Скончался Тьерри МюглерУмер Арнис ЛицитисПриянка Чопра и Ник Джонас стали родителямиУмер Мит ЛоуфМишель Докери выходит замуж за брата Фиби Уоллер-БриджУмер Евгений АрьеГаспар Ульель погиб на горнолыжном курорте«Грэмми» пройдет в Лас-ВегасеУмер режиссер фильмов «Луна в сточной канаве» и «37,2 по утрам» Жан-Жак БенексУмерла вдова Андрея Мягкова Анастасия Вознесенская«Купе номер 6» вошло в лонг-лист BAFTA 2022Тилль Линдеманн не сможет приехать в Россию в конце январяДжейсон Момоа и Лиза Боне разводятсяMachine Gun Kelly сделал предложение Меган Фокс (Видео)Представитель Канье Уэста назвал визит музыканта в Россию «выдумкой»Скончалась певица Мария ЮингПобедитель «Ледникового периода» Федор Федотов стал отцомУмер Михаил ЗеленскийКанье Уэст собирается в Россию, чтобы встретиться с Владимиром Путиным и дать концерт«Золотой глобус-2022»: триумф «Власти пса», «Вестсайдской истории» и «Наследников»

Алексей Рыбников: «Успешное произведение в музыкальном театре может жить бесконечно»

17.07.2014 14:27 Музыка Рубрика: Интервью

Композитор Алексей Рыбников 17 июля отмечает 69-летие. В эксклюзивном интервью корреспонденту InterMedia Алексей Львович рассказал о прошедших и будущих премьерах его театра, объяснил разницу между рок-оперой и мюзиклом и посетовал на сложное положение молодых композиторов.

 

- В июне прошли показы обновлённого «Хоакина». Какие у вас ощущения?

- В театре Вахтангова была настоящая большая премьера, а предварительные показы шли с осени прошлого года – и в Доме музыки, и в Белоруссии на большой площадке. В процессе доводили постановку до ума, хотя что-то придумывалось и уточнялось уже непосредственно перед показами в театре Вахтангова. И надо сказать, что встречи с этим произведением боялись не только зрители, но и я сам. Хотя мы сравнительно недавно, в 2007 году, уже восстанавливали «Хоакина», в смысле, классическую «Звезду и Смерть Хоакина Мурьеры» со старым текстом и старым сюжетом. Это пошло лихо и здорово, было много предложений из разных городов, но из-за конфликта с автором либретто Павлом Грушко пришлось эту историю остановить. Он запретил использовать текст, были даже судебные процессы, которые мы, кстати говоря, выиграли… Как бы то ни было, встала проблема: существует музыка, которая звучит актуально и может таковой оставаться ещё долгие годы, но нету стихов, сюжета. Положение было практически безнадёжным, и я взялся изучить саму историю Хоакина Мурьеты – почему-то раньше мне это в голову вообще не приходило. Очевидно, мне было достаточно того либретто, по Пабло Неруде. Выяснилось, что Мурьета – реальный герой, который жил в середине позапрошлого века. Описаны масса подробностей, масса деталей его биографии.

- Оказалось, что он не чилиец, а мексиканец…

- Да, и про него снято три фильма. Пабло Неруда был одним из последних, кто обратился к этой теме, а до него он стал героем ещё нескольких произведений. В честь Хоакина назван бульвар в Сан-Франциско, есть книги, легенды. Мы всё это посмотрели и сделали с Юлием Кимом историю реального человека, без мистических персонажей вроде Звезды и Смерти. Причём есть некий абсурд в том, что Звезда заманивала его в это путешествие, где он должен был погибнуть, а Смерть от этого предостерегала. Логика была явно нарушена, но никто об этом особенно не задумывался. В новой версии спектакль обрёл стройную конструкцию, которая опирается на реальную историю Хоакина, оказавшейся очень современной. Миграция народов из одной страны в другую, из одной цивилизации в другую, попытки себя найти, устроиться, а их встречают в штыки «аборигены», чьё место могут занять мигранты – всё это характерно и для нашего времени. Стычки, история трагической любви на этом фоне… Нас спрашивали, не специально ли мы делали на этом акцент. Нет, это реальность, мне кажется, догоняет наш сюжет.

История в итоге не выглядит как реанимация какого-то прежнего успеха. Текст и сценарий новые, и я воспринимаю «Хоакина» как произведение сегодняшнего дня, что меня очень радует. А вообще с музыкально-драматическими произведениями происходит следующая вещь: они предназначены для проката на неограниченно долгий срок. В музыкальном театре произведение может жить бесконечно – мы не знаем исторических примеров, когда прекращали бы идти классические оперы, балеты. Лучшие из них – «Лебединое озеро», «Севильский цирюльник» - по 150 лет идут. А неудачные – они умирают очень быстро. Если не брать совсем уж классику, посмотрите: «Иисус Христос – суперзвезда», «Кошки» по-прежнему идут в разных театрах и разных странах. Дай бог, чтобы и «Хоакин», который в новом качестве мне гораздо больше нравится, существовал долго.

- Когда следующие показы? Есть уже расписание?

- Мы можем показывать спектакль, когда захотим, в Доме музыки. Но там проблема: сцена не очень приспособлена. Театр Вахтангова нас в этом отношении немножко развратил – там изумительная сцена, свет потрясающий, и, главное, там можно дым давать, чего нельзя делать в Доме музыки. Почему-то зал так сделан, что там дым нельзя, а без дыма световые лучи работают не так, как хотелось бы. Поэтому после Театра Вахтангова мы ищем сейчас в Москве настоящие театральные площадки, где можно выступать в формате поющего драматического театра. Есть некоторые договорённости с Театром Пушкина, кроме того, запланированы показы в Санкт-Петербурге, а также зарубежные – в Америке и Израиле. Видимо, конструкции для постановки мы будем прямо там изготавливать, потому что это выгоднее, чем перевозить. В Израиле нас ждали с «Хоакином» в этом сезоне, но мы не смогли поехать из-за конструкций – их перевозка на самолёте невозможна.

- В 70-е годы на афишах «Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты» было написано «рок-опера»?

- Нет-нет, мы не могли даже тогда позволить себе термин «современная опера», поэтому написали «музыкальное представление». Когда мы заикнулись, что это «вообще-то рок-опера», нам сказали, что хорошо, что вас вообще пустили на сцену с таким спектаклем.

- Рок-опера и мюзикл - это разные жанры?

- Совершенно разные вещи, особенно по манере пения. Мюзикл – это оперетта, а рок-опера строится по оперным законам. В мюзикле отдельные музыкальные номера соединены каким-то действием, а в рок-опере всё поётся или произносится ритмическим речитативом, но музыкальных пауз там нет. И манера пения совсем другая, основанная на рок-вокале, драматическом вокале, но не опереточном.

- Ещё одна готовящаяся премьера в вашем театре – балет «Глазами клоуна» по Генриху Бёллю.

- Для меня это абсолютно новое направление, причём не я инициировал проект. Это была идея балетмейстера Жанны Шмаковой, с которой мы достаточно долго работаем. Она ставила всю пластическую линию наших оперных спектаклей, а теперь она заболела этой идеей, захотелось сделать «Глазами клоуна». Это не балет, а хореографическая драма, жанр очень условный, абстрактно-философский. При этом затронутые в романе темы актуальны всегда, какую бы эпоху мы ни взяли. Конфликты, войны, революции – неизжитые проблемы, которые не разрешатся в обозримом будущем. Музыки я туда никакой новой не писал. Сейчас в балете часто ставят постановки на музыку Малера или Шостаковича, не написанную специально для балетов. Жанна взяла мою симфоническую музыку, соединила с ней свой сюжет. Когда я посмотрел, многое показалось мне неожиданным, но в целом убедило. И сейчас мы её пластическую партитуру соединяем с текстом Генриха Бёлля. Это очень сложно, но текст там необходим. В постановке будут очень интересные придумки, декорации ещё будут изготавливаться, может получиться очень интересно. Мучаемся сейчас с текстом, но у мучений есть чётко обозначенный предел: премьеру мы обязаны сделать в сентябре, но потом ещё будет обкатывать её в разных точках и на разных площадках.

Я давно мечтал о балете, но никак не думал, что это произойдёт в рамках моего театра. Думал, что мой театр будет в основном петь. Впрочем, в «Глазами клоуна» мы пригласили некоторых хореографических звёзд. В соединении с нашей труппой это может получиться хорошо.

- Кроме того, на осень планируется детская премьера «Волк и семеро козлят».

- Это была самая продаваемая пластинка фирмы «Мелодия». Вышел мультфильм, и пластинку с музыкой продали тиражом, по-моему, семь миллионов. «Буратино» поставлен, «Красная Шапочка» поставлена, они идут в нашем театре с очень большим успехом, а вот «Волку» не повезло – его не ставили. Та сказка была на 13 минут, а сейчас это будет большой полноценный спектакль. Над детскими всегда интересно работать – это и смешно, и забавно, и можно выдумывать самые разные вещи. «Волк» с этой музыкой много лет идёт в ТЮЗе, но там пьеса другая, у нас будет другой текст.

- В плане «неустареваемости» репертуара детские спектакли классике ещё и фору дадут.

- Детские вещи вообще неистребимы: поколения детей меняются, но Красную Шапочку любят все одинаково.

- Что еще в ваших планах?

- С планами всё прекрасно, их огромное количество. Я хочу быть постановщиком и режиссёром музыкальных кинопроектов, сейчас ведётся определённая организационная работа, чтобы это произошло. Кроме того, из-за нехватки времени я уже много раз нарушал своё давнишнее обещание довести до ума постановку по «Войне и миру» Льва Толстого. Спектакль будет называться немного по-другому. Мы ставили пока только несколько сцен, но вообще произведение давно готово и ждёт полноценной постановки. Стоит в очереди (смеется). Мы очень успешно показали фрагменты на международном фестивале «Барток плюс» в Венгрии. Познакомившись с материалом, они уже в этом сезоне ждали, что мы привезём «Войну и мир», а мы не смогли. Но я клятвенно пообещал, что на следующий июнь обязательно привезём этот спектакль, так что постараемся выполнить обещание.

Помимо спектаклей, в юбилейном сезоне осуществилось много симфонических проектов. Я давал авторский концерт в Большом зале консерватории – это была премьера виолончельного концерта, который феерически сыграл Александр Князев, наш лучший виолончелист. На будущий сезон этот виолончельный концерт будет раз семь исполнен в разных ситуациях и разных городах, в том числе в октябре в Бухаресте на крупном фестивале. Кроме этого, был авторский концерт в петербургской филармонии, премьеру «Музыки Ликии» сыграл Владимир Федосеев. Это только то, что было в Москве и Санкт-Петербурге. В Одессе сыграли в феврале два виолончельных концертах – буквально сразу перед всеми этими событиями.

Вообще наш театр часто выступал в Киеве, Украина была для нас очень гостеприимной территорией. Мы стабильно делали там большие гастроли, сейчас, конечно, всё это прервалось. Ужасно жалко.

- Следите ли вы за молодыми композиторами? Есть кто-то, кто вам интересен?

- Недавно молодые композиторы приходили ко мне, и мы сидели за этим столом, обсуждая ситуацию. У них на самом деле очень плачевное положение, нет поддержки, в том числе государственной. Союз композиторов непонятно чем занимается, заработать своей профессией они не могут, значит, занимаются не творчеством, а поиском халтуры. Мы обсудили, что, возможно, имеет смысл создать новое объединение композиторов, которое могло бы бороться за свои права. Композитор, который заканчивает учебное заведение, сейчас не имеет гарантированного государством права на заработок, эта профессия даже в реестре не числится. Что-то, мне кажется, нужно сейчас придумать, иначе знаменитая русская композиторская школа просто прекратится.

- Композиторы вынуждены искать заказы в кино, в рекламе?

- В кино работают совсем другие люди, иногда замечательно, но вообще это другой жанр, где своя жёсткая конкуренция. Музыку для потока сериалов пишут авторы, которые работают дешевле, быстрее и больше прав отдают. Поэтому в творческом смысле это неинтересно, это уже совсем не то кино, которое было в 70-е. Поэтому композиторам надо помочь, но хватит ли сил мне это организовать в таком, мягко говоря, не очень молодом возрасте, не знаю. Возможно, потребуется помощь.

- Как планируете отмечать 70-летие?

- Есть предложение устроить серию концертов в Петербурге и Москве, а также на фестивалях, где бы звучали мои произведения в разных жанрах. В том числе, безусловно, новые, над которыми я сейчас работаю. Для меня важно, чтобы звучали не только известные сочинения, но и те, которых пока никто не слышал: юбилей – хороший повод устроить их премьеру.

Алексей Мажаев, InterMedia

Рецензия: «Йорш» - «Уже не тот»

обложка альбома

2022, «Союз Мьюзик»

Оценка: 6 из 10.

За несколько дней до релиза пластинки лидер подольской панк-группы «Йорш» Дима Сокол отметил 35-летие. Возможно, поэтому альбом «Уже не тот» оказался пропитанным тяжёлым юбилейным духом. Это уже не междусобойчик подмосковных панков, а прямо-таки всероссийский панк-съезд: в подготовке диска приняли участие музыканты групп «Наив», «Смех», «Дистемпер», «ДМЦ», «План Ломоносова», «Монгол Шуудан», «Операция пластилин», «Бригадный подряд», «Голос Омерики» и другие - ну просто сборная команда звёзд панк-рока. Славные представители жанра обошлись без поздравительных славословий в адрес юбиляра и попытались подарить ему как можно больше энергии, лужёные глотки и вывернутый на максимум звук своих музыкальных инструментов.

В результате возникает ощущение некоего перебора, как и на эстрадных юбилеях. Только там всё тонет в патоке и сладости, а у панков - в каком-то исступлённом и неестественном драйве. Юбиляр Дима Сокол, естественно, не мог не сопоставить свой надвигающийся почтенный возраст со своим музыкальным жанром - и к какому же выводу он пришёл? К довольно банальному: что нужно пуще прежнего как ни в чём ни бывало изображать в песнях энергию неубиваемой молодости - и воспевать проблемы и мечтания юных лоботрясов в кожаных куртках. Чтобы ещё лучше молодиться, Сокол заручился поддержкой опытных товарищей по жанру, которые всем своим видом должны показывать, что седые яйца панку не помеха, а заодно и оттенять юность коллеги из «Йорша». Что ж, «Наив», «Бригадный подряд» и «Монгол Шуудан» давно доказали, что панк после полтинника существует, однако коллективное повторение этого тезиса выглядит немного навязчивым.

Написав на обложке «Йорш уже не тот», Дима Сокол и Ко разве что из штанов не выпрыгивают, доказывая, что он всё тот же. При этом музыканты слишком фокусируются на внешних атрибутах - первая песня называется «Люди в кожаных куртках», а вторая («Мы идём с рок-концерта») начинается с вопроса какой-то взрослой дамы: «Мужчины, ну вам сколько лет, ну что вы хулиганите?» А мужчины в ответ и рады стараться хулиганить ещё сильнее, невзирая на возраст и не догадываясь, что эта нарочитость выглядит довольно глупо. После довольно лёгкой и остроумной песни про римского папу, слушающего Slipknot, «Йорш» вдруг охватывает приступ максимализма, заставивший их послать на … всех, кто «В ТикТоке», а не у них на концерте. Ну как дети, право слово…

Показав в первой половине пластинке молодую удаль и задор, «Йорш» переходит к более осмысленным произведениям, например, к песням протеста. Если «Мы и они» с «Планом Ломоносова» и «Чёрный флаг» с «Монгол Шууданом» отличаются некоторой надуманностью, то «Труд сделает тебя свободным» и особенно «Власть» демонстрируют совсем другую грань таланта подольских панков - безысходную, трагичную и злободневную. Однако Сокол не сумел сосредоточиться на бичевании общественных пороков, ибо опять вычел 1987 из 2022 и, запаниковав, записал ещё одну песню про возраст - «За 50». А кончается диск ещё более предсказуемо - песней-манифестом «Про панка», которая сама по себе неплоха, но опять повторяет те несложные мысли, которые на альбоме звучали уже неоднократно.

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Йорш, слушать
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Продюсер группы «Рефлекс» подал в суд на баскетбольный клуб (Видео)

инстаграм Вячеслава Тюрина

Продюсер группы «Рефлекс» Вячеслав Тюрин подал в суд на баскетбольный клуб МБА. Причиной судебного разбирательства стал трек «Нон-стоп», кавер-версию которого МБА использовал в своём предсезонном промо-ролике, сообщает телеграм-канал Mash.

Автор музыки Тюрин считает, что клуб заслуживает штрафа, даже с учетом того факта, что песня была использована не в оригинальной версии, а с утяжеленной аранжировкой и мужским вокалом. Сумма иска составляет 1,06 млн рублей.

Фото: инстаграм Вячеслава Тюрина
Теги: видео, Рефлекс, иск в суд, Вячеслав Тюрин

Заявление КТиБо: «Концертные площадки продолжают работать, несмотря на давление»

Depositphotos.com/Fotodom

Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций 24 января 2022 года распространила заявление:

"Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций считает необходимым довести до сведения СМИ и общественности свою позицию относительно резких действий полицейских и Объединения административно-технических инспекций г. Москвы на мероприятии индивидуального предпринимателя Горелова А.И., организатора концерта, который проходил 23 января 2022 года на арендованной им концертной площадке «Главклуб» (г. Москва, ул. Орджоникидзе, 11).

Должностные лица Объединения административно-технических инспекций г. Москвы (далее – ОАТИ) и полицейские, не представившись, не сообщив цель своего визита, не показывая жетоны, не реагируя на возражения охраны, вошли в здание концертной площадки и составили протокол ее осмотра. Ни Горелов А.И., ни представляющий его интересы юрист в осмотре участия не принимали: первый вообще не уведомлялся о таких мероприятиях, второй к участию в осмотре не был допущен сотрудниками полиции. Представители ОАТИ вынесли в отношении Горелова определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В основаниях для возбуждения дела значились нерабочие ссылки на социальную сеть Инстаграм, что недопустимо.

Двумя днями раньше, 21 января, должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве Сафаров в сопровождении полиции и должностных лиц Объединения административно-технических инспекций г. Москвы, а также сотрудников СМИ прибыл ко входу концертной площадки 1930 Moscow, где проходил концерт, организованный индивидуальным предпринимателем Островским И.М., и потребовал пропустить его на территорию площадки. В качестве основания для прохода было названо определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по причине нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако, в этом случае полицейские своих полномочий не превысили.

Ассоциация КТиБО отмечает, что организаторы обоих указанных мероприятий проинформировали зрителей о необходимости соблюдения противоэпидемических мер в соответствии с действующими правилами – на онлайн-ресурсах и посредством объявлений на концертных площадках. Во время проведения мероприятий соблюдалась социальная дистанция, зрители пользовались средствами защиты.

Подобные действия со стороны должностных лиц ОАТИ повторяются постоянно, и никакой реакции со стороны Правительства г. Москвы за этими визитами не следует. Данные об этих визитах в единый реестр контрольно-надзорных мероприятий не вносятся, тем самым ОАТИ подрывает компетенцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которая ведет этот реестр и осуществляет контроль его наполнения. Общественный омбудсмен в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских направила соответствующие запросы для прояснения законности действий указанных лиц.

Ни о каком закрытии или приостановлении работы концертных площадок сейчас речь не идет. Тем не менее такие действия провоцируют дальнейшую дискриминацию нашей индустрии. Нарушения со стороны посетителей в общественном транспорте влекут за собой ответственность самого потребителя, в нашем же случае даже одного лица без маски для госорганов и суда достаточно для того, чтобы закрыть площадку на срок до 90 суток, применив при этом временный запрет деятельности.

Вместо того, чтобы помогать нашему бизнесу, нашей пострадавшей отрасли. отдельные представители власти и контролирующих органов считают необходимым его “кошмарить”. Продолжая использовать терминологию Президента России и нашу собственную терминологию, мы просим прекратить устраивать подобные «шоу» и дать нам возможность открыто и честно работать, соблюдая все необходимые регламенты".


Ранее 24 января оперштаб Москвы по борьбе с коронавирусом опубликовал сообщение о нарушениях во время концерта в «Главклубе»:

"В клубе «Главклуб» по адресу ул. Орджоникидзе, 11 были выявлены нарушения во время концерта Ssshhhiiittt!.

Посетители массово не использовали маски;

Грубо нарушались требования социального дистанцирования;

Одновременно на концертной площадке по визуальной оценке находилось более 2 000 человек, что физически не позволяло организаторам обеспечить соблюдение противоэпидемических мероприятий.

За нарушения клубу грозит штраф 300 тыс. рублей. В случае причинения вреда здоровью человека может быть назначен штраф до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток".

β 16+