Тина Баркалая: «Хороший финал – это моя догма, с которой мне проще жить»
На 33-м фестивале российского кино "Окно в Европу" картина "Жемчуг", как уже сообщало ИнтерМедиа, заслужила первое место в зрительском голосовании и взяла ещё два приза. Режиссёр Тина Баркалая рассказала gazetametro.ru о своих принципах и чувствах
Зрители на премьере встретили ваш "Жемчуг" очень тепло, видно было, без преувеличения, что всем картина очень понравилась...
— Мы всё-таки делаем кино не для себя, это очень важно понимать. И важно путём любви к зрителю передать то, что ты хочешь сказать, и не отторгать его своим творческим "я так вижу". После "Сказок Гофмана" самое ценное для меня как режиссёра — это зритель. Мне пришло столько писем от совершенно незнакомых людей, что я не могу это не ценить. Наверное, это и есть тот, самый главный, взаимный обмен энергией, который должен быть, иначе можно лопнуть от того, что ты не можешь чем-то делиться.
Представляя фильм, вы сказали, что вам в кино близок сказочный реализм. Получается, что после "Сказок Гофмана" вы тоже сняли своеобразную сказку. Как вам кажется, вы следуете некоему тренду или, наоборот, его задаёте? И что такое, в вашем представлении, сказочный реализм?
— Я не люблю слово "тренд". Что это такое? По большому счёту, это некий запрос, который существует. У меня сейчас есть мой личный человеческий запрос на хороший финал. Это моя догма, с которой мне проще жить. Настолько всё в этой жизни зыбко, сложно и вообще становится как-то жестоко и опасно, что если я сейчас не смогу рассказать историю сказочным языком с надеждой на то, что будет хороший финал, то мне будет сложно существовать. Поэтому сказочный реализм — это абсолютно реальная история. Ведь что такое сказки? По большому счёту, это куча жестокостей: кто-то откусывает головы, кого-то зажаривают в печи и съедают. Это просто какой-то фильм ужасов, который, как правило, заканчивается достаточно неплохо, и у тебя в конце есть ощущение, что в любой истории, какой бы страшной она ни была, есть надежда на какое-то будущее. Мир сегодня поглотили болезни, войны, раздоры — как и в любой семье, в которой бывает разное, не только хорошее. И надежда на то, что может быть по-другому, что хорошие и плохие, самые разные люди могут в какой-то момент путём танца или чего-то другого объединиться, — это даёт мне надежду на жизнь, и эту идею, как я, опять же, надеюсь, я смогу передать остальным. Поэтому это не про тренды, это, наверное, про то, что чувствую я.
В каком-то смысле эта традиция оптимизма была и в советском кино и в определённый период она растерялась.
— Я очень её люблю, эту традицию. "Сказки Гофмана" — это именно сказки Гофмана: были у девочки красивые руки и потом их не стало. Но при этом она нашла себя и реализовалась. Она себя спасла, потому что нашла себя настоящую, и руки — это только внешнее. А "Жемчуг" про то, что жемчуг есть в каждом из нас, его просто надо поискать. Нельзя жить только негативом, нельзя постоянно кого-то в чём-то подозревать, и нельзя быть равнодушным — вот что самое главное. Для меня "Жемчуг" — это история про то, что равнодушие убивает семью. Этот фильм именно об этом. Приёмная девочка появилась в уже достаточно мёртвой семье, назовём это так. Это люди, которым не интересен, в принципе, даже собственный ребёнок и которые настоящим уже не живут, их чувства остались в прошлом. А надо жить настоящим и радоваться любому дню, который у тебя есть.
Жемчуг в фильме как сквозной символ: сначала мы видим дешёвые бусинки, потом они "превращаются" в дорогие серёжки, которые были похищены и возвращены... Почему именно жемчуг, какой смысл вы вложили в это? В славянской мифологии это слёзы...
— Это и слёзы, и в то же время некая жизнь, которую отнимают, вытаскивая из ракушки. Это жизнь, относительно которой человек присвоил себе право её нарушать — то есть это не совсем камень, или это живой камень. И для меня всё, что касается истории с жемчугом — это история про жизнь, которую ты пытаешься сделать камнем. Наверное, как-то так... Каждый может интерпретировать это по-своему, — как и лису, которая есть в фильме. В России лиса — это хитрое животное, которое обманывает и у кого-то что-то отнимает, а в Японии лиса — это мудрое существо, у которого девять жизней — в каждой стране по-разному. Для меня в этой истории лиса несёт мудрость. Плюс к этому добавляется мифология северных народов — в фильме действие разворачивается не только в Индии, но и в Ханты-Мансийске. Наличие местной мифологии — это то, что особым образом объединяет север России и Индию, это как холод и тепло...
А эта лиса случайно или нет похожа на шубу, которую героиня Светланы Ходченковой привозит из Ханты-Мансийска: шуба остаётся неподвижной на вешалке в гардеробной, а лиса бегает по дому?
— Каждый понимает так, как посчитает нужным. Может быть, здесь есть и смысл в жесте бабушки, которая, прощаясь с внучкой, гладит эту шубу, будто передавая ей своё напутствие и энергию, или это сама Елена, героиня Ходченковой, которая похожа на лисичку, или это девочка, которая своим приходом в семью всё в ней поменяла... Она как раз живёт в мире, который сама придумала, и он гораздо лучше того мира, в который она попала.
То есть у лисы нет однозначной трактовки?
— Она есть, но я её не раскрою. Я жду, когда начнётся прокат, чтобы узнать, что увидят зрители, мне это очень интересно.
Индия как страна мечты героини появилась в сюжете сразу или нет?
— Это стечение обстоятельств. Мой фильм "Сказки Гофмана" стал первым дебютом в истории 54-го Международного кинофестиваля в Гоа, который попал в основную программу. Я была так счастлива, что мой фильм находится среди 10 картин корифеев, на счету которых не одна Каннская пальмовая ветвь, что у меня было ощущение, что я нахожусь в какой-то сказке. И в этот момент мой продюсер и подруга Катя Филиппова предложила мне сценарий "Жемчуга". В тексте была другая страна, но Катя предложила поменять мне её на Индию. И я, находясь там, сразу согласилась, потому что там было ощущение, что это именно то, что нужно. И потом, вы же понимаете, что такое для советского человека индийское кино. Если взять Африку или Мексику, то мы же про это ничего не знаем — а про индийское кино мы знаем всё. Я помню себя девочкой, которая приезжала к бабушке на каникулы и которая знает, что значит ходить на индийский фильм 800 раз. Это кино, в котором всё понятно: кто хороший, а кто плохой, кто добрый, а кто злой. Это яркость и тепло, которые мы все помним. И поэтому захотелось вот этого болливудского кинематографа, запаха детства, запаха кинотеатра.
Когда бабушка в начале фильма достаёт куклу и называет её Митхунчик, это поймут только люди определённого поколения...
— Конечно, но даже если молодёжь не поймёт, им будет ясно, что речь идёт о чём-то индийском. Сейчас для молодёжи Индия — это Гоа, хотя она гораздо многообразнее и она бесконечно интересна. Мои несколько приездов туда отнюдь не позволяют мне говорить, что я достаточно знаю об Индии. Это настолько древняя и настолько энергетически сильная культура, что она способна влиять на всё.
Каково было работать в копродукции с индийцами и вообще в Индии?
— С точки зрения производства это было очень сложно. Каждый раз — целое приключение: как мы поедем, как будем снимать там, где никого не знаем, как вести съёмки в Тадж-Махале с армией на входе, где нельзя с собой проносить даже воду, и так далее. Но я всё время говорю своим коллегам: самое главное — подготовка. Мы очень готовились. У нас всегда есть план А и план Б. Кино — вещь пластичная, и когда ты снимаешь в другой стране (не в чужой, а именно в другой, все страны для меня — другие), то это особенно важно. Здесь другой менталитет, другая культура. Но при этом все кинематографисты — это люди одной крови, которые понимают друг друга с полувзгляда и всегда работают на идею. Люди, которые занимаются кино во всех странах мира — это люди, способные на героизм. Это самоотдача и подвиг каждый день. В Индии такие же прекрасные и самоотверженные кинематографисты, как и везде, никакой глобальной разницы в работе я не увидела — это люди, которые любят кинематограф.
Индия — родина астрологии, снимали вы почти сказку: было ли на съёмках что-то мистическое?
— Наверное, было, а, может, нет... У нас на съёмках разбивают тарелку, а в Индии — кокос. Это целая история. Они устраивают маленький храм, украшают его, кладут какие-то фрукты... И на съёмках в Индии мы тоже разбивали кокос. Всё бесконечно менялось в процессе — так же, как и здесь. Кино — это такая история, по которой тебя ведут: у нас менялись сцены, сценарий, потому что ты понимаешь, что не можешь произнести здесь этот текст, он должен быть другим, и так далее. У меня было очень мало свободного времени, чтобы гулять, наслаждаться Индией — у меня была только возможность смотреть, а что может быть круче для кинематографиста?
Вы сразу понимали, кто у вас будет в главных ролях?
— Конечно, нет. Наши актёры — это очень профессиональные люди, которые проходят все пробы, и у нас они тоже были. Конечно, мне были очень нужны и Светлана Ходченкова, и Евгений Цыганов, такие имена очень мотивируют продюсеров, но они так же проходили пробы. И я, зная их абсолютную востребованность, безумно им благодарна.
Фраза "Привет, малышка, моя жизнь — это вспышка" была в сценарии или кто-то её принёс?
— Нет, в тексте этого не было, но я очень искала такую деталь. Я не люблю, когда в кино о чём-то рассказывается в лоб: они поцеловались, значит, между ними что-то есть. У нас зрительское кино, но мы недооцениваем нашего зрителя: ему не надо всё разжёвывать. Здесь как в жизни: ты можешь догадаться о происходящем всего по одной фразе. Мне она была нужна, и её принесла наш второй режиссёр Ксения Кукина, которая однажды пришла и поздоровалась с нами словами: "Привет, малышки, моя жизнь — это вспышки". На что я тут же откликнулась: "Большое спасибо, это войдёт в сценарий".
Вы медийный человек — помогает ли ваша известность привлекать на съёмки фильмов звёзд и средства и даёт ли это больше творческой свободы?
— Если бы всё было так просто, то свой первый фильм я сняла бы не через несколько десятков лет после окончания ВГИКа, а гораздо раньше. В 17 лет я поступила во ВГИК, а в 19 лет получила уже порядка 28 международных призов, включая награду от Питера Гринуэя, за свои студенческие картины. Я долго работала в рекламе, но теперь закрыла рекламное агентство, всё бросила и начала свой путь в кино с нуля — даже с минуса. Я поняла, что я больше не могу, я выгорела, и теперь хочу заниматься тем, о чём мечтала всю жизнь. Я начала с чистого листа во всех смыслах — в прямом, в переносном, в финансовом. Кино — это достаточно снобская история. Так что я благодарна всем, кто в меня поверил. Знать человека и доверять ему в профессиональном смысле — это разные вещи.
Сегодня 75 лет Биллу Мюррею
ИнтерМедиа представляет календарь актуальных дат и важных событий на сегодня, завтра и послезавтра.
21 сентября 2025 года, воскресенье.
Евгений Миронов сыграет Ивана Ильича в новом спектакле Валерия Фокина.
«Триггер. Фильм» покажет Первый канал.
13 лет певице Анне-Марии Янковской.
29 лет певице Эрике Лундмоен.
30 лет актрисе Полине Ауг.
36 лет певцу Джейсону Деруло.
39 лет скрипачке Линдси Стирлинг.
41 год телеведущей Анне Кастеровой.
43 года актёру Александру Голубкову.
44 года участнику проекта Filatov & Karas Дмитрию Филатову.
49 лет актрисе Ольге Погодиной.
53 года певцу Лиаму Гэллахеру.
54 года актёру Люку Уилсону.
54 года участнику «Квартета И» Ростиславу Хаиту.
56 лет актёру Билли Портеру.
59 лет певице Ольге Арефьевой.
60 лет писателю Фредерику Бегбедеру.
60 лет актрисе Шерил Хайнс.
60 лет назад родился актёр Владимир Ябчаник (1965-2021).
64 года актрисе Нэнси Трэвис.
66 лет актёру Виктору Вержбицкому.
67 лет барабанщику группы «ЧайФ» Валерию Северину.
70 лет актёру Франсуа Клюзе.
75 лет Биллу Мюррею.
Уильям Джеймс Мюррей родился 21 сентября 1950 года в Иллинойсе. Американский актёр, комик, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Лауреат двух премий «Эмми», «Золотого глобуса» и BAFTA. Наиболее известен по ролям в фильмах «Охотники за привидениями» (1984), «Охотники за привидениями 2» (1989), «День сурка» (1993), «Ангелы Чарли» (2000), «Трудности перевода» (2003), «Сломанные цветы» (2005), «Охотники за привидениями: Наследники» (2021), «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (2023) и «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» (2024).
78 лет писателю Стивену Кингу.
78 лет актрисе Ольге Остроумовой.
91 год назад родился певец Леонард Коэн (1934-2016).
119 лет назад родился актёр Зиновий Гердт (1916-1996).
157 лет назад родилась актриса Ольга Книппер-Чехова (1868-1959).
159 лет назад родился писатель Герберт Уэллс (1866-1946).
22 сентября 2025 года, понедельник.
Александра Пахмутова устроит вечер-посвящение Николаю Добронравову.
Екатерина Стулова и Максим Лагашкин станут «Планетянами» на ТНТ.
Ургант и Подкаминская откроют винодельню на СТС.
Сериал «Рейс-314» с Максимом Лагашкиным покажет ТНТ.
27 лет балерине Элеоноре Севенард.
31 год актрисе Дарье Кашириной.
36 лет актёру Джону Бассу.
38 лет актёру Тому Фелтону.
39 лет актёру и режиссёру Уиллу Шарпу.
40 лет актрисе Татьяне Маслани.
49 лет солисту группы «Ломо» Сергею Ломоносову.
51 год певцу Дмитрию Скорикову.
52 года актрисе Марии Голубкиной.
63 года модельеру Виктории Андреяновой.
67 лет певцу Андреа Бочелли.
67 лет певице Джоан Джетт.
68 лет певцу Нику Кейву.
90 лет назад родился певец Виргилиюс Норейка (1935-2018).
150 лет назад родился художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис (1875-1911).
23 сентября, вторник.
Ким Брейтбург отметит 70-летие в «Москве».
31 год назад состоялся первый концерт группы «Чиж и Ко».
37 лет рэперу ST.
38 лет певице Анне Ворфоломеевой.
39 лет лидеру группы «Марсель» Стёпе Ледкову.
44 года актрисе Сабине Ахмедовой.
46 лет рэперу Гуфу.
47 лет актёру Энтони Маки.
49 лет актёру Робу Джеймсу-Кольеру.
55 лет назад умер актёр Бурвиль (1917-1970).
58 лет продюсеру Алёне Михайловой.
60 лет саксофонисту группы Billy’s Band Михаилу Жидких.
66 лет актёру Джейсону Александеру.
75 лет назад родился экстрасенс Юрий Лонго (1950-2006).
76 лет певцу Брюсу Спрингстину.
82 года певцу Хулио Иглесиасу.
89 лет драматургу Эдварду Радзинскому.
90 лет назад родилась актриса Райна Праудина (1935-2019).
95 лет назад родился актёр Иван Краско (1930-2025).
95 лет назад родился блюзмен Рэй Чарльз (1930-2004).
190 лет назад умер композитор Винченцо Беллини (1801-1835).
Сериал «Встать на ноги» стал лучшим на фестивале «Новый сезон»
Церемония закрытия и объявление лауреатов четвертого фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» состоялись 20 сентября 2025 года в Сочи на горном курорте «Роза Хутор». Победителей этого года определяли гости, участники и зрители смотра, которые голосовали за фильмы и сериалы в специальном ТГ-боте.
Самым ожидаемым сериалом был назван «Встать на ноги» Павла Тимофеева, а лучшим фильмом – «Семьянин» Дмитрия Власкина. Награду «Открытие «Нового сезона» от попечительского совета фестиваля получил режиссер-дебютант Мигель за сериал «Искусство падения». Специального приза удостоен сериал «Феофан», режиссер Илья Плотников (Start).
Актерские награды герой и героиня «Нового сезона» получили, соответственно, Гоша Куценко («Встать на ноги», Okko) и Анна Михалкова («Полураспад», Okko).
Приз в новой категории «Лучший трейлер платформы» получил онлайн-кинотеатр Kion. Победитель в этой номинации также удостаивается спецприза от «ВКонтакте» – гранта на широкое продвижение проектов, представленных на фестивале.
Сегодня 50 лет Азии Ардженто
ИнтерМедиа представляет календарь актуальных дат и важных событий на сегодня, завтра и послезавтра.
20 сентября 2025 года, суббота.
В Москве состоится конкурс «Интервидение».
Хабиб привезёт «Музon-тур» в «Москву».
Евгений Миронов сыграет Ивана Ильича в новом спектакле Валерия Фокина.
100-летие со дня рождения Кирилла Лаврова отметит Первый канал.
Фильм «Даниловский тупик» с Глафирой Тархановой и Иваном Батаревым покажет «Россия».
3 года назад погиб актёр Сергей Пускепалис (1966-2022).
20 лет назад умер продюсер Юрий Айзеншпис (1945-2005).
20 лет назад умер поэт Григорий Поженян (1922-2005).
22 года актёру Егору Абрамову.
23 года актёру Гэбриелу ЛаБеллю.
23 года назад погиб актёр Сергей Бодров-младший (1971-2002).
25 лет рэперу Moneyken.
32 года актёру Эльдару Калимулину.
38 лет актрисе Карине Андоленко.
38 лет актёру Антону Денисенко.
49 лет актёру Джону Бернталу.
49 лет актёру Грегори Монтелю.
49 лет актёру Арслану Мурзабекову.
50 лет Азии Ардженто.
Азия Ария Анна Мария Виттория Росса Ардженто родилась 20 сентября 1975 года в Риме. Итальянская актриса, кинорежиссёр, сценарист, писательница и певица.
51 год певице Кате Лель.
55 лет солистке группы Army Of Lovers Доминике Печински.
57 лет режиссёру Чаду Стахелски.
58 лет клавишнику группы «ДДТ» Константину Шумайлову.
59 лет гитаристу Нуно Беттанкуру.
59 лет сценаристу Ли Холлу.
62 года певцу Андрею Державину.
65 лет режиссёру Любови Аркус.
65 лет назад умерла балерина Ида Рубинштейн (1883-1960).
66 лет гитаристу группы «Ария» Сергею Попову.
77 лет писателю Джорджу Мартину.
91 год актрисе Софи Лорен.
103 года назад родился поэт Григорий Поженян (1922-2005).
21 сентября 2025 года, воскресенье.
Евгений Миронов сыграет Ивана Ильича в новом спектакле Валерия Фокина.
«Триггер. Фильм» покажет Первый канал.
13 лет певице Анне-Марии Янковской.
29 лет певице Эрике Лундмоен.
30 лет актрисе Полине Ауг.
36 лет певцу Джейсону Деруло.
39 лет скрипачке Линдси Стирлинг.
41 год телеведущей Анне Кастеровой.
43 года актёру Александру Голубкову.
44 года участнику проекта Filatov & Karas Дмитрию Филатову.
49 лет актрисе Ольге Погодиной.
53 года певцу Лиаму Гэллахеру.
54 года актёру Люку Уилсону.
54 года участнику «Квартета И» Ростиславу Хаиту.
56 лет актёру Билли Портеру.
59 лет певице Ольге Арефьевой.
60 лет писателю Фредерику Бегбедеру.
60 лет актрисе Шерил Хайнс.
60 лет назад родился актёр Владимир Ябчаник (1965-2021).
64 года актрисе Нэнси Трэвис.
66 лет актёру Виктору Вержбицкому.
67 лет барабанщику группы «ЧайФ» Валерию Северину.
70 лет актёру Франсуа Клюзе.
75 лет актёру Биллу Мюррею.
78 лет писателю Стивену Кингу.
78 лет актрисе Ольге Остроумовой.
91 год назад родился певец Леонард Коэн (1934-2016).
119 лет назад родился актёр Зиновий Гердт (1916-1996).
157 лет назад родилась актриса Ольга Книппер-Чехова (1868-1959).
159 лет назад родился писатель Герберт Уэллс (1866-1946).
22 сентября 2025 года, понедельник.
Александра Пахмутова устроит вечер-посвящение Николаю Добронравову.
Екатерина Стулова и Максим Лагашкин станут «Планетянами» на ТНТ.
Ургант и Подкаминская откроют винодельню на СТС.
Сериал «Рейс-314» с Максимом Лагашкиным покажет ТНТ.
27 лет балерине Элеоноре Севенард.
31 год актрисе Дарье Кашириной.
36 лет актёру Джону Бассу.
38 лет актёру Тому Фелтону.
39 лет актёру и режиссёру Уиллу Шарпу.
40 лет актрисе Татьяне Маслани.
49 лет солисту группы «Ломо» Сергею Ломоносову.
51 год певцу Дмитрию Скорикову.
52 года актрисе Марии Голубкиной.
63 года модельеру Виктории Андреяновой.
67 лет певцу Андреа Бочелли.
67 лет певице Джоан Джетт.
68 лет певцу Нику Кейву.
90 лет назад родился певец Виргилиюс Норейка (1935-2018).
150 лет назад родился художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис (1875-1911).
.jpg)