Карен Шахназаров заявил об отсутствии удачных ремейков
Карен Шахназаров достаточно осторожно высказался об успехах российского кино. Режиссер посетовал, что качестве нашего кинематографа пагубно сказывается его отрезанность от мирового рынка.
- Определенные успехи у российского кино есть, - рассказал Карен Шахназров ТАСС. - Но в этом смысле, конечно, российское кино сегодня не занимает какого-то заметного места в мире. Произошла отмена [русской] культуры, которая коснулась всех сфер. Хотя мы и продолжаем работать, даже продаем какие-то картины, проводим недели кино, но в целом нас довольно жестко отрезали от мировых рынков. Поэтому трудно рассчитывать на то, что мы сможем занять за рубежом какое-то значимое место.
Шахназаров прокомментировал высказанную Владимиру Путину свою инициативу ввести преподавание кино в школе:
- Я считаю, что его надо вводить как отдельный предмет. Проходят же отечественную литературу? Вот так и с кино. Я давно продвигаю эту идею. Президент ее поддерживал тогда и сейчас, но пока с места инициатива не двигается. Видно, очень много противников. По-моему, мысль очень проста: сегодня кино играет гораздо большую роль в жизни людей. Я сам литературный человек, но, увы, читают сейчас мало, особенно молодежь. В целом чтение стало менее популярным, тогда как кино смотрят активно… Поэтому логично преподавать его как обязательный предмет и знакомить школьников с отечественным кино, с лучшими его образцами, с классикой.
Также Карен Шахназаров высказался против создания ремейков, которые считает проявлением дефицита оригинальных идей:
- В этом нет беды, ремейки снимают по всему миру, но, на мой взгляд, они никогда не бывают удачными. Мне кажется, это в определенной степени связано с дефицитом собственных идей. В современном обществе не так много по-настоящему мощных творческих концепций, поэтому и отсутствует стиль. В советском кино были художественные идеи, и очень сильные, а сегодня с этим проблема. Отсюда, мне кажется, и попытки реанимировать старые фильмы, но, на мой взгляд, это не удается и вряд ли удастся.
Нина Гребешкова и в 90 лет удивляла режиссёров своей игрой и чувством юмора
Об актрисе и вдове Леонида Гайдая Нине Гребешковой, скончавшейся 10 мая 2025 года, изданию gazetametro.ru рассказал режиссер Николай Лебедев.
Последнюю эпизодическую роль Нина Гребешкова сыграла в 90 лет, появившись в сериале "Содержанки 2" (2020) режиссёра Дарьи Жук. До этого был эпизод в фильме Николая Лебедева "Экипаж" (2016), где Нина Павловна предстала в роли пассажирки бизнес-класса.
– Уговаривать Нину Павловну сняться не пришлось: мы уже были знакомы, тепло общались, и поэтому она сразу согласилась, – рассказывает Metro режиссёр Николай Лебедев. – Мы впервые встретились в 1995 году, когда я позвал её в свой сериал, но проект в итоге не был реализован. Впервые Нина Павловна сыграла у меня в картине "Поклонник" три года спустя. Я специально для неё придумал роль лже-бабушки, которая обманом пристраивает на почту главную героиню. Она откликнулась на предложение с радостью, приехала в Минск, где мы снимали. Привезла с собой и реквизит. Это была трость Леонида Гайдая и сумка на колёсиках, с которой он обычно ходил в продуктовый магазин. Для Нины Павловны было очень важно, чтобы вместе с ней в кадре появились дорогие для неё вещи.
По словам Лебедева, запуская каждый свой проект после "Поклонника", он старался придумать эпизод для Гребешковой. В итоге она снялась у него в "Фонограмме страсти" (2009), "Легенде № 17" (2012) и "Экипаже" (2016).
– К каждому, даже самому крохотному, появлению на экране Гребешкова готовилась так, как иные артисты к главной роли не готовятся. Скажем, мы обсуждали поведение соседки основного персонажа в "Фонограмме страсти". "Вот она говорит, что всё видит и за всеми следит, – как же она могла не увидеть, что в квартире появился новый жилец?" – допытывалась Нина Павловна. "А он ей денег заплатил, чтобы молчала!" – нашёлся я. У Гребешковой вспыхнул весёлый огонёк в глазах. "Взятку, значит, дал? Ага!" – и она мгновенно изменила поведение в кадре, и в голосе зазвучали новые интонации. Было невероятно интересно наблюдать, как она, зацепившись за важную деталь, выстраивает характер своей героини. Я, конечно, надеялся, что будет ещё новая возможность поработать с Ниной Павловной, мы всё время общались. Обычно я звонил ей и говорил: "Алло, Нина Павловна, я вас люблю!" Она удивлялась, но потом понимала, кто звонит, и с улыбкой говорила: "Я тебя тоже". Она была чудесным человеком. И она была прекрасной актрисой, невероятно органичной и достоверной. На площадке я часто ловил себя на мысли: а с кем я сейчас общаюсь – с ней или уже с её персонажем? Внешне вроде бы ничего не менялось, но внутренняя работа над образом у неё происходила беспрестанно.
Нина Гребешкова – легенда нашего кино, актриса, создавшая сотни образов, продолжает Николай Лебедев.
– Но гордилась она не собой. Она гордилась мужем – выдающимся, гениальным кинорежиссёром Леонидом Гайдаем – и всегда повторяла, что она – представитель Гайдая на этом свете. Она была очень сильным, надёжным тылом для Леонида Иовича. Возможно, это помогло и Гайдаю достичь тех высот в нашем кинематографе. Об этом мне рассказывали многие, кто был знаком с их семьей. При этом Нина Павловна никогда не перетягивала на себя одеяло, отличалась деликатностью, всегда была корректна. Это был человек с сильным стержнем, всегда очень внятной и чёткой позицией, если она была с чем-то не согласна, отстаивала своё мнение.
По словам Лебедева, в последний раз Нину Павловну он видел пару лет назад:
– Мы с ней постоянно созванивались, но никак не могли увидеться. Полтора года договаривались, чтобы повидаться, пообедать вместе, пообщаться. Как-то раз, во время съёмок "Кракена", я ей позвонил, говорю, Нина Павловна, я выкроил несколько часов, давайте чаю попьём в кафе, Новый год отметим. Она как-то колебалась: "Я уже не выхожу из дома. Плохо себя чувствую. Давай лета дождёмся". Конечно, я понимал, что ей уже сложно выходить, понимал нежелание показываться в каком-то виде, в котором её не привыкли видеть. Она мне говорила: "Да ты меня, наверное, и не узнаешь". Нина Павловна была красавицей в молодости и осталась очень яркой и лучезарной в зрелые годы благодаря своей уникальной юной энергетике. Она не старалась бежать за прежним, ушедшим, просто сохраняла себя, и в этом были её и мудрость, и ценность. Нина Павловна никогда не изображала из себя того, кем не является, была самодостаточной и уникальной. Общение с ней многому меня научило.
Книга и альбом киномузыки Александра Кнайфеля будут выпущены в июне
Пластинка и книга «Три степени свободы. Музыка кино СССР. Александр Кнайфель» будут выпущены в июне 2025 года, к годовщине смерти композитора. Об этом рассказал в соцсетях автор проекта «Три степени свободы» - лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров. 13 мая на Planeta.ru был запущен краудфандинг и опубликованы последние новости.
- Девять лет назад я приговорил себя к пожизненному проекту (сколько успею, столько сделаю), посвященному феномену советской киномузыки, - говорит Нестеров. - Я назвал его «Три степени свободы. Музыка > кино > СССР». Почти нигде в мире композиторы высшей академической лиги не работали в кино. У нас, по ряду причин, чаще всего невеселых, это случалось. Звучит невероятно, но киномузыка в СССР часто являлась самым свободным проявлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Этот феномен в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда – забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Отделять музыку от кадра и соединять с вечностью – так можно сформулировать главную задачу этого проекта. Подавляющее её большинство никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах. Этой музыки нет в цифровом пространстве, а значит, она не существует в современном мире. Но не менее важно и интересно сейчас исследовать путь художника. Как ограничения, запрет и несвобода порождали в нем большую свободу, как вынужденная поначалу работа в кино, казалось бы в прикладном и низком жанре, поддерживала и инициировала великие замыслы.
Двумя первыми героями проекта стали Альфред Шнитке и Олег Каравайчук, а третьим станет Александр Кнайфель, чья музыка исполняется во всем мире, ему посвящают музыкальные фестивали, его играют выдающиеся музыканты. Мстислав Ростропович исполнял его «Восьмую главу» в сопровождении четырех хоров в шеститысячном Вашингтонском соборе, фрагмент его произведения взяли в свою композицию Pet Shop Boys… Он написал музыку к сорока фильмам и был во многом новатор, создавая фильмофоны, сквозные композиции, сразу же ориентируясь на их последующую жизнь вне кино. За его первым саундтреком «Айнана» (1979) охотился Девид Бирн, мечтая издать его на своем лейбле Luaka Bop.
- Что важно – на этот раз мне удалось взаимодействовать с моим героем еще при жизни, в его финальный год, много говорить, путешествовать по его личным архивам, - продолжает Нестеров. - Он сам собрал музыку и для пластинки и для цифрового релиза. Даже реставрация и ремастеринг – все было под его бдительным контролем. Пластинка уже отпечатана (как всегда на лучшем заводе в Германии) и доставлена, ждет своего часа. Триста копий, лимитированный тираж. Когда впервые послушал эту музыку на виниле, я словно услышал ее заново, многое для себя открыв. И продолжаю открывать каждый день. Последние месяцы я интенсивно работал над своим новым альбомом, и каждый вечер Кнайфель меня спасал, кроме его музыки ничего в сердце не входило. И мне хотелось бы, чтобы эта пластинка нашла тех, кому она будет необходима.
Книга выйдет в июне, тогда же альбом появится на всех цифровых площадках. Мультимедийные концерты с пространственным звуком «Александр Кнайфель. Оркестр громкоговорителей» состоятся 21 июня в Музее современного искусства PERMM, Пермь, в рамках Дягилевского фестиваля, и 12 июля на Новой сцене Александринки, Санкт-Петербург.
Через два года Олег Нестеров планирует выпустить четвертую часть проекта «Три степени свободы», но имя ее героя пока не объявил.
Алексей Учитель начал съемки фильма о Шостаковиче
Основной этап съемок нового фильма Алексея Учителя под рабочим названием «Шум времени» стартовал в Москве. Картина производства киностудии «Рок» рассказывает об одном из самых известных композиторов XX века Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче. Съемки пройдут как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. По признанию режиссера Алексея Учителя, это очень важный для него проект, подготовительная работа над которым ведется уже более трех лет, этот фильм будет не классическим байопиком, а «историей-притчей о гении».
- В кино невозможно уместить всю жизнь Шостаковича, даже если будет сериал. Начиная с детства и до самой смерти в его жизни было столько событий, столько поворотов, связанных и с его близкими, и с профессией, и с болезнями, и, конечно, с любовью. На долю композитора выпало слишком много испытаний, и из этого объема материала создать сценарий оказалось непросто, – отмечает Алексей Учитель. – Эмоциональная составляющая имеет огромное значение. И на этом будет строиться очень многое в фильме.
Роль Дмитрия Шостаковича исполняет Олег Савцов. В съемках фильма также принимают участие Полина Цыганова, Мария Смольникова, Дарья Балабанова, Евгений Цыганов, Лев Зулькарнаев, Никита Кологривый и другие.
Ранее ИнтерМедиа сообщало, что фильм на ту же тему под таким же названием «Шум времени» (The Noise Of Time) планирует снять польский режиссер Ян Комаса. Роль Дмитрия Шостаковича там должен сыграть Аугуст Диль.
.jpg)