Умерла актриса Валентина ТалызинаДжейсон Деруло выступит в РоссииУмерла актриса Наталья ТеняковаУмер создатель Beach Boys Брайан УилсонУмер пионер фанка Слай СтоунДима Билан, Мари Краймбрери и Artik & Asti победили на юбилейной «Премии Муз-ТВ»Умер один из основателей «Аквариума» Джордж ГуницкийУ Мортена Харкета болезнь ПаркинсонаУмер композитор Евгений ДогаShaman устроит премьеру песни для «Интервидения»Сирша Ронан и Джек Лауден ждут ребенкаТейлор Свифт вернула себе права на все ранние альбомыСтася Милославская выйдет замуж за футболистаСветлана Светикова родила дочкуАнастасия Уколова развелась во второй разТНТ отказался от новогоднего Чебубу ради дружбы с «Союзмультфильмом»Скончался легендарный балетмейстер Юрий ГригоровичShaman подтвердил свое участие в «Интервидении»Мари Краймбрери и Dava стали родителямиПавел Деревянко сделал предложение Зое Фуць на футбольном поле

Мария Лемешева: «У российского и китайского военного кино — общие корни»

предоставлено пресс-службой журнала «КиноРепортер». Фотограф Иван Куринной

80 лет Победы наша страна отметила 9 мая. По всей стране в 2025 году, который объявлен Годом защитника Отечества, открываются уникальные экспозиции как в память о наших воинах, так и о тех, кто сегодня стоит на страже Родины. Так, в выставочных залах Союза художников России на Крымском Валу открылась международная художественная выставка «Победа. Защитникам Отечества посвящается», а в Зарядье проходит выставка «Грековцы. Под знаменем Победы». В кинотеатрах стартовал фильм Сергея Коротаева «В списках не значился» по повести Бориса Васильева, этим фильмом открывали 47-й ММКФ.

Однако сегодняшний разговор мы решили посвятить не только отечественным кинематографистам, рассказывающим о событиях Великой Отечественной, но и работам их китайских коллег. Тем более что фильмов на эту тему в Китае — великое множество.

Почему эти проекты в Поднебесной настолько востребованы? Как сильно они отличаются от наших фильмов о войне? И нужно ли ждать совместных российско-китайских картин? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

Мария, почему фильмов о Второй мировой в Китае с каждым годом снимается все больше и больше?

— Тут несколько объективных причин. Основная в том, что для китайцев это серьезная болевая точка. Для них полномасштабная война началась в 1937-м, когда на территорию Поднебесной вторглась Японская империя. Это была настоящая кровавая мясорубка, в которой за восемь лет погибло более 35 миллионов человек — военных и гражданских. Для примера: японский генерал Ясудзи Окамура применял тактику «санко сакусен», или «три «всё» — «убивай всё, грабь всё, жги всё». Значительная часть китайского населения годами жила в условиях оккупации, каждый второй участвовал в активном партизанском движении. Такое не забывается. Поэтому для любого китайца 3 сентября — день победы над Японией и окончания Второй мировой войны — важнейшая дата в календаре. Нельзя забывать, что на японском фронте сражались и наши воины. А потому в этом году 80-летие победы над фашизмом наши страны будут отмечать вместе: китайский лидер Си Цзиньпин планирует принять участие в торжествах 9 Мая в Москве, а Владимир Путин получил приглашение посетить Китайскую Народную Республику 3 Сентября.

— Вы сказали, что сами по себе годовщины побед — это не единственная причина появления в Китае военных фильмов…

— Причина вторая: китайцы обожают историко-патриотическое кино. Для них поход в кинотеатр на исторический блокбастер — дело семейное. На фильм идут все поколения, включая правнуков и прабабушек. У нас так ходят на киносказки. У них — на картины о героическом прошлом страны. Причем этой традиции более полувека. А так как семьи в Китае большие, то кассовые сборы взлетают до небес. Естественно, и продюсерам, и кинопрокатчикам такие фильмы выгодны.

— Если не ошибаюсь, в китайском прокате были и российские военные фильмы…

— У наших киноиндустрий огромное совместное прошлое. Начнем с того, что советские кинематографисты сделали невероятно много для того, чтобы китайское кино в принципе появилось. До Второй мировой в Китае фильмы снимались от случая к случаю и особой художественной ценности не имели. А вот после образования КНР в 1949 году наши страны стали активно сотрудничать, в том числе и в сфере культуры. Появились первые совместные документальные фильмы, причем сорежиссером одного из них, проекта «Освобожденный Китай», стал Сергей Герасимов. За 10 лет китайские прокатчики купили и показали более 600 советских фильмов. Среди них шедевры Ивана Пырьева «Трактористы» и «Кубанские казаки», «Сельская учительница» Марка Донского, «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера, «Рядовой Александр Матросов» Леонида Лукова, «Молодая гвардия» Сергея Герасимова и многие другие.

— И как китайские зрители приняли эти фильмы?

— С восторгом! Их смотрели и пересматривали, а некоторые актеры, например Любовь Орлова, стали кумирами китайской публики. Более того: советское кино служило художественным ориентиром для начинающих китайских кинематографистов и в каком-то смысле учебником. Поэтому можно сказать, что у наших кинематографий — общие корни. Эту общность можно проследить и в современном военном кино.

— А какое оно, современное китайское кино о Второй мировой?

— С советской традицией его роднит пристальное внимание к человеку — герою, которому предстоит принять сложное решение, могущее привести к гибели ради высокой цели. С другой стороны, такие проекты всегда снимаются с ориентацией на самую широкую аудиторию, поэтому они максимально динамичны, максимально эффектны и сентиментальны. Они должны поражать размахом батальных сцен и одновременно провоцировать на эмоции — сделать так, чтобы на финальных титрах зрительный зал плакал.

— Какие-то фильмы готовы порекомендовать?

— Для начала я бы назвала серьезные военные драмы, показывающие войну как глобальную трагедию человечества. Одна из них — «Город жизни и смерти» (2009, режиссер Лу Чуань), посвященный Нанкинской резне 1937 года, в ходе которой в течение шести недель солдаты японской Императорской армии убивали жителей этого несчастного города. По разным источникам, были убиты сотни тысяч человек. Черно-белый фильм Чуаня передает очень точно ощущение катастрофы: в кадре лица защитников города, женщин, прячущих, детей, попавших в жернова войны… Это глубокое и большое кино, очень близкое по своим интонациям к послевоенным советским фильмам и ставшее сенсацией в международном прокате. О Нанкинской резне снимались и другие фильмы. Например, «Йон Рабе» (2009, режиссер Флориан Галленбергер) и «Цветы войны» (2011, Чжан Имоу). Первый снимался в коллаборации с немецкими и французскими кинематографистами, поэтому главным героем становится немецкий предприниматель, сумевший организовать особую зону безопасности, в которой спаслись более 250 тысяч жителей города. «Цветы войны» тоже рассказывают о чудесном спасении.

— Иностранец — частый элемент сюжета в китайских военных фильмах?

— Я бы не сказала, но такой ход применяется, если планируется международный прокат. К примеру, есть фильм «Вспоминая 1942» (2012, режиссер Фэн Сяоган). Один из его главных героев — американский журналист и дипломат, пытающийся спасти крестьян от голодной смерти. Его сыграл Эдриан Броуди. Это все глубокие и серьезные фильмы. Но снимаются и откровенно зрелищные проекты. Взять «Железнодорожных тигров» (2016, режиссер Дин Шэн). По своей интонации и по подаче материала он в корне отличается от тех, что я называла раньше. Здесь акцент сделан на трюках и комических ситуациях, с которыми отлично справляется Джеки Чан.

— В российском кино есть фильмы, похожие на работы китайских кинематографистов?

— Наш кинематограф тестирует разные жанры, чтобы боль тех страшных лет стала новому поколению понятней и ближе. Для этого могут использоваться сюжетные приемы, например переброска современников в начало сороковых с помощью аналога машины времени, — «Блиндаж» Марка Горобца (2024), «Мы из будущего» Андрея Малюкова (2008), сериал «Закрытый уровень» Антона Розенберга (2023). Или же ищется яркая динамичная форма — «Красный призрак» Андрея Богатырева (2020), в батальных сценах используется компьютерный движок — «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова (2021) и т.д. Но мне все-таки ближе проекты вдумчивые и говорящие о войне как о самой страшной трагедии.

— «Воздух» к ним относится?

— Безусловно. Фильм Алексея Германа-младшего — одно из мощнейших кинематографических высказываний нашего времени, он шокирует и помогает почувствовать чужую боль как свою. И я горжусь тем, что именно он был назван лучшим при присуждении премии нашего журнала «Событие года 2024»: фактически мы предсказали его победу на «Золотом орле», где «Воздух» выиграл в шести номинациях, включая главную — «Лучший фильм». Еще один мощный проект — «Праведник» Сергея Урсуляка (2023), рассказывающий об офицере Красной армии, который сумел вывести более двухсот евреев с оккупированных фашистами белорусских земель. «Праведника» невозможно смотреть без слез, это, без всякого преувеличения, настоящее большое кино. Оно, кстати, открыло для нас с вами отличного молодого актера — Марка Эйдельштейна, получившего в 2024-м премию «Аванс», которая тоже учреждена журналом «КиноРепортер». Из других сильных потрясений — «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого (2015) с невероятными Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым. Меня очень тронул фильм Сергея Коротаева «В списках не значился». Мы даже присудили нашу премию «Аванс» Владу Миллеру, сыгравшему там главную роль. И конечно, очень жду новый проект Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Момент истины», где в главных ролях снялись Сергей Безруков, Никита Кологривый и Павел Табаков. Судя по трейлеру, это будет очень неординарный проект.

— А производство совместных российско-китайских военных фильмов возможно?

— Здесь все не так просто. Китайская кинематография сегодня — одна из самых прибыльных и в то же время самодостаточных в мире. Чужаков на свой рынок они пускают неохотно. Даже голливудские блокбастеры у них выходят в прокат на очень жестких условиях и при соблюдении квот (не более 80 иностранных фильмов в год). Тем не менее наши кинематографисты сумели эту тенденцию переломить. Совсем недавно, в феврале, в российский прокат вышел «Красный шелк» Андрея Волгина — масштабное и красочное зрелище, снятое совместно с китайскими коллегами. И это только первая ласточка: уже анонсировано продолжение «Черный шелк».

— Я знаю, что китайская сторона планирует снимать в России ремейки старых советских фильмов…

— Да, это так. И такой опыт уже был: в 2006-м они на нашей территории и с нашими актерами сделали сериальную версию гениального фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», который в Китае обожают. Рейтинг у сериала был фантастический, и его посмотрели более 400 миллионов человек. Так что перспективы российско-китайского сотрудничества в области кино огромные, и я уверена, что успешные плоды этой коллаборации мы сможем оценить уже очень скоро.

Фото: предоставлено пресс-службой журнала «КиноРепортер». Фотограф Иван Куринной
Теги: интервью, китайские кинематографисты, военное кино, Мария Лемешева, новости партнеров

Фильм «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова выйдет в российский прокат ко дню рождения Пушкина и Цоя

постер к фильму

Фильм Виктора Тихомирова «Евгений Телегин» выйдет в российский прокат 19 июня 2025 года. Старт в кинотеатрах приурочен ко дню рождения Александра Пушкина и Виктора Цоя.

В своем фильме Тихомиров творчески переосмысляет сюжет «Евгения Онегина». Действие романа перенесено в 1980-е, Евгений носит фамилию Телегин, Татьяна стала Сундуковой, лучший друг Евгения Владимир обрел фамилию Ленин, а место балерины Авдотьи Истоминой на авансцене занял Виктор Цой. Герои фильма танцуют на дискотеках, а не на балах, и, конечно же, увлекаются рок-музыкой. Даже сулившая счастливое воссоединение встреча повзрослевших Евгения и Татьяны состоится на квартирнике: Татьяна, ставшая журналисткой, будет брать интервью у Виктора Цоя, чья музыка звучит в фильме, а Евгений окажется среди гостей мероприятия. Время действия и фамилии персонажей изменились, но основной сюжет, образы героев и чувства, возникающие между ними, остались прежними.

Главную роль в картине исполнил Евгений Ткачук, Татьяну сыграла выпускница РГИСИ Серафима Крамер, а также в фильме снялись Юрий Гальцев и Юрий Кузнецов, Любовь Толкалина, Татьяна Колганова и другие.

Виктор Тихомиров — российский режиссер, писатель и художник, ранее принадлежавший к неформальному объединению художников «Митьки». Является одним из основателей этого объединения, принимал участие в организации многих выставок и акций «Митьков». В 2008 году в Русском музее состоялась персональная выставка художника под названием «Энергичная лирика». Его живопись стала одним из «героев» фильма «Евгений Телегин», снятого поэтично, в невероятной художественной эстетике. Режиссерский кинодебют Виктора Тихомирова состоялся в 1992 году – на киностудии «Ленфильм». В мастерской Алексея Германа он поставил фильм «Трава и вода» по собственному сценарию. Является автором десяти художественных романов. Сценарий к фильму «Евгений Телегин» Виктор Тихомиров написал на основе собственной книги «Евгений Телегин и другие». По словам режиссера, не все сюжетные перипетии в романе Пушкина находят отклик в его душе. Желание изменить – поправить – исход ряда событий в оригинальном романе вдохновило его на создание произведения, которое бы являлось вольным переложением «Евгения Онегина». Перенеся действие в 80-е годы и соединив музыку Цоя и роман Пушкина, режиссер словно подчеркивает сходство двух таких разных личностей. Оба поэта стали голосом своего поколения и оказали глубокое влияние на развитие русской культуры.

«Евгений Телегин» открывал международный кинофестиваль «Евразийский мост», на котором был удостоен приза за лучшую режиссуру. Фильм также был показан на 46-м Московском международном кинофестивале в конкурсной программе «Русские премьеры» и получил специальный приз жюри. Картина также была отмечена специальным призом жюри от Премии Гильдии киноведов и кинокритиков за 2024 год.

Фильм выпустит в прокат кинопрокатная компания «Кино.Арт.Про» совместно с кинокомпанией «Два капитана».

Московская премьера «Евгения Телегина» состоится в киноцентре «Октябрь» 17 июня. После показа фильм обсудит со зрителями режиссер Виктор Тихомиров.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Екатерину Великую» с Анной Михалковой и Ольгой Лерман покажет НТВ

PR НТВ

Телевизионная премьера художественно-документального фильма «Екатерина Великая» состоится на НТВ 13 июня 2025 года. Картина создана в рамках цикла исторических проектов «Русь» о событиях и личностях, которые стояли у истоков современной России, и стала прямым продолжением фильмов «Пётр I: Последний царь и первый император» и «Императрицы». ИнтерМедиа напоминает, что главные роли в ленте сыграли Анна Михалкова, Ольга Лерман и Виктор Добронравов.

После эпохи дворцовых переворотов появится новая яркая историческая фигура – Екатерина II (Ольга Лерман, Анна Михалкова). Как и многие, она могла ограничиться титулом жены императора, но своим упорством и целеустремлённостью Екатерина смогла доказать, что её место на престоле.

Ольга Лерман: «Для меня это был необычный опыт. Попытка соединить художественный вымысел с историческими фактами. Потому что сцены, которые мы снимали с актерами, конечно, это все художественный вымысел, но на ряду с нами будут сидеть историки и озвучивать факты. Лично мне хотелось рассказать про героиню, которая приехала из другой страны, выучила язык, поняла культуру, полюбила и познала традиции, внесла много нового и важного».

В 14 лет она узнала, что ей предстоит стать невестой Петра III (Евгений Шварц) и матерью будущего наследника. Эти статусы несильно волновали Екатерину, её заветной мечтой было править: она видела потенциал Российской империи и хотела воплотить в ней идеи просвещения. Суждено ли идеалам Екатерины стать реальностью? И не обернутся ли её идеи против неё самой?

Евгений Шварц, исполнитель роли Карла Ульриха: «Мы еще на стадии проб с Андреем Юрьевичем поняли, что персонаж Петра III должен быть эксцентричным, острым и местами смешным. Была задача попытаться максимально приблизить героя к воспоминаниям современников и, думаю, у нас получилось. У нас была отличная съёмочная команда, всё в кадре очень красиво, костюмы просто прекрасны. Проект вели тонкий художественный руководитель Андрей Кравчук и, конечно, великолепный режиссер Морад Абдель-Фаттах, с которыми было очень приятно и легко работать».

История Екатерины II – от Софии Августы до Великой императрицы – развернётся в антураже Петергофа, парка Ораниенбаум и особняка Кельха.

Эфир в 21.50.

Спецвыпуск «Квартирника у Маргулиса» посвятят фильму «Больше, чем футбол»

PR НТВ

Специальный выпуск «Квартирника у Маргулиса» покажет НТВ 14 июня 2025 года. Программа будет посвящена выходу в широкий прокат картины «Больше, чем футбол». ИнтерМедиа напоминает, что фильм стартует в кинотеатрах 12 июня. Гостями «Квартирника» станут актёры фильма Алексей Воробьёв, Люся Чеботина, Иван Охлобыстин, к ним присоединятся Лариса Долина, Валерий Сюткин и многие другие. Со сцены в их исполнении прозвучат песни о футболе, а также композиция «Ты не один», ставшая саундтреком ленты.

Валерий Сюткин исполнит песни «Герои спорта» и «Вася». Группа «Уматурман» споёт «Все на футбол», а совместно с Вадимом Галыгиным они порадуют зрителей футбольными частушками. В исполнении Александра Устюгова прозвучит стихотворение Владимира Высоцкого «Вратарь». Иван Охлобыстин поднимется на сцену в компании Ларисы Долиной, а исполнители ролей футболистов сборной России в фильме «Больше, чем футбол» Игорь Сильченко, Виталий Дьяков, Эмиль Гас и Василий Коковин придут поддержать их.

Евгений Маргулис: «В специальном выпуске «Квартирника», посвящённом премьере фильма «Больше, чем футбол», зрители узнают историю его создания и интересные случаи со съёмок из уст первопроходцев – тех, кто играл в картине. К тому же выступит Ваня Охлобыстин, чьё музицирование я очень люблю. Его пение дорогого стоит, потому что он делает это крайне редко, а здесь Ваня выпустит всю дурь, которая в нём сидит на народ. Мне кажется, фильм обязательно нужно посмотреть, потому что это весьма занятная история. Сюжет основан на истории сборной Дании 1992 года, и мне интересно увидеть, как это будет происходить на наших полях. Когда проходил Чемпионат мира в России, я ходил на матчи и болел за наших. Обычно я этим не занимаюсь, а здесь был праздник футбола для страны, и ребята не подкачали. Нашим зрителям я желаю получать удовольствие от хорошего кино, заниматься спортом и не отвлекаться на всякие глупости».

Иван Охлобыстин: «Квартирник» для меня – это прежде всего Евгений Маргулис, которого я очень люблю. Это один из самых тонко чувствующих музыкантов, встречавшихся мне по жизни. Принимать участие в этой программе для меня высокая честь, потому что я люблю петь, но не умею. Это душевный и яркий формат, для которого Женя умудряется так подбирать артистов, что каждый раз видишь что-то новое. В фильме «Больше чем футбол» моё сердце своим футбольным перфекционизмом подкупил наш режиссёр Виктор Демент. Он досконально знает всю историю футбола и искренне его любит. В картине воссоздано огромное количество моментов из матчей разных лет. Я уверен, что люди, которые любят этот вид спорта, хоть немного, но похожи на нашего режиссёра, и они по достоинству оценят содержание фильма. Фанаты футбола узнают все эти моменты, в отличие от меня — выходца из регби. Для выступления я выбрал две песни: «Да разве сердце позабудет», потому что она о тренере, коего я играю в фильме, и простая в исполнении, не требует вокальных данных. А также «Дорогие мои москвичи», которую мы исполнили вместе с Ларисой Долиной. Когда-то давно я спел эту песню на дне рождения Ольги Кормухиной, где также присутствовал Евгений. Он хохотал, говорил, что это очень смешно, поэтому предложил мне спеть её вновь уже на «Квартирнике».

Помимо этого, одним из сюрпризов вечера станет выступление Алексея Воробьёва и Люси Чеботиной, которые впервые исполнят вживую композицию «Ты не один». Оба артиста пришли на «Квартирник» первый раз и остались в восторге от атмосферы и полученных эмоций.

Алексей Воробьёв: «Я впервые на «Квартирнике», и мне здесь очень нравится, эмоции крутейшие. Тут потрясающая атмосфера, которая в чём-то напомнила мне наши домашние репетиции с музыкантами. И, конечно, огромное удовольствие от общения с легендарным Евгением Маргулисом. Для нас с Люсей Чеботиной это была не только настоящая премьера, но и полная импровизация, – мы впервые, и без единой репетиции исполнили песню «Ты не один», ставшую саундтреком фильма «Больше чем футбол». Я приехал прямо со съёмочной площадки нового проекта, и мы, конечно, волновались. И были счастливы, когда зрители сразу очень живо и круто отреагировали на наш трек! Хотел бы отдельно поблагодарить музыкантов, – они профессионалы своего дела, и в их трактовке песня зазвучала совершенно по-новому. Мне захотелось начать иначе, чем в оригинале композиции – с игры на рояле, и ребята быстро подхватили моё настроение. Мы сразу поняли друг друга и получили огромное удовольствие, импровизируя вместе. И было очень приятно выйти к зрителям с настолько свежим материалом, который мы выпустили всего несколько дней назад. Впервые исполнить его вживую на такой легендарной площадке – это классно. Наш фильм выходит в прокат 12 июня, в День России, не случайно: в нашей стране жутко любят футбол. Я рос в те времена, когда было трудно достать даже футбольный мяч, и он был не в каждом дворе, а футбол всё равно любили и играли, и эта народная любовь сохранилась до сих пор. Обязательно посмотрите наш фильм, он получился очень трогательным, и мотивирующим, что никогда нельзя останавливаться. Как и в футболе, пока не прозвучал финальный свисток – у тебя ещё есть шанс. Как и в жизни. Именно эту мысль мы старались вложить в картину».

Люся Чеботина: «Это было моё первое выступление на «Квартирнике», и, честно говоря, я в полном восторге! Атмосфера здесь невероятно тёплая и душевная — такое ощущение, будто ты поёшь для старых друзей. Я давно знала о программе и видела несколько выпусков, где выступали потрясающие артисты, – всегда восхищалась тем, как здесь звучит музыка. Очень приятно было оказаться среди таких талантливых музыкантов и почувствовать энергетику зала. Мы с Алексеем Воробьёвым исполнили саундтрек к фильму «Больше чем футбол» в новой аранжировке — и это было что-то особенное! Каждый раз, исполняя её, я чувствую, как она раскрывается по-новому — в ней есть и сила, и нежность, и внутренний огонь. На пороге премьеры фильма и в преддверии Дня России хочу пожелать всем вдохновения, веры в себя и настоящих чувств. Пусть музыка объединяет, а кино вдохновляет на большее».

Эфир в 00.05.

β 16+