Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Александр Кондратенко: «Смежные права очень часто путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно»

17.09.2015 13:31 Музыка Рубрика: Дайджест

О СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

— Давайте пока оставим авторов в покое вместе с их рукописями, партитурами, картинами и поговорим о правах, которые являются производными от авторских. Такие права получили название «смежные». Очень часто эту категорию прав путают с соавторством или с правами на переработку произведений, что совершенно неправильно. В целях самой общей характеристики «смежные» права можно описать как права, связанные с воплощением произведений. Давайте разберём это понятие на простом примере. Например, автор сочинил песню и у него возникли авторские права на это произведение. Но наш автор не выступает на сцене, да и искусством вокала владеет так себе. Поэтому здесь и возникает новый правовой субъект – Исполнитель. Исполнение, манера, да и сама личность исполнителя также важна для успеха этой песни. Исполнитель воплощает музыкальное произведение (песню) и у него возникают права исполнительские (не авторские, он же – не автор, а только исполнитель), связанные с правами в отношении его исполнения. То есть исполнителю принадлежат смежные исполнительские права, а автору - авторские. Поэтому, если кто-то решит легально использовать результаты этого исполнения (например, для записи фонограммы или видео, или осуществления трансляции исполнения), то помимо договора с автором песни необходимо будет заключить договор с исполнителем.

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

— Особое место в области исполнительских смежных прав занимает личность дирижёра, но о нём немного позже. Несмотря на то, что дирижёр конкретно ни на чём не играет, он также является субъектом смежных исполнительских прав. Так же, как и в случае с авторскими правами, исполнение обязательно должно носить творческий характер. В терминологии ГК РФ даже существует специальный термин «автор исполнения», однако не только я, но и многие специалисты в области авторского права считают его неудачным, видимо из-за того, что «автор» – это автор, а «исполнитель» – это исполнитель, как бы банально это не звучало. При определении круга лиц, включаемых в понятие "исполнитель", законодательство традиционно придерживается подхода, в соответствии с которым исполнителями признаются только физические лица. Кстати говоря, спортсмены, участники массовых сцен и не могут претендовать на признание их исполнителями и получение охраны в качестве исполнителей, потому что не исполняют конкретного произведения, хотя насчёт фигуристов или гимнастов я бы поспорил. Также обратите внимание на ещё один подводный камень в отношении термина «исполнение», который может быть использован как способ использования произведения (как объекта авторского права), так и являться объектом «смежных» прав. При этом надо учесть ситуацию, что в том случае, если исполняемое произведение перешло в общественное достояние и имущественные права перестали охраняться ввиду окончания срока действия исключительных прав, смежные права исполнителя всё равно возникают и подлежат правовой охране.

О ПРАВАХ ИСПОЛНИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ

— Теперь давайте перечислим конкретно все права, которые принадлежат исполнителю. Также как и авторские права, смежные права разделяются на исключительное право и личные неимущественные права.

К личным неимущественным правам исполнителя относится право признаваться исполнителем произведения, право на указание имени исполнителя или названия коллектива исполнителей, право на неприкосновенность исполнения. Отдельно оговаривается, что право исполнителя на имя может не применяется в случаях, когда «характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей». Право исполнителя признаваться исполнителем, его имя и неприкосновенность исполнения, как и положено личным неимущественным правам, охраняются бессрочно.

Теперь перейдём к исключительным правам в отношении исполнений, а конкретно, какими собственно способами может быть использовано то или иное исполнение. Их полный перечень содержится в статье 1317 ГК РФ, отдельно обращаю ваше внимание на различие понятий «исполнение» и «запись исполнения»:

Исполнителю принадлежит право:

1) сообщать исполнения в эфир и по кабелю, включая сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению, кабелю, оптоволокну и т.д.

2) разрешать запись исполнения, т.е. фиксацию звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

3) воспроизводить запись исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

4) распространять запись исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

5) сообщать в эфир и по кабелю запись исполнения;

6) доводить запись исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публично исполнять запись исполнения;

8) осуществлять прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЯ И ИЗГОТОВИТЕЛЯ ФОНОГРАММЫ

— Для исполнителя важно понимать, что лицо, которое осуществляет запись, в дальнейшем получает права на её использование и фактически распоряжаться ею, в том числе - результатами вашего исполнения. Поэтому в случае, если между изготовителем фонограммы и исполнителем отсутствует какой-либо договор, то на основании пункта 3 статьи 1270 ГК РФ права исполнителя в отношении сделанной записи им утрачиваются в пользу изготовителя фонограммы, в частности – право на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения. Такой подход, основанный на согласии исполнителя осуществить запись, для него крайне невыгоден. Поэтому исполнение (например, студийное) должно осуществляться на основании договора с ясными и понятными финансовыми условиями, предусматривающих вознаграждение исполнителя или обязательства владельца фонограммы по выплате вознаграждения на условиях, зависящих от использования фонограммы или других факторов. На практике часто случается, что исполнитель самостоятельно занимается изготовлением фонограммы, в этом случае он становится обладателем смежных прав на фонограмму, которую может в дальнейшем использовать по своему усмотрению или передать кому-нибудь права на её использование.

О СООТНОШЕНИИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

— Теперь немного грустная тема для исполнителей, исполняющих чужие произведения. Сейчас мы разберёмся, как между собой взаимосвязаны авторские и смежные права? Дело в том, что многие исполнители осуществляют исполнения произведений, нарушая имущественные права их авторов, в частности - право авторов произведения на осуществление его публичного исполнения, забывая о пункте 2 статьи 1315 ГК РФ, которую ввиду её лаконичности, процитируем полностью: «Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений». То есть для того, чтобы законно исполнить чужое произведение, и уж тем более осуществить его запись, необходимо  получить разрешение от его автора, а ещё точнее – правообладателя. В противном случае, вы рискуете быть признаны нарушителем авторских прав с самыми печальными последствиями, в том числе – финансовыми. <...>

Ещё хотел бы разъяснить очень простую вещь, в отношении которой часто возникают вопросы у авторов-исполнителей. А каким образом коррелируются авторские и смежные права? Всё очень просто – вам как автору произведения принадлежат авторские права, а как исполнителю – смежные права исполнителя, а если вы ещё к тому же самостоятельно изготовили фонограмму – то и смежные права на фонограмму. При этом, все права никаким образом не поглощаются друг другом, а наоборот, принимают более объёмный и разносторонний характер.

(Soundrussia.ru, 16.09.15)

Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС

19.04.2024 19:08 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Илья Золкин

Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.

Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».

Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».

Начало в 12.00.

Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.

Фото: Илья Золкин
Теги: Стас Михайлов, анонс пресс-конференции
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы

19.04.2024 18:26 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»

Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.

Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.

- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.

Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.

Фото: обложка сингла
Теги: Дэвид Боуи, ремиксы, Брайан Ино

Александр Шаганов собрал свои стихи в книгу «Выйду ночью в поле с конем»

19.04.2024 18:01 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
обложка книги

Презентация книги стихов Александра Шаганова «Выйду ночью в поле с конем» состоится в пресс-центре ТАСС 26 апреля 2024 года. Издание представят поэт Александр Шаганов, заведующая редакцией департамента прикладной литературы и межиздательских проектов издательства АСТ Елена Толкачева, поэт-песенник, певец Симон Осиашвили и композитор, певец, аранжировщик Андрей Державин.

Александр Шаганов – поэт, автор стихов для нескольких сотен песен, среди которых «Комбат», «Атас!», «Владимирская Русь», «От Волги до Енисея», «Там за туманами», «Ребята с нашего двора», «Девчонка-девчоночка», «Тучи» и многие другие. Поэт сотрудничает с эстрадными коллективами и исполнителями, большинство его песен составили репертуар групп «Любэ» и «Иванушки International».

Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».

Ранее Александр Шаганов и Эдуард Ханок раскрыли секреты написания настоящих хитов в «Хороших песнях» на канале «ТВ Центр». Ведущие программы Александр Михайлов и Элеонора Филина обсудили, почему песню «Любэ» «Выйду в поле с конем» считают народной.

Начало в 15.00.

Справки и аккредитация: press-center@tass.ru.

β 16+