Обзор: «Джаз в СССР: краткая история советского джаза, или При чём здесь Горький и Умка»
2025, «Спасибо, послушаю».
Ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев за полчаса рассказывает всю историю советского джаза. Музыковеды такую беглость вряд ли одобрят, но YouTube-шоу – всё же другой жанр, больше развлекательный, чем просветительский. Тем не менее даже знатоки отечественной музыкальной истории наверняка найдут в выпуске что-то любопытное и новое для себя, а серьёзные исследователи джаза, возможно, возмутятся той лёгкостью, с которой Васильев «внедряет» джаз в советскую эстраду 60-х. Хотя, конечно, тут дело не в «Спасибо, послушаю»: джаз тогда прекрасно внедрял себя сам, превратившись из полузапрещённой «музыки для толстых» во всячески одобряемый властями почти что академический жанр, гораздо более близкий соцреализму, чем чуждая рок-музыка.
У советского джаза есть точная дата рождения: 1 октября 1922 года состоялся первый концерт джаз-банда под управлением Валентина Парнаха. Последний не играл на музыкальных инструментах, но писал стихи и заражал энергией. Ведущий изящно закольцовывает начало истории советского джаза с её финалом, сравнивая Парнаха с Сергеем Курёхиным, ещё одним энтузиастом-экспериментатором. Вслед за оркестром Парнаха в Советской России появилось ещё несколько – играли они примерно тоже, что их коллеги за океаном, и эта музыка поначалу считалась не буржуазной, а вполне прогрессивной.
Однако в 1928 году писатель Горький обрушился на джаз с обидной статьёй, в которой самым вежливым определением была «музыка для толстых». После этого интернациональный джаз в СССР поневоле сдулся, но благодаря Леониду Утёсову появилась наша собственная разновидность стиля. Утёсов называл это «теа-джазом», то есть театрализованным. Он начал петь джаз на русском языке, и из этого стиля по сути вышла вся советская эстрада (а также шансон). Выход в 1934 году джаз-комедии «Весёлые ребята» довершил официальное признание жанра; занимательно, что «продюсером» (а точнее сказать, куратором) ленты был всё тот же Горький: против правильного, идейно выдержанного джаза он ничего против не имел.
В середине 40-х джаз оказался музыкой союзников, и в СССР проникли гигантские тиражи джазовых пластинок. Тем не менее в конце десятилетия жанр всё же попал в немилость к руководству страны – до самой хрущёвской «оттепели». 50-е ознаменовались расцветом джаз-оркестров, а в 60-е джаз проник в поп-культуру. Мы редко об этом задумываемся, но те же классические саундтреки Зацепина к фильмам Гайдая – по подаче абсолютно джазовые. На нескольких примерах Андрей Васильев показывает джазовые вкрапления в музыку Таривердиева, в «Колыбельную медведицы», в мультфильм «Шайбу-шайбу», в эстрадные хиты Магомаева, Пьехи, Хиля и др.
В 70-е джазу пришлось соперничать с более модным рок-н-роллом, но, например, Алексей Козлов объединил джаз с роком в своём ансамбле «Арсенал», а потом смешивал с джазом и другие новые стили, в частности, синтипоп. В 80-е джаз стал более нишевой музыкой, хотя и ярко проявлял себя в фильмах вроде «Мы из джаза» и «Мэри Поппинс, до свиданья», а закончилось всё Курёхиным. Впрочем, ничего ещё не закончилось, ибо в той же курёхинской «Поп-механике» играл молодой волосатый саксофонист Бутман…
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Обзор: «Вопрос ребром – Ваня Дмитриенко»
2025, Gaz Live.
По «регламенту» шоу «Вопрос ребром» в конце выпуска гости проводят голосование, чтобы выяснить, кто оплачивает счёт. Если гость программы отвечал неискренне и пытался «слиться», платит он, в остальных случаях платит Баста. На самом деле Василий Вакуленко платил в 100% случаев, но Ваня Дмитриенко рисковал чуть больше, чем остальные гости: на вопросы про отношения с Анной Пересильд он отвечал весьма уклончиво («что-то личное хочется оставить для себя»), в какой-то момент даже показалось, что «мальчик поплыл». В итоге он как-то выкрутился и на другие темы рассуждал более активно, но несколько «чёрных свиней» (они означают голоса против) всё же получил.
Ваня Дмитриенко рассказал о дружбе с Григорием Лепсом, который старше его на 43 года и для которого Иван написал несколько песен. «Дядю Гришу никогда не смущала разница в возрасте», - заметил Баста под смех зала. Дмитриенко также процитировал ценный совет, полученный от некоего мэтра, имени которого не назвал: «Не будь как обосранный олень на сцене». Ваня Дмитриенко с друзьями готовится открыть во «Дворце на Яузе» бар «Орбита». По его словам, это будет «классное место», хотя сам певец почти отказался от алкоголя: «Мне плохо после выпивки, теряю целый день, поэтому это сознательный выбор». Дмитриенко также порассуждал о поколении зумеров, представители которого стараются самореализоваться здесь и сейчас, тем более что результаты и обратную связь они получают в соцсетях сразу же.
Баста предположил, что 19-летний Ваня вполне готов к тому, чтобы стать наставником на шоу «Голос», а Дмитриенко рассказал, что его три раза не допустили даже до слепых прослушиваний. «Да меня бы тоже не допустили – я ж не певец», - утешил его Василий. «Я тоже не певец», - признался Ваня. В заключение он прошёл тест на внутренний возраст и оказалось, что ему не 19, а 25.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Настя Макаревич и Сергей Арутюнов перепели «Школу №7»
Релиз сингла «Школа №7» состоялся 15 августа 2025 года. Новую версию хита группы Hi-Fi, известного также под названием «А мы любили», исполнили Сергей Арутюнов, Настя Макаревич и группа «Лицей», DJ Nejtrino и Иван Воробьев.
- Современное звучание, живой вокал и узнаваемая мелодия превращают любимый хит конца 90-х в новую танцевальную интерпретацию, сохранившую дух ностальгии, - сообщается в пресс-релизе. - Ремейк вобрал в себя лучшее от каждого участника: харизму и вокальную подачу Арутюнова, атмосферу оригинального исполнения Насти Макаревич и современный электронный саунд от DJ Nejtrino.
Антивоенная музыка Джона Леннона и Йоко Оно будет выпущена в бокс-сете в октябре
Нью-йоркская эпоха Джона Леннона и Йоко Оно и их политическая деятельность будут исследованы в новом обширном бокс-сете под названием «Power To The People». Сборник спродюсирован их сыном, Шоном Оно Ленноном и включает 123 песни, в том числе 90 ранее не издававшихся и не публиковавшихся треков, и рассказывает о самом политическом периоде в жизни пары.
Релиз запланирован на 10 октября на лейбле Capitol/UMe. Он будет доступен как в цифровом формате под названием «Power To The People (Super Deluxe Edition)», так и в виде большого бокс-сета из 12 дисков. В комплект входят девять компакт-дисков, три HD-аудио Blu-ray диска, 204-страничная книга, постер и многое другое.
На сборники представлена, в частности культовая антивоенная песня 1969 года «Give Peace A Chance» исполненная группой Plastic Ono Band, и новая версия альбома 1972 года «Sometime In New York City». Также включены записи концертов «One To One» в нью-йоркском Madison Square Garden, которые были единственными полноформатными выступлениями Леннона после ухода из The Beatles и последними совместными выступлениями Джона и Йоко. Кроме того, в сборник войдет множество неизданных демо-записей, домашних записей, джем-сейшенов, живых выступлений, уникальных миксов и многого другого.
- Я был совершенно потрясён, собирая эту коллекцию, делая ремиксы концертов и впервые слушая весь неизданный материал из архива моих родителей, - говори Шон Леннон. - Люди, возможно, не понимают, насколько важно для меня слышать, как говорит мой отец, или видеть его. Я вырос с определённым набором изображений и аудиоклипов, которые всем знакомы. Поэтому наткнуться на то, чего я никогда не видел и не слышал, для меня очень важно, потому что это почти как провести больше времени с отцом.