роль вкуса массовой аудитории, который, что уж тут греха таить, притязательностью не отличается. Однако оснований для апокалиптических опасений (умному кино придет конец, ориентация рынка на низкие нравы всё задушит, кино умирает и тд), на мой взгляд, нет. Приведу ещё один простой пример.

Стагнация, затронувшая все ведущие киноиндустрии, обошла стороной только одну из них. Китайская народная республика стабильно наращивает выпуск фильмов на 15-20% в год - и это явно не просто результат давления рынка (не все помнят, что лидер мировой экономики управляется Коммунистической партией). Ничего подобного не наблюдалось бы, если бы речь не шла о продуманной государственной политике, приносящей плоды как в экономике, так и в культуре.

Именно в этой связи хочу напомнить о серьёзных изменениях в организации российского кино в последние годы – создана ЕАИС, запущена детальная аналитика в отрасли, а самое главное – разработана и внедрена продуманная система госфинансирования киноиндустрии через Фонд кино и Министерство культуры. Эти элементы государственного планирования, хоть и подвергаются постоянной жесткой критике, показывают свою результативность, и дело даже не в росте аудитории и первом месте в Европе. Дело в тенденции, ярко обозначенной в эти самые последние годы – киноаудитория выросла вовсе не на голливудских блокбастерах. Этот рост практически полностью обусловлен феноменальным (на 55,4% за год) ростом посещаемости отечественных фильмов, причем почти все основные релизы были профинансированы Фондом кино. Четверть российского рынка сейчас занимают отечественные картины - ещё лет пять назад в это никто бы не поверил, но это произошло в 2017 году, в условиях вполне рыночной ситуации, без жесткого квотирования, только за счет государственного регулирования, поддерживающего и развивающего кинопредпринимательство. Пожалуй, это один из самых заметных примеров эффективной перестройки работы отрасли в масштабах страны за всё последнее время - собственно, именно это и подтвердила Европейская аудиовизуальная обсерватория.

Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia

Примечание:
Вы видите полную версию материала. Статья с некоторыми изменениямиопубликована в журнале Forbes 18.05.18

Сергей Астахов займется расследованием серийных убийств «Под напряжением»

PR НТВ

Премьера психологического детектива «Под напряжением» состоится в эфире телеканала НТВ 11 июля 2022 года. В нем клинический психолог Андрей Высоков благодаря своему навыку «проникать» в голову к преступнику и считывать его логику помогает следователю Ирине Шумской расследовать серию жестоких преступлений. Однако эта способность оборачивается против Высокова, мешая ему построить нормальные отношения с людьми и делая его зависимым от своих пациентов. Главные роли в картине исполнили Сергей Астахов, Нина Гогаева, Дмитрий Астапенко, Екатерина Головина, заслуженный артист России Рубен Симонов и др., сообщили агентству InterMedia в пресс-службе НТВ.

В небольшом приморском городке происходит череда убийств: жертвы, которых нашла полиция, замучены до смерти. Расследованием этой серии занимается следователь СК Ирина Шумская (Нина Гогаева). Она решает обратиться за помощью к клиническому психологу Андрею Высокову (Сергей Астахов), который обладает навыком «проникать» в голову к преступнику и считывать его логику. Осмотрев тела и места, где их оставили, Андрей приходит к выводу, что это дело рук серийного маньяка, и что это явно не конец – преступнику нравится дразнить полицию и, возможно, следующей его жертвой будет именно полицейский.

- Мой герой – Андрей Высоков – самый загадочный, самый неожиданный и самый интересный персонаж, которого мне приходилось когда-либо играть, - говорит Сергей Астахов. - Он клинический психолог, пытается встать на место маньяка и понять, что им руководило в момент совершения преступления. Высоков как будто попадает во внутренний мир злодея, осмысливает, почему он это сделал, как и зачем. Съёмки были очень непростыми: иногда не вовремя дождь начинался, иногда снег, град или ещё что-то происходило, но все продолжали работать, потому что мы должны были уложиться в назначенные сроки. Каждый съёмочный день начинался с неожиданностей. К примеру, подходишь к речке, водичка журчит, все прекрасно, и вдруг видишь – лежит что-то закопанное в земле. В сериале каждое убийство – целая история, которая порой уходит вглубь веков. Мой герой все это расследует. Самым сложным для меня было выучить текст. Это очень специфическая речь сугубо профессионального психолога. «Под напряжением» – очень необычный сериал для тех, кому хочется чего-то странного, неожиданного и нового. Всем рекомендую!

Ирина Шумская начинает прорабатывать новую версию убийств, однако ей мешает начальник отдела Борис Мокроусов, и причин тому несколько: во-первых, он не хочет шумихи в прессе, которая развернётся, если станет известно о маньяке, а во-вторых, он против работы психолога в команде, потому что считает её бесполезной. Однако вскоре происходит убийство, доказывающее версию Высокова.

Съёмки сериала проходили в Краснодарском крае: в Геленджике, Новороссийске и Анапе и длились более полугода. Перед художниками-постановщиками стояла непростая задача - так как у всех маньяков, о которых рассказывается в картине, были различные девиации, то и локации приходилось выбирать необычные, а иногда и дорабатывать их. К примеру, если убийца занимался спортом, то делал это особенным образом, поэтому для него необходимо было выстроить нестандартный тренажёрный зал. Гримёрам приходилось «выжигать» на телах изображение солнца и «наносить» десятки ножевых ранений. Таким образом удавалось ярче создавать образы убийц с изощрённой логикой.

Начало эфира в 21.40.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Сказку» Александра Сокурова покажут на кинофестивале в Локарно

кадр из фильма

75-й Международный кинофестиваль в Локарно, Италия, объявил свою программу. Киносмотр пройдет с 3 по 13 августа, и в международном конкурсе будут представлены 17 фильмов (в том числе 10 мировых премьер), которые претендуют на главную награду «Золотой леопард».

В этой конкурсной программе участвует новый фильм Александра Сокурова «Сказка», совместного российско-бельгийского производства. InterMedia напоминает, что российский режиссер работал над своей картиной без государственного финансирования, поэтому она может соревноваться в международных кинофестивалях в этом году. Дебютный фильм Сокурова «Одинокий голос человека» был представлен в Локарно в 1987 году и получил «Бронзового леопарда».

В международном конкурсе также покажут «Проповедь к рыбе» азербайджанского режиссера Хилала Байдарова, «Материя не на месте» австрийца Николауса Гейрхальтера, «Правило 34» бразильянки Джулии Мурат и др. Оценивать их будет жюри во главе со швейцарским продюсером Мишелем Мерктом.

Фильмом открытия 3 августа станет боевик Дэвида Литча «Быстрее пули» с Брэдом Питтом, Сандрой Буллок Джои Кинг, Аароном Тейлором-Джонсоном, Логаном Лерманом, Майклом Шенноном, Bad Bunny и др. В мировой прокат он выходит 5-го числа. Участники и гости фестиваля также смогут посмотреть картину Оливии Ньюман «Там, где раки поют».

Всего на фестивале будут представлены 226 полнометражных и короткометражных фильмов из 113 стран. Показы пройдут на площади Пьяцца-Гранде, вмещающей до 8 000 зрителей, и в 13 кинотеатрах города на берегу озера.

Как было объявлено ранее, Локарно вручит несколько почетных наград, в том числе за прижизненные заслуги греко-французскому режиссеру Коста-Гаврасу («Пропавший без вести», «Дзета») и американскому актеру Мэтту Диллону, лучшему продюсеру независимых фильмов Джейсону Блюму и почетную награду «Золотой леопард» американскому режиссеру Келли Райхардт («Первая корова», «Несколько женщин»).

Карен Шахназаров расскажет о возрождении «Мосфильма» накануне юбилея

Fotodom
Творческая встреча с народным артистом России, руководителем киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым состоится в пресс-центре МИА «Россия сегодня» (Дальний зал) 7 июля 2022 года.
Материал доступен только подписчикам
Ленты новостей InterMedia

Если Вы - подписчик, но все же видите этот текст, проверьте:

  • вошли ли Вы в аккаунт;
  • не истек ли срок подписки (это можно узнать в Личном кабинете).

Что-то пошло не так? Пишите, звоните: partner@intermedia.ru, +7 (495) 638-55-43

β 16+