«Нашествие» вновь перенесли на следующий годСкончалась Либуше Шафранкова из «Трёх орешков для Золушки»Хибле Герзмаве присуждена Государственная премияДюжина российских актеров, готовых выйти на мировой уровеньРоскомнадзор проверит премию «Муз-ТВ» на гей-пропагандуЮрия Хованского задержали по подозрению в призывах к терроризмуОт Лободы ушла продюсер после скандала с КиркоровымМэрил Стрип станет тёщей Марка РонсонаКирилл Андреев стал дедушкойПавел Табаков тайно стал отцомЛюдмила Чурсина и Владимир Гостюхин награждены орденамиTekashi69 возвращается в Москву с концертомЛиам Пейн расстался со своей невестой Майей ГенриWeeknd получил главные призы Juno Awards 2021«Голос перемен» и «Я могу уничтожить тебя» стали триумфаторами BAFTA TV Awards 2021Том Уэллинг стал дважды папойУмер Резо ГабриадзеУ Меган Маркл и принца Гарри родилась дочьДарья Мельникова развелась с Артуром СмольяниновымDisney снимет продолжение «Круэллы»

Антон Батагов: «Музыка Баха — компонент современной жизни»

26.05.2014 14:01 Музыка Рубрика: Интервью

Апрель для композитора и пианиста Антона Батагова завершился публичным выступлением в столице. Произведения Баха он исполнил в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Когда первые эмоции спали, музыкант «современной классики» побеседовал с корреспондентом InterMedia Анной Ефановой.

— Какие впечатления оставил у вас прошедший концерт?

- Он стал для меня особым опытом — огромный зал, программа, которая только кажется всем понятной. На самом деле, играть ее сложно: два часа внутренне углубленной музыки. И люди действительно внимательно слушали, а потом кто-то описывал свои переживания в Facebook. Ради этого имеет смысл играть. Я очень рад тому, что случилось.

— Вам не мешали звонки телефонов, кашель слушателей?

- Нет, это живая жизнь. Я ведь играю для людей. Большинство уже привыкло отключать телефоны, но кто-то еще не совсем. А кашель – это освобождение от неврозов, комплексов, из которых состоит современный мир.

— Ваша внутренняя настройка отличается при исполнении Баха, своих сочинений, произведений других композиторов?

- Если говорить о внутреннем наполнении — нет. Когда я готовлюсь к концертам, все происходит по одному сценарию. Ты ведь всегда хочешь выразить нечто подобное тому, что когда-то написал Бах. В принципе ведь вся музыка написана про одно и то же.

Те или иные ноты возникли у него не просто так. Его музыкальные сочинения представляют собой как бы конструктор из нескольких мотивов. В те времена из них состояли все произведения, и через них можно было выразить содержание, связанное с Евангелием и его осмыслением так, что все поймут. Поэтому настройка музыканта — не просто сыграть на концерте, а войти в молитвенное и медитативное состояние, когда играешь Баха.

— Как слушателям найти ощущения, которые были бы близки вам?

- Вряд ли им можно сказать: «В день, когда пойдете на концерт, с утра прочитайте вот это, подумайте об этом, посмотрите в небо» — это выглядело бы навязчиво и напоминало бы диктатуру. Но я бы просто посоветовал им побыть не в суете. Если есть возможность - оказаться на природе или в каком-то уединенном место. А вообще нужно научиться входить в сосредоточенное состояние где угодно, в любом месте, в любой ситуации. Слушать себя и то, что теплится внутри нас, независимо от обстоятельств.

— Что характерно для вашего звучания?

- Трудно объяснить. Оно не такое, как ожидают услышать любители классических концертов. Хоть по образованию я — классический пианист, но меня совершенно не трогает тот звук, который обычно извлекают из рояля сегодняшние исполнители классики. Мне гораздо ближе то прикосновение, которое бывает у джазистов или рокеров, где всё очень личное. Это гораздо более одушевленный контакт с инструментом.

— От чего зависит ваш фортепианный звук?

- От реакции рояля на то, что я с ним делаю. Ты становишься с ним единым целым. И это каждый раз происходит по-разному. Прикосновение ведь нельзя зафиксировать. В следующий раз невозможно сыграть так, как играл до этого. Это всегда сиюминутная, спонтанная игра с клавиатурой, педалями, акустикой зала.

— Вам нравятся конкретные марки роялей?

- Для меня, как и во всем мире, эталоном звучания является Steinway. Но, например, у Fazioli – свой особый магический мир. От него идут импульсы, которые диктуют то или иное исполнение. Конечно, Bosendorfer — потрясающий рояль. Очень мягкий звук у инструментов начала ХХ века. Рояли очень разные, и они меняются со временем так же, как и все остальное. Как и мы сами.

— Как вы оцениваете баховскую современность?

- Музыка Баха в современном мире бывает исполнена в нейтральной «классической» манере, а бывают гораздо более живые «аутентичные» варианты. Но всё равно, даже когда мы берем в руки старинные инструменты, мы играем на них, как современные люди. Хотя вроде бы думаем, что воспроизводим ту атмосферу. В любом явлении проявляется видение сегодняшнего человека. И то, может ли он сказать что-то с помощью музыки, или не может. Это от людей зависит.

— Что говорила Татьяна Николаева? Вам посчастливилось у нее учиться в Московской консерватории пять лет.

- По-настоящему я даже не до конца понимал тогда, насколько Татьяна Петровна уникальный человек и музыкант. В ней сочеталась женственность и неброская мудрость. Такое глубоко индивидуальное сочетание, его больше ни у кого нет.

Сейчас мир изменился. В каком-то смысле, нам сейчас даже важнее услышать то, что Николаева говорила через музыку, чем 25 лет назад. Во время учебы в консерватории все было слишком близко. Ты приходишь на ее концерты, общаешься, она с тобой занимается — это воспринималось как само собой разумеющееся ежедневное дело.

— Татьяне Петровне нравилось, как сочинения Баха исполнял Гленн Гульд. Вы так же относитесь к его фортепианным интерпретациям, как она относилась?

- В свое время я, как и многие, его не просто любил, а почти боготворил. Но в какой-то момент я понял, что Рихтер глубже и выше. В его исполнении есть какая-то надчеловеческая истина. Но это мое субъективное мнение. С ним можно не согласиться.

— В вашем исполнении еще прозвучит Бах в Москве?

- Эту программу вряд ли сыграю еще раз, а что-то другое — возможно. В 1993-м году я записал на компакт-диск «Искусство фуги», но никогда его не играл публично. Это как раз был тот период, когда я постепенно шел к прекращению выступлений. И прекратил на 12 лет. Теперь, когда я снова выступаю, я думаю, что «Искусство фуги» можно было бы сыграть живьем. Правда, три часа музыки — это своего рода «экстрим». Может быть, рискну. Посмотрим, как получится.

Новости партнеров

Концерт «Кино-2021» покажет Первый канал

кадр из фильма

Премьера фильма-концерта «Кино-2021» состоится на Первом канале 25 июня 2021 года. В основе программы настоящий голос Виктора Цоя, оцифрованный с оригинальных многоканальных записей «Кино». В составе группы два оригинальных басиста разных лет - Александр Титов и Игорь Тихомиров - и бессменный гитарист Юрий Каспарян. Концепция проекта — показать, каким выступление группы «Кино» может быть в XXI веке, с хорошим современным звуком и сценическим продакшеом. Большая часть материала будет исполняться максимально близко к оригиналу, но не обойдется и без импровизаций и новых прочтений. Тихомиров и Титов каждый отвечают за свой период творчества, поздний и ранний соответственно. Часть песен исполнят все участники вместе.

Программа была представлена на концертах в Санкт-Петербурге в январе 2021 года и в Москве в мае.

Эфир в 00.10.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Билли Айлиш, H.E.R. и Kid Cudi спели для Amazon Prime Day Show

15.06.2021 07:29 Музыка Рубрика: Хроника 16+
постер шоу

Amazon Music выпустила трейлер своего шоу Prime Day Show, в котором представлены предварительно записанные выступления Билли Айлиш, H.E.R. и Kid Cudi. Премьера состоится в четверг 17 июня 2021. Зрителям обещают впечатления, которые «объединяют перформанс и повествование, перенося фанатов в миры, вдохновленные Парижем, отелем Dunbar и космосом».

Билли Айлиш оживит неподвластный времени парижский квартал, исполнив треки из ее грядущего альбома «Happier Than Ever».

Знаменитый отель Dunbar в Лос-Анджелесе, известный как центр культуры темнокожих в 1930-х и 40-х годах принимал некоторых выдающихся деятелей своего времени, в том числе музыкантов Дюка Эллингтона, Лину Хорн, Билли Холидей и многих других. H.E.R. в своем ролике представляет, каким был бы отель Dunbar, если бы он существовал в 2021 году, с новой музыкой из ее альбома «Back Of My Mind».

В заключительной части шоу Kid Cudi должен «покинуть Землю, чтобы создать новое сообщество на Луне», а также продемонстрировать музыку из альбома «Man on the Moon III». Он исполнит треки совместно с Международным космическим оркестром – первым в мире коллективом, состоящим из ученых-космонавтов из Исследовательского центра Эймса НАСА, Института SETI и Международного космического университета. Создатели шоу обещают, что у них получится «музыкальное столкновение, отрицающее зрение, звуки и пространство».

«Моя Мишель» споет все свои хиты на московской крыше (Слушать)

15.06.2021 04:18 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
инстаграм группы

Группа «Моя Мишель» даст концерт на крыше клуба Gipsy в рамках проекта Red Summer на набережной арт-пространства «Красный октябрь» 24 июня 2021 года.

Организаторы обещают, что на концерте коллектив сыграет все свои хиты, среди которых – «Темные аллеи», «Ванюша», «Дура», «Настя» и «Хватит убегать». Кроме того, в преддверии выступления группа представила новый сингл «Оk».

InterMedia напоминает, что среди участников Red Summer-2021 заявлены также «Заточка», Луна, Ёлка, Нейромонах Феофан, «Пилот», Дора, Дельфин и др. В этом году концерты Red Summer будут проводиться на двух площадках – первой станет просторный паркинг возле клуба Gipsy, второй - сам клуб Gipsy, ставший уже традиционной точкой проведения концертов проекта.

Фото: инстаграм группы
Теги: Моя Мишель, новый сингл, Gipsy, анонс концерта, слушать, Red Summer

Новости партнеров

β 16+