Джон Лилл: «Мне не верилось, что на меня смотрит Шостакович»

70-летний британский пианист Джон Лилл порадует российских поклонников двумя концертами: 15 июня 2014 года он выступит в столичном Концертном зале имени Чайковского, а через два дня, 17 июня — в Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала со знаменитым англичанином в конце рабочей недели.
— Вам предстоит сыграть разные концертные программы в Москве и Санкт-Петербурге. Как вы готовитесь к выступлениям в России?
- Я много занимаюсь и отдыхаю, чтобы почувствовать себя уверенным в нотном тексте. Еще стараюсь представить себе результат исполнения, обстановку зала и настроение публики. Для меня концерт начинается тогда, когда я размышляю о произведениях и композиторах.
— Ваши занятия фиксируется по времени?
- Я работаю с остановкой часов: смотрю телефильм, прерываюсь, потом — продолжаю работать. Обычно у меня уходит четыре часа на занятия, реже — два часа и меньше. Иногда не занимаюсь вообще, потому что нахожусь в хорошей форме.
— С каких сочинений вы начинаете работу?
- С этюдов Шопена и Черни, которые позволяют согреть руки и экономно расходовать силы. Потом принимаюсь за этюды Листа, чтобы отработать разные навыки. Как правило, я комбинирую его опусы с другими — мне сложно дается играть его сразу и качественно.
— Почему вас нельзя беспокоить до выступлений?
- Я отдыхаю по распорядку: в течение одного-двух часов. Просматриваю ноты, чтобы как можно меньше отклоняться во время исполнения в трактовке. Обычно не ем много. Стараюсь сосредоточиться и прийти в себя. Мне важно сохранять восприимчивость к произведению до того, как начну играть. Разговоры с людьми отвлекают, теряется связь с произведениями.
— Потом вы позволяете себе расслабиться?
- Я не люблю пышных празднеств, но обожаю долгие встречи с близкими по духу людьми. Один или два дня после концерта я не занимаюсь. Потом — в течение нескольких дней возвращаюсь к привычному темпоритму.
— Вам нравятся стрессовые ситуации?
- Они вдохновляют меня на творческий поиск, бросают из стороны в сторону и заставляют над собой работать. Музыка — это рефлексия нашей жизни, где исполнитель диктует слушателям, как ее воспринимать правильно и необходимо. Жаль, что мы не можем передать все, что чувствуем. Сочинения, которые играем, значат намного больше, чем мы себе представляем.
— Что представлял из себя год вашей победы на IV Международном конкурсе имени Чайковского?
- Это было фантастическое время, которое я отлично помню. Ошеломительный успех позволил мне подписать международные контракты и путешествовать по миру, общаться с легендарными музыкантами. Я благодарен России, что все это со мной произошло. Если бывают подарки судьбы в жизни человека, то победа на конкурсе стала для меня одним из них, это точно.
— Правда, что до старта победного для вас конкурса имени Чайковского вы хотели и не смогли заговорить с Дмитрием Шостаковичем?
- Да, в 1965-м году я играл Первый концерт Брамса в Вене и смотрел ему со сцены в глаза. Мне не верилось, что и он на меня смотрит со всей серьезностью. После концерта я не смог побороть собственную боязнь и заговорить с ним. Потом я испытал нечто похожее, когда встретился с Арамом Хачатуряном: он поздравлял меня с победой на конкурсе Чайковского и желал приехать с концертом в Москву. Я был не в состоянии ему произнести в ответ ни слова. Никак не могу простить себе, что не нашел тогда в себе смелости поблагодарить их хотя бы.
— Из ныне живущих пианистов вам нравится, как кто-нибудь играет?
- Мне близки интерпретации Михаила Плетнева, хотя я ни разу не слышал его вживую. Очень люблю исполнения Евгения Кисина: он заставляет меня сопереживать на своих концертах.
— Какое впечатление у вас сложилось о сегодняшних российских музыкантах?
- Они хорошо обучены, много занимаются, но среди них мало личностей с уникальным фортепианным стилем. В 70-е годы пианисты играли правдиво, создавая некий путь к слушателям, не требующий детальных объяснений. Теперь им приходится рассказывать, что и как они исполняют, тем самым разрушая музыку как процесс.
— Что бы вы посоветовали молодежи?
- Быть честными к самим себе и любить жизнь во всех ее разнообразных проявлениях. Чтобы выжить и продолжать развиваться, пианист должен сам понимать свои улучшения и ухудшения. Ему нужно сохранять спокойствие, если он не сыграет так, как хочет. Завтра, возможно, что у него все получится, если он будет критически относится к исполнению и не доверяться хвалебным отзывам других.
Рецензия: «Ночные Снайперы» - «Бог ушёл». Что же будет с Родиной и с нами?

2023, Диана Арбенина
Оценка: 8 из 10.
«Ночные Снайперы» - одни из немногих представителей так называемого русского рока, которые ещё не утратили способность удивлять слушателя. Нет, удивляют-то многие, но так, чтобы в хорошем смысле – единицы. Диана Арбенина отказывается покидать страну, хотя отменами концертов и письмами общественности ей намекают на то, что это может быть правильным выбором. Но артистка пылко борется за своё право выступать на Родине, и иногда даже получается. Ну а свою рефлексию она выражает в новой музыке – и это в те времена, когда некоторые вообще больше не могут сочинять песни, а некоторые делают это так натужно, что им бы не помешал творческий отпуск.
И в принципе, Диана Сергеевна не делает ничего нового – так же рычит в слове «дор-р-рога», так же использует понятные образы, так же взволнованно рубится в каждой песне, - но это находит отклик в сердцах понимающих зрителей. Новая песня «Бог ушёл» появилась в соцсетях Арбениной ещё в конце октября – она исполнила композицию под гитару. Слушатели могли трактовать текст как отклик Дианы на события последнего времени, в том числе на отмены концертов и вообще на озлобление в обществе. Сама лидер «Ночных Снайперов» никаких комментариев не давала, а спустя месяц выпустила песню синглом в студийном качестве – тоже без комментариев. Разбирайтесь, мол, сами, тем более что поклонники Арбениной обожают анализировать её строчки.
Но «Бог ушёл» - обращение не только к поклонникам, она может зацепить любого человека. В принципе, это песня-маркер, по которой лет через двадцать будущие исследователи российской поп-рок-музыки будут изучать нашу эпоху. Парадокс этой эпохи в том, что музыка будто бы ни на что не влияет и играет себе где-то фоном. Но большое видится на расстоянии, и песня о том, что «всё серьёзное теперь не важно и не срочно», что «имена сгорают», а «Бог ушёл из города», кажется очень важным высказыванием. Не только для архивариусов из будущего, но и для тех, кто готов расслышать трек сегодня и подумать над почти шевчуковским вопросом:
Бог ушел из города
И скрылся меж холмами.
Что же будет, люди,
Что же будет, люди, с нами?
Алексей Мажаев, InterMedia
Рэпер Eminem выступил в видеоигре Fortnite

Американский рэпер Eminem дал виртуальный концерт в компьютерной игре Fortnite с помощью своего цифрового аватара. Артист исполнил треки «Lose Yourself» и «Godzilla». Это шоу посмотрели около 12 млн пользователей.
Это был элемент эпизода игры под названием «Большой взрыв» с элементами интерактива. К примеру, во время исполнения «Lose Yourself» пользователям рекомендовалось попадать в такт на виртуальной аудиодорожке. А «Годзиллу» Эминем зачитал в образе великана.
Ранее в игре выступали Marshmello, Трэвис Скотт и Ариана Гранде. А в декабре в Fortnite выступит The Weeknd.
Ранее Снуп Догг и Эминем стали обезьянами в клипе «From The D 2 The LBC». Клип вышел 24 июня 2022 года.
Shaman рассказал о чемоданчике, который следует с ним неотступно

Российский исполнитель Ярослав Дронов, известный как Shaman, раскрыл секрет своего чемоданчика и показал его вблизи. Как сообщает телеграмм-канал «Звездач», этот атрибут сопровождает певца буквально везде.
- Чемоданчик, который следует со мной неотступно, - проговорил Ярослав, отвечая на вопрос о предмете в руках одного из мужчин, похожих на охранников за спиной артиста. Shaman пообщался с журналистами на церемонии вручения премии «Песня года».
Певец вышел к журналистам весь в черном, даже в перчатках, а за спиной у него стояли двое внушительного вида мужчин, один из которых держал в руках тот самый чемоданчик с триколором. Журналисты в честь Нового года попросили Ярослава показать, что же находится в чемоданчике.
- Вы действительно хотите это видеть? – спросил Shaman и даже потянулся к чемоданчику. После чего предложил, что если журналисты по-настоящему хотят увидеть, что находится внутри чемодана, то им следует прийти на его сольные концерты в Москве, намеченные на март следующего года.
Напомним, на днях в России составили список артистов, критикующих певца Shaman. А пока артиста критикуют, он продолжает собирать стадионы.