В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»
Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.
Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:
- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.
Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.
Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».
В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.
Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».
Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.
В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.
Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.
Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.
Выставка продлится до 8 июня.
Начало в 16.00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).
Кирилл Крок назвал продажу билетов по паспортам издевательством над зрителями
Директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок высказался категорически против системы именных билетов на зрелищные мероприятия. По его словам, из-за новых правил продажи билетов зрительные залы многих московских театров опустели.
- Посмотрите, какое падение спроса на билеты в московские театры. Зрительные залы стоят полупустые, а спектакли отменяются. Люди объявили бойкот этой системе покупки билетов. А у нас, у федеральных театров, раскупили билеты на май, июнь, июнь в ноль. На сайте Вахтанговского театра люди пишут, что не будут ходить в московские театры по новым неумным, скажем так, правилам, - сказал НСН Крок.
Кирилл Крок поддержал недавние поправки в правила посещения театров и концертных залов, позволяющие детям ходить на детские спектакли без предъявления документов.
- Детские театры в Москве вообще вынуждены были отменять спектакли, когда в зале на 600 мест сидят 150-200 человек на некогда аншлаговом представлении. Это о чем говорит? Я уж не говорю об экономике, сколько театры потеряли, как уменьшилась зарплата артистов и сотрудников театра. Кто будет компенсировать эти потери? Новые правила требуют корректировки. И вводить новую билетную платформу нужно, но сделать это необходимо так, чтобы она была интересна людям. А не так: вот не хотите MosID получать, тогда будете с паспортами ходить. Это что за издевательство над москвичами, гостями столицы? Мне кажется, это неправильно. А сама идея создать единую билетную платформу в Москве, мне кажется, абсолютно верна. Только вот способы ее введения вызывают удивление, - сообщил Кирилл Крок.
Ранее Кирилл Крок перечислил ряд конкретных несовершенств новой системы продажи билетов в театры.
- Небольшие театры уже официально потеряли от 12–45% вала, - заявил он news.ru. - Мы сравниваем цифры за март этого года и 2024-го. У них просто остановка продаж, серьезные финансовые потери. Люди боятся, не хотят вводить паспортные данные, говорят: «Я тогда лучше не пойду». Департамент предлагает сертификаты. Скажите, зачем изобретать велосипед? Была нормальная процедура. Я купил билеты, подарил родителям. Почему я должен дарить им сертификат с QR-кодом на «Мосбилете»? Мои родители или я должны зайти на сайт и выкупить эти билеты? Зачем создавать непонятные цепочки? Повторю, в Москве есть два-три театра, в которых есть по два-три спектакля, на которых орудуют спекулянты. Все мы хотим их побороть. Пускай те театры сделают именные билеты, как Большой сделал на «Щелкунчика». Но есть другая проблема — контроль билета и паспорта. Это гарантирует гигантскую очередь на входе.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ведущие организаторы театрально-концертных мероприятий города Москвы 31 марта 2025 года отправили коллективное письмо председателю Союза театральных деятелей РФ Владимиру Машкову. Организаторы просят отменить именные билеты в театрах и концертных залах.
Ирина Пегова и Виктор Хориняк примут участие в концерте «Человек» ко Дню космонавтики в МХТ Чехова
Литературно-музыкальный вечер «Человек» состоится 12 апреля 2025 года на Основной сцене МХТ имени А.П.Чехова. В исполнении артистов Художественного театра прозвучат стихи, проза и песни о том, каково это – быть человеком, стремиться к звёздам и жить на Земле. Программа, чья премьера состоялась на Байконуре осенью 2024 года, впервые и всего один раз будет сыграна в Москве в День космонавтики.
- Это вторая специальная программа из цикла «Круг чтения», подготовленная Художественным театром для Байконура, - рассказывает режиссёр постановки Марина Брусникина. - Год назад наше высказывание было посвящено теме космоса, и во время выступления мы поняли, насколько люди хотят и готовы говорить о серьёзном, о важном, о смыслах, как внимательно они слушают поэзию… В этот раз Константин Юрьевич Хабенский предложил назвать программу «Человек». Эта тема, конечно, всеобъемлющая и там есть, что сказать. Программа «Человек» посвящена парадоксам, связанным с этим словом, поискам ответов на вопросы «Кто мы? Зачем мы? Почему мы?».
В концерте примут участие Ирина Пегова, Кристина Бабушкина, Павел Ващилин, Виктор Хориняк, Ольга Литвинова, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Алексей Краснёнков, Дмитрий Сумин и другие.
«Геликон-опера» вручит театральным героям «Оперный Оскар» в честь своего юбилея
Московский музыкальный театр “Геликон-опера" представит программу "Мой оперный герой" к своему 35-летию с 10 по 13 апреля 2025 года. В рамках мероприятия планируется церемония награждения "оперных героев". На сцене зала "Стравинский" впервые будут награждать "персонажей", а не артистов. Каждый желающий сможет проголосовать за своих фаворитов в социальных сетях театра до начала праздничной программы "Мой оперный герой". Перед каждым представлением зрители получат анкеты на входе.
- В этот раз зрителей ждет эксклюзивная церемония награждения оперных героев! Ее смело можно назвать "Оперный Оскар", но нам милее "Мой оперный герой", ведь именно герои опер, на протяжении столетий эксплуатируются на оперных, и не только, подмостках, - сообщают организаторы.
Автором идеи юбилейного вечера выступили основатель театра, генеральный директор - художественный руководитель народный артист России Дмитрий Бертман, режиссер Илья Ильин, дирижер Валерий Кирьянов.
- Самое главное, что мы не утратили за 35 лет своего желания служить тому искусству, которое выбрали. Мы по-прежнему молоды, мы по-прежнему в поиске, мы по-прежнему любимы и сами не утратили способности любить, -заявил продюсер спектакля Эдуард Мусаханянц,
Ведущие церемонии — Царица ночи и Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта, воплощающие идеальный тандем мужского и женского начала. Знаменитый геликоновский хор воплотится в роль древнегреческого хора на горе Геликон, комментируя происходящее и выражая коллективное мнение.
Кроме того, посетители смогут увидеть выставку, посвященную 35-летию "Геликон-оперы". На ней будут представлены картины российской художницы Марии Суворовой. Иллюстрации были созданы для книги театрального критика Владимира Зисмана "Геликон-опера" - от священной горы до театра". В экспозиции будут представлены 20 работ, в которых отражена хронология театра, с момента основания до сегодняшнего дня. Картины будут выставлены в Фойе Сергея Зимина.
«ИнтерМедиа» напоминает, что свой юбилейный сезон театр «Геликон-опера» открыла 23 августа 2024 года премьерным спектаклем «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. В эти же дни совместно с телеканалом «Культура» театр осуществил запись спектакля для показа в эфире.
.jpg)