Дэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцомВалерия Ланская вышла замуж за кинокомпозитораВанесса Кирби стала мамойУмер лидер группы Green Grey Андрей ЯценкоУмер гитарист классического состава Kiss Эйс ФрейлиHollywood Undead отказались от концертов в РоссииУмерла актриса Дайан КитонОксана Самойлова подала на развод с Джиганом

Это невероятно, но к 110-летию Георгия Свиридова зрители услышат сразу три премьеры его произведений

26.08.2025 13:24 Музыка Рубрика: Хроника
из архива Александра Белоненко

110-летие великого русского композитора Георгия Свиридова будет отмечено шумно и значительно – тремя мировыми премьерами его произведений, долгие годы ждавшими своего часа, да еще и подкрепленными выпуском аудиозаписей и нот, широкой медиакампанией. Как уже сообщало ИнтерМедиа, всё это – составляющие проекта «Время, вперед!», организованного музыкальным издательством «Панчер» и поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Главный человек, радеющий за наследие композитора, – его племянник, музыковед, профессор Александр Белоненко. Он рассказал Евгении Кривицкой («Музыкальная жизнь»), как продвигается изучение рукописей и какие сложности поджидают исследователей на этом пути.

Георгий Васильевич ушел из жизни в 1998 году – уже больше четверти века назад, – но до сих пор находятся его незаконченные сочинения. Как это происходит? Как вы обнаруживаете эти партитуры, фрагменты? Как ведется работа с архивом?

Говорить, что мы именно сейчас находим неизвестные сочинения, не совсем верно. Еще в 2001 году я выпустил нотографический справочник, где бегло описал все сочинения Георгия Свиридова – как уже изданные, так и неопубликованные, архивные. Поэтому о существовании произведений, премьеры которых состоятся осенью, было известно давно. Вся беда с архивом заключается в том, что Георгий Васильевич сочинял музыку не так, как, например, Дмитрий Шостакович, который долго обдумывал, а потом садился за стол и писал (и, кстати, пытался и Свиридова научить так работать). Свиридов же сочинял музыку прямо за роялем.

При этом он умудрялся одно и то же сочинение шлифовать и записывать в десятках вариантов. Сохранились рабочие тетради нотных записей по 120 страниц, и на каждой странице можно найти по 3-4 сочинения в набросках.

Нам эти эскизы, как осколки, надо идентифицировать, соединять и собирать в целостные композиции. Это очень сложная текстологическая работа, поэтому дело движется не быстро.

Звуковой архив Свиридова – это отдельная тема, в нем больше 230 сочинений, которые он сам поет и играет. Он постоянно делал для себя такие рабочие записи.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших находках.

К примеру, мне удалось издать «Песни странника», которые Георгий Свиридов написал зимой 1941 года в эвакуации в Новосибирске. За основу он взял стихи китайских поэтов. Почему? Сам он объяснял это тем, что Новосибирск близок к востоку, но я думаю, что роль сыграло еще и то, что в это время в Новосибирске находился в эвакуации Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, в том числе музыковед Иван Соллертинский. Свиридов с ним близко общался и благодаря ему познакомился в библиотеке оркестра с симфониями Малера.

То есть это влияние «Песни о земле»?

Думаю, импульс шел именно от этого малеровского сочинения, Георгий Васильевич очень его любил.

Возвращаясь к вашему вопросу об архиве, моя главная задача – хотя бы просто описать все нотные рукописи. Их более десяти тысяч, это большой труд! Я начал, но вряд ли успею его закончить, кто-то будет уже после меня этим заниматься.

А где хранятся рукописи? Есть ведь Национальный Свиридовский фонд, но это частный архив. То есть вы ни в Российский государственный архив литературы и искусства, ни в другой госархив не отдавали их?

АБ Да, у нас давно уже идут разговоры о том, что надо это сделать, но пока что мы пытаемся решить вопрос о создании Музея Георгия Свиридова в Курской области, в его родном Фатеже, и сделать его филиалом Российского национального музея музыки. Если это получится, то мы в Музей музыки передадим личный архив композитора, в том числе и нотную часть, хранящуюся сейчас у нас с братом в Санкт-Петербурге.

Кстати, в 2013 году я передал в Курск практически полную обстановку кабинета и столовой Георгия Васильевича. Они находятся в ведении Этнографического музея, который сейчас получает новое помещение – здание бывшей школы, где, кстати, Георгий Свиридов учился. Там временно будет открыта экспозиция и выставлены эти предметы.

2 октября готовится премьера оратории «Семь песен о России». Я прочла в анонсах, что она осталась в виде рукописных автографов клавира с указанием музыкальных инструментов и набросков в партитуру. Вы привлекли композитора Алексея Сюмака к реконструкции полной партитуры. Почему именно его? По какому принципу вы выбираете партнеров?

Прежде всего я хочу подчеркнуть, что в преддверии 110-летия Георгия Свиридова хочу представить позднее, зрелое его творчество. Все привыкли к идиллической «Метели», плакатной теме «Время, вперед!», но все это уже набило оскомину. А вот цикл «Барка жизни», оратория «Семь песен о России» рисуют совсем другой портрет автора. Эти сочинения, как и цикл «Петербург», объединены поэзией Александра Блока, к которой композитор начал обращаться с середины 1960-х годов.

К оратории Георгий Васильевич подступался еще в 1965 году – он сделал записи отдельных частей, не ограничился этим. Сначала это были «Пять песен о России», затем замысел расширился – и получилось «Семь песен о России», потом он «рассыпал» эту ораторию и сделал «Песни о России» из четырех кантат. У него была идея сочинить некую «мистерию» с чтением отдельных произведений Блока, выдержек из его статей и писем. Но из этого ничего не получилось. А вот «Семь песен о России» – это более-менее сохранившийся корпус текстов. Он дошел до нас прежде всего в виде беловой рукописи клавира, где к основному тексту добавлены дополнительные голоса, выписаны указания музыкальных инструментов.

Что касается Алексея Сюмака, то не я его нашел, а он меня, и произошло это совершенно случайно (хотя, кто знает, в жизни ничего случайного не бывает). Дело в том, что он сотрудничал с Теодором Курентзисом, и для Дягилевского фестиваля в Перми сделал любопытнейшую вещь: взял «Отчалившую Русь» (одно из последних произведений Георгия Свиридова, где-то конец 1970-х – начало 1980-х) – и сам, на свой страх и риск, сделал версию для инструментального ансамбля. Написал свою инструментовку и привлек удивительного певца, контратенора Андрея Немзера, страстно влюбленного в творчество Георгия Свиридова. Конечно, когда я узнал об этом, то ошалел. Но я поехал в Пермь, послушал, как это получилось, и был потрясен, насколько это было здорово. Вот так мы и познакомились.

Когда встал вопрос о воссоздании оратории «Семь песен о России», я обратился к Алексею, и он взялся за эту работу.

24 сентября в зале «Зарядье» состоится мировая премьера одного номера из хорового цикла «Песнопения и молитвы», с которым, как я слышала, также связана детективная история.

В 2002 году я опубликовал «Песнопения и молитвы», взяв за основу рукопись, находившуюся в издательстве «Музыка», – ее подготовил сам Георгий Свиридов. Но потом, когда у меня на руках очутились материалы архива, я обомлел: оказалось, что «Песнопения и молитвы» были только частью огромной – из 56 номеров – оратории для солистов, хора и оркестра под условным названием «Из литургической поэзии». Оратория так и осталась незаконченной, кроме одного большого фрагмента – 27 хоров без сопровождения. Они были практически все записаны целиком в нотах, и сам автор составил из них композицию хорового цикла, разбил на части, дал название «Песнопения и молитвы» и подготовил к изданию 19 номеров. Среди рукописей, занимавших несколько ящиков, мне удалось найти композиционный план, записанный рукой Георгия Свиридова, и выяснилось, что в цикле должно было быть пять частей. Рукопись номеров пятой части сохранилась в более-менее чистовой записи, правда, в нескольких редакциях. На свой страх и риск я выбрал варианты и издал все пять частей, 26 номеров. Кроме одного хора – он не был записан на бумаге целиком. Впоследствии придется это все, конечно, переиздавать с академическими комментариями.

Как я понимаю, вам пришлось недостающий хор восстанавливать по аудиозаписи?

Действительно, хор «Благослови, душе моя, Господа» из четвертой части практически не был записан на бумаге. На наше счастье, сохранились эскизы начала и конца сочинения, из чего стала понятна оркестровка. Потом у меня на руках был «Молитвослов» издания YMCA Press, из которого композитор брал текст и редактировал его. Поверх текста 102-го псалма он наметил форму песнопения. Но самое главное – сохранилась кассета, где Георгий Свиридов полностью поет одну партию и играет остальные голоса на рояле. Я должен подчеркнуть, что звуковой архив композитора – это отдельная тема, в нем больше 230 сочинений, которые он сам поет и играет. Он постоянно делал для себя такие рабочие записи.

Вам помогал в подготовке этого цикла хормейстер Самарского театра оперы и балета Максим Пожидаев?

Да, дело в том, что Максима я знал еще с конца 1980-х, когда был проректором Ленинградской консерватории, – он тогда учился в аспирантуре. И вот теперь он помог мне по крохам восстановить хор «Благослови, душе моя, Господа». Это грандиозное произведение, завершающее четвертую часть «Из Ветхого Завета» и находящееся в точке золотого сечения хорового цикла. Теперь эта часть впервые прозвучит полностью, все четыре номера. В том числе я жду мировой премьеры хора «Благослови, душе моя, Господа» в исполнении «Мастеров хорового пения» под управлением Льва Конторовича.

В «Зарядье» прозвучит только одна, четвертая часть из цикла. А исполняются ли отдельные номера или части цикла вне светских концертов?

Да, их даже стали адаптировать для церковных клиросов. Первый, кто это начал делать, – Илья Толкачев, регент храма Христа Спасителя. Он взял «Рождественскую песнь» и «Странное Рождество видевше», где Георгий Свиридов сохранил текст в неприкосновенности, и начал исполнять на службах.

Композитор редактировал канонические тексты, стараясь делать их понятными для современного слушателя. Он замышлял свое сочинение, по собственным словам, как «духовное по содержанию и светское по форме», то есть не как богослужебную музыку, а именно концертное произведение. И в таком качестве цикл сейчас исполняют многие хоры – как в России, так и за рубежом. Но главный исполнитель, конечно, – Владислав Чернушенко и его хор Санкт-Петербургской капеллы, потому что именно он готовил это сочинение вместе с композитором.

Еще одна премьера, 30 сентября, – второй редакции (вернее, даже переработки) Симфонии для струнных 1940 года. С ней связана какая-то предыстория?

После кончины Георгия Васильевича и его супруги Эльзы Густавовны ко мне обратились помощники Юрия Башмета и рассказали, что Эльза Густавовна обещала ему какую-то рукопись Георгия Свиридова. Я долго ломал голову, потому что не находил ничего для альта, но потом вспомнил, что есть Симфония. Она была сочинена, когда композитор был еще студентом консерватории, в 1940 году. Он и сам, как я понимаю, относился к ней неравнодушно, и Дмитрий Шостакович ее ценил.

Впервые она прозвучала во время Декады советской музыки в 1940 году, а повторно – в мае 1941-го. Было такое любопытнейшее событие – Выездной пленум оргкомитета Союза композиторов в Ленинграде, посвященный советскому симфонизму. И вот на этом пленуме в Большом зале Ленинградской государственной филармонии эту симфонию сыграли 13 мая. До войны оставалось сорок дней…

Сохранилась и рукопись с более поздней правкой – примерно конца 1980-х годов, где нотный текст автором расширен, и отдельно записана партия ударных.

В единую партитуру все это соединил Иван Александров – композитор, ученик Сергея Слонимского. Вот и получилось как бы новое сочинение, более масштабное (насколько это вообще применимо к масштабному творчеству Георгия Свиридова).

Юрий Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» сыграют Симфонию для струнных и ударных в рамках юбилейного концерта в Концертном зале имени Чайковского к 35-летию «Солистов Москвы». И, надеюсь, потом она не единожды прозвучит в этом сезоне.

Я так понимаю, впереди и другие открытия?

Веду переговоры с Валерием Гергиевым – предложил ему «Барку жизни» – кантату, которую Георгий Свиридов писал для Елены Образцовой. В рукописи остались все три части в клавире, но по фактуре понятно, что он готовил кантату для голоса с оркестром. Одну часть он изъял оттуда и вставил в «Петербург», и отдельно она тоже существует – это свиридовский хит «Невеста», который сохранился в виде полной авторской партитуры. Образцова часто пела «Невесту» под рояль с самим композитором и с пианистом Важей Чачавой.

Что касается первой части, «Барка жизни встала…», то она записана в клавире, но с указанием музыкальных инструментов.

Больше всего вопросов к последней части – «Ныне, полный блаженства, перед божьим чертогом…», – к которой я пока что нашел только клавир. Под фортепиано этот цикл пела Екатерина Семенчук с пианистом Семеном Скигиным, но музыка явно не рассчитана на аккомпанемент рояля, она значительно шире и богаче, хочется услышать ее в оркестровом звучании. Мой коллега, глава Национального Свиридовского фонда Андрей Чеснов привлек к инструментовке композитора из Севастополя Сергея Корра – и он сделал вариант партитуры, приближенный к стилистике Георгия Свиридова. Прошу Валерия Гергиева исполнить ее вместе с монологом «Гробница Кутузова» для баса соло, группы басов и симфонического оркестра на слова Пушкина. Мне бы очень хотелось, чтобы Валерий Абисалович взялся за такую программу и «вывел в люди» эту замечательную свиридовскую музыку.

(«Музыкальная жизнь», 25.08.25).

Партитуры: "Благослови, душе моя, Господа", "Симфония для струнных и ударных", "Семь песен о России".

«Уматурман» доказала, что все мы «Кузнецовы»

26.09.2025 11:05 Музыка Рубрика: Хроника
обложка сингла

Группа «Уматурман» представила новую песню «Кузнецовы» 26 сентября 2025 года. Цифровой релиз сингла осуществил лейбл Monolit. Песня представляет собой саундтрек к сериалу «Кузнецовы ТВ». В ней автор Владимир Кристовский доказывает, что «все мы — Кузнецовы».

«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера комедийного сериала «Кузнецовы ТВ» состоится на СТС 6 октября 2025 года. Главные роли в 16-серийном проекте исполнили Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Ольга Медынич, Юлианна Михневич и Арина Постникова.

Фото: обложка сингла
Теги: саундтрек, Уматурман, Кузнецовы ТВ
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Полина Гагарина помогла Bearwolf доказать, что «Один в поле воин»

26.09.2025 10:55 Музыка Рубрика: Хроника
обложка сингла

Премьера песни Полины Гагариной и Bearwolf «Один в поле воин» состоялась 26 сентября 2025 года. Кавер-версия была создана для недавнего выпуска шоу «Битва поколений», где Полина Гагарина представила собственную версию трека Bearwolf «Один в поле воин». Благодаря новой аранжировке, где главную роль играют ритмичные и мощные барабаны, композиция зазвучала ещё более драматично.

Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, выпуск шоу «Битва поколений» с участием Полины Гагариной и Bearwolf показал «Муз-ТВ» 20 сентября 2025 года.

Фото: обложка сингла
Теги: Полина Гагарина, кавер-версии, Bearwolf

Дмитрий Маликов предложил засыпать с улыбкой под «Pianomaniя. Platinum»

26.09.2025 10:45 Музыка Рубрика: Хроника
обложка альбома

Дмитрий Маликов выпустил альбом «Pianomaniя. Platinum» 26 сентября 2025 года. Цифровой релиз пластинки осуществило издательство «Джем». В альбом вошли 17 инструментальных треков с солирующим фортепиано Дмитрия Маликова. Некоторые из номеров («Индикатор», «Слезы Луны», «Сатурн улыбается» и «Летучий Голландец») записаны при участии «Звездного оркестра имени Юрия Гагарина».

- Ночь. Улица. Фонарь… релизим! «Pianomaniя. Platinum» – музыка, которая обнимает тебя. Засыпай с улыбкой на губах, - посоветовал в соцсетях Дмитрий Маликов.

«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера песни Дмитрия Маликова «Наш вояж» состоялась 1 августа 2025 года.

Фото: обложка альбома
Теги: Дмитрий Маликов, инструментальный альбом
β 16+