Исследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чартыУмер основоположник британской блюзовой сцены Джон МэйеллShaman стал заслуженным артистом России«Культурная столица года» готовится выйти на уровень Союзного государстваЕвгений Кисин признан иноагентомЗадержан экс-глава департамента культуры Москвы Александр КибовскийMary Gu получила предложение руки и сердца в ПарижеУмерла звезда «Зачарованных» и «Беверли-Хиллз, 90210» Шеннен ДоэртиАктрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей ДюжиковCrocus City Hall не будет восстановленАлсу отрицает возможность примирения с мужемВ Госдуме состоялся день Культурных столицАнна Нетребко разводится с Юсифом ЭйвазовымУмерла спортивный комментатор Анна ДмитриеваУмер актер Дональд СазерлендУмер сын Вячеслава Зайцева Егор

Антон Батагов: «Музыка Баха — компонент современной жизни»

26.05.2014 14:01 Музыка Рубрика: Интервью

Апрель для композитора и пианиста Антона Батагова завершился публичным выступлением в столице. Произведения Баха он исполнил в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Когда первые эмоции спали, музыкант «современной классики» побеседовал с корреспондентом InterMedia Анной Ефановой.

— Какие впечатления оставил у вас прошедший концерт?

- Он стал для меня особым опытом — огромный зал, программа, которая только кажется всем понятной. На самом деле, играть ее сложно: два часа внутренне углубленной музыки. И люди действительно внимательно слушали, а потом кто-то описывал свои переживания в Facebook. Ради этого имеет смысл играть. Я очень рад тому, что случилось.

— Вам не мешали звонки телефонов, кашель слушателей?

- Нет, это живая жизнь. Я ведь играю для людей. Большинство уже привыкло отключать телефоны, но кто-то еще не совсем. А кашель – это освобождение от неврозов, комплексов, из которых состоит современный мир.

— Ваша внутренняя настройка отличается при исполнении Баха, своих сочинений, произведений других композиторов?

- Если говорить о внутреннем наполнении — нет. Когда я готовлюсь к концертам, все происходит по одному сценарию. Ты ведь всегда хочешь выразить нечто подобное тому, что когда-то написал Бах. В принципе ведь вся музыка написана про одно и то же.

Те или иные ноты возникли у него не просто так. Его музыкальные сочинения представляют собой как бы конструктор из нескольких мотивов. В те времена из них состояли все произведения, и через них можно было выразить содержание, связанное с Евангелием и его осмыслением так, что все поймут. Поэтому настройка музыканта — не просто сыграть на концерте, а войти в молитвенное и медитативное состояние, когда играешь Баха.

— Как слушателям найти ощущения, которые были бы близки вам?

- Вряд ли им можно сказать: «В день, когда пойдете на концерт, с утра прочитайте вот это, подумайте об этом, посмотрите в небо» — это выглядело бы навязчиво и напоминало бы диктатуру. Но я бы просто посоветовал им побыть не в суете. Если есть возможность - оказаться на природе или в каком-то уединенном место. А вообще нужно научиться входить в сосредоточенное состояние где угодно, в любом месте, в любой ситуации. Слушать себя и то, что теплится внутри нас, независимо от обстоятельств.

— Что характерно для вашего звучания?

- Трудно объяснить. Оно не такое, как ожидают услышать любители классических концертов. Хоть по образованию я — классический пианист, но меня совершенно не трогает тот звук, который обычно извлекают из рояля сегодняшние исполнители классики. Мне гораздо ближе то прикосновение, которое бывает у джазистов или рокеров, где всё очень личное. Это гораздо более одушевленный контакт с инструментом.

— От чего зависит ваш фортепианный звук?

- От реакции рояля на то, что я с ним делаю. Ты становишься с ним единым целым. И это каждый раз происходит по-разному. Прикосновение ведь нельзя зафиксировать. В следующий раз невозможно сыграть так, как играл до этого. Это всегда сиюминутная, спонтанная игра с клавиатурой, педалями, акустикой зала.

— Вам нравятся конкретные марки роялей?

- Для меня, как и во всем мире, эталоном звучания является Steinway. Но, например, у Fazioli – свой особый магический мир. От него идут импульсы, которые диктуют то или иное исполнение. Конечно, Bosendorfer — потрясающий рояль. Очень мягкий звук у инструментов начала ХХ века. Рояли очень разные, и они меняются со временем так же, как и все остальное. Как и мы сами.

— Как вы оцениваете баховскую современность?

- Музыка Баха в современном мире бывает исполнена в нейтральной «классической» манере, а бывают гораздо более живые «аутентичные» варианты. Но всё равно, даже когда мы берем в руки старинные инструменты, мы играем на них, как современные люди. Хотя вроде бы думаем, что воспроизводим ту атмосферу. В любом явлении проявляется видение сегодняшнего человека. И то, может ли он сказать что-то с помощью музыки, или не может. Это от людей зависит.

— Что говорила Татьяна Николаева? Вам посчастливилось у нее учиться в Московской консерватории пять лет.

- По-настоящему я даже не до конца понимал тогда, насколько Татьяна Петровна уникальный человек и музыкант. В ней сочеталась женственность и неброская мудрость. Такое глубоко индивидуальное сочетание, его больше ни у кого нет.

Сейчас мир изменился. В каком-то смысле, нам сейчас даже важнее услышать то, что Николаева говорила через музыку, чем 25 лет назад. Во время учебы в консерватории все было слишком близко. Ты приходишь на ее концерты, общаешься, она с тобой занимается — это воспринималось как само собой разумеющееся ежедневное дело.

— Татьяне Петровне нравилось, как сочинения Баха исполнял Гленн Гульд. Вы так же относитесь к его фортепианным интерпретациям, как она относилась?

- В свое время я, как и многие, его не просто любил, а почти боготворил. Но в какой-то момент я понял, что Рихтер глубже и выше. В его исполнении есть какая-то надчеловеческая истина. Но это мое субъективное мнение. С ним можно не согласиться.

— В вашем исполнении еще прозвучит Бах в Москве?

- Эту программу вряд ли сыграю еще раз, а что-то другое — возможно. В 1993-м году я записал на компакт-диск «Искусство фуги», но никогда его не играл публично. Это как раз был тот период, когда я постепенно шел к прекращению выступлений. И прекратил на 12 лет. Теперь, когда я снова выступаю, я думаю, что «Искусство фуги» можно было бы сыграть живьем. Правда, три часа музыки — это своего рода «экстрим». Может быть, рискну. Посмотрим, как получится.

Рецензия на клип Игоря Цыбы «Настя Кальян»: Ты и Монро, и Кардашьян

кадр из клипа

2024, Ицык Цыпер.

Оценка: 7 из 10.

Игорь Цыба (Ицык Цыпер) с невероятной частотой выпускает новые синглы-клипы, и большинство из них пользуется одобрением пользователей. Как правило, в комментариях Цыбу по-семейному называют «дедом» (исполнителю 62 года), восхищаются его талантом/жизненным опытом (считая, что в его случае это примерно одно и то же) и рапортуют, что включили новинку в свой плейлист.

- Автору дай любое слово - он на него целый знаменитый клип может снять, - гласит один из комментов под роликом «Настя Кальян». – Вчера он познакомился в кальянной с Настей, а сегодня мы уже наслаждаемся новым шедевром! Вот что значит талантливый человек!

В принципе, данный хит могло вытянуть одно-единственное двустишие «Настя Кальян, Настя Кальян, Ты и Монро, и Кардашьян». Остальной текст представляет собой описание короткой, но оставившей в памяти автора неизгладимый след, встречи с женщиной, владеющей небольшим магазином. По давно заложенной Ицыком Цыпером традиции впечатление усиливает видеоряд, отчасти соответствующий сюжету песни, отчасти его развивающий.

Лучше всего, получилась, конечно, визуализация образа Насти Кальян. Её изображает девушка в синем спортивном костюме Adidas (а возможно, и Abibas), с боевой раскраской на лице и с бутылкой «Жигулёвского» в руке. В этом запоминающемся виде она садится в машину к усталому Игорю Цыбе, который везёт её покормить в занюханной столовке, потом они оказываются в цеху, в гараже и т.д. Пейзажи и картинка в целом выглядит так, будто это заставка к паблику «Эстетика [отдалённых территорий]»: общая обшарпанность просто зашкаливает, но вместе с тем она вполне узнаваема.

В финале наши герои встречаются уже в ресторане, и выглядят они более изысканно: Настя Кальян, например, пришла в чёрном платье с голой спиной. Впрочем, можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки – гораздо сложнее.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: кадр из клипа
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Игорь Цыба
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Холзи показала изнанку звездной жизни в клипе «Lucky»

26.07.2024 22:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера сингла и клипа Холзи «Lucky» состоялась 26 июля 2024 года. Главная героиня ролика – девочка-поклонница Холзи. Она одинока, у нее нет друзей, и она проводит время за рисованием в окружении плакатов своего кумира, считая свою жизнь скучной и неинтересной, в отличие от звездного образа жизни певицы, который демонстрируется параллельно. Но в клипе видно, как Холзи ссорится со своим бойфрендом (его сыграл актер Саймон Рекс), а после съемок снимает красный парик с бритой головы и отправляется на процедуры в клинику. Тем самым показывая, что селебрити часто лишь выглядят счастливыми, скрывая за улыбками и макияжем свои проблемы. В финале две героини встречаются на качелях на детской площадке.

Автором песни и сценария видео выступила сама Холзи, а режиссером стала Джиа Коппола («Пало-Альто», «Мейнстрим»). «ИнтерМедиа» напоминает, что недавно Холзи вернулась с новой музыкой после двух лет молчания и рассказала, что борется сразу с несколькими тяжелыми болезнями.

- Я брила голову четыре раза, потому что хотела, а потом сделала это еще раз, потому что заболела, — поет Холзи. - Я думала, что так сильно изменилась, что никто ничего не заметит, и никто этого не заметил. Затем я вышла из кабинета врача, вся в слезах. На своей премьере я стала матерью-одиночкой. Я говорила всем, что со мной все в порядке, целый чертов год, и это самая большая ложь в моей карьере.

В припеве «Lucky» использована цитата из одноименного хита Бритни Спирс. И некоторые сцены также являются цитатами из ее клипа. По словам Холзи, Бритни слышала черновик и дала добро на использование ее музыки.

- Когда мне было 5 лет, мне всегда казалось, что Бритни поет прямо мне, - говорит Холзи. - 24 года спустя эти слова звучат по-другому. Люблю тебя вечно.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, Джиа Коппола, Холзи

Юрий Эрикона: «Музыкальное наследие в нотах - для России»

26.07.2024 21:06 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено Юрием Эриконой

2024 год для композитора Юрия Эриконы стал очень продуктивным. Два ведущих издательства в Москве и Санкт-Петербурге выпустили три хоровых сборника: "Связь времён" и в 2-х тетрадях "Многоголосная исповедь". В них вошли 20 произведений для хора а, капелла и для хора с сопровождением и солистов на стихи М.Лермонтова, А.Ахматовой, М.Эминеску, К.Филипповой, И.Резника, Ю.Купера, звучавшие в хоровых программах автора в исполнении ведущих хоровых коллективов страны и получивших высокую оценку как со стороны профессионалов, так и широкий позитивный отклик со стороны многочисленных слушателей. А сборник "Вождь краснокожих" предназначен для детей, только вступающих в мир музыки и имеющих интерес к игре на фортепиано, обучающихся в детских музыкальных школах. Юрий Эрикона рассказал в интервью об этих сборниках.

Чем отличаются эти нотные издания от тех, которые сегодня выходят?

Таких сборников, с новыми произведениями для хора, сегодня, мягко говоря, не так уж и много выходит. Издавая эти сборники, я хотел максимально сохранить ту же стилистику, тот же язык и саму философию репертуарных сборников, на которых мы все когда-то учились. Многие десятилетия студенты большой страны благодаря именно таким сборникам реально познавали тот сложнейший и величайший мир большой музыки, которому потом отдавали всю свою сознательную жизнь. Одной из задач у меня была и та, чтобы в произведения, вошедшие в сборники не просочились те многочисленные "паразиты" времени, которыми нынче изобилуют некоторые, выходящие в свет издания, делая их менее привлекательными, ментально чужеродными с агрессивно навязываемыми внедрениями случайных элементов "нового времени". Конечно, это материал не для формата шоу-бизнеса. Сборники изданы для ознакомления и освоения студентами навыков хоровых дирижёров и артистов хора, которые, возможно, в будущем станут настоящими профессионалами своего дела.

В чём именно для вас смысл издания нот?

Академическая музыка, переходя из поколения в поколение, веками существовала только благодаря нотам. Напеть или подобрать на слух для профессиональной работы такие сочинения нельзя. Именно ноты являются той единственно связующей формой между авторами прошлого и сегодняшними исполнителями. Более того, о созданных творцами клавирах и партитурах часто узнавали лишь после смерти самих мастеров. Бывало, что их совершенно случайно обнаруживали где-то на старых свалках или на чердаках старых домов (вспомните хотя бы судьбу В.А.Моцарта). Таких моментов, увы, в истории было немало. Но, возродившись из небытия, музыка, переходящая потом из века в век - как величайшие шедевры, была когда-то тоже зашифрована её гениальными создателями почти такими же нотными знаками, что и сейчас.

К сожалению.., сегодня в России не самые лучшие времена для хоровой музыки. По этой же причине, сегодня довольно сложно услышать в концертах новые хоровые сочинения вообще, а в трактовке автора и на том художественном уровне, в котором она изначально появилась в головах их создателей и закодированная ими же в виде клавиров или партитур - и подавно! Уверен, что придут времена, когда к хоровому искусству в нашей стране будет более достойное отношение: когда хотя бы у некоторых коллективов появятся и стимулы, и возможности для более тонкого и внимательного профессионального подхода к исполняемым ими сочинениям современных авторов, да и к их личностям и их судьбам - вообще. Главное - должен появиться новый класс хоровых дирижёров, которые умелой и каждодневной работой с хором будут добиваться своего уникального индивидуального звучания. А вот ещё причина: надо дать нотам отлежаться, чтобы у обращающихся к ней персонам с целью достойного осуществления идей автора, была возможность поискать, вслушаться в индивидуальные коды каждого произведения, а не в какие то свои, часто необоснованные фантазии или ещё хуже, банальные, затёртые спешкой и шаблонами трактовки.

Но ведь это означает, что это продукт для профессионалов?

Да. Именно так. Это материал для подготовленных специалистов, которые способны точно считывать язык автора и все его условные указания через ноты. Именно правильное их прочтение приближает разгадки тех прелестей музыки и тех идей, которые изначально закодированы автором в многовековую пяти строчную и очень стройную систему знаков, которая, надеюсь, не исчезнет никогда. Сборники предназначены для консерваторий и других высших музыкальных учебных заведений и различных профессиональных хоровых коллективов нашей большой страны .

Изданные вами сборники бережно и художественно оформлены. Это знак времени?

Как литературные произведения (романы, рассказы, стихи и т.д.), так и музыкальные произведения самых различных жанров должны иметь свою цивилизованную форму существования в бурно меняющемся мире. Издание подобной музыки в печатном виде - это прекрасная и давно найденная людьми форма передачи: посланий, звуковых сигналов, нерва времени и конечно же - музыкального языка того этапа развития цивилизации, в котором творил тот или иной автор. Художественное оформление - это тоже сигнал, это тоже коды к разгадкам посланий.

Ноты, клавиры, партитуры, по большому счёту это для вас - ЧТО?

Нотные издания, уже много веков - это та единственная "эстафетная палочка" для профессиональных музыкантов и исполнителей, которая и сегодня, как в прежние времена, естественным образом и без посредников объединят времена. Они неподвластны внешним вмешательствам, если, конечно же, не исчезнут те люди, которым эта информация предназначена и которые при возможностях смогут и дальше бережно считывая её переносить и использовать в условиях своего времени опираясь при этом, конечно же, на основы и знания естественного общего культурного кода порождённого, увы, не нами и который, я надеюсь, никуда и никогда не исчезнет - пока на земле будет жива цивилизация.

Фото: предоставлено Юрием Эриконой
Теги: ноты, Юрий Эрикона
β 16+