Сборник «Союз. Наша Победа» ****
2014, «Студия Союз»
Фильмы про Великую Отечественную бывают разные. Есть много таких, где наши военачальники всё делают правильно, солдаты героически воюют, а один из главных героев умирает смертью храбрых. А бывают фильмы вроде «Белорусского вокзала». Там и войны-то никакой нет – вся война в лицах и поступках нескольких фронтовиков, которые в финале поют на кухне про десантный батальон, и зритель плачет.
С песнями про войну то же самое. Есть масса чеканных маршей, исполненных многоголосыми бравыми военными ансамблями. Но бывают другие – тихие песни маленького человека на войне, который не отстаивает мир и не давит каждый день гидру фашизма, а просто делает своё дело, мечтая закончить его и вернуться домой.
Когда мой дед вернулся с войны, ему было 21. Он прожил ещё почти полвека и почти ничего о Великой Отечественной не рассказывал. Награды не носил, лишь со скрипом соглашался в День Победы прицепить орденские планки к парадному пиджаку. Про георгиевскую ленточку, позже ставшую символом героизма, он тоже ничего не знал, и к громоподобным лозунгам типа «Мир отстояли!» относился скептически. Из всех звонких песен о войне он признавал только «День Победы», непостижимым образом совместивший плакатный героизм с щемящей правдой. А слушал в основном негромкие, да и то редко.
Мне повезло, благодаря деду у меня есть мерило отношения к войне: в нынешних праздничных фанфарах я слышу фальшь, а в официальных упоминаниях о погибших как-то очень мало личного сопереживания. Много громких, звонких слов, которыми, такое ощущение, пытаются заглушить не очень-то трепетное отношение к ещё живым ветеранам. Поэтому в День Победы кажутся особенно ценными негромкие, но искренние проявления – вроде переиздания на виниле «военного» альбома «Песняров» или выпуска сборника «Союз. Наша Победа». При этом «Через всю войну» «Песняров» я бы деду не подарил – вряд ли бы ему приятно было вспоминать нечеловеческие сложности войны, - а этот сборник – вполне. Хотя там и нет «Дня Победы».
К чести составителей, альбом не оказался трибьютом с участием актуальных звёзд – нет, военные песни представлены здесь в «классических» версиях. Прекрасны «В далёкий край товарищ улетает» и «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса, «Случайный вальс» и «Дорога на Берлин», спетые Леонидом Утёсовым, «Мы, друзья, перелётные птицы» Николая Крючкова и Василия Меркурьева, «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Ефрема Флакса, «Эх, дороги» Георгия Виноградова… Без громогласного Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова тоже не обошлось, но в его исполнении «Пора в путь-дорогу» и «Смуглянка» звучат не бравурно, а даже с некоторой иронией. Хотя пять песен от «краснознамённого» - пожалуй, перебор, две-три из них вполне можно было заменить на одну из «Белорусского вокзала». Неприятно удивил и выбор версии «В землянке»: песню, которая должна быть тихой и мужской, в оглушительном фольклорном духе исполняет здесь Лидия Русланова. Видимо, таким образом издатели нашли способ вставить в сборник хоть один женский голос, но лучше бы это была Нина Ургант.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на сингл Мари Краймбрери «Гагарин, я вас любила!»: Неироничный кавер ироничной песни
2024, VK Records.
Оценка: 6 из 10.
Песня «Гагарин, я вас любила!» вышла в 2001 году и стала первым (некоторые скажут – и единственным, но сейчас не об этом) хитом группы «Ундервуд». У коллектива получился не только мощный старт, но и наглядная презентация их творческого метода: лихая работа со словом, ирония и самоирония, постмодернистские приёмы. Никто даже не спросил, почему в этой композиции Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко поют от женского лица – как-то это выглядело естественно. В то же время Гагарин в тексте не был плакатным героем, а был нормальным человеком с обаятельной улыбкой, попавшим в чрезвычайные обстоятельства. Песня стала хитом, но не породила большого количества перепевок. «Ундервуд» перепевать – вообще дело неблагодарное: для этого нужно быть на той же волне, что и Ткаченко-Кучеренко, либо предложить свою волну, желательно столь же замысловатую. К тому же нужно иметь чувство юмора, самоиронии и какой-то оригинальный угол зрения. Ведь что хотела сказать группа «Ундервуд» этой песней? Боюсь, что и сами авторы на этот вопрос отвечать не захотят. А перепевщикам-то каково? Они же тоже должны вложить в кавер какой-то свой смысл, потому что пытаться в точности «снять» оригинальную версию довольно бессмысленно: в лучшем случае получится юмористический номер.
Мари Краймбрери, которую в её продюсерском центре зовут Мелкая, отважно проигнорировала всё вышесказанное и прямо в День Космонавтики выпустила свою версию «Гагарин, я вас любила!». Обращение к первому космонавту от женского лица наконец-то прозвучало в женском исполнении, но в остальном смысл затеи с кавером остался неясен. Куплеты Мари исполняет в немного ленивой R'n'B-манере, а в припевах не успевает переключиться в режим душевных признаний: «Ундервуд» вкладывал в крик «Гагарин, я вас любила!» больше страсти, пусть и пополам с иронией. В новой версии чувства скрыты под толстым слоем автотюна: артистка будто бы по-свойски подмигивает слушателю, но тот не понимает, чего от него хотят и как на это реагировать. В принципе, припев песни после прослушивания всё равно к вам привяжется, но мычать вы будете версию «Ундервуда», а не Мари Краймбрери.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Новая «Глюкоза» пригрозила дать ремня Европе
Дебютный сингл «Мыши» перезапущенного проекта Максима Фадеева «Глюкоза» вышел 19 апреля 2024 года. Цифровой релиз песни осуществил лейбл продюсера Malfa. Новая вокалистка проекта, имя которой пока не называется, с укоризной обращается к современной Европе, напоминая о том, как мы раньше дружно жили, и грозится дать ей ремня.
- Голубушка Европа, ты гадить прекрати, - подытоживает певица в финале композиции.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Максим Фадеев заявил о прекращении сотрудничества с Натальей Ионовой, на протяжении многих лет бывшей лицом проекта «Глюкоза», и представил фрагмент «Мышей».
Умер гитарист и один из создателей Allman Brothers Band Дики Беттс
Гитарист Дики Беттс, один из основателей Allman Brothers Band, скончался 18 апреля 2024 года в возрасте 80 лет от рака и хронической обструктивной болезни легких. О его смерти сообщил журналу Rolling Stone менеджер музыканта.
- Легендарный исполнитель, автор песен, руководитель группы и глава семьи находился в своем доме в Оспри, штат Флорида, в окружении своей семьи, — говорится в заявлении группы. – Дики был больше, чем жизнь, и его потеря будет ощущаться во всем мире. В это трудное время семья просит молиться и уважать их частную жизнь в ближайшие дни. Дополнительная информация будет предоставлена в соответствующее время.
Беттс создал Allman Brothers в 1969 году во Флориде вместе с братьями Дуэйном и Греггом Оллманами, Бутчем Траксом, Джеймо Йохансоном и Берри Окли. Когда Дуэйн Оллман погиб в аварии на мотоцикле в 1971 году, Беттс взял на себя роль ведущего гитариста группы, а также исполнял часть вокальных партий. Он также был автором одного из главных хитов группы - песни «Ramblin’ Man» - и сочинил несколько инструментальных композиций, в том числе «Jessica» и «In Memory of Elizabeth Reed».
Allman Brothers Band впервые распались из-за внутренних разногласий в 1976 году. Они реформировались на короткий четырехлетний период в 1978-м, снова распались в 1982-м и окончательно снова собрались вместе в 1989-м. Беттс был уволен из группы в конце 1990-х, как сообщается, из-за проблем, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя. Хотя его уход был первоначально описан как временный, Беттс подал иск против своих бывших товарищей по группе, что привело к его окончательному увольнению. Позже Беттс был введен в Зал славы рок-н-ролла как участник Allman Brothers Band в 1995 году.
Дики еще после первого распада группы начал выступать сольно и выпускать свою музыку, впоследствии он гастролировал со своей собственной группой The Dickey Betts Band. Журнал Rolling Stone включил его в список «100 величайших гитаристов всех времен» под 58-м номером.