Сергей Шнуров и Юлия Топольницкая вспомнят историю «Лабутенов»
Новый выпуск программы «Хит Сториз» на «Муз-ТВ» 1 ноября 2025 года будет посвящен клипу «Экспонат» группы «Ленинград». Журналисты узнают из первых уст, как создавался хит 2016 года, кто подсказал Шнурову идею, и с какими трудностями столкнулась команда во время съёмок.
В 2016 году, в эпоху гламура, в моду вошёл тяжёлый люкс. В то время Сергей Шнуров, ещё не сменивший свою майку-алкоголичку на дорогой костюм, от души смеялся в своих треках над пафосной гонкой за брендами. Досталось и знаменитым «лабутенам».
Алексей Сухарев, стилист: «Обувь Christian Louboutin считалась просто каким-то символом женского успеха. И если у тебя есть туфли со знаменитой красной подошвой, это значит, твоя жизнь удалась, и ты состоялась как успешная женщина».
Почему героиня песни Сергея Шнурова и группировки «Ленинград» пошла именно на выставку Ван Гога?
Сергей Шнуров: «Как-то один раз, сидя на даче, вдруг меня осенило, что это выставка Ван Гога. Как сейчас помню, это был листочек бумаги, и я написал “водил меня Серёга на выставку Ван Гога”».
Еще в начале 2010-х Сергей Шнуров понял, что деньги надо вкладывать не в альбом, а в клипы. Причём это должны быть не просто видеоролики, а целые мини-фильмы с киношными диалогами и законченной историей, совсем не обязательно связанной с текстом песни. Так, в клипе на песню «Экспонат» действие разворачивается в обычной хрущёвке. Но это только на первый взгляд: специально для съёмок был застроен целый павильон.
Сергей Шнуров: «Как-то с одной из своих предыдущих жён я пошёл в кино и посмотрел фильм «Интерстеллар». Там была замечательная музыка. И вот мы как-то едем в машине, и жена включает музыку из этого фильма. Это кино повлияло на неё настолько, что она стала слушать эту музыку. И я понял, что с точки зрения продвижения и маркетинга я могу снимать фильмы и вкладывать туда музло, которое вызывает воспоминания о фильме. Поэтому я стал делать такие клипы».
Как на тот момент начинающая актриса Юлия Топольницкая рисковала здоровьем на съёмках клипа «Экспонат»?
Юлия Топольницкая: «В павильоне нет канализации. Эту ванну художники как-то закрывали и заливали туда воду. Из-за того что мы снимали зимой, в целом было холодно, и я ложилась в эту воду. А мне, наоборот, надо было играть, что там было очень тепло».
Эфир в 15.30.
Бременские зомби-музыканты появятся в «Короле и Шуте. Навсегда»
Группа Jane Air приняла участие в съёмках фэнтезийного фильма «Король и Шут. Навсегда», основанного на вселенной «Короля и Шута». Музыканты исполнили роли Бременских музыкантов, оказавшихся под властью Некроманта. Фронтмен Jane Air Антон Лиссов сыграл зомби по имени Сид, одного из прислужников Некроманта. Изначально он должен был появиться лишь в эпизодах, но в процессе работы над персонажем роль Антона Лиссова значительно расширилась. В итоге вместо нескольких сцен Сид получил полноценную сюжетную линию, и съёмки с участием вокалиста Jane Air заняли десять дней.
Кроме того, Jane Air записали кавер на песню «Мёртвый анархист», которая прозвучит в одной из ключевых сцен фильма.
Антон Лиссов: «Конечно, влияние “Короля и Шута” на нас было — и музыкально тоже. На их примере мы учились играть, смотрели, как всё устроено в группе. Считаю альбом “Камнем по голове” одной из лучших пластинок — он до сих пор звучит очень круто. Эти треки — сплошные хиты. Мы хотели сделать реверанс в сторону “Короля и Шута” — и записали кавер на “Мёртвого анархиста”, который прозвучит в фильме. Песня получилась очень смешной, и, мне кажется, идеально вписывается в хаос, который происходит в той сцене. Мой персонаж — трусливый, но при этом борзый. Мне говорили, что референс — это вот эти два придурковатых пирата из “Пиратов Карибского моря”, один из которых с вращающимся глазом. Они как раз задавали комический вайб в фильме. На пробах я быстро понял, что от меня требуется, — и по реакции нашего режиссёра стало ясно, что я попал в персонажа».
Главные роли в фильме сыграли актёры, знакомые по сериалу: Константин Плотников (Горшок), Влад Коноплёв (Князь), Дарья Мельникова (Вдова), Вера Вольт (Принцесса). В роли Некроманта — Илья Гришин.
«Король и Шут. Навсегда» — это музыкальное приключенческое фэнтези. Действие разворачивается в сказочном мире легендарной рок-группы. Их вселенная уничтожается из-за мертвецов, воскрешённых злодеем Некромантом. Чтобы спасти родных и друзей, Горшок похищает Андрея Князева из реальности в сказку, и они встают бок о бок на защиту созданного ими мира.
Режиссёр фильма — Рустам Мосафир. Он также стал соавтором сценария вместе с Александром Бузиным. За производство фильма «Король и Шут. Навсегда» отвечают Плюс Студия, компания «Лунапарк» и «Лига Фильм». Продюсируют проект Дмитрий Нелидов, Александра Ремизова, Ольга Филипук, Михаил Китаев, Александр Сыров, Андрей Федяй, Елена Мельникова и Агата Нигровская. Также сопродюсерами фильма выступают солист группы «Король и Шут» Андрей «Князь» Князев и музыкальный продюсер Игорь «Панкер» Гудков, снявший группе три культовых фильма-концерта — «Праздник Скоморох», «Ели мясо мужики» и «На краю».
Дистрибьютор фильма — компания «НМГ Кинопрокат» (входит в холдинг «Национальная Медиа Группа»).
Презентация фильма «Король и Шут. Навсегда» состоится на главной сцене Comic Con Игромир 14 декабря. Проект представят исполнители главных ролей Влад Коноплёв, Константин Плотников, Дарья Мельникова, Вера Вольт, Илья Гришин и Антон Лиссов. В кинотеатрах картина выйдет 19 февраля 2026 года.
Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право
III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки прошел в Москве. Организатором мероприятия выступил Российский музыкальный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Площадка объединила звукорежиссёров, звукоинженеров, музыкантов, продюсеров, представителей киностудий, event-индустрии и юридического сообщества.
В ходе серии паблик-токов ведущие специалисты в области архитектуры, акустики и звукового искусства обсудили глубокую взаимосвязь между музыкой и архитектурой. Участники дискуссии «Как звучит архитектура» пришли к выводу, что эти сферы — две стороны единого процесса восприятия: музыка формирует временные структуры, архитектура — пространственные, но при этом границы между временем и пространством стираются.
Особое внимание было уделено необходимости создания городских локаций, специально предназначенных для качественного звучания музыки и аудиоискусства. Современная аудиальная культура всё чаще выходит за пределы концертных залов и клубов, стремясь занять общественные пространства — площади, улицы, парки. Однако для этого требуется не просто разместить колонки на фасаде, а создать продуманную архитектурную среду, поддерживающую звуковую культуру.
Елена Люкина, инженер-акустик, специалист Лаборатории «Акустика залов» НИИСФ, член Российского научно-технического акустического общества, член Российского музыкального союза, подробно рассказала о нюансах работы звука в архитектурной среде. Она напомнила, что ещё в античности архитекторы и строители интуитивно понимали: звук должен достигать слушателя кратчайшим путём:
- Именно поэтому античные амфитеатры строились с учётом возвышения рядов — чтобы голос оратора или актёра не рассеивался в воздухе, а доходил до каждого зрителя. Но как только звук оказывается “запертым” в замкнутом пространстве, он подчиняется иным законам. В помещении звуковая волна отражается от поверхностей, её энергия постепенно затухает. Этот процесс количественно описывается понятием времени реверберации — ключевым параметром при проектировании любого зала,— объяснила инженер-акустик.
Важный акцент был сделан на различии между естественной акустикой и усиленной.
- Настоящее акустическое мастерство начинается с проектирования зала под живой звук — будь то голос, рояль или орган, — поделилась Елена Люкина.— Однако даже идеальный расчёт может быть сведён на нет, если в зале позже устанавливают звукоусиливающее оборудование. Здесь на помощь приходит переменная акустика — системы подвижных или регулируемых панелей, позволяющие адаптировать звучание под разные жанры и форматы.
Эксперты подчеркнули, что современные города страдают от акустического хаоса и только совместные усилия архитекторов, инженеров, художников и общественности позволят создать среду, в которой человек сможет не просто слышать, а по-настоящему слушать.
Призыв объединить усилия стал одной из ключевых идей симпозиума. Об этом говорили и в ходе другого паблик-тока — «Правовые аспекты творческой деятельности звукорежиссёра». Юристы и представители творческих профессий подняли острый и давно назревший вопрос: почему звукорежиссёры до сих пор не получили право на авторское признание и защиту?
Одна из ключевых проблем, обозначенных в ходе обсуждения, — разрыв между юридическим сообществом и творческими профессиями. Юристы, по признанию самих участников дискуссии, редко общаются с представителями искусства. Этот пробел особенно остро проявляется в случае с новыми формами искусства. Законодательство не успевает за развитием технологий и художественных практик. Но есть и обнадеживающие примеры: в 2017 году режиссёры-постановщики спектаклей получили правовую защиту, а в 2022 году её же получили аниматоры. Сегодня в очереди на признание — звукорежиссёры.
Специалисты подчеркивают: звукорежиссура — это не механическая фиксация звука, а создание уникальной звуковой картины.
- «Это творческий процесс, требующий высокого профессионализма, художественного вкуса и глубокого понимания музыки,— объяснила Мария Соболева, председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза, профессор ВГИК, ИСИ, лауреат Международной премии «Чистый звук», звукорежиссер Московского концертного зала «Зарядье».— Один и тот же музыкальный материал, обработанный разными звукорежиссёрами, может превратиться в совершенно разные произведения — с разной эмоциональной окраской, структурой, глубиной и перспективой. Более того, конечный образ звучания — это не просто технический результат, а именно художественный замысел, реализованный средствами звука.
О том, как произведения звукорежиссёров видят юристы, рассказала Анастасия Ходукина, заместитель генерального директора музыкального издательства «Рэй Рекордс»:
- Фонограмма, по сути, — сложный, комплексный объект интеллектуальной собственности. В неё входят как объекты авторского права (музыкальное произведение, текст), так и результаты смежных прав (исполнение, запись). Однако в российской правовой системе звукорежиссёр не фигурирует ни в одной из этих категорий. Хотя по закону изготовителем фонограммы считается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за её фиксацию, на практике изготовителем признаётся тот, кто вложил деньги и организовал запись — чаще всего это не студия, а продюсер или лейбл. В результате звукорежиссёр, несмотря на творческий вклад, остаётся “беспомощным”: его имя редко указывается на релизах, он не участвует в распределении вознаграждения и не может контролировать использование своего труда.
Если признать фонограмму творческим объектом, открывается путь к правовому признанию звукорежиссёра как автора. Это даёт ему личные неимущественные права — право на имя, право на неприкосновенность произведения, возможность запретить использование записи в нежелательном контексте. Имущественные права, в свою очередь, позволят получать вознаграждение за публичное использование фонограмм — особенно когда те становятся популярными.
- На практике со звукорежиссёрами чаще всего заключают договоры оказания услуг, что лишает их каких-либо прав на результат, — поделилась опытом Анастасия Ходукина. — Между тем возможен и баланс интересов в случае признания звукорежиссера правообладателем: например, через лицензионные соглашения, когда звукорежиссёр может сохранить часть прав и реализовывать их по своему усмотрению.
Юрий Шевчук обновил альбом «ДДТ» «Это все»
Ремастированная версия альбома группы «ДДТ» 1995 года «Это всё» вышла 27 ноября 2025 года. Цифровой релиз осуществил лидер группы Юрий Шевчук совместно с лейблом Navigator Records.
- Ремастеринг, подготовленный Романом Уразовым, только подчеркнул звукорежиссёрский талант Александра Докшина, который писал альбом. Впервые его услышали 30 лет назад. Весь альбом прекрасен и разнообразен: здесь отличный рок, невероятная атмосферность с практически мистическим настроением в поэзии Юрия Шевчука. Пластинка отражает контексты бытности того времени: от горькой иронии до пронзительной рефлексии. Что касается заглавной песни, то в одном из интервью Юрий Юлианович сказал, что он много думал, что останется после него, что возьмёт с собой? Только любовь, только хорошее. Необходимо, чтобы так было. Иначе зачем жить? - говорится в пресс-релизе переиздания.
«ИнтерМедиа» напоминает, что группа «ДДТ» запустила на краудфандинговой платформе Planeta.ru шестой проект.