Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Надежда ПТУШКИНА

ВЕЛИКИЙ ДРАМАТУРГ

Леонид Генрихович Зорин – великий драматург.

Думаю, это не нуждается в доказательствах. Без преувеличения можно сказать, что вся наша страна знает наизусть практически полностью «Покровские ворота». Более того знающие наизусть практически полностью «Покровские ворота» в большинстве своем даже не вспоминают, что цитируют именно оттуда. Только гений способен создавать крылатые выражения.

Несколько поколений исправно плачет над «Варшавской мелодией» и «Царской охотой». Отчасти этим пьесам повезло больше, чем другим. К ним привлекли широкое внимание звезды, с ними связаны режиссерские удачи. Но есть пьесы, которым не так повезло. Но это тоже пьесы гениального автора: «Незнакомец», «Карнавал», «Добряки», «Энциклопедисты» и другие пьесы. Одни из них прозвучали очень можно в свое время, а другие были загнаны в угол цензурой, и так и не развернули крылья. Сейчас у нас в стране кризис театра. Кризис – он и есть кризис. Выпадают целые поколения артистов. Почти нет в театрах сорокалетних. Нет режиссуры. Не просто гениальной или талантливой; нет грамотной режиссуры. Нет критики, а значит, все можно. Деградирует актерская школа. Что делать? Это кризис. И нет драматургов, нет пьес. С драматургией ситуация немножко оптимистичнее, потому что пьесы остаются во времени. К ним всегда можно вернуться, их можно снова поставить. Хотелось бы чаще видеть на сцене пьесы все еще продолжающих работать выдающихся драматургов А.Галина, Л.Петрушевской, Э.Радзинского. Именно зрителям бы хотелось. Леониду Генриховичу Зорину драматургическая судьба, можно сказать, улыбается. Снова и снова ставят «Варшавскую мелодию». Снова и снова ставят «Царскую охоту». Но у него ведь есть и другие пьесы, давно написанные, но все еще ожидающие своих первооткрывателей. Да, его пьесы не выдерживают такого отношения: сегодня прочел и решил ставить, завтра приступил, а через месяц - премьера. При постановки его пьес режиссеру приходится выражать не себя, а все-таки автора. Ставить пьесы Зорина трудная работа, требующая настоящего творчества. В свои 90 лет Леонид Генрихович преподнёс публике огромный подарок: он написал новую пьесу «Адвокат». Эта пьеса о сегодняшнем дне, о сегодняшних отношениях, о сегодняшних проблемах. Нет, я выражусь иначе: эта пьеса о сегодняшних реалиях, но о тех проблемах, о тех отношениях, которые выйдут из этих реалий. Пьеса обгоняет время. Эту пьесу написал человек, который глубоко задумывается о процессах нашей жизни, который страдает и мучается вечными вопросами, как и положено художнику. Конечно, пьеса не написана бойко, с экшном и репризами. Пьеса написана основательно, вдумчиво и ответственно. Нигде в ней Зорин не демонстрирует своего умения, нарочитого блеска, не пускается в психологические игры. Ты, читатель и зритель, входишь в эту пьесу, как в странный, незнакомый тебе мир. А потом вдруг понимаешь, что в этом мире ты и живешь – просто ты посмотрел на него через зеркало и увидел его отражение в неожиданном ракурсе. Я хочу пожелать режиссерам отваги и таланта, чтобы они взялись и поставили эту пьесу. В случае удачи зрители будут плакать, смеяться, обдумывать эту историю. И эта история войдет в их жизнь так же, как вошла в нашу жизнь «Варшавская мелодия». Это пьеса об огромной любви, внезапной и единственной на всю жизнь. И эта пьеса о разлуке. Эта пьеса о том, как снова и снова наше государство грубо вмешивается в жизнь своих граждан, ломает им судьбы. Это невероятно красивая и поэтичная история. Неужели наши театры, которые вечно стенают и плачут, что нет современных пьес, не смогут справиться с этой пьесой и пройдут мимо? Так или иначе, сейчас или потом, я думаю, эта пьеса будет иметь свою сценическую судьбу. Но лучше бы сейчас. Лучше не для Леонида Генриховича. Его судьба уже состоялась, и пьесы его – достояние истории, театра, России. А лучше для самих театров. Долгие годы Леонид Генрихович был одним из тех двух десятков талантливых и гениальных драматургов, которые фактически обеспечивали репертуар наших театров и благодаря которым наши театры были на высоте. Есть простая человеческая благодарность. Хотя бы повсеместно прочесть эту пьесу, во всех театрах. Вот мы и узнаем, насколько театры ценят своих гениев. Узнаем это по количеству запросов на пьесу «Адвокат» после этой статьи.

***

Автор эссе - Надежда ПТУШКИНА

Теги: О театре
β 16+