Джон Лилл: «Мне не верилось, что на меня смотрит Шостакович»
70-летний британский пианист Джон Лилл порадует российских поклонников двумя концертами: 15 июня 2014 года он выступит в столичном Концертном зале имени Чайковского, а через два дня, 17 июня — в Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала со знаменитым англичанином в конце рабочей недели.
— Вам предстоит сыграть разные концертные программы в Москве и Санкт-Петербурге. Как вы готовитесь к выступлениям в России?
- Я много занимаюсь и отдыхаю, чтобы почувствовать себя уверенным в нотном тексте. Еще стараюсь представить себе результат исполнения, обстановку зала и настроение публики. Для меня концерт начинается тогда, когда я размышляю о произведениях и композиторах.
— Ваши занятия фиксируется по времени?
- Я работаю с остановкой часов: смотрю телефильм, прерываюсь, потом — продолжаю работать. Обычно у меня уходит четыре часа на занятия, реже — два часа и меньше. Иногда не занимаюсь вообще, потому что нахожусь в хорошей форме.
— С каких сочинений вы начинаете работу?
- С этюдов Шопена и Черни, которые позволяют согреть руки и экономно расходовать силы. Потом принимаюсь за этюды Листа, чтобы отработать разные навыки. Как правило, я комбинирую его опусы с другими — мне сложно дается играть его сразу и качественно.
— Почему вас нельзя беспокоить до выступлений?
- Я отдыхаю по распорядку: в течение одного-двух часов. Просматриваю ноты, чтобы как можно меньше отклоняться во время исполнения в трактовке. Обычно не ем много. Стараюсь сосредоточиться и прийти в себя. Мне важно сохранять восприимчивость к произведению до того, как начну играть. Разговоры с людьми отвлекают, теряется связь с произведениями.
— Потом вы позволяете себе расслабиться?
- Я не люблю пышных празднеств, но обожаю долгие встречи с близкими по духу людьми. Один или два дня после концерта я не занимаюсь. Потом — в течение нескольких дней возвращаюсь к привычному темпоритму.
— Вам нравятся стрессовые ситуации?
- Они вдохновляют меня на творческий поиск, бросают из стороны в сторону и заставляют над собой работать. Музыка — это рефлексия нашей жизни, где исполнитель диктует слушателям, как ее воспринимать правильно и необходимо. Жаль, что мы не можем передать все, что чувствуем. Сочинения, которые играем, значат намного больше, чем мы себе представляем.
— Что представлял из себя год вашей победы на IV Международном конкурсе имени Чайковского?
- Это было фантастическое время, которое я отлично помню. Ошеломительный успех позволил мне подписать международные контракты и путешествовать по миру, общаться с легендарными музыкантами. Я благодарен России, что все это со мной произошло. Если бывают подарки судьбы в жизни человека, то победа на конкурсе стала для меня одним из них, это точно.
— Правда, что до старта победного для вас конкурса имени Чайковского вы хотели и не смогли заговорить с Дмитрием Шостаковичем?
- Да, в 1965-м году я играл Первый концерт Брамса в Вене и смотрел ему со сцены в глаза. Мне не верилось, что и он на меня смотрит со всей серьезностью. После концерта я не смог побороть собственную боязнь и заговорить с ним. Потом я испытал нечто похожее, когда встретился с Арамом Хачатуряном: он поздравлял меня с победой на конкурсе Чайковского и желал приехать с концертом в Москву. Я был не в состоянии ему произнести в ответ ни слова. Никак не могу простить себе, что не нашел тогда в себе смелости поблагодарить их хотя бы.
— Из ныне живущих пианистов вам нравится, как кто-нибудь играет?
- Мне близки интерпретации Михаила Плетнева, хотя я ни разу не слышал его вживую. Очень люблю исполнения Евгения Кисина: он заставляет меня сопереживать на своих концертах.
— Какое впечатление у вас сложилось о сегодняшних российских музыкантах?
- Они хорошо обучены, много занимаются, но среди них мало личностей с уникальным фортепианным стилем. В 70-е годы пианисты играли правдиво, создавая некий путь к слушателям, не требующий детальных объяснений. Теперь им приходится рассказывать, что и как они исполняют, тем самым разрушая музыку как процесс.
— Что бы вы посоветовали молодежи?
- Быть честными к самим себе и любить жизнь во всех ее разнообразных проявлениях. Чтобы выжить и продолжать развиваться, пианист должен сам понимать свои улучшения и ухудшения. Ему нужно сохранять спокойствие, если он не сыграет так, как хочет. Завтра, возможно, что у него все получится, если он будет критически относится к исполнению и не доверяться хвалебным отзывам других.
Юрий Шевчук попрощался с родиной в Амстердаме
Юрий Шевчук исполнил на концерте в Амстердаме 9 декабря 2024 года новую песню. Видео с исполнением новинки доступно в интернете.
- Я так долго прощался с родиной, погребенной под грузом 200; Я так долго прощался с родиной, что мы с ней до сих пор вместе, — поет Юрий Шевчук.
Также на этом концерте Юрий Шевчук выразил надежду на то, что сможет выступить в Киеве в обозримом будущем.
- Живы будем, сыграем и в Москве, и в Киеве, и в Твери, и на Дальнем Востоке, — заявил он в ходе выступления в Амстердаме.
«ИнтерМедиа» напоминает, что группа «ДДТ» собирается издать на виниле 6 культовых альбомов, два из них – впервые. Планируется выпустить пластинки «Актриса весна», «Чёрный пёс Петербург», «Это все» и «Мир номер ноль».
Feduk записал новогодний макси-сингл с Бастой, «Моей Мишель» и Cream Soda
Feduk представил макси-сингл «Хлопья летят вверх» 13 декабря 2024 года. Релиз включает три версии новогодней песни. Одна из них записана при участии Басты и группы «Моя Мишель», которые исполняют фрагменты текста собственного сочинения. Также в макси-сингл включен ремикс на «Хлопья летят вверх», сделанный группой Cream Soda, и рождественский джазовый джем от Studio 21.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Feduk представил новый сингл «Пазлы» 27 сентября 2024 года.
«Винтаж» обновил «Ясный мой свет» Татьяны Булановой
Премьера песни группы «Винтаж» «Ясный мой свет» состоялась 13 декабря 2024 года. Цифровой релиз сингла осуществил лейбл Velvet Music. Новинка представляет собой кавер-версию песни Татьяны Булановой из ее альбома «Мое русское сердце» (1996). В версии группы «Винтаж» дописан текст и добавлены, в частности, такие слова:
- От драм его любви летишь куда-то и эти фильмы уже вышли из проката. Звуки города, холодных улиц свет на тебе его рисуют силуэт.