Национальная федерация музыкальной индустрии попросила Министерство культуры повысить ставки за «сиротскую» музыку
Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ), объединяющая, по ее данным, почти 50% музыкального рынка России, попросила Министерство культуры пересмотреть предложенные ставки отчислений за использование так называемых сиротских произведений. Под этим термином понимаются произведения музыки, фотографий или книг, чей автор или правообладатель либо неизвестны, либо не выходят на связь. Соответствующее письмо НФМИ было направлено на имя министра культуры Ольги Любимовой, сообщает РБК.
Правила использования произведений неизвестных авторов были приняты летом 2024 года и вступили в силу в октябре. Предложившие новые нормы депутаты и сенаторы, среди которых были председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и думский депутат Павел Крашенинников, объяснили свою инициативу высоким уровнем развития цифровой среды: «Объекты в ней доступны, а отыскать их владельца зачастую очень сложно».
Теперь перед тем, как использовать «сиротскую» музыку, заинтересованное в этом лицо должно сначала попытаться установить правообладателя и выйти с ним на связь. Результаты этой проверки должны быть представлены в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами (ОКУП). В течение ближайшего года такой организацией выступает Российское авторское общество (РАО). Если произведение действительно признают «сиротским», на него может быть предоставлено право использования на условиях возмездной неисключительной лицензии. Плата за использование такой музыки должна зачисляться на номинальный счет, который ведет РАО. Сейчас происходит процесс разработки подзаконных актов, которые регламентируют работу по новым правилам.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям скептически оценил в декабре 2023 года предложения по поправкам законопроекта о «сиротских» произведениях. В январе 2025 года Министерство культуры предложило новый проект постановления правительства об утверждении правил расчета и ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений. Согласно документу, за разные формы использования таких произведений предлагается и разный порядок выплат. Например, размер вознаграждения за продажу отдельно взятых экземпляров будет определяться фиксированным разовым платежом. Его размер будет рассчитывать РАО, но он не должен быть ниже 2 тыс. руб. за каждое используемое произведение, умноженное на общее количество экземпляров, плюс дополнительные процентные отчисления от отпускной цены. Для литературных произведений, например, это будет 8%, для музыки — 9%, для фотографий — 10%.
Вопросы у представителей музыкальной индустрии вызвал пункт проекта, который определяет размер вознаграждения за «доведение произведений до всеобщего сведения». Чаще всего это публикация в интернете или на стриминговом сервисе, то есть один из наиболее распространенных способов монетизации композиций. Если будет возможно определить фактическое количество пользователей, послушавших ту или иную музыку, Минкультуры предлагает ввести динамическую шкалу платежей. За первые 300 тыс. прослушиваний этот платеж будет составлять 40 коп. за один раз (то есть максимум, по подсчетам РБК, 120 тыс. руб.), за последующие прослушивания сверх этой планки до 1,5 млн — 29 коп. (то есть максимально за эти прослушивания плюс 240 тыс. руб.), за 1,5–3 млн прослушиваний — 10 коп. и далее в сторону уменьшения ставки вплоть до 4 коп.
Сейчас к документу готовится заключение об оценке регулирующего воздействия. В ближайшее время он должен быть направлен в правительство.
Представленные ставки вознаграждения существенно и иногда в несколько раз «в худшую сторону» отличаются от рыночных расценок за дистрибуцию музыки в интернете, говорится в письме НФМИ в Минкультуры. Это, по мнению профильной ассоциации лейблов, может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей произведений, изначально признанных «сиротскими», а также наследников авторов и исполнителей. Причем сами ставки вознаграждений, как отмечается в письме, остаются коммерческой тайной правообладателей.
Кроме того, низкие ставки вызывают опасения, что у пользователей и организаций по коллективному управлению авторскими правами не будет мотива полноценно искать авторов произведений, предупреждают в НФМИ.
В качестве альтернативного варианта НФМИ предлагает сохранить ставку 40 коп. за первоначальные 300 тыс. прослушиваний. Но за все, что превышает этот показатель, ввести выплаты по 20–30 коп. за прослушивание.
Soda Luv выпустил альбом-антиутопию
Soda Luv представил 4 апреля 2025 года концептуальный альбом «Idiocracy». Как сообщает The-Flow, это «антиутопия, в которой рэпер изобличает как музыкальную индустрию, так и самого себя». Это концептуальный релиз про мир будущего, где культура деградирует, а мир подчинен корпорациям.
В центре сюжета — человек без век . Как сказано в пресс-релизе, этот человек «не может закрыть глаза на разложение общества и на то, как его кумир, Soda Luv, превращается в пустой коммерческий продукт».
Почти всю музыку для альбома Soda Luv написал сам вместе с J. Rouh.
Дмитрий Нагиев и «Моя Мишель» перепели «Всё пройдёт» для «Актёрища»
Группа «Моя Мишель» совместно с Дмитрием Нагиевым выпустили кавер-версию песни «Всё пройдёт» 4 апреля 2025 года. Композиция Максима Дунаевского на слова Леонида Дербенёва наиболее известна в исполнении Михаила Боярского, а новая версия вошла в саундтрек нового сериала «Актёрище». Релиз сингла осуществил "МТС Лейбл".
Дмитрий Нагиев: «Этот саундтрек абсолютно бессмертный, я бы даже сказал — культовый! Я надеюсь, что наш сериал его не испортит, ведь эту песню поет уже не одно поколение».
Группа «Моя Мишель»:«В то время, когда Слава Третьяков был полон надежд, он уже нес на себе след глубоких ран, оставленных отношениями с отцом. Это прошлое определило его путь, превратило в того, кем он стал. Но мы хотели не просто показать этот путь — а дать надежду, что он не закончен. Мы выбрали эстетику советского гостелерадио, чтобы создать ту самую зыбкую, трепетную ностальгию. Ту, что ощущается не только людьми, выросшими в то время, но и всеми, кто хотя бы раз в жизни хотел вернуться в точку, где всё ещё возможно. Музыка должна была стать мостом, проводником. И в то же время не ставить жирную точку в настоящем, а вдохнуть в историю ощущение света впереди. Мы сделали оркестровую партитуру — живую, дышащую, соединяющую поколения. Добавили детский хор, потому что в нём есть та чистота, которую трудно выразить словами. Он стал символом света, той самой поворотной точки в душе героя. А чтобы дать глубину и текстуру времени, мы использовали старые синтезаторы и даже большой модульный синтезатор, с его умением создавать музыку, которая словно исчезает в вечности».
Jony испытал «Deja Vu» в новом сингле
Премьера песни Jony «Deja Vu» состоялась 4 апреля 2025 года. Авторами музыки стали сам Jony и Михаил Малахин, текст Jony написал в соавторстве с Тимуром Ханмамедовым. Релиз сингл осуществил лейбл S&P Digital.
- Эта песня о встрече, которая ощущается как предсказание, песня о девушке, которая словно воплотилась из снов, - рассказал о новинке музыкант. - Каждый взгляд на неё вызывает сильное чувство дежавю, как будто ты уже знал её раньше, будто она не случайность, а часть чего-то большего. В этот момент ты понимаешь, что это шанс, и нужно действовать. Ты чувствуешь, что это не просто встреча, а момент, который может изменить всё.
.jpg)