Роман Каримов: «Если ты снимаешь хорошее кино, то в пролете не будешь»
ВПИСАЛСЯ ЛИ В КИНОИНДУСТРИЮ?
— Не знаю. Если это определяется поступающими предложениями, то да, проекты предлагают. Если говорить о правилах, по которым действуют остальные, то, скорее всего, нет. Я все равно независимый производитель, и если сталкиваюсь с мощным продюсерским давлением, то ничем хорошим это не заканчивается, как доказал проект «Стартап» (Каримов предпочел подписаться в титрах этого фильма псевдонимом и написал в соцсетях, что не является его режиссером. — Прим. ред.). Насколько я слит с индустрией? Наверное, просто играю на обочине. Пользуюсь небольшими благами. Часть моего финансирования является государственным, но не на такой широкой и постоянной основе, как у других режиссеров и продюсеров.
О ПРАВИЛАХ КИНОИНДУСТРИИ
— Государственные протекционистские меры, конечно, расслаивают. Создают преференции для определенного круга приближенных кинематографистов — для всех остальных существуют общие правила, и если ты создаешь хорошее кино, то тебе позволят выжить. Хотя и будут делать вид, что тебя не существует. А если кино средненькое, то, скорее всего, его затопчут. Я не то чтобы жалуюсь — у этого есть свои преимущества. Все-таки не хочется вписываться в число холуев и лизоблюдов. Пусть будет меньше денег и славы, но сохраняется независимость, люди тебя не перестают уважать. И хейтеров у меня мало.
ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ В СФЕРЕ КИНО
— Создаются предпосылки. На самом деле если ты умеешь ставить камеру и работать с актерами, если ты хоть что-то путное сделал, у тебя есть шанс выстрелить. Именно поэтому в 2005 году, когда я выбирал, остаться в Лондоне или приехать в Россию, я решил приехать сюда. И целых три года монтировал клипы, занимался всякой фигней, короткометражки делал, писал сценарии, потому что знал: здесь, в Москве, есть тренд, есть индустрия, есть сериалы и выходят классные фильмы — такие, как «9 рота», «Питер FM» и прочие. Ощущение этой перспективы все равно есть в воздухе. Просто из-за того, что мы сталкиваемся со всем потоком российского кино, у нас рождается скептическое представление о нем. Если бы мы снимали только сливки, впечатление было бы неплохое. Так же как мы из западного кино перехватываем только сливки, и у нас о нем представление выше, чем о собственном.
МОЖНО ЛИ СЕЙЧАС РАБОТАТЬ В СТОРОНЕ ОТ ОФИЦИАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА?
— Жаловаться не на что. Если ты снимаешь хорошее кино, то в пролете не будешь. На крайняк всегда можно уйти на телевидение. Но пока есть возможность зарабатывать, этого делать не буду. Вы же видели «Гуляй, Вася!»? Герой Романа Курцына в фильме произносит монолог, который я не зря вложил в его уста, — это в принципе мои мысли. Если сравнивать с тем, что могло бы быть с нами в условиях войны, или невероятного кризиса, или просто много лет назад, мы все живем в таком уровне комфорта и достатка, что можно сказать — прогресс всех уравнял. Богатые и привилегированные люди гораздо больше обременены заботами и ответственностью, чем те, кто довольствуется малым и у кого есть тепло в доме и возможность приготовить себе ужин. Если кино не нравится, можно читать книги. Если не нравится российское кино, можно смотреть западное. Можно выработать свою систему ценностей, начинать глядеть — кто автор, что он раньше делал.
О ПОДБОРЕ АКТЕРОВ В СВОИ ФИЛЬМЫ
— Всегда приятно иметь свежие лица. Потому что кино с плеядой знакомых лиц тебе говорит: «Эй, ты не смотришь особенный фильм! Ты смотришь фильм с участием того-то и того-то и со всем шлейфом впечатлений от их предыдущих ролей». Вот это «с участием» я не люблю. Когда кто-то выбивается.
О СОЗДАНИИ СОБСТВЕННОГО АКТЕРСКОГО АГЕНТСТВА
— В процессе основной деятельности мне удается находить интересных ребят. В свое время открыл и Ингрид Олеринскую, Сашу Паля, Юлию Хлынину, Ирину Старшенбаум — многие из состоявшихся актеров прошли через меня. Я подумал — почему бы не превратить это в систему? Пока все это на волонтерских началах, среди моих друзей, но может преобразоваться во что-то действительно существенное, когда я, например, начну проводить серьезный скаутинг.
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ ЗА ГРАНИЦУ
— Я думал раньше об отъезде. Это было связано с тем, что я хорошо знаю английский, проблем реализовываться творчески, расширять возможности на Западе нет. Но я скорректировал свою позицию — в России гораздо больше возможностей. Уже есть имя, аудитория, налаженные связи и какое-то понимание системы работы. Плюс у меня был такой экспириенс: мне давали миллион долларов на независимый проект в Америке, но, что бы я ни придумывал с чистого листа для Америки, все мои идеи, которые вокруг этого роились, не перекрыли потенциала тех идей, которые можно было реализовать здесь. Я понял, что «Все и сразу» или «Гуляй, Вася!» мне ближе и роднее, чем ехать куда-то в Америку снимать. Возможно, это связано со страхом: если там один раз обжечься, то дальше дорога уже будет заказана. Здесь я могу рисковать. Сделать один проект хороший, другой — экспериментальный, могу пробовать так, сяк, пока не перепрыгиваю за рамки определенного бюджета. В России, как это ни забавно звучит, для меня гораздо больше свободы.
О СВОЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ
— У меня безопасная позиция человека, который не является гением, но является системным мыслителем. Могу снимать комедии, могу драму, могу экшн — все зависит от методики, которая с каждым днем у меня совершенствуется. Да, снять эту драму было бы прикольно. Но если я ее не реализую, это не подорвет мою карьеру. Запретят мне делать кино (как в Иране запрещают), уйду в преподавание актерского мастерства. Важно чувствовать тренды, веяния, подрывать их изнутри и не пытаться биться сильно головой о стену. Иными словами, когда я придумаю схему заработка, при которой мне не нужно будет думать о деньгах, тогда и возьмусь за авторское кино. Буду снимать про то, какое у нас хищническое общество и как элита подавляет простой народ.
(Мария Кувшинова, «Афиша Daily», 22.02.17)
.jpg)