Андрей Кричевский: «Железом и кровью, а не резолюциями придется решать вопрос искусственного интеллекта»
Перспективы творчества на фоне развития нейросетей обсудили на пленарной сессии Международного форума IPQuorum.Музыка «Авторы на службе AI». Баланс интересов авторов и человека творческого с ИИ-индустрией и восстановление разрушаемого института интеллектуальной собственности — задача не только частноправовая, сколько общегуманитарная. Не решив ее, мы не сможем сберечь культуру, которая является необходимым способом сохранить человеческое общежитие. К такому выводу пришли участники пленарной сессии Международного форума IPQuorum.Музыка «Авторы на службе AI».
С приветственным словом к участникам форума обратилась председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова:
- В современном мире цифровые технологии и ИИ активно участвуют в трансформации творчества. Это требует законодательного регулирования. Отмечу, что при председателе Совета Федерации эффективно действует Совет по интеллектуальной собственности.
Она поблагодарила председателя Российского музыкального союза и Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрея Кричевского за активное участие в деятельности профильного совета при председателе Совфеда и выразила готовность поддержать инициативы, высказанные на форуме.
Однако, по словам Андрея Кричевского, великие вопросы решаются не речами и резолюциями, а железом и кровью. С высокой долей вероятности именно так будет с искусственным интеллектом, который рано или поздно начнут активно применять в разрушительных целях, а уже сейчас под прицелом оказались культурные коды. И все же сегодня у человечества есть возможность выиграть время:
- Слом устоев и нарушение традиций — привычная рутина деятелей прогресса. Наша задача — создать рамки таких разрушений, ведь ломать не строить, это весело и с песней. Однако сейчас в зоне риска основа нашей цивилизации — культура. Если труд авторов, тех самых живых авторов, на произведениях которых обучается ИИ, не будет должным образом вознаграждаться, а имена авторов и следы личностного будут вымываться генеративным продуктом, история культуры остановится. Мы будем иметь дело лишь с бесконечными “перепевками” созданного ранее, а затем — с машинными вариациями на тему машинного творчества. Единственным разумным решением мне видится та или иная форма справедливого вознаграждения для авторов со стороны бенефициаров ИИ-индустрии.
Заместитель председателя ВЭБ.РФ Игорь Дроздов отметил, что обучение ИИ-систем основано на использовании в том числе произведений, охраняемых авторским правом:
- При обучении систем искусственного интеллекта результаты интеллектуальной деятельности используются, как правило, без согласия авторов и выплаты им вознаграждения. Это несправедливо, учитывая, что вклад авторов таких произведений в создание контента, генерируемого искусственным интеллектом, довольно значительный. Необходимо разработать механизм, который позволит правообладателям получать справедливое вознаграждение за использование охраняемых произведений для обучения искусственного интеллекта.
По словам Игоря Дроздова, конкретный механизм такой компенсации может обсуждаться, однако в правовом отношении не должно оставаться никакой двусмысленности: обучение ИИ на охраняемых объектах авторского права — это использование результатов интеллектуальной деятельности, подразумевающее выплату вознаграждения правообладателям.
Еще в 60-е годы в Германии начали взимать взносы за частное копирование с производителей бобин и аудиокассет, отметил модератор сессии президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев:
- Это в своем роде парадоксальный, но верный ход мысли: производство чистых бобин и кассет наносит экономический ущерб авторам, чья музыка на них еще не записана. Во Франции очнулись только в 1980-е, когда появились двухкассетники с функцией ускоренной записи. Учитывая колоссальную прибыль ИИ-индустрии за счет использования собственности вытесняемых с рынка труда авторов, сегодня ситуация куда драматичнее.
Если такой «сервис», как стационарный телефон, собирал первые 100 млн пользователей 75 лет, то нейросети DeepSeek на это хватило двух недель. Цифровизация и повсеместное распространение ИИ наносят авторам совершенно конкретный экономический ущерб, который подсчитали в НИУ «Высшая школа экономики». Директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг представил на заседании результат исследований — конкретные цифры потерь креативных специалистов из-за сокращения авторского заказа и замещения их объектов генеративными (подробнее об этом в материале ИнтерМедиа).
Наибольший ущерб будет предсказуемо нанесен писателям, поэтам, композиторам и художникам. К 2030 году до 30% их контента будет замещено генеративными объектами. В абсолютных цифрах лидируют IT и реклама и маркетинг — самые крупные рынки креативного сектора.
- Снижение порога входа, появление как большого числа непрофессиональных игроков, так и новых институциональных участников — тех же IT-компаний, — приводит к росту конкуренции за внимание потребителя и перераспределению доходов не в пользу креаторов, — отметил Леонид Гохберг.
Перераспределение доходов между IT-индустрией и СМИ — давняя боль медиа, заметил гендиректор «Ведомостей» Игнатий Павлов:
- Читатели видят всю необходимую информацию уже на странице поисковой выдачи, только треть заходит на сайт издания. Трафика с чат-ботов, несмотря на то что они указывают источники информации, как правило, нет вообще.
Пока что ядерной аудитории «Ведомостей» все еще интересно прочитать что-то интереснее четырех буллитов в чат-боте. А ИИ не может поехать на место событий, опросить ньюсмейкеров и экспертов, подмечать детали, читать между строк, что еще держит на плаву индустрию журналистики.
ИИ не более чем инструмент в руках промпт-инженера, отметил руководитель центра «Креатех» МГТУ им. Н.Э.Баумана Александр Гофман:
- В конечном счете за любым продуктом стоит человек, а ИИ — просто очередной виток автоматизации. В конце концов, согласно Концепции развития креативных индустрий к 2030 году этот сектор должен составить 6% ВВП. Трудно представить, как мы достигнем этой цели без использования ИИ». Однако модератор оспорил этот тезис: «Сгенерировать новую, но пустую и бесчеловечную экономику — не такую цель, кажется, мы себе ставили.
В то же время чрезмерное увлечение генеративным ИИ без учета интересов авторов, в одночасье лишающихся и денег, и признания, может завести нас в «отравленное озеро», где одни нейросети обучаются на творчестве других нейросетей, обратил внимание композитор Владимир Матецкий:
- Название нашей сессии — “Авторы на службе AI”. Но, конечно, самим авторам хотелось бы, чтобы все было наоборот. AI должен быть на службе у авторов. Поскольку авторы уже на службе у Господа Бога.
По словам Владимира Матецкого, сегодня аналитики все чаще предлагают вернуться к Карлу Марксу и дать отпор облачному капиталу, из-за которого авторы постоянно отдаляются от результатов своего творчества, теряют возможность контролировать их распространение и зарабатывать на них.
- На поляне много игроков, чьи интересы должны быть согласованы. Апеллировать к моральным ценностям в разговоре с акулами AI вряд ли уместно. А значит, нужно новое законодательство и органы государственного уровня, которые смогут его исполнить, — заключил он.
Reflex перезапустил «Ноябрь»: песня получила второе дыхание в новом макси-сингле
Группа Reflex выпустила 14 ноября 2025 года макси-сингл «Ноябрь 2025». В релиз вошли три новые версии культовой песни с обновлённым звучанием, пиано и фирменной эмоциональностью группы. Сингл стал новым прочтением одноимённой песни 2019 года, которая, по словам композитора и продюсера коллектива Вячеслава Тюрина, «заслуживает второго рождения».
- Я всегда сильно переживал, что такая прекрасная песня, как «Ноябрь», не находит своего слушателя. Это гениальная работа — и по тексту, и по музыке, она в самое сердце. Просто не хватало информации, рекламы и продвижения. Мы ведь инди-коллектив — всегда полагаемся только на себя, — говорит Тюрин.
Создавая обновлённое звучание, автор добавил в композицию симфонизм и новые пиано-партии, слегка изменив ритм-секцию и структуру. Так появилась пиано-версия, которая звучит мягче, глубже и эмоциональнее оригинала.
- Хотел, чтобы это стало подарком для слушателей. Я добавил красивые звуки пиано, кое-что изменил в аранжировке. Хотя где-то она повторяет оригинал, всё же это совсем другая песня.
Reflex остаются верны идее независимости и обращаются напрямую к слушателям:
- Мы надеемся, что “Ноябрь” найдёт отклик через стриминг — через любовь поклонников, лайки и прослушивания. Ведь каким-то образом мы завоевали свои шесть “Золотых граммофонов”!
По мнению Вячеслава Тюрина, песня «Ноябрь» — чистый радиоформат, созданный с той самой интонацией, по которой узнают Reflex. И этот релиз — напоминание о том, что творчество группы продолжается и сегодня.
- Чтобы было “как раньше”, надо слушать, что артист делает сейчас. Мы написали за последние годы более двухсот синглов — среди них точно есть “тот самый” хит. Нужно лишь услышать его снова, - говорит Вячеслав Тюрин.
Элли Гулдинг показала нового бойфренда в клипе «Destiny»
Элли Гулдинг представила 14 ноября 2025 года клип на свой недавний сингл «Destiny». В чувственном видео (режиссером которого выступила Флория Сигизмонди) 38-летняя британская певица снялась вместе со своим бойфрендом – 28-летним актером Бо Минниром, показав его во всей красе.
- Для меня «Destiny» – это ощущение, будто я наконец-то взяла под контроль свою сексуальность и отдалась Судьбе, чувствуя себя свободной, зная, что приз в каком-то смысле принадлежит мне, даже если этим призом было просто принятие своей судьбы с вином и сигаретой, - написала Гулдинг в соцсетях в день релиза. - Песня фокусируется на поверхностной, но интенсивной химии с человеком, который служил определённой цели, на абсолютной чувственности и отказе от страданий, и на том, насколько сильно это может ощущаться в этот момент, даже если это не любовь.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в начале года Элли официально развелась с мужем Каспаром Джоплингом, отцом ее 4-летнего сына Артура. Они впервые объявили о расставании в 2024 году. Бо – уже второе ее романтическое увлечение после развода. Миннир снимался в сериалах «Кокетка» и «Букмекер».
Рецензия на сборник «Лучшие песни» ВИА «Самоцветы» Юрия Маликова: Всё, что в жизни есть у меня
2025, ООО «Панчер», «Джем».
Оценка: 8 из 10.
У родителей была грампластинка с немудрёным названием «Самоцветы» - на обложке восемь участников и одна участница ВИА были сфотографированы через странный светофильтр, благодаря чему диск-гигант в обиходе именовался «Фиолетовый альбом». Пластинку включали дома довольно часто: мне тоже нравилось, так что, получив доступ к проигрывателю, я стал гонять музыку ВИА п/р Юрия Маликова самостоятельно. В принципе, для меня тот альбом так и остался по факту сборником лучших песен «Самоцветов». Уже гораздо позже я узнал, что диск был выпущен в 1973 году и вообще это дебютный LP коллектива. Дебютник был забит хитами почти под завязку: в нем было 11 треков, и 6 из них вошли в выпущенный в ноябре 2025-го сборник «Лучшие песни»: «Мой адрес – Советский Союз», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Налетели дожди» и «Горлица», которая выглядит весьма модно на фоне увлечения фолк-мотивами. Понятно, почему в свежий сборник не попала композиция на украинском языке «Чарiвна бойкiвчанка». Но непонятно, почему не вошло произведение «За того парня», одна из самых щемящих песен о Великой Отечественной войне.
Как бы то ни было, основу сборника составили самые ранние песни «Самоцветов». В середине 70-х в группе произошёл раскол, почти все музыканты ушли от Маликова и организовали ВИА «Пламя», но Юрий Фёдорович нашёл им замену и оставил ансамбль на плаву. По этой подборке можно судить, что несколько «лучших песен» были написаны уже с новым составом. В сборник попали самые жизнеутверждающие из них: «Всё, что в жизни есть у меня» и «Вся жизнь впереди», а также «Добрая примета», которую я бы лично в такие компиляции не включал. Есть ещё пара треков, вставленные в сборник будто бы специально для того, чтобы рецензенту было к чему попридираться. «Песня о дружбе» - ну вообще ни разу не хит. «Команда молодости нашей» - хит однозначный, но его кто только ни пел, и с «Самоцветами» он не очень ассоциируется. Наконец, в песне «Экипаж – одна семья» я узнал произведение, под которое маршировал в седьмом классе на «Зарнице»: «И тогда вода нам как земля…» - была наша отрядная песня, которую я после этого, кажется, нигде и не слышал. Но вместо неожиданной встречи с маршем из детства про военный флот я бы лучше погрустил под душевную «За того парня».
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
.jpg)