Вера Алентова умерла на похоронах Анатолия ЛобоцкогоУмерла основательница канала «Рен-ТВ» Ирена ЛесневскаяАнна Курникова и Энрике Иглесиас вновь раз стали родителямиAnna Asti и Ильдар Абдразаков дебютируют в роли наставников шоу «Голос» на Первом каналеУмер исполнитель «The Road To Hell» Крис РиУмер актер Анатолий ЛобоцкийПит Дэвидсон впервые стал отцомВерховный суд обязал Ларису Долину вернуть свою квартиру покупательницеАктера и режиссера Роба Райнера и его жену жестоко убили в собственном домеУмер пианист Левон ОганезовИтоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо Кир

«Главное— не врать»: интервью с главным дирижером Уральского государственного русского оркестра Павлом Васильевым

предоставлено пресс-службой проекта

Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представят на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина премьеру спектакля «Мифы и легенды Древней Руси». Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, объединит Уральский государственный русский оркестр, екатеринбургскую фолк-группу «Солнцеворот», заслуженного артиста России Сергея Чонишвили, актеров Максима Линникова и Илью Порошина, актрису Василину Маковцеву и студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером Уральского государственного русского оркестра, лауреатом премии губернатора Свердловской области Павлом Васильевым о музыкальных особенностях новой постановки.

— Павел Николаевич, вы родились в маленькой деревне в Удмуртии, а сейчас возглавляете государственный оркестр народных инструментов. Как музыка появилась в вашей жизни?

— Если смотреть на это с точки зрения профессионального подхода, то это началось с момента, когда я прошел отбор в Республиканскую детскую школу искусств - интернат в городе Ижевске. Принцип отбора детей в эту школу был – брать одаренных детей из глубинки, которые не имеют возможности получать художественное или музыкальное образование. Сейчас я понимаю, что это был подарок судьбы. Ну а любовь, интерес к музыке, наверное, прививается еще тогда, когда мы находимся под сердцем матери. Именно она научила меня в семь лет играть на гармони, и это был мой первый инструмент, с которого все и началось.

— Чем вас привлекла балалайка? Почему вы выбрали именно ее из всех других народных инструментов?

— Как и ожидаемо для такого юного возраста, мне она показалась простой в освоении. Когда проходил прослушивание, комиссия мне предложила выбрать баян или балалайку. Сказать честно, количество кнопок на баяне было больше, чем на гармони, и на тот момент это меня смутило. Знаете, ведь в десять лет хочется все же играть в футбол больше, чем заниматься на инструменте. Так и начал осваивать балалайку, впоследствии «простая снаружи» она оказалась очень богатой «изнутри».

— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

— На самом деле дирижеры немного ограничены, например, инструменталист может в любой момент взять инструмент и «выплеснуть в звуках» свои эмоции, мысли. Дирижер же днями, неделями, месяцами может работать с партитурой один на один, не выходя за пульт, и это закономерно. Наверное, вот эта первая стадия работы над концертной программой или новым спектаклем для меня на сегодня самое тяжелое в профессии.

— У Уральского государственного русского оркестра потрясающе разнообразный репертуар. Есть программы о звездах советской эстрады и кино «Легенды СССР», произведения отечественных и зарубежных композиторов «Русские вечера», музыка из голливудских фильмов и мюзиклов и хиты русского рока в рамках абонемента «Не формат», а недавно появились «Сказки с оркестром». Почему, несмотря на такую загруженность, вы решили принять участие в проекте «Мифы и легенды Древней Руси»?

— Мне показалась эта идея очень интересной. Вообще, я люблю новое, к этому добавилось и то, что замысел музыкально-драматической постановки «Легенды и мифы Древней Руси» может прекрасно перекликаться с русским оркестром.

— Каких исполнителей на редких инструментах вы планируете дополнительно привлечь к работе над спектаклем?

— Мы давно знакомы и есть у нас большой совместный музыкальный проект «Расскажи мне, КолоколЪ» с самобытным мультиинструменталистом Евгением Бунтовым. Он будет играть на колесной лире, гуслях, кугиклах, калюке и других народных инструментах.

— Сколько нужно репетиций для создания новой постановки и как долго создаются аранжировки и партии для инструментов оркестра?

— Обычно мы ограничены в репетициях, у нас плотный график. На этот проект у нас всего четыре совместные репетиции. Что касается аранжировок, то всегда по-разному. Иногда на партитуру уходит несколько дней, иногда несколько месяцев. Сложно сказать. Все зависит от материала. Иногда материал пишется легко, даже, кажется, само-собой пишется, всего за пару дней, а бывает — замучаешься — пару месяцев.

— В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум национальных оркестров, в котором артисты Уральского государственного русского оркестра принимают участие. Изменился ли, на ваш взгляд, сегодня слушатель академической музыки?

— Уральский государственный русский оркестр — коллектив, для которого этот форум создавался, и оркестр является главным модератором этого события. Мы стараемся показать нашему слушателю лучших музыкантов, дирижеров и лучшие коллективы России. Это, безусловно, дает определенные импульсы для нашего слушателя.

— Как покорить сердца слушателей? В чем секрет?

— Я всегда говорю одно: «Не врать».

— Какое самое сложное произведение для исполнения с оркестром из тех, что вам доводилось исполнять?

— Бывают партитуры, которые мне не близки, но у меня нет права говорить это перед оркестром. Так что я должен в них влюбиться. Наверное, такие опусы для меня самые сложные. О них я и вам не скажу.

— Тогда расскажите, какие у вас любимые сказки.

— Как и у многих, сказки Александра Сергеевича Пушкина, практически все, мне они кажутся «сказками-хамелеонами». Поставь немного другие смысловые акценты — и это уже совсем другая сказка. Корнея Ивановича Чуковского своим детям читаю, обожаю. Это прям сказки-триллеры!

Фото: предоставлено пресс-службой проекта На фото: Павел Васильев
Теги: интервью, новости партнеров, Лаборатория театра и фольклора, Мифы и легенды Древней Руси, Павел Васильев

Петр Скворцов и Александра Ревенко покажут «Сказки сна» в «Электротеатре Станиславский»

Илья Золкин

Премьера видео-арт-балета «Сказки сна» состоится в «Электротеатре Станиславский» 4-6 апреля 2025 года. Режиссером и видеохудожником спектакля-головоломки по мотивам сказок и средневековой мифологии выступает Илья Старилов, который одним из первых принес видео-арт в российский театр, хореографом стал двукратный лауреат «Золотой маски» Владимир Варнава, а драматургом значится Валерий Печейкин. В постановке заняты Александр Горчилин, Петр Скворцов, Анастасия Красовская и Александра Ревенко.

В центре повествования — три архетипических образа: Дева, Рыцарь и Маг. Влюблённые проходят через магические испытания тёмных сил, пытаясь найти и спасти друг друга в потустороннем мире. Их путешествие — это странствие по лабиринтам подсознания, где каждый поворот может быть как спасением, так и новой ловушкой. На этом опасном пути они проверят: не окажется ли их любовь очередной иллюзией?

Первое действие спектакля разворачивается в фойе театра, где зрители попадут в иммерсивную реальность настоящего средневекового пира с танцами, поэзией и угощением. Основное действие пройдет в зале с рассадкой на зрительские места. 
Найти ключ к своим снам зрителям помогут видео-арт, который появится на 30-метровых LED-экранах, хореография в исполнении танцовщиков ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга, поэзия и живая музыка от флейтиста, барабанщика и диджея.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

В МХТ в третий раз вручили «Премию Художественного театра»

Анна Тимерина/предоставлено пресс-службой премии

Третья ежегодная церемония вручения «Премии Художественного театра» состоялась 28 марта 2025 года на Основной сцене МХТ имени А.П.Чехова. Награда присуждается молодым деятелям искусств до 35 лет включительно, ярко заявившим о себе в минувшем году. Лауреатов «Премии Художественного театра» награждают дипломами и статуэтками – уменьшенными копиями горельефа «Пловец» работы знаменитого скульптора Серебряного века А.С.Голубкиной.

- Ученые, когда открывают новые звезды, сначала фиксируют энергию звезды, а уже потом до них доходит ее свет, - обратился к собравшимся в зале художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Константин Хабенский. - Примерно так же работает и наша премия: сначала мы при помощи наших экспертов и жюри выхватываем те таланты, которые пока еще не замечены, а дальше их свет доходит до массового зрителя. Мы бы хотели, чтобы наша поддержка, наше внимание придали и номинантам, и лауреатам премии больше сил, уверенности в том, что они идут правильной дорогой. Не простой, но правильной и своей.

Награждение победителей состоялось 28 марта – в день столетия со дня рождения Иннокентия Смоктуновского, а лейтмотивом вечера стали высказывания великого актера. Фрагменты интервью Смоктуновского из документального фильма «Воспоминания в саду» продолжили традицию с напутствиями мэтров, заложенную первыми двумя церемониями. Режиссером церемонии вручения «Премии Художественного театра» стал Андрей Вальдберг.

Первым было объявлено имя победителя в специальной номинации «Зачет». Ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий вручил награду студентке 4 курса факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ Агафье Бит-Гармус.

В номинации «Опера» лауреатом стал Иван Никифорчин, дирижер-постановщик оперы «Снегурочка», идущей на Новой сцене Большого театра. Приз вручила оперная певица, заслуженная артистка России Альбина Шагимуратова.

Премьер Большого театра Денис Родькин наградил победительницу в номинации «Балет». Ею стала ведущая солистка балета МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Елена Соломянко за партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро».

Искусствовед и писательница Софья Багдасарова вручила приз лауреату в номинации «Литература» – автору романа «Там темно» Марии Лебедевой.

Лауреата в номинации «Классическая музыка» объявил дирижер, художественный руководитель Государственного академического камерного оркестра Филипп Чижевский. Им стал дирижер Артемий Великий (программа «Язык музыки. Голос» Московской государственной академической филармонии).

Композитор Владимир Раннев поздравил Лидию-Марию Кошевую, победившую в номинации «Современная академическая музыка», – композитора триптиха для голоса и ансамбля «Песни цветов».

Премию в специальной номинация «Без комментариев» получил из рук художественного руководителя МХТ имени А.П.Чехова Константина Хабенского генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Статуэтку в номинации «Кино» вручила актриса, продюсер, народная артистка России Анна Михалкова. Лауреатом стала актриса Даша Верещагина за роль Алисы Селезневой в фильме «Сто лет тому вперед».

И, наконец, в категории «Театр» приз режиссеру Андрею Манику за спектакль «Три сестры» вручила актриса Александра Урсуляк.

Фото: Анна Тимерина/предоставлено пресс-службой премии На фото: Даша Верещагина
Теги: церемония вручения, премия Художественного театра

«Многоликий, но единственный»: 100 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

предоставлено пресс-службой Музея МХАТ

Столетие со дня рождения Иннокентия Смоктуновского отмечается 28 марта 2025 года. В Музее МХАТ открылась выставка «Многоликий, но единственный». Смоктуновского считают артистом, который перевернул представление об актёрской игре. В 1957 году он так сыграл князя Мышкина в спектакле Георгия Товстоногова "Идиот", что не поверить в реальность этого персонажа было невозможно.

– По отношению к актёру эпитет "гениальный" начали применять именно после этого спектакля, – рассказала изданию gazetametro.ru заместитель директора Музея МХАТ Марфа Бубнова. – Это был совершенно другой театр, совершенно другой подход актёра к работе над ролью, он перевернул этим спектаклем вообще всю театральную, и не только, общественность. Именно тогда и стали говорить, что Смоктуновский гений.

Иннокентий Михайлович много писал о своей работе над ролями, и эти записи помогают проникнуть в его творческую лабораторию – именно это определение лучше всего подходит для той огромной внутренней работы, которую артист проделывал для каждой своей роли. Так, образ князя Мышкина он подсмотрел в коридорах "Ленфильма", где снимался параллельно с репетициями у Товстоногова: это был незнакомый ему, "божественно спокойный" человек, который стоял среди снующей мимо него толпы и невозмутимо читал книгу.

"Роль близка мне не столько даже как актёру, сколько как человеку, – писал Смоктуновский о Мышкине. – Работа над ней огромный и неповторимый, как юность, отрезок моей жизни. Только играя Мышкина, я наконец-то прорвался к самому себе. Это самая личная, самая выстраданная, самая сокровенная моя роль".

Уникальность работы Смоктуновского над любой ролью заключалась в его любви к подробностям и дотошном внимании, с которым он подходил к каждому тексту и которое могло показаться избыточным. На какое-то время он буквально становился тем, кого собирался играть.

Так, репетируя Иудушку Головлёва, артист приходил в театр в вязаной растянутой кофте, стоптанных туфлях, старых брюках с "пузырями" на коленях и с нелепой авоськой в руках – "то ли бомж, то ли опустившийся вдовец", по определению профессора Школы-студии МХАТ Ольги Егошиной. На репетиции "Кабалы святош", где он играл Людовика XIV, артист, наоборот, приходил ослепительно нарядный, подтянутый, свежий и по-особому элегантный. "Превращение происходило в ходе репетиции, входя в образ, Смоктуновский постепенно подчинялся его диктатуре", – говорит Егошина.

Смоктуновский вспоминал, как после возвращения с фронта его приятель по драмкружку позвал его в театр:

"Вскоре после возвращения зашёл ко мне приятель и предложил поступить в театральную студию при Красноярском театре. "Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь", — убеждал он меня. Прошло много лет с тех пор, но его слова я помню, словно это было вчера. Злой иронией звучат они сейчас. Было в моей жизни много всякого и плохого, и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет – лёгкости и беззаботности. Должно быть потому, что эти понятия несовместимы с актёрской профессией вообще".

Как-то актриса Алла Демидова спросила Иннокентия Михайловича, считает ли он себя гением, и он ответил, что гениальность проверяется временем, а он просто не более чем способный человек. "Я работяга, ломовая лошадь, я очень много работаю", – говорил он.

– Однажды он летел с коллегами куда-то на гастроли, и Олег Ефремов пошутил: "Я, наверное, гениальный артист". На что Смоктуновский тоже отшутился: "Ну, если ты гениальный, то тогда я космический", – рассказывает Марфа Бубнова.

Он знал себе цену, но более требовательного к себе человека в театре было найти сложно. Об этом опять же красноречиво свидетельствуют его записи.

"Вот уже около восемнадцати раз выходил на сцену Малого театра в образе царя Фёдора Иоанновича. И всё-таки нет на душе покоя, столь необходимого для этой непростой работы, – пишет Смоктуновский о спектакле "Царь Фёдор Иоаннович". – Спектакль пользуется успехом у зрителей и у критиков. Его, как говорится, хвалят. Не обходят и меня. А удовлетворения, покоя нет. И в чём здесь секрет, не знаю... Мне кажется, что причину этой неуспокоенности следует искать прежде всего в самом себе. Я подхожу к этой работе со всей ответственностью, со всей душой. И снова, и снова думаю над этой удивительной ролью, вместившей в себя много такого, чего я ещё не могу познать. Надо искать. Искать в себе. За меня этого не сделает никто".

"Я нашёл свой театральный дом во МХАТе. Здесь перелётная театральная птица наконец совьёт гнездо", – пишет Смоктуновский о своём уходе из Малого театра. На сценах МХАТ с 1976 по 1994 год он сыграл не так много, всего 13 ролей, но каждое его появление на подмостках становилось историей для театра и него самого. Первым спектаклем на сцене МХАТ стал для Смоктуновского чеховский "Иванов", последним – "Возможная встреча", где он сыграл роль Иоганна Себастьяна Баха.

– Он играл не только "иконописных" героев, которых мы считаем классическими, но и более простых, и тоже вкладывал в них очень много, подходил к этому особенно, – говорит Марфа Бубнова. – При всём разнообразии ролей, при всей многоликости персонажей образ Смоктуновского отмечен уникальной цельностью. Это цельность актёрской манеры, которую не перепутаешь ни с какой другой. Его голос узнаётся даже не с первой фразы, а с первого звука, его причудливая пластика неповторима.

"Иванов" (1976 год, МХАТ имени М.Горького)

"В критике Иванова называли иногда русским Гамлетом. Это неверно. Иванов – герой национальный, сугубо русский. А русский человек не может жить без созидательной, жизнеутверждающей идеи, общей идеи осмысленного мировоззрения, как любил говорить Чехов. Иванов не может посеять и взрастить что-то на удивительно плодотворной, щедрой нашей земле, потому что лишён этой идеи, не способен творить добро. И в этом его трагедия. Чехов, как и Достоевский, писал не только о прошлом и настоящем, но и о будущем, потому его произведения так близки нашим дням и так нужны нам сегодня". (Иннокентий Смоктуновский)

"Господа Головлёвы" (1984 год, МХАТ имени М.Горького)

"Большая моя роль – Порфирий Головлёв в спектакле "Господа Головлёвы" во МХАТе. Работа эта была для меня очень трудной. И трудность заключалась в том, что едва ли не впервые я делал на сцене человека ярко негативной сущности. Однако эта негативность моего персонажа – не отвлечённая, ибо немало я таких людей повидал в жизни. Я честен, я не люблю врать ни себе, ни другим. И всё-таки, наверное, в каждом из нас есть хоть капля такого Иудушки. Работая, я пытался сделать эти черты узнаваемыми, выпуклыми. Мне хотелось, чтобы ужаснулись сидящие в зале, чтобы они ещё раз проверили, осмыслили себя. Иногда мне кажется, что работа удалась, порой грезится, что персонажу этому необходимо более патологическое начало, чтобы всё чудовищное стало обыденным". (Иннокентий Смоктуновский)

"Кабала святош" (1988 год, МХТ имени А.П.Чехова)

"Однажды на репетиции "Кабалы святош", где Смоктуновский репетировал роль Людовика XIV, он появился с весьма своеобразной посадкой головы. На вопрос, как появилось это решение, пояснил, что он, снимаясь в Ленинграде, заходил в Эрмитаж, смотрел портреты Людовика и увидел, что у короля большой выпирающий кадык. И этот кадык стал тем самым "манком" для актёрской фантазии, который неожиданно открывает путь к образу". (Ольга Егошина)

Фото: предоставлено пресс-службой Музея МХАТ На фото: Иннокентий Смоктуновский в спектакле "Иванов"
Теги: выставка, МХТ им. Чехова, Иннокентий Смоктуновский
β 16+