"ДДТ" - "ГЛЯДИ ПЕШКОМ"

Скромный подзаголовок "The Best" предостерегает рассеянных поклонников от того, чтобы принять "Гляди пешком" за новый альбом "ДДТ". Впрочем, необычное для сборника лучших хитов название здесь далеко не случайно. Юрий Шевчук и выпускающая компания нарушают на этом диске большинство основных правил издания "беста". Ведь что такое "величайшие хиты" "ДДТ"? Возьмем для примера альбом, в 1999 году выпущенный фирмой Real Records в серии "Главные песни": "Просвистела", "Я получил эту роль", "Дождь", "В последнюю осень", "Что такое осень", "Любовь", "Не стреляй", "Ветер", "Белая река", "Ты не один", "Это все…" и так далее — красивые мелодичные, распевно-раздумчивые произведения, которые так приятно распевать хором что на стадионе, что в кабаке. В свежий же "бест" вошли только "Просвистела", "Не стреляй" да "Родина", которая в благостной "реаловской" компиляции стояла немного особняком. Зато в сборник вошло беспрецедентное количество песен гражданского звучания — тех самых, что на стыке 80-х и 90-х стали откровением для зрителей программы "Взгляд". Фактически Шевчук предлагает новый взгляд на формирование "грейтест хитс" - вместо успокоительных, стабилизирующих мотивов он собирает вместе свои старинные "революционные гимны", которые нынче вновь звучат актуально до жути. В принципе, в номерных альбомах "ДДТ" Юрий Юлианович занимается тем же: он мечтает, чтобы новые песни заставили слушателя задуматься или хотя бы проснуться от спячки. (При этом Шевчук совсем не забывает о музыкальных технологиях и стремится, чтобы диски звучали сообразно сегодняшним требованиям.) Однако цель достигается со скрипом: старомодный бородатый чудак, не желающий играть по правилам шоу-бизнеса, остается услышанным пусть не единицами, но и не миллионами — даже у Шевчука нет новых произведений, способных вызвать в народе резонанс хотя бы под стать сериалу "Есенин". К счастью для всех нас, этот мощный старик не сдается: не пускаемый в дверь стучится в окно. После "Пропавшего без вести", который показался неуместно громким и не по-застойному колючим, "ДДТ" бомбардирует слушателя сборником "Гляди пешком". Цель та же — принудить задуматься, но методы иные. На диске записаны такие же неудобные песни, что и в последней пластинке: разница в том, что они уже сыграли немаловажную роль в истории. "Предчувствие гражданской войны" и "Революция" уже вызывали в свое время катарсис: послушав их, зрители готовы были смело пойти на баррикады в битве за новую жизнь. Сегодняшняя встреча с ними на сборнике — повод вспомнить тогдашних себя: что же изменилось, почему 15 лет назад песни делали людей лучше и духовнее, а ныне мы хотим даже от музыки Шевчука только одного — чтобы она не грузила?
А дело в том, что тогда, несмотря на все жизненные трудности, было время оптимистичных надежд. Шевчук мог сколько угодно предчувствовать гражданскую войну, но его интеллигентные слушатели с просветленными лицами знали, что ничего такого они не допустят. Просто потому, что об этом уже стало можно говорить. В понимании "восьмидесятников", могло стать только лучше — вот только отодвинем сопротивляющихся коммунистов и построим приятное, демократичное, цивилизованное общество. И вот в этом счастливом опьянении свободой не заметили ни гражданской войны, ни кавказской, ни, в общем-то, полного отсутствия справедливого общества. И жертв в святой костер революции, о котором пел Шевчук, было брошено немало. Сегодня и старые, и новые песни "ДДТ" звучат в атмосфере тотального отсутствия оптимизма. В его гражданскую войну ой как веришь: ясно понимаешь, что будет гораздо хуже, чем он не без бравады сочинил. Каким наивным кажется обличительный пафос "Мальчиков-мажоров" - их сегодняшние варианты умерли бы со смеху, услышав, за что клеймил Юрий Шевчук детей дипломатов в 80-е. И так со всем: все оказалось гораздо хуже, чем предчувствовал большой поэт Шевчук, а из нас уже выпущен воздух и нет сил на это реагировать. Что же, спасибо этому сборнику хотя бы за то, что помог вспомнить, какими мы были. Пусть это станет первым шажком к новому воздуху.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia