Евгений Кобылянский: “Сейчас распространено мнение, что артисту достаточно выпустить одну песню. Я с этим категорически не согласен”
В преддверии выхода дебютного альбома восходящей звезды Лады Мишиной известный композитор и продюсер Евгений Кобылянский рассказал корреспонденту InterMedia о своей подопечной, покоряющей хит-парады не по-детски серьезными песнями, о своей философии и о том, как найти настоящее призвание.
Главный интригующий вопрос: откуда взялся юный талант?
— История банальна донельзя: меня как человека, уважаемого в профессиональном мире, приглашают на всякие конкурсы и фестивали в качестве члена или председателя жюри. Дело в том, что ребята из Москвы имеют возможность регулярно посещать мастер-классы и учиться, в провинции с этим сложнее — а талантливых ребят и девчонок очень много, и им тоже нужны знания, они тоже ищут просвета. Это был конкурс в Беларуси, и в какой-то момент на сцену вышла девочка, и мне вдруг стало так интересно. На тот момент ей было 12 лет — такая миниатюрная девочка с большой душой. И вот она выходит и поет «Кукушку» Виктора Цоя — так по-серьезному поет, с нужным драматизмом. Тут я думаю: какая интересная девчонка! Такая еще домашняя, не избалованная шоу-бизнесом и сценой, и при этом так серьезно настроена. Меня резануло то, что она этот мир видит другим — она более сенсорная, более чувствительная, воспринимает его по-другому.
И вы решили, что хотите с ней работать?
— Лада победила в конкурсе — и я всецело поддержал этот процесс. Мы познакомились, пообщались с ее родителями и обнаружили интересные связи — по маминой линии она имеет родство с выдающимся белорусским поэтом Янкой Купалой, эти корни все-таки дают некую глубину восприятия. Посоветовавшись с ее семьей, я сказал: «Давайте попробуем что-нибудь сделать». Без шапкозакидательства, не так, что «мы запишем сейчас альбом» — начнем с одной-двух песен, а там видно будет. И пошло-поехало, она приехала в Москву, мы начали разучивать песню, она классно зазвучала в студии. Мы записали несколько песен, сняли видео, стали с ней заниматься вокалом и актерским мастерством. Сейчас у нас записано уже восемь песен. Три клипа готовы, четвертый в работе, собираем его сейчас. Родители всецело поддерживают Ладу, мы регулярно с ними общаемся и обсуждаем дальнейший творческий путь.
Расскажите подробней о последних работах.
— Этот год этот тяжелый, и я частенько погружался в состояние, в котором этот мир видят люди, которые его покидают. Занимаясь с Ладой, мы проговариваем сюжет каждой песни — как это пережить, как это подать. В какой-то момент я ей говорю: «Знаешь, я написал особенную песню». Импульсом. Такие песни у меня обычно пишутся без черновиков. Песню о человеке, который покидает этот мир и знает, что это вот-вот случится. И он хочет оставить какое-то напутствие, сосредоточить нас на чем-то. Я эти голоса слышу. Спрашиваю Ладу: «Ты понимаешь, о чем я?». И она плачет и говорит: «Я понимаю. Я тоже иногда думаю об этом». Так появилась песня «Не смотри». В записи приняла участие Анна Ракита — молодая скрипачка, интересный импровизатор. Гениально сыграла — она настолько прочувствовала идею песни, голос и тему, что вся композиция теперь выстроена на сплетении голоса и скрипки.
И на эту песню снимается клип?
— Клип очень сложный, киношный, там практически нет спецэффектов, но там... Там кино. Он сделан в традициях полного метра. Я выступил и сценаристом, и режиссером этого кино. Это история девочки, которая видит людей насквозь и ищет таких же, как она. Душераздирающая история, на самом деле. А сейчас мы записываем песню, она называется «Сумасшедшая». Это сложное произведение, но Лада сумела его прочувствовать. Она поёт о своей сверстнице, о странной девочке, которая рисовала бездомных кошек, собирала листья в парке. И ее прозвали сумасшедшей, потому что она не такая, как все. Плевались, издевались над ней, объединившись в толпу. И вот моя 13-летняя воспитанница озвучила такие слова: «Одиночество и зима повторяли ей, повторяли: сумасшедшая, крылья сложи, небо — не для тебя».
Я смотрю, вы даете Ладе почву для размышлений.
— О да. А знаете, как у нас проходит творческий процесс? Бывает так, что она приедет, а я чувствую, что петь она сегодня будет, как механическая игрушка, без души. Когда артист уже взрослый, опытный, он может отодвинуть свое настроение и выдать эмоции независимо от состояния, а она же еще ребенок. И я предлагаю ей просто поговорить. Лада очень любит одного из моих плюшевых мишек – есть у меня коллекционерская слабость. Возьмет в руки игрушечного панду, старенького Клипи, и мы с ней сидим и философствуем, обсуждаем какие-то жизненные коллизии, героев наших песен. Она может иногда что-то такое сказать со своей стороны, что я тут же это увековечиваю в текстах. Что касается музыкальной направленности в целом, в семье Лады любят хороший классический рок, и у нее в голове эта музыка тоже с детства звучит, поэтому у нас достаточно интересная получилась смесь — с одной стороны популярная музыка, с другой стороны более развитая гармоническая фактура песен, присущая арт-року. Много гитары, живых барабанов. Я бы назвал это скорее звучанием современного поп-рока, нежели попсы.
Получается, что есть момент совместного творчества? А в непосредственном написании песен она принимает участие?
— Нет. Это было бы даже глупо — знаете, студенты мои иногда приходят со словами: «Я написал песню». У него пальцы помещаются в четыре аккорда — ну вот такая песня. Я иногда им даже подсказываю: «Возьми ноту, от которой ты начинаешь, и постарайся стройно спеть мелодию». А дальше уже подберем нужные аккорды. Когда ты будешь импровизировать голосом, ты, может, и улетишь куда-то, но будет понятно, какова идея. А когда ты замыкаешь себя в рамках человека, который не владеет гармонией и инструментом, что это за композиторство?
Есть некоторый момент дилетантства, соглашусь.
— Это все привет девяностым, когда все стали композиторами. Я выступал недавно на одном авторском концерте, и там из приглашенных артистов был один из солистов «Ласкового мая». Взрослый человек поет под фонограмму, записанную лет 40 назад, таким юношеским голосом. И вот я смотрю: люди, которые что-то строят, что-то создают, так подорвались под эти «Белые розы» плясать, вот оно, счастье! Я думаю: а я-то зачем сюда приехал? У меня ведь другая музыка, у меня песни в мажоре, много больших септаккордов. Что я здесь забыл? Понятие композитора даже у музыкальных редакторов уже стерлось из памяти. Раньше композитор был очень образованным человеком.
Ну да, для этого требовались определенные знания.
— Знания, уровень, опыт и так далее. Сейчас приходит, выучил ля минор в нескольких оборотах — и уже композитор. Я это свое видение стараюсь передать Ладе — поэтому наше общение очень важно, и мне важно чувствовать и понимать, как она видит этот мир. Почему так, почему не иначе. Большая ошибка многих педагогов заключается в том, что они говорят: делать надо так и никак не по-другому. И никто не удосуживается сказать: «Я сейчас тебе покажу основные принципы. Ты хочешь стать классным рыбаком — я покажу тебе, как подматывать леску, как забрасывать спиннинг, расставлять силки. Я дам тебе знания, но чтобы получить мастерство, нужно включить голову — и она приведет тебя туда, где есть рыба». Сегодня Лада даже была на некоторых моих групповых занятиях в институте, посвященных психологии артиста и концентрации психологического настроя (Евгений Кобылянский заведует творческой мастерской в Институте современного искусства, на кафедре исполнительского мастерства. — Прим. InterMedia). Она развивается — как и все новое поколение, она склонна к экстенсивному развитию. Конечно, мы подумываем о том, что через какое-то время ей нужно будет и в Москву перебираться, нужно двигаться дальше. Должны выходить на новую позицию и настраиваться на будущее. Поэтому сейчас я пока приостановил все эти фестивали-конкурсы-концерты.
Собираетесь настраивать контакт с аудиторией?
— Да, сейчас развиваем информационное поле в сети: YouTube-канал, современный сайт, странички в соцсетях, все что необходимо в сегодняшних реалиях. На белорусском ТВ наши клипы уже идут с большим успехом и возглавляют хит-парады, надеюсь, в России нас тоже примут благосклонно. Готовим альбом. Пока выдаем песни по одной — треки “Мой Город”, “Свет” и “Лети” успешно стартовали в чартах TopHit, а клип “Свет” уже вовсю крутят на RU.TV. Альбом доделаем к лету, чтобы сделать презентацию, концерт подготовить. Сейчас распространено мнение, что достаточно выпустить одну песню и к ней там какую-то ерунду в придачу. Я с этим категорически не согласен — это все равно что показать в театре из всего спектакля один этюд. «Понимаете — и вот так еще два часа». Не будем уподобляться, а будем делать серьезное дело.
Звездная болезнь у Лады не начинается?
— Вы знаете, в свои 13 лет она участвовала во многих конкурсах: в России, Латвии, Италии — участвовала и побеждала. Для нее было важно уже в этом возрасте почувствовать вкус собственных достижений. Сейчас она понимает, что музыка как искусство — это не спорт и нечего дергаться, мол, я первый, я второй. И сейчас ситуация на рынке крайне нестабильная. Никто не хочет ни во что вкладываться, а показы на музыкальных каналах стоят денег. Где этим талантливым детям с горящими глазами взять эти деньги? Поэтому по телевизору будут бронзоветь и умирать на глазах одни и те же — за редкими проблесками. Это должно быть сломано. Мы должны уважать тех, кто уже чего-то добился, ценить и гордиться ими, но и расширять пространство для поиска чего-то нового, участвовать в этих поисках.
По крайней мере, появляются новые интересные проекты на горизонте.
— Да. И наш проект родился и будет жить дальше.
У вас, конечно, масштабная творческая биография...
— Ну, в общем, да. Я не забываю и свой сольный проект, пишу новые песни. Тоже их записываю. Меня не было в стране несколько лет — не потому, что я был с чем-то не согласен, а потому, что нужно было перезагрузиться и переформатироваться. Интересная работа была и там. Я пел, играл, выступал — но мне хочется и в своей стране это делать. Поэтому сейчас я осовременил и переоснастил студию и двигаюсь в этом направлении. Сейчас в концертах у меня и новые песни звучат, и старые, их тепло принимают.
И, конечно, про студентов не забываете?
— Разумеется. Меня часто спрашивают: «Зачем тебе преподавание»? Да затем, что я хочу остановить селекцию дебилов, которые не могут отличить стиль от жанра, и начать селекцию красивых душой, грамотных, профессиональных людей. Я считаю, что моей стране такие люди нужны. Я буду доказывать делом, мне не до разговоров — я не пойду на баррикады.
Те, кто хочет развиваться, найдет свой путь.
— Конечно. Поэтому надо созидать. Надо не поливать грязью друг друга, а создавать хорошее. Именно это мы стараемся доносить. У нас с Ладой подобралась очень хорошая команда, и я могу сказать, что мы на сегодняшний день работаем на профессиональном уровне, не уступающем хорошим европейским и американским образцам. Без оглядок на то, что мы якобы отстали. Мы не отстали! Я не хочу, чтобы о моей стране так говорили. Люди, которые хотят, двигаются вперед. Так, во многих международных университетах, занимающихся современным искусством, мои лекции очень востребованы. И я это делаю не как эмигрант, который поменял паспорт и теперь ругает свою страну направо и налево, как многие сейчас. Я всегда представляю себя как русский композитор и продюсер.
А Лада собирается музыкальное образование получать?
— Да, уже здесь, в Москве. Мы будем готовиться к дальнейшему поступлению в институт — может, она и моей студенткой окажется. Может, и нет, но она обязательно будет получать мощное хорошее образование — и родители с этим согласны, и сама Лада. Потому что просто прыгнуть на сцену, не имея представления о мировой музыкальной культуре... Мы со студентами недавно изучали крупную форму в современной музыке, и я в качестве домашнего задания дал им на каникулы музыку Genesis. Говорю: обратите внимание, сколько созвучий, сколько мелодических и гармонических оборотов, которые очень родственны русской классике. Там можно услышать и Рахманинова, и Стравинского в каких-то музыкальных оборотах — поэтому их музыка насыщенная, интересная, и по прошествии многих лет мы по-прежнему ее слушаем.
Конечно, всегда чувствуется, когда у музыканта есть классическая база.
— Да я и сам академист изначально, закончил училище по классу фортепиано, потом был эстрадно-джазовый факультет и еще композиторский, плюс я еще и дирижер.
Ну, что же, музыка — это призвание.
— Да, я с этим родился, с этим и уйду. Я своим ученикам говорю всегда одну вещь: музыка — это управление временем. Вы должны для себя ответить на пару несложных вопросов: когда вы чувствуете наивысший пик наслаждения — когда вы творите и это складывается в гармонию, содержание, драматургию, или когда вы спели и вам хлопают в зале? Ответьте себе честно и вы получите ответ, в чем ваше призвание. Потому что если ты чувствуешь единение с Всевышним, когда творишь, значит, ты счастливый человек и свое призвание обрел. И неважно, будут ли тебе рукоплескать или ты будешь с хлеба на воду перебиваться, не имеет никакого значения. Господь тебя не бросит. Будь убежден в этом, люби свое дело, будь благодарен за то, что именно ты выбран проводником, а не кто-то другой. Лада все это прекрасно осознает — поэтому нам так легко достичь понимания в совместном творчестве.
Официальный сайт исполнителя: http://ladamishina.ru/
Евгений Кобылянский
Рецензия на книгу «Сергей Мазаев. Авторизованная биография» Дениса Ступникова: Мазай и музыка
2024, АСТ.
Оценка: 7 из 10.
Лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев… Стоп-стоп. Я всегда внутренне протестовал против такой формулировки, ибо большинство песен «МК» сочинил всё же не Мазаев. Его можно назвать солистом, фронтменом, но вряд ли лидером. И вот вышла книга, которая довольно успешно доказывает, что Сергей Владимирович всегда был именно что лидером «Морального кодекса». И ещё он сердце и душа группы, ибо степень его вовлечённости и влияния на процессы была максимальной даже в те времена, когда он был приглашён в качестве саксофониста в состав, ещё носивший название Red Baron & Heroes и собиравшийся исполнять англоязычную музыку. Поскольку предполагаемый вокалист к проекту так и не присоединился, песни постепенно перевели на русский, а исполнять их начал Сергей Мазаев, который оказался идеальным фронтменом, колоритным вокалистом и очень важным звеном в звучании группы.
«Моральный кодекс» совсем не похож на типичных представителей «русского рока»: они делали ставку на оригинальность и качество, у них высококлассные инструменталисты и довольно необычные для рок-мейнстрима песни. Группы с таким набором опций часто попадают в категорию уважаемых, но не любимых, однако у «Кодекса» профессионализм и перфекционизм прекрасно сочетались с написанием всенародных суперхитов. Этому феномену в книге посвящена отдельная глава.
К сожалению, из книжки практически невозможно узнать, какой Сергей Мазаев человек. Ну да, очень энергичный, неравнодушный, гений коммуникации, балагур, галантный кавалер – это всё так, но не более того: звезда явно не планировала обнажаться перед автором и читателями. Да и книга в целом посвящена не человеку Мазаю, а музыканту Сергею Владимировичу Мазаеву: вот его артистическая и сценическая жизнь разобрана максимально подробно. Причём «Моральный кодекс» занимает в тексте вовсе не главенствующее место. Гораздо более детально рассказано об Оркестре Сергея Мазаева, Queenтете Сергея Мазаева, его работе с классическим и советским эстрадным репертуаром и т.д. В отличие от многих звёздных коллег, Мазай постоянно интересуется чем-то новым, не боится учиться – например, после 20-летней паузы он взял в руки кларнет, а также не перестаёт упражняться с другими инструментами.
Казалось бы, зачем рок-звезде духовые квинтеты, оркестры, партитуры, когда можно спокойно почивать на лаврах? Более того, Мазаев содержит все эти проекты на собственные средства и вряд ли надеется выйти на окупаемость. Но из книги станет понятно, насколько для Сергея важны эти проекты: рассказы о формировании репертуара и написании аранжировок для оркестра и квинтета так обстоятельны, что местами напоминают пресс-релизы, причём и на восторженные эпитеты автор не скупится. А глава про лейбл «Мазай коммуникейшн» сначала похожа на бизнес-отчёт, но по ходу интервью издатель Владислав Минаичев увлекается и начинает делиться любопытными секретами успешной торговли физическими носителями.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
13-й сезон шоу «Голос» стартует в январе
Новый сезон вокального шоу «Голос» стартует на Первом канале 31 января 2025 года. Первым этапом по традиции станут слепые прослушивания, к участию в которых допущено более ста вокалистов. Наставниками команд в 13-м сезоне телешоу являются Баста, Полина Гагарина, Антон Беляев, а также дебютирующая в проекте оперная дива Хибла Герзмава. Ведущая – Яна Чурикова.
После первого этапа в проекте останутся 48 конкурсантов (4 команды по 12 человек). Наставники делают выбор, полагаясь лишь на голос выступающего, так как сидят к сцене спиной. Помимо кнопки выбора в панель кресла вмонтированы кнопки блокировки, с помощью которых наставники смогут конкурировать между собой в борьбе за понравившихся артистов.
- Жду на сцене исполнителей цельных, наполненных, - говорит Хибла Герзмава. - Чтобы они знали, зачем они тут. Я очень жду тех, кто сможет сказать, что именно он (или она) хочет сделать в музыке. Хочу увидеть на сцене личность, услышать настоящий ГОЛОС. Хочу увидеть тех, кто умеет петь разное. Надеюсь, так и будет. У нас в этом плане необъятная страна. Каждому участнику нужна правильная песня. Это важно. Когда выходит маленькая девочка, почти ребенок, и поет очень серьезную, взрослую музыку, это вызывает вопросы. Прекрасных, добрых, энергетически сильных песен много, для каждого возраста свои. Нельзя в 16-17 лет петь слишком серьезную музыку, не будет наполнения. Любая студентка с прекрасным голосом может исполнить арию Виолетты в «Травиате», но мало кому дано раскрыть образ.
- Задача участников состоит в том, чтобы ухитриться вложить в короткое выступление все: и харизму, и эмоцию, и музыкальный вкус. Это очень сложно. Я сам никогда бы в жизни не пришел на конкурс как участник, - признается Баста. - Команды, конечно, дружные, но внутри всегда существует противостояние. Этот конкурс по-хорошему беспощаден, настоящий спорт, здесь побеждает только один. Совершенно естественно, что есть соперничество. Я всегда честно говорю (участникам): не обойтись без мгновений, когда будет грустно и даже больно. Но ведь мы сюда и приходим ради борьбы, победы и в поисках лучшего голоса страны.
Эфир в 21.45.
Рита Дакота не будет выступать в России
Муж Риты Дакоты Федор Белогай сообщил, что она не планирует выступать в России в ближайшее время. Клипмейкер и продюсер пояснил, что в данный момент у нее переместился «фокус на мир». Федор Белогай подчеркнул, что певица не отказывается от концертной деятельности в России. По его словам, выступления возобновятся чуть позже.
- Мы дописываем альбом на английском, снимаем клипы на международные треки. Моя цель на 2025-й — сделать несколько выступлений в Азии с новой программой, — поделился Федор Белогай.