Александр Курляндский: «Котёночкину в сценариях не нравилось почти всё»
О 45-ЛЕТИИ «НУ, ПОГОДИ!»
— Неужели уже 45 лет? Честно говоря, для меня ваш звонок — сюрприз. Спасибо, что напомнили. А как будет дата отмечаться, пока что ничего не могу по этому поводу сказать — не знаю.
Популярность действительно была невероятная, потому что ничего подобного в советской мультипликации не существовало. Очень много писем приходило на «Союзмультфильм». Причем многие даже не знали адреса студии, поэтому писали «Москва, Котеночкину». Режиссер Вячеслав Котеночкин рассказывал, что как-то ему позвонили с почтового отделения и попросили забрать… мешок писем.
Дети просили, чтобы мультсериал был вечным и с нетерпением ждали новых серий. Он нравился, потому что был смешной и потому что в нем добро всегда побеждало. Взрослые тоже очень любили этот мультипликационный сериал. Помню, как-то однажды один из выпусков «Ну, погоди!» показали в новогоднюю ночь после праздничного «Огонька». Сколько человек мне тогда звонили и благодарили! Взрослые часто присылали письма с предложениями и даже сценариями, хотя ни один из них использован не был. Даже за рубежом мультфильм был невероятно популярен. Например, в Болгарии было кафе с названием «Ну, погоди!». Мультфильм показывали почти в ста странах мира. Слышал, он очень понравился и американским космонавтам… Поэтому, когда спустя годы, нам начали говорить, что «Ну, погоди!» — подражание мультфильму «Том и Джерри», что это «слепок» с него — обидно было. Это неправда. Мы, сценаристы, даже не видели его тогда.
Меня и еще двух сценаристов — Феликса Камова и Аркадия Хайта — на студию «Союзмультфильм» привел Эдуард Успенский. Мы были молодые — лет по 26—27, веселые, писали в основном для эстрады. И вот нам предложили придумать что-то смешное для детей. Мы решили создать фильм-погоню. Сначала в нем Лиса должна была гнаться за Курицей, потом предлагались еще некоторые варианты персонажей, пока не остановились на паре Волк и Заяц. Придумывали смешные трюки.
То, что получится целый сериал, никто не предполагал. Но руководству студии мультфильм понравился, и нам предложили написать сценарий трех серий. О том, что их будет два десятка, мы не предполагали тогда, конечно.
КАК РОДИЛОСЬ НАЗВАНИЕ «НУ, ПОГОДИ!»?
— Короткие сюжеты заканчивались репликой Волка «Ну, погоди!», которая давала зрителям понять: еще не конец, ждите продолжения. Эту реплику мы и решили вынести в название фильма. И, как показало время, оно оказалось очень удачным.
В год, как правило, выходила одна серия. А мы, сценаристы, работали над ней около месяца. В остальное время занимались своими делами — писали для эстрады, радио, телевидения… Как работали? Собирались втроем: я, Феликс Камов, Аркадий Хайт. Сначала решали, в каком месте будет происходить действие: на пляже или в парке, в городе или в деревне… Потом придумывали трюки. Так происходило наше коллективное творчество.
Никогда не было разговоров о том, кто больше придумал, кто меньше. Каждый раз получалось по-разному. Собирались преимущественно дома у Феликса Камова — у него была отдельная квартира. Работали с утра до вечера.
О ЦЕНЗУРЕ
— Нет, запретов не было. Жанр смешной. Ну, что тут запрещать? В одной из серий была пародия на Аллу Пугачеву. Ее голосом пела Лиса. Но Алла Борисовна не обиделась, ей даже понравилось.
О ПРИОСТАНОВКЕ СЪЁМОК
— Это случилось, когда Феликс Камов эмигрировал в Израиль. Тогда, в 1970-х, уехать из СССР в другую страну считалось преступлением. Фамилию Камова вырезали из титров. Точнее, сначала убрали фамилии всех нас троих. Но мы с Хайтом написали письмо — то ли в Союз кинематографистов, то ли куда-то выше. Наши фамилии вернули, а Камова — нет. Восстановили только спустя многие годы в период «потепления».
А съемки мультсериала возобновились благодаря вот какому случаю. Анатолию Папанову в Кремле вручал награду тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он поинтересовался, как дела с «Ну, погоди!». Папанов ответил, что прикрыли, так как один из авторов в Израиль уехал. Подгорный же наклонился к нему со словами: «Но вы учтите, что детям моим мультфильм нравится!» И совсем тихо добавил: «И моим товарищам тоже»… Вскоре после этого съемки продолжились.
О ВЯЧЕСЛАВЕ КОТЁНОЧКИНЕ
—Наша задача заключалась в том, чтобы написать смешной сценарий. Его читал режиссер Вячеслав Котеночкин. Читал он обычно долго. Как правило, вначале ему почти все не нравилось. Мы на первых порах возмущались, но потом поняли, что он должен вчитаться, пропустить через себя, представить, как это будет…
Котеночкин говорил: «Ну, ребята, нет-нет, это не пойдет». Потом, спустя несколько дней, обнадеживал: «Ну, что-то в этом есть». А через две недели оказывалось, что мы написали хороший сценарий… Нередко, конечно, мы дорабатывали финал или еще придумывали какие-то трюки. Вообще Котеночкин был человеком добрым и веселым. Мы с ним дружили, ходили в гости, устраивали вечеринки.
СТАЛ ЛИ ОН БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
— Нет, конечно. Дачи у меня не было, ездил я на «Москвиче». Но заработки у нас, авторов, были все же раза в полтора выше, чем у инженеров, из которых мы вышли. Имею в виду не только то, что получали за сценарии к «Ну, погоди!». Мы много писали для эстрады, для телевидения, радио.
В 1990-е годы, когда везде наступил развал, материально трудно, конечно, стало. Я ездил по стране и выступал перед детьми. Приходилось как-то выживать. Мы показывали какие-то серии ребятам, потом устраивали для них конкурсы на самого лучшего Волка и Зайца, проводили какие-то игры.
Что касается материального уровня жизни… Помню, как мой американский коллега удивлялся, что создатели такого популярного мультсериала по их меркам живут очень скромно. И вот еще что его удивило. Как-то я его подвозил, меня остановил милиционер. И я вместо того, чтобы заплатить штраф, подарил ему книжечку «Ну, погоди!» с автографом. Милиционер взял под козырек и отпустил меня. Коллегу это потрясло, так как у них в стране подобное невозможно, чтобы за подарок полицейский тебя отпустил. А меня такие книжечки не раз спасали от штрафов.
(Ольга Сметанская, «Факты», 05.08.14)
Джеймс Франко, Майк Тайсон и Франко Неро снимаются в фильме про Человека-кролика
Съемки супергеройского фильма «Человек-кролик» (Bunny-Man) стартовали в Италии. Как сообщает Deadline, у картины интернациональный каст, в который входят Микеле Морроне («365 дней»), Франко Неро («Человек, который нарисовал Бога», «Крепкий орешек 2»), Ана Голджа («Фанат»), боксер Майк Тайсон («Мальчишник в Вегаса», «Ип Ман 3»), Белла Торн («Полночное солнце», «Опасная игра») и Джеймс Франко («Баллада Бастера Скраггса», «Ларго Винч: Гнев прошлого»).
Производством занимается студия Motus, продюсером проекта является Андреа Иерволино («Феррари», «Ламборгини: Человек-легенда»), а вот имя режиссера не известно. По данным издания, им станет сам Человек-кролик, чья настоящая личность держится в строжайшем секрете. Но первый кадр с ним со съемочной площадки был обнародован 8 ноября. По сюжету, заглавный персонаж - анонимный супергерой-мультимиллионер, который борется со злыми силами в маске кролика. Им движет желание отомстить за свою сестру, покончившую жизнь самоубийством после нападения, изображения которого попали в Интернет.
- Я верю, что «Человек-кролик» произведет революцию в нашем представлении о супергероях, - рассказал Иерволино на презентации кинопроекта. - Этот персонаж воплощает в себе тайну и современность не только в своей истории, но и в том, как к нему относится публика. Для меня большая честь создавать первую в Италии франшизу о супергероях, и я уверен, что она окажет долгосрочное влияние на мировой рынок.
Основные съемки проекта должны начаться в Италии в середине ноябре, большая часть пройдет в виртуальной студии. Тайсон, который через десять дней примет участие в боксерском поединке с Джейком Полом, уже отснялся в фильме, который должен стать первой частью трилогии.
Юрий Кара отметит 70-летие в Доме кино
Юбилейный вечер кинорежиссера Юрия Кары состоится 12 ноября 2024 года в Большом зале Центрального Дома кинематографистов. Организатором праздничного мероприятия, которое получило название «Мастер Юрий Кара – 70», выступила Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России. Мастера придут поздравить с 70-летием его друзья и коллеги Александр Домогаров, Борис Щербаков, Аристарх Ливанов, Владимир Стеклов, Евгений Князев, Виктор Раков, Борис Токарев, Андрей Анкудинов, Андрей Межулис, Александр Олешко, Даниил Спиваковский, Гела Месхи, Николай Бурлак, Полина Лазарева, Юлия Тархова и др.
Юрий Кара – ученик Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Мировой успех к режиссеру пришел с первой же, дипломной работой – экранизацией повести Бориса Васильева «Завтра была война» (1987). Картина была куплена в 48 стран и получив множество международных призов. Затем Юрий Кара снял фильмы «Воры в законе», «Мастер и Маргарита», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Я – кукла», «Интересные мужчины», «Звезды эпохи», «Королёв», «Гамлет. XXI век», «Главный» и др.
Денис Шведов и Аня Чиповская снимаются в новом сезоне «Доктора Преображенского»
Съемки третьего сезона сериала «Доктор Преображенский» стартовали в Москве в начале ноября 2024 года. Главные роли в новых сериях исполнят Денис Шведов, Мария Андреева, Аня Чиповская, Юрий Чурсин, Агриппина Стеклова, Марк Мурашкин, Леонид Бичевин, Ростислав Бершауэр, Владимир Стержаков, Владимир Виноградов, Амбарцум Кабанян, Татьяна Тимакова, Юлия Куварзина, Сафия Яруллина, Антон Рогачёв, Сергей Кузнецов, Аделина Гизатуллина, Зарина Мухитдинова, Андрей Градов, Евгения Львова, Татьяна Монахова, Иван Литвиненко.
По сюжету, прошло около года после событий второго сезона. Лев Преображенский (Шведов) по-прежнему возглавляет Институт красоты и мечтает, чтобы такие институты открылись по всему Советскому Союзу. С этим амбициозным проектом он идет в Минздрав, где ему предлагают крупный пост. Однако бывший замминистра Вепрев (Стержаков), потерявший должность по вине Преображенского, выступает против него и инициирует серьезную проверку, по итогам которой Институт могут закрыть…
- Я очень рада вернуться на площадку «Преображенского», - говорит исполнительница роли Светланы Дроновой Аня Чиповская. - Скучала по своему персонажу, по моим партнёрам Денису Шведову и Лёне Бичевину. К тому же, несмотря на очевидный хэппи-энд во втором сезоне, между этими героями еще очень много неразрешённого, неизвестного, в чём очень хочется разобраться. Мне кажется, нас ждет много удивительных поворотов.
Сценаристами нового сезона стали Мария Заславская, Марина Елатомцева и Ольга Полесицкая, режиссером - Иван Плечев («Солдаут», «ФК Родина»).
Премьера состоится на Первом канале, дата будет объявлена позже.