«Многоликий, но единственный»: 100 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

Столетие со дня рождения Иннокентия Смоктуновского отмечается 28 марта 2025 года. В Музее МХАТ открылась выставка «Многоликий, но единственный». Смоктуновского считают артистом, который перевернул представление об актёрской игре. В 1957 году он так сыграл князя Мышкина в спектакле Георгия Товстоногова "Идиот", что не поверить в реальность этого персонажа было невозможно.
– По отношению к актёру эпитет "гениальный" начали применять именно после этого спектакля, – рассказала изданию gazetametro.ru заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова. – Это был совершенно другой театр, совершенно другой подход актёра к работе над ролью, он перевернул этим спектаклем вообще всю театральную, и не только, общественность. Именно тогда и стали говорить, что Смоктуновский гений.
Иннокентий Михайлович много писал о своей работе над ролями, и эти записи помогают проникнуть в его творческую лабораторию – именно это определение лучше всего подходит для той огромной внутренней работы, которую артист проделывал для каждой своей роли. Так, образ князя Мышкина он подсмотрел в коридорах "Ленфильма", где снимался параллельно с репетициями у Товстоногова: это был незнакомый ему, "божественно спокойный" человек, который стоял среди снующей мимо него толпы и невозмутимо читал книгу.
"Роль близка мне не столько даже как актёру, сколько как человеку, – писал Смоктуновский о Мышкине. – Работа над ней огромный и неповторимый, как юность, отрезок моей жизни. Только играя Мышкина, я наконец-то прорвался к самому себе. Это самая личная, самая выстраданная, самая сокровенная моя роль".
Уникальность работы Смоктуновского над любой ролью заключалась в его любви к подробностям и дотошном внимании, с которым он подходил к каждому тексту и которое могло показаться избыточным. На какое-то время он буквально становился тем, кого собирался играть.
Так, репетируя Иудушку Головлёва, артист приходил в театр в вязаной растянутой кофте, стоптанных туфлях, старых брюках с "пузырями" на коленях и с нелепой авоськой в руках – "то ли бомж, то ли опустившийся вдовец", по определению профессора Школы-студии МХАТ Ольги Егошиной. На репетиции "Кабалы святош", где он играл Людовика XIV, артист, наоборот, приходил ослепительно нарядный, подтянутый, свежий и по-особому элегантный. "Превращение происходило в ходе репетиции, входя в образ, Смоктуновский постепенно подчинялся его диктатуре", – говорит Егошина.
Смоктуновский вспоминал, как после возвращения с фронта его приятель по драмкружку позвал его в театр:
"Вскоре после возвращения зашёл ко мне приятель и предложил поступить в театральную студию при Красноярском театре. "Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь", — убеждал он меня. Прошло много лет с тех пор, но его слова я помню, словно это было вчера. Злой иронией звучат они сейчас. Было в моей жизни много всякого и плохого, и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет – лёгкости и беззаботности. Должно быть потому, что эти понятия несовместимы с актёрской профессией вообще".
Как-то актриса Алла Демидова спросила Иннокентия Михайловича, считает ли он себя гением, и он ответил, что гениальность проверяется временем, а он просто не более чем способный человек. "Я работяга, ломовая лошадь, я очень много работаю", – говорил он.
– Однажды он летел с коллегами куда-то на гастроли, и Олег Ефремов пошутил: "Я, наверное, гениальный артист". На что Смоктуновский тоже отшутился: "Ну, если ты гениальный, то тогда я космический", – рассказывает Марфа Бубнова.
Он знал себе цену, но более требовательного к себе человека в театре было найти сложно. Об этом опять же красноречиво свидетельствуют его записи.
"Вот уже около восемнадцати раз выходил на сцену Малого театра в образе царя Фёдора Иоанновича. И всё-таки нет на душе покоя, столь необходимого для этой непростой работы, – пишет Смоктуновский о спектакле "Царь Фёдор Иоаннович". – Спектакль пользуется успехом у зрителей и у критиков. Его, как говорится, хвалят. Не обходят и меня. А удовлетворения, покоя нет. И в чём здесь секрет, не знаю... Мне кажется, что причину этой неуспокоенности следует искать прежде всего в самом себе. Я подхожу к этой работе со всей ответственностью, со всей душой. И снова, и снова думаю над этой удивительной ролью, вместившей в себя много такого, чего я ещё не могу познать. Надо искать. Искать в себе. За меня этого не сделает никто".
"Я нашёл свой театральный дом во МХАТе. Здесь перелётная театральная птица наконец совьёт гнездо", – пишет Смоктуновский о своём уходе из Малого театра. На сценах МХАТ с 1976 по 1994 год он сыграл не так много, всего 13 ролей, но каждое его появление на подмостках становилось историей для театра и него самого. Первым спектаклем на сцене МХАТ стал для Смоктуновского чеховский "Иванов", последним – "Возможная встреча", где он сыграл роль Иоганна Себастьяна Баха.
– Он играл не только "иконописных" героев, которых мы считаем классическими, но и более простых, и тоже вкладывал в них очень много, подходил к этому особенно, – говорит Марфа Бубнова. – При всём разнообразии ролей, при всей многоликости персонажей образ Смоктуновского отмечен уникальной цельностью. Это цельность актёрской манеры, которую не перепутаешь ни с какой другой. Его голос узнаётся даже не с первой фразы, а с первого звука, его причудливая пластика неповторима.
"Иванов" (1976 год, МХАТ имени М.Горького)
"В критике Иванова называли иногда русским Гамлетом. Это неверно. Иванов – герой национальный, сугубо русский. А русский человек не может жить без созидательной, жизнеутверждающей идеи, общей идеи осмысленного мировоззрения, как любил говорить Чехов. Иванов не может посеять и взрастить что-то на удивительно плодотворной, щедрой нашей земле, потому что лишён этой идеи, не способен творить добро. И в этом его трагедия. Чехов, как и Достоевский, писал не только о прошлом и настоящем, но и о будущем, потому его произведения так близки нашим дням и так нужны нам сегодня". (Иннокентий Смоктуновский)
"Господа Головлёвы" (1984 год, МХАТ имени М.Горького)
"Большая моя роль – Порфирий Головлёв в спектакле "Господа Головлёвы" во МХАТе. Работа эта была для меня очень трудной. И трудность заключалась в том, что едва ли не впервые я делал на сцене человека ярко негативной сущности. Однако эта негативность моего персонажа – не отвлечённая, ибо немало я таких людей повидал в жизни. Я честен, я не люблю врать ни себе, ни другим. И всё-таки, наверное, в каждом из нас есть хоть капля такого Иудушки. Работая, я пытался сделать эти черты узнаваемыми, выпуклыми. Мне хотелось, чтобы ужаснулись сидящие в зале, чтобы они ещё раз проверили, осмыслили себя. Иногда мне кажется, что работа удалась, порой грезится, что персонажу этому необходимо более патологическое начало, чтобы всё чудовищное стало обыденным". (Иннокентий Смоктуновский)
"Кабала святош" (1988 год, МХТ имени А.П.Чехова)
"Однажды на репетиции "Кабалы святош", где Смоктуновский репетировал роль Людовика XIV, он появился с весьма своеобразной посадкой головы. На вопрос, как появилось это решение, пояснил, что он, снимаясь в Ленинграде, заходил в Эрмитаж, смотрел портреты Людовика и увидел, что у короля большой выпирающий кадык. И этот кадык стал тем самым "манком" для актёрской фантазии, который неожиданно открывает путь к образу". (Ольга Егошина)
Владимир Кошевой исполнит «Мрамор» в честь юбилея Бродского

Музыкально-поэтическую программу «Мрамор» представит Владимир Кошевой 25 мая 2025 года в МКЗ «Зарядье». Постановка приурочена к 85-летия со дня рождения одного из величайших поэтов XX века Иосифа Бродского. Автор идеи и режиссёр — Михаил Елисеев.
Зрители услышат как известные и многими любимые произведения Иосифа Бродского, так и сложные, требующие вдумчивого и ассоциативного восприятия. В программу вошли стихи, в которых прямо или косвенно проявляются черты античности — периода юности цивилизации, развития разных философских школ и классических наук, рассвета искусств и ремесел, свода первых законов Римского права и, наконец, зарождения одной из основных религий человечества — христианства.
- Меня часто спрашивают, зачем читать Бродского со сцены, зачем такие сложные непонятные стихи? И я не буду лукавить, что сам легко понимаю, что написал поэт. Требуется время, и порой не один год, чтобы расслышать мысль, которая при первом прочтении поставила в тупик — так витиевато, так сложно она построена. Мне самому важно и необходимо заняться исследованием, «открыть» автора, провести большую внутреннюю работу, и только тогда выйти на сцену, — говорит Владимир Кошевой. — Название «Мрамор» у режиссёра Михаила Елисеева появилось давно. И это не отсылка к известной пьесе Бродского. Это композиция из стихотворений разных лет. Как говорила Ахматова, «не обязательно читать в той последовательности, в которой они написаны». Важна тема, и как только она определилась — античная история — появилось и название, и стихи стали складываться в драматургию будущего спектакля.
Стихотворения в исполнении Владимира Кошевого будут дополнены авторской музыкой композитора Максима Войтова и видеорядом Надежды Бушуевой.
Данила Козловский выступит с шоу «Frank» в Москве

Премьера моноспектакля Данилы Козловского «Frank» состоится 20 июня 2025 года в Москве, в Театре Эстрады. Свое шоу артист афишировал как музыкальный стендап, основу программы составляют песни Фрэнка Синатры. Режиссером проекта выступил Савва Савельев. Российским партнером является компания SAV Entertainment.
- «Frank» — это не только имя легендарного исполнителя великих песен, но еще и английское слово, которое в переводе означает «откровенный», «искренний», - сообщается в пресс-релизе. - Именно таким предстает перед зрителем Данила Козловский. Ведь, если задуматься, что сейчас является главным дефицитом в мире? Это положительные эмоции, искренность и честность, а если добавить к ним прекрасные и всем известные песни, отличный юмор, драматургию на вечно актуальные темы любви, дружбы, семьи, детства, тонкую режиссуру и невероятно красивый сценической свет, то получается абсолютно уникальная вещь!
«ИнтерМедиа» напоминает, что мировая премьера шоу «Frank» состоялась в феврале 2024 года на Кипре, после чего Козловский объехал с ним несколько стран Европы и Азии. Концерты прошли в Берлине, Париже, Лондоне, Белграде, Тель-Авиве, Таллине, Кишеневе, Астане, Ташкене, Дубае и др.
В апреле 2025-го Данила Козловский и Савва Савельев представили новую программу «Check Up», премьера которой состоялась в Лимасоле, Кипр.
Выставка «Мы и Майя» открылась в кинотеатре «Пионер»

Центр современного искусства «Креадор» открыл в столичном кинотеатре «Пионер» выставку «Мы и Майя», посвященную осмыслению наследия балерины Майи Плисецкой. «Мы» — это современные художники, зрители, танцовщики, интерпретирующие балет через призму: живописи, скульптуры, инсталляций, фотографии и литературы. «Майя» — символ вечного идеала, недостижимого совершенства, но также и живой, страстной личности, чье искусство продолжает всех нас вдохновлять».
В церемонии открытия выставки «Мы и Майя» приняли участие премьер Большого Театра Денис Родькин, и.о. ректора Академии — проректор МГИМО Сергей Шитьков, журналист Вадим Верник, директор продюсерского центра «БеллАрт» Валентина Михалевская, проректор Дипломатической академии Дина Салюкова, представители дипломатических миссий. Среди почетных гостей были представители посольства Республики Беларусь, посольства Доминиканской Республики, посольства Йеменской Республики, посольства Мексиканских Соединенных Штатов, посольства ОАЭ, посольства Государства Палестина, посольства Республики Сербии, посольства Сирии, посольства Туркменистана и посольства Республики Филиппины.
Особенным моментом вечера стало выступление автора книги «Майя Плисецкая. Пять дней с легендой» Вадима Верника. Он поделился с гостями пронзительными воспоминаниями о личных встречах с балериной, раскрыв редкие, почти исповедальные моменты, в которых величие Плисецкой переплеталось с ее человеческой теплотой и невероятной силой духа.
Абдували Усманов, организатор выставки и основатель ЦСИ «Креадор» сказал:
- Майя Плисецкая воплощает самую суть русского балета, оставив после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять артистов разных поколений. Этим проектом мы открываем серию мероприятий к 100-летнему юбилею великой балерины. Её уникальная техника, выразительность и харизма сделали её символом не только для балета, но и для всего искусства в целом. Наше название «Сreador» в переводе с испанского означает «творец». Это подчеркивает важность творческого процесса и культурного диалога, в котором участвует наш центр современного искусства.
На выставке «Мы и Майя» представлены работы 14 авторов. Это художники Анна Абидина, Елена Каллистова, Ирина Куколкина, Алина Михайленко, Екатерина Мищенко, Ирина Сенцова, Олег Тыркин, Мария Чубарова, Елизавета Яшина, Sara Gaster и скульпторы Елена Коваль, Вадим Кириллов, Нина Кухтевич, Ольга Аронова.
В период работы выставки запланированы творческие встречи с художниками, мастер классы и лекции.
Выставка продлится до 17 мая 2025 года.
Вход свободный.
Подробная информация: https://t.me/s/creadorartcenter
Пресс-агент выставки:
Елена Мясникова +7-926-916-4769 (goriznew@yandex.ru)