Майли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцом

Ольга Ионайтис: «От того, какие картинки ребёнок увидит в первые годы жизни, зависит его способность воспринимать прекрасное»

21.05.2025 19:52 Звезды Рубрика: Интервью
предоставлено Ольгой Ионайтис

Дни детской книги России прошли в Дубае 3 и 4 мая 2025 года. В рамках мероприятия, организованного Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) и компанией «Лукойл», состоялась выставка и мастер-класс известного художника и иллюстратора, лауреата премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2024 года Ольги Ионайтис. Она проиллюстрировала около 160 произведений всемирно известных авторов, среди которых Шекспир, Гоголь, Андерсен, Гофман, Гримм, Перро, Бажов, Толкин, Линдгрен, Маршак, Диккенс и многие другие.

Специально для платформы Художники/Artists, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Ольга Ромуальдовна рассказала о секретах мастерства, о том, как важно поддерживать художников-иллюстраторов, почему ребенку жизненно необходимы бумажные книги и как выбирала девочку, которая стала прообразом главной героини романа Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад».

— Как прошёл мастер-класс в Дубае?

— Очень хорошо. Честно, не ожидала, что придёт столько очаровательных детей и заинтересованных родителей. У нас было два блока для детей разного возраста. Писатель Анастасия Орлова рассказала про свои книги, ведущий психолог отдела творческого развития читателей РГДБ Надежда Потмальникова провела литературно-игровое занятие по сказкам Пушкина, а я читала с ребятами «Сказку о глупом мышонке» Маршака, а потом мы вместе рисовали мышку с мышатами. Судя по отзывам, все остались довольны.

— Вы очень плотно сотрудничаете с РГДБ. Они даже выдвинули вашу кандидатуру на соискание премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2024 года, которой вы удостоились в конце мая. Насколько вам было важно получить эту награду?

— Для меня это большая честь и неожиданность. Но мне кажется куда более важным то, что государство начало вновь уделять много внимания именно детской книге, которая всегда нуждалась в поддержке. Так было, например, в СССР, а затем, видимо, было как-то не до этого. И вот сейчас ситуация постепенно стала меняться, и это хорошо.

В моем родном Политехе, который сейчас носит витиеватое название Института графики и искусства книги имени В.А.Фаворского Московского политехнического университета, каждый год выпускают около 100 молодых художников и дизайнеров. Но в книжной иллюстрации остаются единицы. Гонорары очень малы, а работа очень затратная. Издатели же никак не могут повлиять на ситуацию, так как иначе, по их словам, цены на книги вырастут до заоблачных высот. В итоге очень много талантливых молодых художников уходят в другие сферы — в рекламу, создание игрушек и так далее. И это очень обидно. Ведь детская книга — вещь очень важная для воспитания подрастающего поколения. Ведь, когда малыш еще совсем маленький, ему даже гаджеты не дают, а книжки он уже начинает разглядывать. А от того, какие картинки ребёнок увидит в первые годы жизни, в дальнейшем зависит не только формирование его эстетических приоритетов и образного мышления, но и в целом способность воспринимать прекрасное.

А потому меня так радует, что государство обратило взор на иллюстраторов. Помимо той премии, которая была вручена мне и которой я очень рада, существует ещё и Национальная премия в области детской и подростковой литературы, где также есть специальная номинация для иллюстраторов. В этом году её должны вручить в третий раз. В первый год приза в полтора миллиона рублей удостоились две замечательные художницы Анна и Варвара Кендель за книгу «Смотри: Байкал!». В прошлом году премию получила Анна Богданова за «Волга: один год из жизни пресноводного биома». А одного из старейших иллюстраторов Анатолия Иткина отметили в номинации за вклад в детскую литературу. Представляете, ему 94 года, а он продолжает активно работать. Такая поддержка позволяет делать более качественную работу, а это сказывается на образовании и воспитании наших детей.

— Вы сказали о том, что важно, какие картинки ребенок видит в первые годы жизни. Тогда какие требования нужно предъявлять к детской иллюстрации, чтобы она действительно формировала вкус?

— В первую очередь она должна быть качественной. При этом не думаю, что имеет смысл ориентироваться на какую-то одну стилистику. В конечном счёте все мы разные: кто-то любит Пикассо, а кто-то Брюллова, но и тот и другой — великие художники. Поэтому скорее я говорю о гармонии.

Например, в 90-е годы было дикое засилье иллюстраций с жуткими выпученными глазками, ужасных кричащих цветов. И, на мой взгляд, это сильно подпортило способность к образному мышлению и восприятию цвета у целого поколения. Сейчас ситуация, кстати, выравнивается понемногу.

— Насколько книга сегодня конкурентоспособна мультфильмам, они же тоже нарисованные.

— Это совершенно разные вещи. Мультфильм — это в какой-то степени готовая еда. За ребёнка уже всё приготовили и подали ему на тарелочке. А книга, где есть текст и картинки, включает сознание ребёнка, запускает способность генерировать образы самостоятельно. Картинки в книге лишь задают ориентир, остальное же происходит у ребёнка в голове. Он сам домысливает, додумывает и соответственно развивает собственное образное мышление, исходя из текста, который либо прослушал, либо прочёл. А в мультфильме картинки так быстро меняются, что просто нет потребности, а затем и способности что-либо придумывать.

— А если говорить о вашем творческом пути. Я прочла, что вы с самого детства знали, что хотите стать книжным иллюстратором. Как у вас появилось такое желание?

— С самого детства больше всего на свете я любила рисовать и читать. В первом классе у меня даже все тетрадки были изрисованы на полях.

— От учителей не влетало?

— Как ни странно, нет. У меня была очень хорошая первая учительница, которая мне это разрешала. Более того, отстаивала меня перед завучем. Она говорила, что учусь я хорошо, и если у меня есть потребность рисовать, то не нужно ее задавливать, чтобы, когда я стану знаменитым художником, я не могла никому сказать, что мне в детстве учителя запрещали рисовать в тетради. Попадало скорее от родителей. Не сильно, но я довольно часто слышала от них не слишком радостное «опять читаешь или рисуешь?». Девочка я была практичная. А потому довольно рано задумалась над тем, чем бы мне таким в жизни заниматься, чтобы можно было читать и рисовать на законных основаниях. Тогда же я сообразила, что есть профессия книжного иллюстратора, где можно читать пачками и рисовать сколько хочешь по работе.

— Правда, что родители вас отговаривали? Мол, картинки хороши по выходным, а работа нужна нормальная?

— Чистая правда. Мой папа учёный-атомщик, доктор наук, профессор, окончил Бауманский институт, более того, он там преподавал и был уверен, что поступать нужно именно туда. Но когда он понял, что я упёрлась не на шутку, то ездил со мной на просмотры сначала в училище, потом в институт. То есть меня отговаривали, но мне не мешали. Скорее даже помогали, когда почувствовали, что настроена я серьёзно.

— А когда уже ваша дочь заявила, что хочет стать художником, вы, зная все подводные камни профессии, не были против?

— Ни в коем случае, потому что есть профессия, а есть призвание, и когда оно тебя выбирает, то отказываться нельзя. Она, как и я, рисовала с самого детства. Правда, собиралась не в художники, а в космонавты. Зная её характер, уверена, что у неё и это бы получилось. В итоге она всё-таки остановилась на том, что хочет рисовать. Причём мы сначала пошли с ней в ту же художественную школу, где в своё время училась я. Но тогда был такой период, когда считалось, что ничему не надо учить, главное, чтобы ребёнок выплескивал свой внутренний творческий потенциал. И это ей быстро надоело. Однажды она приходит и говорит, что со мной хочет встретиться директор. Я очень удивилась, но, естественно, пришла в школу. Она меня встретила и говорит: «У вашей дочки очень странные наклонности. В свои десять лет она задает вопросы о том, как устроена перспектива, каковы пропорции человеческого тела, как нужно правильно выстраивать натюрморт». Я предложила ей попробовать поступить в Суриковский лицей при Российской академии художеств. Она закончила его, потом Суриковский институт, мастерскую станковой графики.

— Если я правильно понимаю, то вы рисуете акварелью. Как много времени уходит на создание книги?

— Тут всё зависит от объема издания, от количества страниц и, соответственно, от количества иллюстраций. У меня уходит довольно много времени: книга объемом 80 страниц — это примерно полгода работы. Но «Ветер в ивах» Кеннета Грэма я делала почти два года: там 240 страниц и довольно много иллюстраций. Плюс я ещё несколько рисунков сделала дополнительно, так как мне показалось, что получилось недостаточно. Это всегда очень индивидуально. Вероятно, если бы я владела компьютером, было бы быстрее. Я пробовала, но поняла, что не умею. Переучивать меня поздно.

Но замечу, что наш замечательный иллюстратор Игорь Олейников, обладатель золотой медали Андерсена (таких в нашей стране всего двое: он и Татьяна Маврина), тоже работает в материале, а не на компьютере. И он говорит, что так у художника остаётся предмет, оригинал. А это как раз то, что можно показать на выставке, то, что на самом деле с удовольствием приобретают музеи.

Я рецензирую дипломников в Политехе. Все-таки альма-матер, где меня учили бесплатно и учили очень хорошо. Я таким образом возвращаю. Опять же, это и сегодня лучший институт, где готовят художников книги. И девочки приносят на диплом потрясающие книги. Это, кстати, к вопросу об оплате. Раньше это была профессия мальчиков, так как в СССР за неё очень хорошо платили. И значит, приносят они книги, дух захватывает. А когда просишь показать оригинал, как того требует регламент, то становится немного грустно. Исходники далеки до совершенства. Доводит их уже компьютер. Для книги, может, и нормально, но на выставке показать — затруднительно.

Мне ещё на заре компьютерной эры говорили, что пройдёт пару лет, и я никому не буду нужна со своими акварельками, но прошло тридцать, и я по-прежнему рисую, и это востребовано. Так что не верю в эту страшилку, что всех заменит компьютер и искусственный интеллект.

— Почему выбрали для себя акварель?

— Я пробовала множество разных материалов. Я до сих пор рисую и цветными карандашами, и тушью, но акварель — это моя техника, с которой я сроднилась. Она мне послушна, и с ней я могу достичь любого эффекта. Мне нравится свечение, которое она даёт, её прозрачность и глубина.

Я же работаю в технике классической акварели, когда на картинку накладывается до 40 слоёв краски. Причём накладывается постепенно. Меня учил известный акварелист Владимир Петрович Панов, который, когда рассказывал, как работает акварель, говорил, что после того, как положено несколько первых слоёв, нужно дать рисунку сутки просохнуть. Я думала, что он прикалывается. Это же акварель, вода, бумага. Чему там сохнуть? Но сейчас, когда даю мастер-классы, говорю ровно то же самое. Это послойное нанесение, как лессировка в масляной живописи — именно это даёт глубину цвета и пространства. И в этом есть магия. Я не химик, но наутро следующие слои ложатся иначе. Причём я пробовала сушить феном — эффект не тот.

— На сегодняшний день у вас более 160 книг, среди которых и Андерсен, и Гоголь, и Толкин, и Линдгрен, и многие другие. Есть любимые персонажи, и те, кто не давался, хоть тресни?

— На данный момент одни из любимых — герои Кеннета Грэма «Ветер в ивах» и персонажи сказок Самуила Яковлевича Маршака, которые недавно вышли в издательстве «Малыш». Там «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Курочка Ряба и десять утят» и «Тихая сказка», где серый ёж был очень тих и ежиха тоже, и ребёнок был у них — очень тихий ёжик. Это из последнего.

Я очень люблю свою работу с «Оливером Твистом». У меня долго не было возможности сделать книгу Диккенса, так как она находится на стыке между детской литературой и подростковой. А в книгах для подростков обычно уже не так много рисунков, а хотелось проиллюстрировать богато. В итоге в издательстве «Верже», которое входило в состав холдинга «Лабиринт-пресс», дали мне возможность нарисовать эту книгу. Очень довольна двумя книгами из трилогии Фрэнсис Бёрнетт — «Таинственный сад» и «Маленький лорд Фаунтлерой».

— А из того, что не давалось?

— Вот тут сложно. Я не беру книг, которые мне не нравятся, а если они мне нравятся, то они рано или поздно нарисуются. Хотя был один момент. В 90-е годы мне предложили нарисовать картинки для энциклопедии «Аванта+» Так вот картину торфоразработок я нарисовать не смогла.

— Говорят, что у ваших иллюстраций есть прототипы, реальные люди. Правда ли это?

— Чистая правда. И вот тут как раз много разных историй. Например, я очень долго искала девочку для «Таинственного сада», героиня которого сначала худая, бледная, злая и вредная, а в финале — добрая, умная, отважная и красивая. Трансформация личности налицо. Как хочешь, так и ищи. Я пришла в художественную школу, попросила дружественного директора о возможности посмотреть одиннадцатилеток, которые там занимаются, потому что в моём окружении подходящей девочки не нашлось. Меня пригласили на урок скульптуры, рассказали, кто я, что мне нужно, какой персонаж. Смотрю и понимаю — беда. Либо они откровенно славянской внешности и точно знают, что красавицы, либо восточной внешности и тоже знают, что красавицы. Ни те ни другие на английскую девочку, которая поначалу считается «гадким утенком», не тянут. Тем не менее решила всех сфотографировать. И вот подхожу к девочке, которая не оборачивалась, когда меня представляли, и вижу — стоит такая худенькая, лицо остренькое, может подойти на героиню. Спрашиваю, можно ли её сфотографировать. Она отвечает: «Нет, кто знает, зачем вам моё фото». Я ей объясняю, говорю, что меня же только что директор представила. А она: «Я не слушала, видите же, работаю». Думаю, отлично, с характером, прям каким нужно. Я ещё раз все объяснила, вроде согласилась. Прошу сделать лицо, как будто всё бесит. Она отвечает: «А меня по жизни всё бесит». Потом попросила её выглянуть из-за двери, как будто бы она увидела нечто прекрасное. Картинка, которая потом у меня получилась, была напечатана на обложке. Само собой, я потом связалась с родителями, взяла у них все необходимые разрешения. Мы с ней сделали более 400 кадров.

В этой же книге для персонажа позировал один из моих племянников. Замечательно отработал. А потом, когда стал постарше, пользовался книгой в своих интересах. Приходил с барышней в книжный магазин «Москва», подводил её к стенду, где стоял мой «Таинственный сад», листал книгу и говорил: «Видишь, как персонаж на меня похож». И когда девушка начинала восхищаться, добавлял: «Так это я и есть, это моя тётя рисовала».

Ещё один персонаж получился сразу из двух мальчиков: один подходил по фигуре, второй по лицу. Смешно, но я детей даже в метро разглядывала, и порой у родителей это вызывало вопросы.

Ну и, конечно, очень часто моделью становится муж, потому что он всегда под рукой и готов прийти на помощь. Легенду о Тристане и Изольде он мне регулярно припоминает. Дочки ещё маленькие были, сестёр рядом не оказалось, но я его и посадила в позу Изольды — позировать. Он неделю спину потирал и говорил: «Не понимаю я вас, женщин, как вы так сидите, это же позвоночник сломать можно». Но ничего, выдержал.

— Вы как-то сказали, что мечтаете сделать рисунки для «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса. А в чём загвоздка?

— В завещании самого Льюиса, где он прописал, что книга может издаваться только с теми иллюстрациями, которые были сделаны к первому изданию. Настолько они ему понравились. Они, кстати, действительно, прекрасны, но прошло уже столько времени, что можно было бы очень интересно эти миры покрутить. Там настолько много можно создать вокруг того, что написано, дух захватывает. Мне кажется, что нет такого иллюстратора, который об этой книге не мечтает. У меня много друзей-иллюстраторов, и я не знаю никого, кто бы не хотел.

Все ждут, когда истечёт 70 лет после смерти Льюиса, чтобы, согласно авторскому праву, можно было попробовать сделать новое издание с новыми рисунками. Ведь примерно та же история была с «Маленьким принцем», которого можно было иллюстрировать только картинками самого Экзюпери, и только совсем недавно запрет спал.

Думаю, что если появится возможность сделать «Нарнию», то будет битва художников.

— Насколько иллюстратору, на ваш взгляд, нужны, познания в авторском праве?

— В этом нужно разбираться. Вы же должны понимать, что подписываете, когда заключаете договор с издательством. Передаёте ли права навсегда, на время или на конкретный тираж. Хотите ли оставить за собой право печатать открытки, постеры, календари. Всё это нужно документально заверять. К сожалению, те, кто в этом не разбирается, подписывают невыгодные для себя условия, и винить, кроме себя, им некого.

Но у нас в профессии есть большой плюс. Зачастую все договоры — на пять лет. И если книга хорошо продаётся, то при переиздании происходит перезаключение договора, а значит, вам повторно заплатят гонорар за уже сделанную работу. У нас даже шутят, что нужно продержаться первые пять лет после первого контракта, а дальше пойдут переиздания.

— У вас были случаи, когда ваши права нарушались?

— Много раз, но мне зачастую просто лень судиться. Опять же, потратить жизнь на то, чтобы отслеживать, как бы кто не превратил мою картинку в мозаику, не моё. Но расскажу пару смешных историй.

Например, в 90-е я сделала книгу Радия Погодина «Где ты, Гдетыгдеты?» про мамонтёнка. Книжка вышла в издательстве «Терра» в серии «Маленькие человечки».

И каково же было моё удивление, когда через несколько лет мне привезли экземпляр из Узбекистана, где мои иллюстрации были обведены через копирку, но просто переведены в ч/б. Но тогда у нас ещё не так всё строго отслеживалось, как сейчас.

Ещё она история, которая мне запомнилась, произошла в Нижнем Новгороде, куда меня несколько лет назад пригласили провести мастер-классы. Сопровождающий повёл меня в ресторан ужинать, и первое, что я увидела, войдя в ресторан, — во всю стену моя иллюстрация к «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Конечно, это народная слава, но я всё же сфотографировала и написала в «Росмэн», так как права принадлежат им, если хотят, то пусть разбираются.

И есть ещё очень смешная история про то, как иногда нетривиально используют мои работы. Не так давно мне во «ВКонтакте» написал молодой человек. Он набил нарисованных мною персонажей на икры. Была такая книга «Буруты и грулики» австралийского писателя Сиднея Вейкфилда. Прав на неё сегодня у нас в стране точно нет, но мальчик на ней вырос, и она ему так запала, что взрослым он перевёл её в тату.

— Могу спросить, какие книги у вас сейчас на подходе?

— Летом выйдет мой Андерсен, которого я очень жду. Это юбилейное издание, в нём больше 200 страниц. Работала я над ним почти три года. Спасибо издательству за терпение. Но я сделала несколько больше, чем мы обговаривали.

Я очень люблю сказки Андерсена за их тягучую интонацию, там все эти чуть тоскливые нотки даже в счастливых историях. И за ожидание чуда, которое есть в каждой из них. И даже если всё печально заканчивается, всё равно остаётся ощущение, что на самом деле чудо случилось, просто нам про него не рассказали или мы его сразу не заметили. Из того, что нарисовано, мне больше всего нравится моя «Русалочка».

Потом будет презентация взрослой книги в рамках «Красной площади». Потом, надеюсь, что удастся немного отдохнуть.

предоставлено Ольгой Ионайтис

Фото: предоставлено Ольгой Ионайтис
Теги: интервью, новости партнеров, Художники/Artists

Умерла актриса Валентина Талызина

Илья Золкин

Актриса Валентина Талызина скончалась 21 июня 2025 года в возрасте 90 лет от онкологического заболевания (рак поджелудочной железы). О ее смерти сообщил Театр имени Моссовета, где Талызина служила почти 67 лет.

- Выдающаяся актриса, звезда театра и кино, любимая миллионами зрителей, Валентина Талызина всю жизнь посвятила служению искусству, - говорится в некрологе. - За долгую творческую жизнь Валентина Илларионовна сыграла более 40 центральных и главных ролей в Театре Моссовета, около 100 ролей в кино и телефильмах, ставших популярными у нескольких поколений зрителей. Кроме того, широкая эрудиция и глубокое знание литературы подтолкнули актрису на создание целого ряда поэтических программ, с которыми она выступала на концертных и театральных площадках в городах России и за рубежом. Валентина Талызина всегда много и увлеченно работала на радио, читая стихи, прозу и участвуя в радиоспектаклях… Коллектив Театра Моссовета выражает искренние соболезнования родным и близким Валентины Илларионовны. Уход из жизни Валентины Илларионовны Талызиной – огромная утрата для российского искусства и невосполнимая потеря для нашего театра.

Валентина Талызина родилась 22 января 1935 года в Омске. После окончания школы, с 1952 по 1954 год училась в Омском сельхозинституте. Не закончив обучение, поступила в ГИТИС. В 1958-м была принята в труппу Театра имени Моссовета. После удачного дебюта в роли Даши в спектакле «Битва в пути» актриса сразу же активно вошла в репертуар театра. Здесь Валентина Талызина создала целую галерею персонажей классического и современного репертуара: Анна Пейдж («Виндзорские насмешницы» Шекспира), Зинаида («Дядюшкин сон» Достоевского), Екатерина II («Царская охота» Зорина), Анна Фирлинг («Мамаша Кураж и ее дети» Брехта), Анна Антоновна Атуева («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина) и многие другие. До последнего времени Валентина Талызина продолжала быть ведущей актрисой Театра Моссовета, воплощая на сцене такие сложные, хрестоматийные образы, как Меропа Давыдовна Мурзавецкая («Волки и овцы» Островского) и графиня Анна Федотовна («Пиковая дама» по одноименной повести Пушкина). 22 января 2025 года Валентине Талызиной исполнилось 90 лет. Свой юбилей она отметила на сцене театра, играя Графиню.

В кино Талызина дебютировала в 1963 году в детективе «Человек, который смеется». Всего же в ее фильмографии почти 200 кинокартин и сериалов. В числе самых известных ее работ «Зигзаг удачи», «Вас вызывает Таймыр», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (где актриса не только сыграла, но еще и озвучила главную героиню Надю в исполнении Барбары Брыльской), «Афоня», «Уроки французского», «Сцены из семейной жизни», «Завтрак на траве», «Дульсинея Тобосская», «Культпоход в театр», «Гостья из будущего», «После дождичка в четверг», «Гений», «Наш американский Боря», «Петербургские тайны», «Старые клячи», «Городской романс», «Кухня», «Екатерина», «Про Лёлю и Миньку». Свою последнюю роль сыграла в фильме «Лето в городе» 2023 года. Талызина также работала в озвучке, в том числе в анимации. Самая известная ее роль – мама дяди Фёдора в мульттрилогии про Простоквашино.

В 1985 году Талызина была удостоена звания народной артистки РСФСР.

Валентина Талызина была замужем за художником Леонидом Непомнящим. Актрисами стали и их дочь Ксения (Хаирова), и внучка Анастасия Талызина.

Прощание с актрисой состоится 24 июня в Театре Моссовета. Панихида начнется в 11.00.

Фото: Илья Золкин
Теги: смерть, Валентина Талызина
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Тутта Ларсен проехала 10 городов и 2 500 км в поисках настоящей России

предоставлено пресс-службой проекта

Тревел-проект Тутты Ларсен «ПутеРодитель. Колесим по Руси» продолжает исследовать родную страну, прокладывая маршруты, которые легко повторить всей семьей. Во втором сезоне известная телеведущая вместе с мужем Валерием, дочкой Марфой и сыном Ваней проехала почти 2 500 километров на машине по центральной России, чтобы показать, как ярко, душевно и познавательно можно путешествовать с детьми по своей стране.

«ПутеРодитель. Колесим по Руси» объединил элементы влога, тревел-шоу и настоящего родительского гида. Зрители видят живую, искреннюю хронику семейных поездок по российским регионам — от сбора чемоданов до культурных открытий и рекомендаций. В каждой серии герои программы исследуют одно новое направление: погружаются в гастрономические и культурные особенности, знакомятся с местными жителями, участвуют в мастер-классах и находят маршруты, подходящие для любого возраста.

- Путешествия с детьми — это не испытание, а настоящее приключение, полное открытий, радости и смыслов, — рассказывает Тутта Ларсен. – Проект «ПутеРодитель. Колесим по Руси» стал нашей миссией — делиться опытом, находить людей, влюбленных в свое дело и свое место, и помогать другим семьям поверить: путешествовать легко, особенно когда рядом те, кого ты любишь. Особую благодарность хочется выразить Президентскому фонду культурных инициатив — именно благодаря его поддержке «ПутеРодитель» смог вырасти, расширить географию маршрутов и привлечь внимание еще большего количества семей. Каждый выпуск — это не просто наше семейное путешествие. Это история о доверии, о связи с детьми, о простых радостях, которые делают каждый день важным.

Как рассказали агентству ИнтерМедиа в пресс-службе проекта, если в первом сезоне семья самостоятельно выбирала направления, то идеи некоторых поездок во втором сезоне были предложены подписчиками, присылавшими приглашения и маршруты из родных городов. Во втором сезоне тревел-реалити 10 точек на карте — 10 новых историй: Москва (ВДНХ), Сергиев Посад, село Нелжа в Воронежской области, Звенигород, Волоколамск, Кашира, Клин, Гжель, Ликино-Дулёво и Павловский Посад — маршрут насыщенный, как хороший семейный альбом: каждая остановка — это впечатления, открытия и добрые встречи.

Каждое из этих мест стало источником вдохновения и новых знаний для всей семьи. Так, в селе Нелжа Воронежской области герои программы побывали в настоящей сказке и познакомились с Бабой Ягой, покатались на самоходной печке и омнибусе — уникальном автобусе, запряженном лошадьми, а еще научились делать старинные свистульки — традиционные игрушки-музыкальные инструменты, характерные для народного искусства региона. В Звенигороде испекли вкуснейшие баранки в настоящей русской дровяной печи, а в Гжели овладели искусством росписи фарфора, создав собственные сувениры. В Кашире смастерили из полимерной глины украшения в виде яблока и пообщались со звездой российского кино — говорящим вороном по имени Карлуша. В Сергиевом Посаде посетили одну из самых почитаемых общерусских святынь — Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Узнали секреты приготовления некогда популярных долгоиграющих леденцов — ландринов и, конечно же, угостились ими. В Волоколамске поучаствовали в мастер-классе по созданию текстильной куклы с символичным названием «Благополучница», а также подружились с очаровательными животными на оленьей ферме и покормили их из рук яблоками. В Клину отправились в увлекательное путешествие по новогодней сказке в музее ёлочной игрушки и изучили интересные факты о жизни великого Чайковского. В Ликино-Дулёво увидели своими глазами производство знаменитого фарфора, а в Павловском Посаде узнали про традиции русского платка и посетили музей знаменитого уроженца города — космонавта Валерия Быковского. Особое место занял визит на ВДНХ в Москве — одного из самых известных символов советской эпохи и современного культурного пространства, где семья Тутты Ларсен познакомилась с новыми экспозициями, архитектурными памятниками и выставками.

- «ПутеРодитель. Колесим по Руси» — это наша семейная история, которой мы делимся с другими семьями, - говорит Тутта Ларсен. – Мы побывали в невероятных местах — где тебе улыбаются просто потому, что ты приехал, где берут за руку и ведут показывать город как родным. Например, в Подмосковье есть небольшой городишко Ликино-Дулёво. Про него слышали многие, а вот отправиться туда на выходные решились далеко не все. А зря! Ведь это место отлично подходит для семейного досуга. Нам пишут семьи: “Мы поехали туда, потому что увидели ваш выпуск”. И я понимаю — значит, мы делаем что-то по-настоящему важное. Это не шоу — это жизнь. Настоящая семейная дорога.

«ПутеРодитель. Колесим по Руси» стал для семьи Тутты Ларсен не просто проектом, а способом быть вместе, открывая Россию с самой тёплой и неожиданной стороны.

Второй сезон уже полностью доступен на сайте проекта, в Telegram-канале и на странице ВКонтакте. Кроме того, зрители могут воспользоваться цифровыми тревел-гайдами — краткими маршрутами с описаниями мест, советами и бюджетами, созданными по итогам съемок. В социальных сетях Тутта делится дополнительными советами и отвечает на вопросы подписчиков, помогая другим семьям организовать свои незабываемые выходные.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: новый сезон, Тутта Ларсен, ПутеРодитель. Колесим по Руси

Певицу Mia Boyka задели высказывания Виталия Гогунского и Алексея Чумакова

соцсети

Mia Boyka, заявила она была «дичайше задета» высказываниями коллег по шоу-бизнесу. Критике певицы подверглись Виталий Гогунский и Алексей Чумаков, которые осуждали противоположный пол за некоторые, как им кажется, распространенные черты характера и поведение. Например, Гогунский предложил создать «комнату для месячных», а Чумаков заявил, что выбирал жену по принципу «вдул бы или нет».

- Просто скажу, что хочется, чтобы мужчины ценили своих женщин, - сказала Mia Boyka Пятому каналу. - Есть девочки, у которых такой же характер, как у меня, взрывной, и они могут за себя постоять. А есть девочки, которые думают, что их «поезд ушел», или она любит, или она себя накрутила, что считает подобное нормальным. Хочется попросить мужчин, чтобы вы обратили внимание на то, как ведете коммуникацию с женским полом, — сказала артистка.

Кроме прочего, Mia Boyka нашла чем упрекнуть и сильный пол. Певица посетовала, что в нынешних реалиях ей не хватает романтичных жестов от мужчин.

Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Иосиф Пригожин возмутился словами Виталия Гогунского о том, что у женщины не может быть плохого настроения.

β 16+