Евгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцомВалерия Ланская вышла замуж за кинокомпозитораВанесса Кирби стала мамойУмер лидер группы Green Grey Андрей ЯценкоУмер гитарист классического состава Kiss Эйс ФрейлиHollywood Undead отказались от концертов в РоссииУмерла актриса Дайан КитонОксана Самойлова подала на развод с ДжиганомУмер Ефрем АмирамовУмер исполнитель русского шансона Алексей Стёпин

Больше триллиона рублей потеряют авторы за пять лет из-за использования их произведений при обучении ИИ

IPQuorum.Музыка

Результаты исследования НИУ ВШЭ были представлены на пленарной сессии форума IPQuorum.Музыка. Согласно докладу «Исследование характера и расчет величины ущерба (потерь) авторов и иных правообладателей от использования систем искусственного интеллекта заказчиками и замещения объектов, созданных творческим трудом человека, генеративными объектами», проникновение генеративных объектов на рынок приведет к прямому финансовому ущербу авторам, который по ряду видов творческой деятельности достигнет в ближайшие четыре года критической отметки в 30%. Радикальное падение доходов будет обусловлено сокращением авторского заказа и появлением в дистрибуции «синтетической» музыки, литературы, графики и дизайна. От настоящего момента и до 2030 года творческие люди недосчитаются более 1 трлн руб.

- Мы решили посмотреть, что происходит на рынках креативных индустрий, с цифрами в руках, оценить прямые экономические эффекты от использования ИИ для конкретных творческих профессий. Аналогов этому исследованию нет, - заявил директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Он особо оговорился, что авторы исходили из технологической зрелости генеративных ИИ-систем на данный момент. Кроме того, исследователи сознательно вынесли за скобки позитивные эффекты внедрения ИИ.

Как отметил председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский, ущерб авторам мог бы компенсировать тот или иной вид «технологической ренты»:

- Вопрос не в том, останавливать или нет прогресс, а в том, что осмысленный и постоянный контроль векторов использования плодов прогресса – непреложная аксиома. Слом устоев и нарушение традиций – привычная рутина деятелей прогресса. Наша задача – создать рамки таких разрушений, ведь ломать – не строить, это весело и с песней. Однако сейчас в зоне риска основа нашей цивилизации – культура. Если труд авторов, тех самых живых авторов, на произведениях которых обучается ИИ, не будет должным образом вознаграждаться, история культуры остановится. Мы будем иметь дело лишь с бесконечными «перепевками» созданного ранее, а затем – с машинными вариациями на тему машинного творчества. Единственным разумным решением мне видится та ли иная форма справедливого вознаграждения для авторов со стороны.

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Игорь Дроздов отметил, что обучение ИИ-систем основано на использовании в том числе произведений, охраняемых авторским правом:

- При обучении систем искусственного интеллекта результаты интеллектуальной деятельности используются, как правило, без согласия авторов и выплаты им вознаграждения. Это несправедливо, учитывая, что вклад авторов таких произведений в создание контента, генерируемого искусственным интеллектом, довольно значительный. Необходимо разработать механизм, который позволит правообладателям получать справедливое вознаграждение за использование охраняемых произведений для обучения искусственного интеллекта.

По словам Игоря Дроздова, конкретный механизм такой компенсации может обсуждаться, однако, в правовом отношении не должно оставаться никакой двусмысленности: обучение ИИ на охраняемых объектах авторского права – это использование результатов интеллектуальной деятельности, подразумевающее выплату вознаграждения правообладателям.

Из материалов исследования следует, что меньше всего замещению созданных людьми произведений ИИ-генерацией подвержены те индустрии, где все еще критически необходимы живые люди: художники и фотографы, певцы и концертирующие музыканты, актеры и танцоры. Здесь доля генеративных объектов в общем объеме даже к 2030 году будет варьировать от 9 до 12%. Например, исследователи ВШЭ прогнозируют, что у режиссеров и хореографов доля контента, созданного с использованием ИИ вместо них, увеличится с 3,9% в 2025-м до 9% в 2030 году.

Однако радикально другая, критическая ситуация складывается в индустриях, где потребление контента в значительной степени происходит в цифровой среде. Переводчики, лингвисты, писатели, поэты, литераторы и журналисты, то есть все, кто создавал тексты, которые используются для обучения ИИ, недосчитаются 48 млрд рублей: если сегодня доля генеративных объектов в этих сферах колеблется от 0,4 до 4%, то к 2030 году она достигнет беспрецедентных28–30%. Не меньше пострадает музыкальная сфера: музыканты, певцы и композиторы на четырехлетнем горизонте также потеряют 48 млрд рублей– здесь доля сгенерированного «ИИ-композиторами» и «ИИ-исполнителями» контента с 5,5% к 2030 году взлетит до предельного уровня в 28%. Колоссальные по меркам индустрии потери в 31 млрд рублей также ожидают фотографов и художников.

Не останутся незатронутыми и те, кто своим трудом и талантом создает цифровые системы, – объем созданного «нечеловеком» программного кода вырастет более чем в два раза: с текущих12,7 до 26%. В итоге программисты недосчитаются 542 млрд рублей. Лишь немного на «пьедестале» потерпевших уступают им те, кто создает рекламу и занимается маркетингом. Их утраты составят 169,85 млрд рублей за пятилетку. Это прямо затронет творцов и креаторов, составляющих ядро крупнейших и наиболее алгоритмизированных индустрий– разработки программного обеспечения, маркетинга и рекламы.

Авторы исследования рассчитали ущерб в денежном выражении, просуммировав потери от сокращения найма на работу авторов и замещения в дистрибуции авторского контента. Вместо авторского заказа, адресованного, например, архитекторам, дизайнерам, писателям, музыкантам, фотографам и художникам, заказчики будут обращаться к «обученному ИИ». То же будет происходить на уровне потребления контента: даже сейчас люди слушают музыку, смотрят видео и читают тексты, не задумываясь, как они были созданы, а то и сознательно наслаждаются «машинным продуктом».

Итоговая цифра ежегодных потерь авторов и правообладателей приблизится к 250 млрд рублей, а к 2030 году – то есть к дате, на которую ориентированы многие российские стратегические документы в сфере креативной экономики и творчества, – люди и компании, составляющие ядро творческой сферы страны, недосчитаются свыше 1 трлн рублей в результате использования созданных ими произведений при обучении ИИ.

Авторы исследования особо отметили, что обращения к российским нейросетям вроде «Шедеврума» или GigaChat составляют лишь 0,2% мирового трафика, а значит, доходы авторов и других правообладателей (на них приходится более 1% ВВП), составляющие «профит» от замещения человеческого творчества машинной генерацией, придутся на другие юрисдикции.

НИУ ВШЭ опирался в своем исследовании на материалы Росстата, доклад НИУ ВШЭ «Креативная экономика Москвы в цифрах», а также подходы Международной организации труда, представленные в докладе Generative AI andJobs («Классификация профессий по подверженности влиянию ИИ»). В дальнейшем ученые планируют продолжить свою работу с помощью репрезентативного опроса авторов с верификацией фактических доходов и перекрестной проверкой по внешним источникам.

Гран-при фестиваля «Индюшата» получила группа «Вглубь тумана»

13.11.2025 20:02 Музыка Рубрика: Хроника
предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль «Индюшата-2025» прошел 11 и 12 ноября в пространстве «Звук Студио» от HiFi-стриминга Звук. За два дня финалов на сцену вышло 11 коллективов: 10 конкурсантов и 1 спецгость - нижегородский музыкант и саунд-продюсер Panacea’. Главный приз – пиар-поддержку от агентства «Кушнир продакшн» – получила группа «Вглубь тумана».

«Вглубь тумана» – молодая московская группа, играющая атмосферный арт-рок с объемным звучанием, погрузивший жюри и зрителей в чувственный и даже шаманский мир. Выступление коллектива реанимировало те традиции жанра, когда рок был не просто музыкой, а религией. При обсуждении группы эксперты отмечали «убийство всех правил жанра», «лютый и качественный минимализм», а вокалистку Евгению Левченко описывали как «нечто среднее между фолк-дивой и взбесившейся фурией с сильным животным началом». Плотно заниматься этим проектом и взбираться по лестнице музыкальной карьеры участники группы начали два года назад. В своей речи во время награждения Евгения подчеркнула, что главное - не опускать руки и работать каждый день. Достичь успеха может только тот, кто прикладывает усилия, кто уверен в себе и кто никогда не прекращает мечтать. «Мы верим, что за облаками всегда есть свет, и вместе мы найдем этот выход. Погрузитесь в музыку, чтобы увидеть свет сквозь туман» - так ребята говорят о своей миссии.

Спецпризы от партнёров фестиваля получили и многие другие конкурсанты, эксперты отмечали достойный уровень и нестандартный состав финалистов этого года. Группа «Песни космических п/енс/ионеров» устроила на сцене настоящее костюмированное шоу про судьбы инженеров-конструкторов, «Веер» возродил атмосферу концертов легендарных британских бэндов, а Lampochka & Abazhur парадоксальным образом привезли в Москву из Петербурга солнечный свет и очень тёплое выступление.

Основатель «Индюшат», медиапродюсер Александр Кушнир подчеркивает идеологию мероприятия:

- Очень важно заметить, что «Индюшата» — это точно фестиваль музыки не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Это в первую очередь фестиваль идей! Как правило, все выступления немножко сырые, но очень свежие. Я за эту свежесть продам душу, почку и всю недвижимость своих друзей.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: Индюшата
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Стас Михайлов поздравит женщин 8 марта

13.11.2025 17:50 Музыка Рубрика: Анонсы
Илья Золкин

Концерт Стаса Михайлова с программой «Всё для тебя» состоится 8 марта 2026 года в «Live Арене». Идея праздничной программы родилась не случайно: на протяжении многих лет Михайлов участвовал в бесконечной череде поздравлений к международному женскому дню. Сольный концерт-поздравление назрел. Ради него певец решил прервать традицию выступлений в свой собственный день рождения в апреле и сконцентрироваться на поздравлении главной половины человечества.

- Я всегда говорил, что надо радовать наших любимых женщин не только 8 марта, надо каждый день говорить, что любишь, что-то приятное, делать внезапные сюрпризы, показывать в общем свои чувства, своё отношение. И поэтому, когда сейчас мы начали готовить праздничную программу, сразу же появилось весеннее настроение. Так что Бог даст, мы промчимся сквозь осеннюю пору и сквозь зиму с этим настроением и сможем 8 марта порадовать всех наших любимых, приходите обязательно, это ваш концерт, - говорит Стас Михайлов.

Программа праздничного концерта вберёт в себя три десятка любимых песен. Кроме того, на концерте планируют снять некоторые эпизоды из художественного фильма, который расскажет о нелёгком пути артиста к его любимым зрителям.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Концерты Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna пройдут в Москве

13.11.2025 16:39 Музыка Рубрика: Анонсы
Никита Чунтомов/предоставлено организаторами мероприятия

Серию концертов классической музыки от оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса проведет 10-13 декабря 2025 декабря «Афиша».

10 декабря в Малом зале консерватории камерный ансамбль солистов musicAeterna представит программу «Chiaroscuro» – музыкальный диалог света и тени, вдохновленный одноименным произведением Гии Канчели. В ней французская и российская музыка XX века соединяются в единую драматургическую арку от Мийо и Равеля до Шнитке и Прокофьева.

11 и 12 декабря в Большом зале консерватории состоится центральное событие программы – симфоническая программа «Кольцо без слов» по мотивам тетралогии Рихарда Вагнера. Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит сюиту Лорина Маазеля, где все ключевые лейтмотивы «Кольца Нибелунга» звучат как самостоятельное симфоническое полотно.

13 декабря в Рахманиновском зале будет представлена программа «Бах и джаз» ансамбля musicAeterna Brass под художественным руководством Павла Курдакова. В ней барочная строгость Баха соединяется с ритмической свободой джаза.

Эта серия концертов продолжает развитие «Афиши» как организатора собственных мероприятий. Компания становится продюсером не только одного из крупнейших музыкальных фестивалей, но и масштабных академических событий, представляющих мировые коллективы и актуальные интерпретации классического репертуара.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: Никита Чунтомов/предоставлено организаторами мероприятия
Теги: Теодор Курентзис, musicAeterna, анонс концертов
β 16+