Итоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцом

Больше триллиона рублей потеряют авторы за пять лет из-за использования их произведений при обучении ИИ

IPQuorum.Музыка

Результаты исследования НИУ ВШЭ были представлены на пленарной сессии форума IPQuorum.Музыка. Согласно докладу «Исследование характера и расчет величины ущерба (потерь) авторов и иных правообладателей от использования систем искусственного интеллекта заказчиками и замещения объектов, созданных творческим трудом человека, генеративными объектами», проникновение генеративных объектов на рынок приведет к прямому финансовому ущербу авторам, который по ряду видов творческой деятельности достигнет в ближайшие четыре года критической отметки в 30%. Радикальное падение доходов будет обусловлено сокращением авторского заказа и появлением в дистрибуции «синтетической» музыки, литературы, графики и дизайна. От настоящего момента и до 2030 года творческие люди недосчитаются более 1 трлн руб.

- Мы решили посмотреть, что происходит на рынках креативных индустрий, с цифрами в руках, оценить прямые экономические эффекты от использования ИИ для конкретных творческих профессий. Аналогов этому исследованию нет, - заявил директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Он особо оговорился, что авторы исходили из технологической зрелости генеративных ИИ-систем на данный момент. Кроме того, исследователи сознательно вынесли за скобки позитивные эффекты внедрения ИИ.

Как отметил председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский, ущерб авторам мог бы компенсировать тот или иной вид «технологической ренты»:

- Вопрос не в том, останавливать или нет прогресс, а в том, что осмысленный и постоянный контроль векторов использования плодов прогресса – непреложная аксиома. Слом устоев и нарушение традиций – привычная рутина деятелей прогресса. Наша задача – создать рамки таких разрушений, ведь ломать – не строить, это весело и с песней. Однако сейчас в зоне риска основа нашей цивилизации – культура. Если труд авторов, тех самых живых авторов, на произведениях которых обучается ИИ, не будет должным образом вознаграждаться, история культуры остановится. Мы будем иметь дело лишь с бесконечными «перепевками» созданного ранее, а затем – с машинными вариациями на тему машинного творчества. Единственным разумным решением мне видится та ли иная форма справедливого вознаграждения для авторов со стороны.

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Игорь Дроздов отметил, что обучение ИИ-систем основано на использовании в том числе произведений, охраняемых авторским правом:

- При обучении систем искусственного интеллекта результаты интеллектуальной деятельности используются, как правило, без согласия авторов и выплаты им вознаграждения. Это несправедливо, учитывая, что вклад авторов таких произведений в создание контента, генерируемого искусственным интеллектом, довольно значительный. Необходимо разработать механизм, который позволит правообладателям получать справедливое вознаграждение за использование охраняемых произведений для обучения искусственного интеллекта.

По словам Игоря Дроздова, конкретный механизм такой компенсации может обсуждаться, однако, в правовом отношении не должно оставаться никакой двусмысленности: обучение ИИ на охраняемых объектах авторского права – это использование результатов интеллектуальной деятельности, подразумевающее выплату вознаграждения правообладателям.

Из материалов исследования следует, что меньше всего замещению созданных людьми произведений ИИ-генерацией подвержены те индустрии, где все еще критически необходимы живые люди: художники и фотографы, певцы и концертирующие музыканты, актеры и танцоры. Здесь доля генеративных объектов в общем объеме даже к 2030 году будет варьировать от 9 до 12%. Например, исследователи ВШЭ прогнозируют, что у режиссеров и хореографов доля контента, созданного с использованием ИИ вместо них, увеличится с 3,9% в 2025-м до 9% в 2030 году.

Однако радикально другая, критическая ситуация складывается в индустриях, где потребление контента в значительной степени происходит в цифровой среде. Переводчики, лингвисты, писатели, поэты, литераторы и журналисты, то есть все, кто создавал тексты, которые используются для обучения ИИ, недосчитаются 48 млрд рублей: если сегодня доля генеративных объектов в этих сферах колеблется от 0,4 до 4%, то к 2030 году она достигнет беспрецедентных28–30%. Не меньше пострадает музыкальная сфера: музыканты, певцы и композиторы на четырехлетнем горизонте также потеряют 48 млрд рублей– здесь доля сгенерированного «ИИ-композиторами» и «ИИ-исполнителями» контента с 5,5% к 2030 году взлетит до предельного уровня в 28%. Колоссальные по меркам индустрии потери в 31 млрд рублей также ожидают фотографов и художников.

Не останутся незатронутыми и те, кто своим трудом и талантом создает цифровые системы, – объем созданного «нечеловеком» программного кода вырастет более чем в два раза: с текущих12,7 до 26%. В итоге программисты недосчитаются 542 млрд рублей. Лишь немного на «пьедестале» потерпевших уступают им те, кто создает рекламу и занимается маркетингом. Их утраты составят 169,85 млрд рублей за пятилетку. Это прямо затронет творцов и креаторов, составляющих ядро крупнейших и наиболее алгоритмизированных индустрий– разработки программного обеспечения, маркетинга и рекламы.

Авторы исследования рассчитали ущерб в денежном выражении, просуммировав потери от сокращения найма на работу авторов и замещения в дистрибуции авторского контента. Вместо авторского заказа, адресованного, например, архитекторам, дизайнерам, писателям, музыкантам, фотографам и художникам, заказчики будут обращаться к «обученному ИИ». То же будет происходить на уровне потребления контента: даже сейчас люди слушают музыку, смотрят видео и читают тексты, не задумываясь, как они были созданы, а то и сознательно наслаждаются «машинным продуктом».

Итоговая цифра ежегодных потерь авторов и правообладателей приблизится к 250 млрд рублей, а к 2030 году – то есть к дате, на которую ориентированы многие российские стратегические документы в сфере креативной экономики и творчества, – люди и компании, составляющие ядро творческой сферы страны, недосчитаются свыше 1 трлн рублей в результате использования созданных ими произведений при обучении ИИ.

Авторы исследования особо отметили, что обращения к российским нейросетям вроде «Шедеврума» или GigaChat составляют лишь 0,2% мирового трафика, а значит, доходы авторов и других правообладателей (на них приходится более 1% ВВП), составляющие «профит» от замещения человеческого творчества машинной генерацией, придутся на другие юрисдикции.

НИУ ВШЭ опирался в своем исследовании на материалы Росстата, доклад НИУ ВШЭ «Креативная экономика Москвы в цифрах», а также подходы Международной организации труда, представленные в докладе Generative AI andJobs («Классификация профессий по подверженности влиянию ИИ»). В дальнейшем ученые планируют продолжить свою работу с помощью репрезентативного опроса авторов с верификацией фактических доходов и перекрестной проверкой по внешним источникам.

Элли Гулдинг показала нового бойфренда в клипе «Destiny»

16.11.2025 11:54 Музыка Рубрика: Хроника
кадр из клипа

Элли Гулдинг представила 14 ноября 2025 года клип на свой недавний сингл «Destiny». В чувственном видео (режиссером которого выступила Флория Сигизмонди) 38-летняя британская певица снялась вместе со своим бойфрендом – 28-летним актером Бо Минниром, показав его во всей красе.

- Для меня «Destiny» – это ощущение, будто я наконец-то взяла под контроль свою сексуальность и отдалась Судьбе, чувствуя себя свободной, зная, что приз в каком-то смысле принадлежит мне, даже если этим призом было просто принятие своей судьбы с вином и сигаретой, - написала Гулдинг в соцсетях в день релиза. - Песня фокусируется на поверхностной, но интенсивной химии с человеком, который служил определённой цели, на абсолютной чувственности и отказе от страданий, и на том, насколько сильно это может ощущаться в этот момент, даже если это не любовь.

«ИнтерМедиа» напоминает, что в начале года Элли официально развелась с мужем Каспаром Джоплингом, отцом ее 4-летнего сына Артура. Они впервые объявили о расставании в 2024 году. Бо – уже второе ее романтическое увлечение после развода. Миннир снимался в сериалах «Кокетка» и «Букмекер».

Фото: кадр из клипа
Теги: клип, личная жизнь, Элли Гулдинг
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на сборник «Лучшие песни» ВИА «Самоцветы» Юрия Маликова: Всё, что в жизни есть у меня

обложка сборника

2025, ООО «Панчер», «Джем».

Оценка: 8 из 10.

У родителей была грампластинка с немудрёным названием «Самоцветы» - на обложке восемь участников и одна участница ВИА были сфотографированы через странный светофильтр, благодаря чему диск-гигант в обиходе именовался «Фиолетовый альбом». Пластинку включали дома довольно часто: мне тоже нравилось, так что, получив доступ к проигрывателю, я стал гонять музыку ВИА п/р Юрия Маликова самостоятельно. В принципе, для меня тот альбом так и остался по факту сборником лучших песен «Самоцветов». Уже гораздо позже я узнал, что диск был выпущен в 1973 году и вообще это дебютный LP коллектива. Дебютник был забит хитами почти под завязку: в нем было 11 треков, и 6 из них вошли в выпущенный в ноябре 2025-го сборник «Лучшие песни»: «Мой адрес – Советский Союз», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру», «Не повторяется такое никогда», «Налетели дожди» и «Горлица», которая выглядит весьма модно на фоне увлечения фолк-мотивами. Понятно, почему в свежий сборник не попала композиция на украинском языке «Чарiвна бойкiвчанка». Но непонятно, почему не вошло произведение «За того парня», одна из самых щемящих песен о Великой Отечественной войне.

Как бы то ни было, основу сборника составили самые ранние песни «Самоцветов». В середине 70-х в группе произошёл раскол, почти все музыканты ушли от Маликова и организовали ВИА «Пламя», но Юрий Фёдорович нашёл им замену и оставил ансамбль на плаву. По этой подборке можно судить, что несколько «лучших песен» были написаны уже с новым составом. В сборник попали самые жизнеутверждающие из них: «Всё, что в жизни есть у меня» и «Вся жизнь впереди», а также «Добрая примета», которую я бы лично в такие компиляции не включал. Есть ещё пара треков, вставленные в сборник будто бы специально для того, чтобы рецензенту было к чему попридираться. «Песня о дружбе» - ну вообще ни разу не хит. «Команда молодости нашей» - хит однозначный, но его кто только ни пел, и с «Самоцветами» он не очень ассоциируется. Наконец, в песне «Экипаж – одна семья» я узнал произведение, под которое маршировал в седьмом классе на «Зарнице»: «И тогда вода нам как земля…» - была наша отрядная песня, которую я после этого, кажется, нигде и не слышал. Но вместо неожиданной встречи с маршем из детства про военный флот я бы лучше погрустил под душевную «За того парня».

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

Megadeth заявили в новом клипе, что им всё равно

15.11.2025 19:58 Музыка Рубрика: Хроника
обложка сингла

Группа Megadeth представила 14 ноября 2025 года новый сингл «I Don’t Care» и клип на него. Действие видео, снятого режиссёром Китом Джеем Леманом, происходит в экстрим-парке, где развлекается и отрывает компанию скейтеров и неформалов.

- Сколько раз вы хотели сказать это кому-нибудь? — обратился к фанатам фронтмен Дэйв Мастейн в пресс-релизе. - Я знаю, что вы хотите! В глубине души, если бы у нас хватило смелости, мы бы чаще говорили людям: «Мне всё равно».

Мастейн также рассказал, что идея песни зародилась во время работы над предыдущим альбомом Megadeth, «The Sick, The Dying… And The Dead!» (2022).

«I Don’t Care» стал вторым синглом (после «Tipping Point») с финального альбома «Megadeth», который группа выпустит 23 января 2026 года.. Поклонники также могут рассчитывать на включение в пластику новой версии песни Metallica «Ride the Lightning», которую Мастейн написал в соавторстве, ещё будучи участником этого коллектива. Помимо выпуска своего последнего альбома, Megadeth планируют отправиться в прощальный тур, который начнётся в будущем году, хотя Мастейн недавно заявил, что он может продлиться до пяти лет.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, Megadeth
β 16+