Владимир Ашкенази: «Как-то получилось, что я стал дирижировать довольно прилично»
ОБ ОЦЕНКЕ ДИРИЖЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
— Честно говоря, можно совсем не смотреть. Когда всё плохо, смотреть нет смысла. Я слушаю, слежу по музыке. Поднимаю глаза на молодого дирижера, только когда есть намек на то, что он станет лауреатом и я смогу ему чем-нибудь помочь, что-нибудь подсказать.
МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ДИРИЖИРОВАНИЮ?
— Во всех профессиях, во всех наших действиях главное — дар. Даже в отношениях между людьми: у кого-то от природы есть понимание, как себя вести, что нужно делать, а у кого-то нет. Часто бывает, что у человека есть любовь к искусству, но дарования нет, а делать ему что-то хочется. Он может развить какие-то свои способности и возможности и даже делать положительные вещи в искусстве. Но дарование всегда видно издалека, и ему научить невозможно. Я всё время об этом думаю. Знаете, столько дирижеров я видел на конкурсах: многие делают одно и то же, а звучит абсолютно по-разному! И как помочь, не знаешь. Потом видишь: вот тут есть дар от природы, вот этому человеку помочь можно. Чуть-чуть помочь. Проследить, подтолкнуть.
О ДАРОВАНИИ И ОПЫТЕ
— Очевидно, что мы используем свой человеческий опыт в искусстве. Известно, что Моцарт сочинял замечательные произведения, будучи совсем юным. Но Реквием! Последние фортепианные концерты! Это же гораздо более высокий уровень. Когда есть и дарование, и опыт — вот замечательная комбинация.
О НЫНЕШНЕМ ПОКОЛЕНИИ ДИРИЖЕРОВ
— Пропорция талантов и гениев всегда примерно одинакова. А на каждом конкретном конкурсе всё зависит от мелких вещей: кто-то не сумел приехать и так далее. Иногда бывает два-три особенных дарования, иногда вообще никого нет.
ОБ ИНСТРУМЕНТАЛИСТАХ-ДИРИЖЕРАХ
— Вы знаете, мне неудобно отвечать на этот вопрос. Как-то получилось, что я стал дирижировать довольно прилично. Среди моих друзей, например, Даниэль Баренбойм, отличный дирижер, который всегда был пианистом. Почти все сначала учатся играть на каком-то инструменте и лишь потом становятся дирижерами. Многие из нынешних маэстро очень хотели сделать карьеру инструменталиста, но не получилось, и они сказали себе: «Тогда я стану дирижером». И им удалось: они понимают музыку, могут объяснить, как ее исполнять, и это дает результат.
(Ярослав Тимофеев, «Известия», 03.07.14)
Юбилей смерти Курта Кобейна отметят фильмами и программами о нем
Новый документальный фильм «Moments That Shook Music: Kurt Cobain» покажет телеканал BBC 5 апреля 2024 года – в день 30-летия со дня смерти Курта Кобейна. Как сообщается, часовая лента расскажет о последних днях музыканта с помощью архивных, в том числе ранее не демонстрировавшихся, видеоматериалов. В их числе свидетельства электрика, обнаружившего тело Курта при установке системы безопасности в его доме в Сиэтле, а также заявления полиции на месте происшествия и хаос, смятение и опустошение, снятые на видео его поклонниками. Премьера фильма состоится на канале BBC Two и видеосервисе iPlayer.
- Жизнь и смерть Курта Кобейна превратились в миф и легенду с момента его кончины. Этот документальный фильм пытается развеять мифы об этом моменте времени, рассказывая историю прямо со сцены, через кадры, снятые теми, кто там был, - говорит руководитель BBC Popular Music TV Онатан Ротери.
«ИнтерМедиа» напоминает, что фронтмен Nirvana в последние годы своей жизни боролся с зависимостями и депрессией. В марте 1944 года 27-летний музыкант пережил передозировку, а 5 апреля покончил с собой.
BBC Two также покажет фильм «When Nirvana Came To Britain» 2021 года, в котором рассматриваются отношения Nirvana с британскими фанатами и властями. А на Radio 6 Music состоится музыкальный марафон «Kurt Cobain Forever», в рамках которого каждый ведущий в эфире с 7.00 до 19.00 будет проигрывать по одному треку Nirvana в час. О Курте в эфире также расскажут его друзья и коллеги.
Валерия поддержала идею восстановления Crocus City Hall
Валерия высказалась за скорейшее восстановление Crocus City Hall, разрушенного террористами 22 марта 2024 года. Певица призналась, что знает буквально каждый угол этого здания, и ей больно, что это все уничтожено в одночасье.
- Когда это нужно — это, конечно, должны решить и люди в том числе. Должно пройти какое-то время, сейчас слишком остро мы все воспринимаем, - рассказала News.ry артистка. - И концерты, мои лучшие концерты проходили в этом зале. Я считаю, что это лучший зал Москвы, он самый уютный.
Между тем, Эмин Агаларов, сын владельца Crocus Group Араса Агаларова заявил, что решение о восстановлении зала зависит от президента РФ Владимира Путина.
- Мы ориентируемся на мнение губернатора, на мнение властей, возможно, мнение господина президента и общего мнения людей, с нашей стороны что там должно быть, восстановлен зал с мемориалом, или мемориал, или зал должен быть в другом месте,— сказал Эмин Агаларов в эфире «России 24».
На вопрос, к какому варианту склоняется он сам, Эмин ответил, что выступает за «созидание, за восстановление» зала. Он отметил, что страховка покроет лишь тридцатую или даже сороковую часть суммы ущерба, нанесенного залу при теракте.
Как мы сообщали ранее, вдова Муслима Магомаева Тамара Синявская в курсе теракта, произошедшего года в Crocus City Hall, но ее ограждают от обсуждения данной темы.
Популяризатор джаза Владимир Фейертаг скончался в Петербурге
Музыковед и популяризатор джаза, ведущий джазовых концертов Владимир Фейертаг скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 92 лет. Об этом сообщает «Фонтанка» со ссылкой на основателя и художественного руководителя Филармонии джазовой музыки Давида Голощекина.
- Он был моим соратником по борьбе за право джаза быть на сцене, одним из первых и главных профессиональных популяризаторов этого жанра, — сказал Голощекин. — Он был совершенно потрясающим лектором, в полном смысле этого слова: человеком, обладающим талантом рассказывать — в частности, о джазе. Он, конечно, был моим большим другом и, безусловно, одним из самых эрудированных джазоведов.
Давид Голощекин отметил неоспоримое значение и огромный вклад Владимира Фейертага в развитии не только петербургского, но и нашего отечественного, союзного джаза.
- Он был организатором и ведущим многих фестивалей по всей нашей огромной стране, - сказал основатель Филармонии джазовой музыки. - Больше того, его огромный вклад связан с тем, что он оказался прекрасным писателем, издал несколько потрясающих книг — в том числе и мировую энциклопедию джаза. И это бесценный материал для тех, кто изучает джаз, кто начинает им заниматься, потому что равных трудов у нас нет в принципе.
Владимир Фейертаг работал ведущим концертов до последних дней жизни.
- Буквально недели три тому назад он был на сцене Филармонии джазовой музыки и вел концерты, — добавил Давид Голощекин. — Хотя возраст у него был довольно серьезный, но он оставался абсолютно работоспособным, активным и доброжелательным человеком.
Владимир Фейертаг родился в Ленинграде в 1931 году, детство провел в Чебоксарах. Окончил филологический факультет Ленинградского университета, а в 1960 году — теоретико-композиторское отделение Музыкального училища при Ленинградской консерватории. С 1966 года работал лектором-музыковедом по вопросам джаза, проводил фестивали, преподавал историю джаза и современной музыки.
Ранее стало известно, что лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии Жанна Дозорцева скончалась 24 марта 2024 года в возрасте 88 лет. В Московской филармонии отметили, что в последние годы они записали большую серию видеорассказов Жанны Дозорцевой, которую продолжат публиковать и после ее ухода.
https://www.fontanka.ru/2024/03/28/73396304/?from=yanews&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop