Итоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцом

Обзор: «Наш ответ Иисусу-суперзвезде! История легендарных рок-опер «Юнона и Авось» и «Орфей и Эвридика»

обложка альбома

2025, Umanchannel.

Александр Уманчук подстелил немного соломки в день выхода ролика: «Да, это не видео на тему хайпа или чего-то популярного. И такие видео обычно собирают меньше всего просмотров». Ну не знаю, получилось довольно интересно, эмоционально и живо, только употребление термина «культовый» я бы раз в 5 сократил. Уманчук рассказал историю двух советских рок-опер, но начал с экскурса в историю жанра. Многие считают, что первым образчиком была «Jesus Christ Superstar», но по версии Александра, за пару лет до Уэббера группа Pretty Things выпустила концептуальную рок-оперу «S. F. Sorrow», а затем Who представили своего «Tommy». Тем не менее «Иисус Христос» стал более значимым событием – его обсуждали, многие осуждали. В атеистическом СССР рок-оперу проигнорировали не только из-за слова «рок», но и из-за религиозного сюжета. Но самые продвинутые из советских музыкантов были в курсе тенденций и тоже задумались о произведениях в этом жанре.

Руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев предложил заняться рок-оперой композитору Александру Журбину и поэту Юрию Димитрину. Сюжет на основе греческого мифа был гораздо безобиднее библейской истории, но называть «Орфея и Эвридику» «рок-оперой» музыкантам запретили. Тогда Журбин и Ко придумали хитроумное определение «зонг-опера», которое всех устроило. Заглавные партии исполняли тенор-альтино Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская (неузнаваемая в старой хронике). Премьера состоялась в июле 1975 года в Ленинграде, после чего «Орфея» играли 10 лет в одном составе, дав более 2 тысяч спектаклей по всей стране.

Москва ответила Питеру «Звездой и смертью Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова в Ленкоме (1976). После этого Рыбников, Марк Захаров и Андрей Вознесенский замахнулись на более масштабный проект – «Юнона и Авось». Уманчук подробно рассказал, насколько провокационной по тем временам была эта рок-опера: американская тема, любовь между 43-летним Резановым и 16-летней Кончитой, обилие религиозной музыки… В процессе подготовки Рыбников предположил, что спектакль вряд ли дойдёт до сцены, и сосредоточился на аудиоверсии, в которой пели Геннадий Трофимов и дочь композитора Анна Рыбникова. Как ни странно, к выходу пластинки цензура отнеслась благосклонно, а в 1981 году состоялась и театральная премьера. Вокалист Уманчук заявил, что как вокалист Караченцов в подмётки не годился Трофимову, но признал, что Резанова Николай сыграл эталонно.

Обе рок-оперы активно ставятся до сих пор, и из выпуска можно узнать, где этой зимой в Москве покажут эти спектакли в рекомендованных Уманчуком версиях.

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

09.12.2025 16:24 Музыка Рубрика: Хроника
пресс-служба Российского музыкального союза

Финальный гала-концерт Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна» состоялся 4 декабря 2025 года в Центре исполнительских искусств на Добрынинской. Это событие стало кульминацией масштабного музыкально-просветительского проекта, направленного на укрепление межнационального согласия. Конкурс, организованный Российским музыкальным союзом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в этом году прошел во второй раз — после успешного дебюта в 2022–2023 годах.

Начиная с 1 марта и до 1 сентября 2025 года организаторы получили более 230 заявок от музыкальных коллективов и сольных исполнителей со всей страны — от Калининграда до Владивостока. После тщательного отбора в финал вышли всего девять участников, представляющих восемь федеральных округов и новые территории России.

Выступление каждого финалиста на гала-концерте включало два номера: исполнение конкурсной композиции, связанной с родным регионом, и представление музыкальной культуры другого федерального округа — задание, доставшееся по жребию. Такой формат позволил участникам не только продемонстрировать связь с собственными корнями, но и проявить уважение и понимание культурных особенностей других народов.

Генеральный директор Российского музыкального союза, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий напомнил зрителям и участникам о том, что конкурс задумывался как площадка, объединяющая самые разные сообщества, национальности, музыкальные школы и жанры. По его словам, этническая музыка сегодня переживает подъем, привлекая не только профессионалов, но и широкого слушателя.

- Этот конкурс — не просто соревнование, а живое свидетельство того, как многонациональная культура нашей страны объединяет сердца, — подчеркнул Александр Клевицкий.

Гала-концерт открыла почетная гостья и член жюри из Казахстана Жанар Жусупова, артистка и солистка казахского оркестра Государственной академической филармонии Астаны, лауреат международных конкурсов и композитор. Она исполнила авторскую композицию «Ккек» («Кукушка»), представив древний смычковый инструмент казахского народа — кобыз. Это выступление задало особую атмосферу вечера: уважение к традициям, глубина звучания и неповторимый колорит этнической музыки.

Из конкурсантов первой на сцену вышла группа «Изумруд» из Екатеринбурга, созданная на базе Свердловского академического театра музыкальной комедии. Для конкурсного номера музыканты выбрали композицию «Гусли-самогуды», вдохновленную старинными уральскими текстами и легендами. А в качестве творческого задания был представлен Донбасс — с песней «Как и нынче доброму молодцу», найденной в старинном сборнике казачьих песен 1866 года. Это произведение оказалось удивительно актуальным, отразив дух и характер сегодняшнего Донбасса.

Сибирский федеральный округ на конкурсе представили Екатерина Килижекова из села Аршаново (Республика Хакасия) и группа «Своим Ходом» из Улан-Удэ (Республика Бурятия). От Южного федерального округа выступил Аутентичный народный фольклорный хор «Кубанцы-Воронцы» — коллектив, сохранивший живую традицию казачьего пения.

Внимание зрителей привлек этномузыкальный коллектив «Кадим Алмет» из Приволжского федерального округа. Музыканты применяют научно-исследовательский подход к возрождению старинной музыкальной культуры своего региона, используя более 50 аутентичных инструментов. В их конкурсном выступлении прозвучала песня «Экерен, экерен без бараек» («Поедем не спеша»), записанная в кряшенском селе в начале XX века и удивительно актуальная сегодня.

От Луганской Народной Республики выступила группа «Тиссая». Их выступление стало кульминационной точкой вечера. Музыканты, объединившие рок и этнические мотивы, представили песню «Древо». В творческом задании, посвященном Центральному федеральному округу, они соединили две белгородские песни — «Девка по саду гуляла» и «Порушка-Параня», создав яркое, энергичное и душевное выступление.

Северо-Западный федеральный округ на конкурсе представлял фольклорный ансамбль «Шулдыр» — в переводе с финно-угорских языков это означает «веселый полет крыльев». В его составе — представители коми, удмуртов и марийцев, которые активно занимаются сохранением культурного наследия финно-угорских народов Карелии и северо-запада России. В конкурсной программе прозвучала лиро-эпическая композиция «Труба, труба, земляная труба», а в задании — плясовая песня Дона «Что ты, жинка, губы жмешь».

Отдельного упоминания заслуживает ансамбль «Лествица», чья работа — это этническое кружево, сотканное из традиций народов мира. Коллектив активно занимается фольклорной экспедиционной деятельностью, уже записал более 400 народных песен. В их выступлении прозвучали колыбельная, записанная в Тверской области, и композиции Урала, сочетающие мифологическую прозу и народную поэзию.

Особую атмосферу вечера создал Молодежный ансамбль морин-хуристов Республики Бурятия — лауреат множества всероссийских и международных конкурсов. Музыканты, обучаемые на кафедре национальных инструментов Колледжа искусств имени П.И. Чайковского, исполнили композицию «Хийморин» («Конь ветра»), в которой можно было услышать и горловое пение, и топот копыт. Музыканты играли на редких инструментах, о которых многие зрители узнали впервые. Один из них — морин-хур. Согласно древнему преданию, этот музыкальный инструмент создал охотник в память о своем крылатом коне, который был убит богачом за отказ продать ему коня. Охотник, обезумевший от горя, вырезал из дерева голову своего друга, натянул конские волосы на длинный гриф, согнул ветку для смычка — и так появился первый морин-хур. Когда ансамбль начал исполнять свою композицию, зрители услышали, как легенда оживает в музыке.

Завершил конкурсную программу электронный фолк-проект Beloboka из Центрального федерального округа. Авторы аудиовизуального альбома «Легенды Великой Сокровищницы» представили собственную песню «Река», вдохновленную романом «Тихий Дон» и армянской музыкой, а также композицию Дальнего Востока «Дочь Байкала».

Оценивало столь разнообразные и самобытные выступления авторитетное жюри: Ирина Герасимова, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра, академик Российской академии радио, заслуженный работник культуры России; Стас Намин, композитор, продюсер, режиссер; Сергей Старостин, этнограф, певец, автор песен, музыкальный продюсер и телеведущий, собиратель и исполнитель русского фольклора, председатель правления Российского фольклорного союза; Анастасия Ведерникова, певица, композитор, режиссер и художественный руководитель фолк-группы «Солнцеворот»; Александр Шаганов, поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням; Ольга Жигмитова, народная артистка Бурятии, ведущая солистка оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета; Людмила Осипова, музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, ведущая программы «Фолк-альбом “Радио России”»; Наталья Петушина, генеральный директор музыкального издательства «Рэй Рекордс»; Юлия Быкова, певица, солистка группы «Аура», автор песен, заслуженная артистка Беларуси; Жанар Жусупова, артистка и солистка казахского оркестра Государственной академической филармонии Астаны, лауреат международных конкурсов, композитор.

Анастасия Ведерникова, выступившая музыкальным продюсером и режиссером проекта, в завершение вечера исполнила песню Свердловской области «Дубровушка». Гостей также порадовал Сергей Старостин, исполнивший на самодельной дудке композицию «Перепелка» — напоминание о том, что народная музыка доступна каждому и живет в простых звуках природы и повседневной жизни.

- Этническая музыка сегодня постоянно меняется — появляются тренды, открываются новые направления, — отметил Сергей Старостин. — Но я считаю, что нужно быть приближенным к первоисточнику и не скрывать оригинал. Это всегда находит отклик у народа. Честность и искренность — те качества, которые я очень ценю на сцене.

В самый волнительный момент вечера были названы победители. Третье место заняла группа «Тиссая» из ЛНР, второе — ансамбль «Шулдыр». Главный приз конкурса — первое место — достался Молодежному ансамблю морин-хуристов Республики Бурятия. Группа «Изумруд» из Екатеринбурга стала обладателем приза зрительских симпатий, учрежденного Национальным фондом поддержки правообладателей. Генеральный директор фонда Марина Георгиева отметила, что выбор зрителей всегда особенно ценен, ведь он отражает не только профессиональные предпочтения, но и живую реакцию аудитории.

- Конкурс “Вся страна”— это большая гордость,— отметила член жюри Ольга Жигмитова.Я счастлива, что в нашей стране такое больше внимание уделяется регионам. “Вся страна” объединяет нас — в этом смысл проекта. У нас так много интересных дарований, талантов, самородков. Как хорошо, что благодаря конкурсу мы их находим!

Концерт завершился исполнением гимна фестиваля «Вся страна», написанного Анастасией Ведерниковой (музыка) и Кристиной Казаковой-Никаноровой (слова). На сцене собрались все финалисты, создав единое музыкальное полотно.

- Для меня этот конкурс — глоток свежего воздуха. Я бы очень хотела, чтобы он стал ежегодным, — поделилась Анастасия Ведерникова. — Уже второй раз я в жюри, и это огромная честь. А в этом году мне довелось стать музыкальным продюсером и режиссером проекта. И так получилось, что буквально в последний момент я написала гимн фестиваля. Его сегодня так тепло встретили участники и зал! Я надеюсь, что он приживется и будет радовать нас еще и еще.

После окончания гала-концерта вечер продолжился в фойе Центра исполнительских искусств. Зрители могли пообщаться с конкурсантами, поделиться своими впечатлениями. Многие гости не упустили шанс сфотографироваться с музыкантами.

Фото: пресс-служба Российского музыкального союза
Теги: новости партнеров, Вся страна
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Ольга Бузова раскрыла главную проблему молодых артистов

09.12.2025 13:16 Музыка Рубрика: Хроника
соцсети

Ольга Бузова объяснила, почему многие исполнители так и остаются однодневками. Певица порассуждала о той категории артистов, которые ненадолго залетают в тренды, но при этом их карьера обречена на провал.

- Сейчас очень большая проблема у молодых артистов, которые залетают в тренды: они думают, что можно выпустить одну песню, залететь в тренд и все. И многие появляются, как звездочки ярко вспыхивают на звездном небоскребе (очевидно, Ольга перепутала небоскреб с небосклоном. – Прим. ИнтерМедиа) и потом пропадают. Потому что слушателя все равно надо радовать, надо расти, развиваться, делать коллаборации, продвигать свою музыку. Я сама работаю над четвертым альбомом и в следующем году будет много новостей, — поделилась с изданием «Звездач» Ольга Бузова.

«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера песни Ольги Бузовой «Не надо» состоялась» 17 октября 2025 года.

Источник: Звездач Фото: соцсети
Теги: Ольга Бузова

Вячеслав Бутусов готовит душевную ретроспективную программу из песен «Наутилуса Помпилиуса»

09.12.2025 11:06 Музыка Рубрика: Анонсы
соцсети

Концерт Вячеслава Бутусова и группы «Орден Славы» состоится в московском клубе VK Stadium 13 марта 2026 года. В основу выступления лягут знаковые и редкие песни группы «Наутилус Помпилиус», а, кроме того, возможно, прозвучит материал и из других проектов певца.

- Музыканты исполнят душевную ретроспективную программу из главных песен легендарного «Наутилуса», - сообщили организаторы выступления. - Зрителей ждет музыкальная история нескольких поколений в эффектном сценическом оформлении на сцене крупнейшего столичного клуба VK Stadium. На весеннем московском концерте в пространстве VK Stadium прозвучат самые яркие, главные и знаковые песни «Нау» в актуальном сценическом прочтении Вячеслава Бутусова и «Ордена Славы».

«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера альбома «Мертвец» Вячеслава Бутусова и его группы «Орден Славы» состоялась на цифровых площадках 10 апреля 2025 года. К концу этого года релиз должен появиться и на CD.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

β 16+