Исследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чартыУмер основоположник британской блюзовой сцены Джон МэйеллShaman стал заслуженным артистом России«Культурная столица года» готовится выйти на уровень Союзного государстваЕвгений Кисин признан иноагентомЗадержан экс-глава департамента культуры Москвы Александр КибовскийMary Gu получила предложение руки и сердца в ПарижеУмерла звезда «Зачарованных» и «Беверли-Хиллз, 90210» Шеннен ДоэртиАктрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей ДюжиковCrocus City Hall не будет восстановленАлсу отрицает возможность примирения с мужемВ Госдуме состоялся день Культурных столицАнна Нетребко разводится с Юсифом ЭйвазовымУмерла спортивный комментатор Анна ДмитриеваУмер актер Дональд СазерлендУмер сын Вячеслава Зайцева Егор

Екатерина Купровская, вдова Эдисона Денисова: «Я стараюсь продолжать дело Денисова»

26.05.2014 07:07 Музыка Рубрика: Интервью

В Камерном музыкальном театре имени Покровского состоялась российская премьера оперы Шуберта-Денисова «Лазарь, или Торжество Воскрешения», а в московской консерватории прошла научная конференция, посвященная 85-летию композитора. О возвращении к жизни Денисова, его сочинений и себя в творчестве корреспонденту InterMedia Анне Ефановой рассказала вдова Эдисона Васильевича — музыковед, доктор Сорбонны Екатерина Купровская.

— Вы согласны с тем, что «Лазарь, или торжество Воскрешения» — это опера о возвращении к жизни?

- И да, и нет. Денисов закончил «Лазаря» вскоре после автокатастрофы июля 1994 года. «Я не люблю и не хочу говорить о мире, в котором был, но я говорю о нем в "Лазаре"», - рассказывал он. Хотя опера повествует о воскрешении, я слышу в ней подготовку к смерти и тому, что за ней последует. Эдисон написал сочинение о будущей кончине, тем самым попрощавшись со всеми нами.

— Как вы научились жить после смерти Денисова?

- Мне было трудно, что там говорить. Траур, который обычно несут после смерти, для меня начался до ее наступления. Денисов долго болел, а когда врачи обнаружили у него рак печени, то констатировали: жить осталось год—полтора. Мы понимали, что дело идет к концу, но никогда об этом не говорили. Он отчетливо предчувствовал близость своей кончины. Последние месяцы мы старались жить, как ни в чем не бывало.

Возможно, что я вернулась к жизни благодаря детям. Когда Денисов умер, им было 6 и 8 лет. Детям нельзя было тогда сказать, что мне плохо. Они объясняли себе мою депрессию: «Мама устала».

Наверное, я не ощущала потери еще и потому, что со мной всегда рядом находились музыка Эдисона и его мысли. Я знала, что буду изучать его творчество. Мне было некогда лить слезы: нужно было идти вперед.

— Сформулируйте, пожалуйста, свою миссию в отношении творчества мужа.

- Я стараюсь продолжать дело Денисова. Тем, кто обращается ко мне за помощью в поиске нот и записей, помогать довольно быстро и оперативно. Во всем, что делаю, в принципе, хочу быть бескорыстной и достойной памяти мужа. Так самоотверженно поступал и он.

— Идея оперной постановки «Лазаря» принадлежала вам?

- Нет, режиссеру Игорю Меркулову. Его познакомила с партитурой и записью музыковед Валерия Ценова. Игорь познакомил с оперой Геннадия Николаевича Рождественского. От них о религиозной драме Шуберта-Денисова узнал Камерный музыкальный театр.

— Исполнение оперы в Лазареву субботу не случайно?

- Театр специально подгонял российскую премьеру сочинения к этой дате. Кстати, первое исполнение неоконченного «Лазаря» Шуберта в 1830-м году состоялось в Пасхальное воскресенье. Спустя два года после смерти австрийского композитора опера прозвучала в церкви Святой Анны в Вене.

— При жизни Эдисона Васильевича почти все субботы были денисовскими. Как они проходили?

- В дни «Слушания музыки» у нас дома собиралась толпа народу. Всем выдавались тапочки из «коллекции денисовских тапочек». В кабинете анализировались партитуры русских и зарубежных композиторов, слушались произведения с нотами. Денисов обычно сидел за роялем, а приходящие к нему в субботу музыканты — вокруг него.

— В «Лазаре» вы слышите больше Денисова?

- Да, финал оперы смыкается с его более ранними сочинениями по тематике и эстетике. В этом плане я люблю цитировать то, что Виктор Гюго сказал о Бальзаке: «Он всю жизнь писал одну книгу». Денисов тоже писал одно сочинение, направленное к Богу, высшим идеалам, высшей красоте.

— По вашему мнению, Эдисон Васильевич был бы доволен премьерой в Камерном музыкальном театре имени Покровского?

- Очень доволен. Мне кажется, что он радуется за нас, Шуберта и свою музыку.

— Каковы ваши ближайшие планы, связанные с творчеством Денисова, после проведения научной конференции в Московской консерватории?

- В декабре этого года я прочту цикл лекций о его творчестве в Парижской консерватории. К 20-летию со дня смерти композитора, в 2016-м, хочу организовать исполнение всех 16 инструментальных концертов Денисова в разных точках планеты. Немногим раньше, надеюсь, что удастся поставить его юношескую оперу «Иван-солдат» в Московской консерватории.

Рецензия на клип Игоря Цыбы «Настя Кальян»: Ты и Монро, и Кардашьян

кадр из клипа

2024, Ицык Цыпер.

Оценка: 7 из 10.

Игорь Цыба (Ицык Цыпер) с невероятной частотой выпускает новые синглы-клипы, и большинство из них пользуется одобрением пользователей. Как правило, в комментариях Цыбу по-семейному называют «дедом» (исполнителю 62 года), восхищаются его талантом/жизненным опытом (считая, что в его случае это примерно одно и то же) и рапортуют, что включили новинку в свой плейлист.

- Автору дай любое слово - он на него целый знаменитый клип может снять, - гласит один из комментов под роликом «Настя Кальян». – Вчера он познакомился в кальянной с Настей, а сегодня мы уже наслаждаемся новым шедевром! Вот что значит талантливый человек!

В принципе, данный хит могло вытянуть одно-единственное двустишие «Настя Кальян, Настя Кальян, Ты и Монро, и Кардашьян». Остальной текст представляет собой описание короткой, но оставившей в памяти автора неизгладимый след, встречи с женщиной, владеющей небольшим магазином. По давно заложенной Ицыком Цыпером традиции впечатление усиливает видеоряд, отчасти соответствующий сюжету песни, отчасти его развивающий.

Лучше всего, получилась, конечно, визуализация образа Насти Кальян. Её изображает девушка в синем спортивном костюме Adidas (а возможно, и Abibas), с боевой раскраской на лице и с бутылкой «Жигулёвского» в руке. В этом запоминающемся виде она садится в машину к усталому Игорю Цыбе, который везёт её покормить в занюханной столовке, потом они оказываются в цеху, в гараже и т.д. Пейзажи и картинка в целом выглядит так, будто это заставка к паблику «Эстетика [отдалённых территорий]»: общая обшарпанность просто зашкаливает, но вместе с тем она вполне узнаваема.

В финале наши герои встречаются уже в ресторане, и выглядят они более изысканно: Настя Кальян, например, пришла в чёрном платье с голой спиной. Впрочем, можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки – гораздо сложнее.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: кадр из клипа
Теги: рецензии, клип, Алексей Мажаев, Игорь Цыба
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Холзи показала изнанку звездной жизни в клипе «Lucky»

26.07.2024 22:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера сингла и клипа Холзи «Lucky» состоялась 26 июля 2024 года. Главная героиня ролика – девочка-поклонница Холзи. Она одинока, у нее нет друзей, и она проводит время за рисованием в окружении плакатов своего кумира, считая свою жизнь скучной и неинтересной, в отличие от звездного образа жизни певицы, который демонстрируется параллельно. Но в клипе видно, как Холзи ссорится со своим бойфрендом (его сыграл актер Саймон Рекс), а после съемок снимает красный парик с бритой головы и отправляется на процедуры в клинику. Тем самым показывая, что селебрити часто лишь выглядят счастливыми, скрывая за улыбками и макияжем свои проблемы. В финале две героини встречаются на качелях на детской площадке.

Автором песни и сценария видео выступила сама Холзи, а режиссером стала Джиа Коппола («Пало-Альто», «Мейнстрим»). «ИнтерМедиа» напоминает, что недавно Холзи вернулась с новой музыкой после двух лет молчания и рассказала, что борется сразу с несколькими тяжелыми болезнями.

- Я брила голову четыре раза, потому что хотела, а потом сделала это еще раз, потому что заболела, — поет Холзи. - Я думала, что так сильно изменилась, что никто ничего не заметит, и никто этого не заметил. Затем я вышла из кабинета врача, вся в слезах. На своей премьере я стала матерью-одиночкой. Я говорила всем, что со мной все в порядке, целый чертов год, и это самая большая ложь в моей карьере.

В припеве «Lucky» использована цитата из одноименного хита Бритни Спирс. И некоторые сцены также являются цитатами из ее клипа. По словам Холзи, Бритни слышала черновик и дала добро на использование ее музыки.

- Когда мне было 5 лет, мне всегда казалось, что Бритни поет прямо мне, - говорит Холзи. - 24 года спустя эти слова звучат по-другому. Люблю тебя вечно.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, Джиа Коппола, Холзи

Юрий Эрикона: «Музыкальное наследие в нотах - для России»

26.07.2024 21:06 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено Юрием Эриконой

2024 год для композитора Юрия Эриконы стал очень продуктивным. Два ведущих издательства в Москве и Санкт-Петербурге выпустили три хоровых сборника: "Связь времён" и в 2-х тетрадях "Многоголосная исповедь". В них вошли 20 произведений для хора а, капелла и для хора с сопровождением и солистов на стихи М.Лермонтова, А.Ахматовой, М.Эминеску, К.Филипповой, И.Резника, Ю.Купера, звучавшие в хоровых программах автора в исполнении ведущих хоровых коллективов страны и получивших высокую оценку как со стороны профессионалов, так и широкий позитивный отклик со стороны многочисленных слушателей. А сборник "Вождь краснокожих" предназначен для детей, только вступающих в мир музыки и имеющих интерес к игре на фортепиано, обучающихся в детских музыкальных школах. Юрий Эрикона рассказал в интервью об этих сборниках.

Чем отличаются эти нотные издания от тех, которые сегодня выходят?

Таких сборников, с новыми произведениями для хора, сегодня, мягко говоря, не так уж и много выходит. Издавая эти сборники, я хотел максимально сохранить ту же стилистику, тот же язык и саму философию репертуарных сборников, на которых мы все когда-то учились. Многие десятилетия студенты большой страны благодаря именно таким сборникам реально познавали тот сложнейший и величайший мир большой музыки, которому потом отдавали всю свою сознательную жизнь. Одной из задач у меня была и та, чтобы в произведения, вошедшие в сборники не просочились те многочисленные "паразиты" времени, которыми нынче изобилуют некоторые, выходящие в свет издания, делая их менее привлекательными, ментально чужеродными с агрессивно навязываемыми внедрениями случайных элементов "нового времени". Конечно, это материал не для формата шоу-бизнеса. Сборники изданы для ознакомления и освоения студентами навыков хоровых дирижёров и артистов хора, которые, возможно, в будущем станут настоящими профессионалами своего дела.

В чём именно для вас смысл издания нот?

Академическая музыка, переходя из поколения в поколение, веками существовала только благодаря нотам. Напеть или подобрать на слух для профессиональной работы такие сочинения нельзя. Именно ноты являются той единственно связующей формой между авторами прошлого и сегодняшними исполнителями. Более того, о созданных творцами клавирах и партитурах часто узнавали лишь после смерти самих мастеров. Бывало, что их совершенно случайно обнаруживали где-то на старых свалках или на чердаках старых домов (вспомните хотя бы судьбу В.А.Моцарта). Таких моментов, увы, в истории было немало. Но, возродившись из небытия, музыка, переходящая потом из века в век - как величайшие шедевры, была когда-то тоже зашифрована её гениальными создателями почти такими же нотными знаками, что и сейчас.

К сожалению.., сегодня в России не самые лучшие времена для хоровой музыки. По этой же причине, сегодня довольно сложно услышать в концертах новые хоровые сочинения вообще, а в трактовке автора и на том художественном уровне, в котором она изначально появилась в головах их создателей и закодированная ими же в виде клавиров или партитур - и подавно! Уверен, что придут времена, когда к хоровому искусству в нашей стране будет более достойное отношение: когда хотя бы у некоторых коллективов появятся и стимулы, и возможности для более тонкого и внимательного профессионального подхода к исполняемым ими сочинениям современных авторов, да и к их личностям и их судьбам - вообще. Главное - должен появиться новый класс хоровых дирижёров, которые умелой и каждодневной работой с хором будут добиваться своего уникального индивидуального звучания. А вот ещё причина: надо дать нотам отлежаться, чтобы у обращающихся к ней персонам с целью достойного осуществления идей автора, была возможность поискать, вслушаться в индивидуальные коды каждого произведения, а не в какие то свои, часто необоснованные фантазии или ещё хуже, банальные, затёртые спешкой и шаблонами трактовки.

Но ведь это означает, что это продукт для профессионалов?

Да. Именно так. Это материал для подготовленных специалистов, которые способны точно считывать язык автора и все его условные указания через ноты. Именно правильное их прочтение приближает разгадки тех прелестей музыки и тех идей, которые изначально закодированы автором в многовековую пяти строчную и очень стройную систему знаков, которая, надеюсь, не исчезнет никогда. Сборники предназначены для консерваторий и других высших музыкальных учебных заведений и различных профессиональных хоровых коллективов нашей большой страны .

Изданные вами сборники бережно и художественно оформлены. Это знак времени?

Как литературные произведения (романы, рассказы, стихи и т.д.), так и музыкальные произведения самых различных жанров должны иметь свою цивилизованную форму существования в бурно меняющемся мире. Издание подобной музыки в печатном виде - это прекрасная и давно найденная людьми форма передачи: посланий, звуковых сигналов, нерва времени и конечно же - музыкального языка того этапа развития цивилизации, в котором творил тот или иной автор. Художественное оформление - это тоже сигнал, это тоже коды к разгадкам посланий.

Ноты, клавиры, партитуры, по большому счёту это для вас - ЧТО?

Нотные издания, уже много веков - это та единственная "эстафетная палочка" для профессиональных музыкантов и исполнителей, которая и сегодня, как в прежние времена, естественным образом и без посредников объединят времена. Они неподвластны внешним вмешательствам, если, конечно же, не исчезнут те люди, которым эта информация предназначена и которые при возможностях смогут и дальше бережно считывая её переносить и использовать в условиях своего времени опираясь при этом, конечно же, на основы и знания естественного общего культурного кода порождённого, увы, не нами и который, я надеюсь, никуда и никогда не исчезнет - пока на земле будет жива цивилизация.

Фото: предоставлено Юрием Эриконой
Теги: ноты, Юрий Эрикона
β 16+