Олег Нестеров выпускает виниловую пластинку с музыкой советского кинокомпозитора Олега Каравайчука
![предоставлено пресс-службой Planeta.ru](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/378153.jpg)
Краудфандинговая кампания на выпуск виниловой пластинки с музыкой композитора Олега Каравайчука запущена 20 апреля 2023 года на платформе Planeta.ru. Это второй этап проекта «Три степени свободы. Музыка кино СССР», который был запущен лидером группы «Мегаполис» Олегом Нестеровым в 2021 году. Первая часть проекта была посвящена Альфреду Шнитке, вторая – композитору Олегу Каравайчуку, работавшему с великими режиссерами ХХ века: Кирой Муратовой («Короткие встречи», «Долгие проводы»), Ильей Авербахом («Монолог», «Чужие письма», «Драма из старинной жизни»), создавший удивительные саундтреки более чем к ста картинам - «Город мастеров», «Мама вышла замуж», «Черная курица или подземные жители», «Летняя поездка к морю» и др.
- В девятилетнем возрасте он уже выступал на правительственных концертах и писал масштабные оратории, - рассказывает Олег Нестеров о своем герое в одноименной книге. - Вождь подарил ему белый рояль, Рихтер мог слушать его часами, Шостакович называл гением. Но потом он заскучал, вся музыка мира стала ему неинтересна, кроме той, что томилась у него внутри. А для нее путь на большую сцену был закрыт на долгие десятилетия. Каравайчук стал работать в кино (1953), пройдя путь от нормального советского кинокомпозитора до гения потока, работая с лучшими музыкантами страны и почти отказавшись от нот. Он оставался свободным и в СССР, и после, последние двадцать лет своей долгой жизни играя по понедельникам на императорском рояле в Эрмитаже.
В рамках второй части проекта в декабре 2022 года в четвертом павильоне киностудии «Ленфильм» состоялась выставка-концерт, где музыка Каравайчука была сыграна оркестром громкоговорителей, и видеоперфоманс, где впервые на большом экране в режиме нон-стоп показали уникальные записи концертов и монологов Каравайчука, собранные Сергеем Ландо.
В апреле 2023 года Олег Нестеров принял решение выпустить виниловую пластинку, которая станет дополнением к цифровому релизу и книге «Три степени свободы. Музыка кино СССР. Олег Каравайчук», которая увидит свет в июне.
- Выпускать винил сейчас – отдельная песня, и нет ни одного аргумента в пользу того, чтобы это делать. Кроме одного: эти 500 пластинок с музыкой гения неизбежно найдут себе тех, кто их давно ждет, - признается автор проекта. - И что удивительно – большинство из этих людей сейчас даже не подозревают о существовании композитора Каравайчука и его киноработах. А дальше – у каждой пластинки будет своя судьба, свой роман, свой срок. И у некоторых немалый, ведь винил будет существовать еще долго, как существуют рубашки из хлопка или шерстяные носки. Это все про волны, а не про точки. Музыка Каравайчука – музыка потока, те же волны, она не пытается открыть новое, наоборот, она просто приводит тебя в то исходное состояние, откуда все начинается, где все можешь.
Подавляющее большинство композиций, которые войдут в виниловый сборник (всего будет 41 трек), никогда и нигде не издавались — это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах.
Кампания продлится до 2 июля 2023 года, но уже на следующий день после ее начала было собрана вся необходимая сумма и даже больше средств, чем было заявлено. Олег Нестеров уже пообещал, что эти средства будут направлены на работу над третьей частью проекта, герой которой пока не назван.
Рецензия на клип Игоря Цыбы «Настя Кальян»: Ты и Монро, и Кардашьян
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388278.jpg)
2024, Ицык Цыпер.
Оценка: 7 из 10.
Игорь Цыба (Ицык Цыпер) с невероятной частотой выпускает новые синглы-клипы, и большинство из них пользуется одобрением пользователей. Как правило, в комментариях Цыбу по-семейному называют «дедом» (исполнителю 62 года), восхищаются его талантом/жизненным опытом (считая, что в его случае это примерно одно и то же) и рапортуют, что включили новинку в свой плейлист.
- Автору дай любое слово - он на него целый знаменитый клип может снять, - гласит один из комментов под роликом «Настя Кальян». – Вчера он познакомился в кальянной с Настей, а сегодня мы уже наслаждаемся новым шедевром! Вот что значит талантливый человек!
В принципе, данный хит могло вытянуть одно-единственное двустишие «Настя Кальян, Настя Кальян, Ты и Монро, и Кардашьян». Остальной текст представляет собой описание короткой, но оставившей в памяти автора неизгладимый след, встречи с женщиной, владеющей небольшим магазином. По давно заложенной Ицыком Цыпером традиции впечатление усиливает видеоряд, отчасти соответствующий сюжету песни, отчасти его развивающий.
Лучше всего, получилась, конечно, визуализация образа Насти Кальян. Её изображает девушка в синем спортивном костюме Adidas (а возможно, и Abibas), с боевой раскраской на лице и с бутылкой «Жигулёвского» в руке. В этом запоминающемся виде она садится в машину к усталому Игорю Цыбе, который везёт её покормить в занюханной столовке, потом они оказываются в цеху, в гараже и т.д. Пейзажи и картинка в целом выглядит так, будто это заставка к паблику «Эстетика [отдалённых территорий]»: общая обшарпанность просто зашкаливает, но вместе с тем она вполне узнаваема.
В финале наши герои встречаются уже в ресторане, и выглядят они более изысканно: Настя Кальян, например, пришла в чёрном платье с голой спиной. Впрочем, можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки – гораздо сложнее.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Холзи показала изнанку звездной жизни в клипе «Lucky»
![обложка сингла](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388646.jpg)
Премьера сингла и клипа Холзи «Lucky» состоялась 26 июля 2024 года. Главная героиня ролика – девочка-поклонница Холзи. Она одинока, у нее нет друзей, и она проводит время за рисованием в окружении плакатов своего кумира, считая свою жизнь скучной и неинтересной, в отличие от звездного образа жизни певицы, который демонстрируется параллельно. Но в клипе видно, как Холзи ссорится со своим бойфрендом (его сыграл актер Саймон Рекс), а после съемок снимает красный парик с бритой головы и отправляется на процедуры в клинику. Тем самым показывая, что селебрити часто лишь выглядят счастливыми, скрывая за улыбками и макияжем свои проблемы. В финале две героини встречаются на качелях на детской площадке.
Автором песни и сценария видео выступила сама Холзи, а режиссером стала Джиа Коппола («Пало-Альто», «Мейнстрим»). «ИнтерМедиа» напоминает, что недавно Холзи вернулась с новой музыкой после двух лет молчания и рассказала, что борется сразу с несколькими тяжелыми болезнями.
- Я брила голову четыре раза, потому что хотела, а потом сделала это еще раз, потому что заболела, — поет Холзи. - Я думала, что так сильно изменилась, что никто ничего не заметит, и никто этого не заметил. Затем я вышла из кабинета врача, вся в слезах. На своей премьере я стала матерью-одиночкой. Я говорила всем, что со мной все в порядке, целый чертов год, и это самая большая ложь в моей карьере.
В припеве «Lucky» использована цитата из одноименного хита Бритни Спирс. И некоторые сцены также являются цитатами из ее клипа. По словам Холзи, Бритни слышала черновик и дала добро на использование ее музыки.
- Когда мне было 5 лет, мне всегда казалось, что Бритни поет прямо мне, - говорит Холзи. - 24 года спустя эти слова звучат по-другому. Люблю тебя вечно.
Юрий Эрикона: «Музыкальное наследие в нотах - для России»
![предоставлено Юрием Эриконой](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388645.jpg)
2024 год для композитора Юрия Эриконы стал очень продуктивным. Два ведущих издательства в Москве и Санкт-Петербурге выпустили три хоровых сборника: "Связь времён" и в 2-х тетрадях "Многоголосная исповедь". В них вошли 20 произведений для хора а, капелла и для хора с сопровождением и солистов на стихи М.Лермонтова, А.Ахматовой, М.Эминеску, К.Филипповой, И.Резника, Ю.Купера, звучавшие в хоровых программах автора в исполнении ведущих хоровых коллективов страны и получивших высокую оценку как со стороны профессионалов, так и широкий позитивный отклик со стороны многочисленных слушателей. А сборник "Вождь краснокожих" предназначен для детей, только вступающих в мир музыки и имеющих интерес к игре на фортепиано, обучающихся в детских музыкальных школах. Юрий Эрикона рассказал в интервью об этих сборниках.
Чем отличаются эти нотные издания от тех, которые сегодня выходят?
Таких сборников, с новыми произведениями для хора, сегодня, мягко говоря, не так уж и много выходит. Издавая эти сборники, я хотел максимально сохранить ту же стилистику, тот же язык и саму философию репертуарных сборников, на которых мы все когда-то учились. Многие десятилетия студенты большой страны благодаря именно таким сборникам реально познавали тот сложнейший и величайший мир большой музыки, которому потом отдавали всю свою сознательную жизнь. Одной из задач у меня была и та, чтобы в произведения, вошедшие в сборники не просочились те многочисленные "паразиты" времени, которыми нынче изобилуют некоторые, выходящие в свет издания, делая их менее привлекательными, ментально чужеродными с агрессивно навязываемыми внедрениями случайных элементов "нового времени". Конечно, это материал не для формата шоу-бизнеса. Сборники изданы для ознакомления и освоения студентами навыков хоровых дирижёров и артистов хора, которые, возможно, в будущем станут настоящими профессионалами своего дела.
В чём именно для вас смысл издания нот?
Академическая музыка, переходя из поколения в поколение, веками существовала только благодаря нотам. Напеть или подобрать на слух для профессиональной работы такие сочинения нельзя. Именно ноты являются той единственно связующей формой между авторами прошлого и сегодняшними исполнителями. Более того, о созданных творцами клавирах и партитурах часто узнавали лишь после смерти самих мастеров. Бывало, что их совершенно случайно обнаруживали где-то на старых свалках или на чердаках старых домов (вспомните хотя бы судьбу В.А.Моцарта). Таких моментов, увы, в истории было немало. Но, возродившись из небытия, музыка, переходящая потом из века в век - как величайшие шедевры, была когда-то тоже зашифрована её гениальными создателями почти такими же нотными знаками, что и сейчас.
К сожалению.., сегодня в России не самые лучшие времена для хоровой музыки. По этой же причине, сегодня довольно сложно услышать в концертах новые хоровые сочинения вообще, а в трактовке автора и на том художественном уровне, в котором она изначально появилась в головах их создателей и закодированная ими же в виде клавиров или партитур - и подавно! Уверен, что придут времена, когда к хоровому искусству в нашей стране будет более достойное отношение: когда хотя бы у некоторых коллективов появятся и стимулы, и возможности для более тонкого и внимательного профессионального подхода к исполняемым ими сочинениям современных авторов, да и к их личностям и их судьбам - вообще. Главное - должен появиться новый класс хоровых дирижёров, которые умелой и каждодневной работой с хором будут добиваться своего уникального индивидуального звучания. А вот ещё причина: надо дать нотам отлежаться, чтобы у обращающихся к ней персонам с целью достойного осуществления идей автора, была возможность поискать, вслушаться в индивидуальные коды каждого произведения, а не в какие то свои, часто необоснованные фантазии или ещё хуже, банальные, затёртые спешкой и шаблонами трактовки.
Но ведь это означает, что это продукт для профессионалов?
Да. Именно так. Это материал для подготовленных специалистов, которые способны точно считывать язык автора и все его условные указания через ноты. Именно правильное их прочтение приближает разгадки тех прелестей музыки и тех идей, которые изначально закодированы автором в многовековую пяти строчную и очень стройную систему знаков, которая, надеюсь, не исчезнет никогда. Сборники предназначены для консерваторий и других высших музыкальных учебных заведений и различных профессиональных хоровых коллективов нашей большой страны .
Изданные вами сборники бережно и художественно оформлены. Это знак времени?
Как литературные произведения (романы, рассказы, стихи и т.д.), так и музыкальные произведения самых различных жанров должны иметь свою цивилизованную форму существования в бурно меняющемся мире. Издание подобной музыки в печатном виде - это прекрасная и давно найденная людьми форма передачи: посланий, звуковых сигналов, нерва времени и конечно же - музыкального языка того этапа развития цивилизации, в котором творил тот или иной автор. Художественное оформление - это тоже сигнал, это тоже коды к разгадкам посланий.
Ноты, клавиры, партитуры, по большому счёту это для вас - ЧТО?
Нотные издания, уже много веков - это та единственная "эстафетная палочка" для профессиональных музыкантов и исполнителей, которая и сегодня, как в прежние времена, естественным образом и без посредников объединят времена. Они неподвластны внешним вмешательствам, если, конечно же, не исчезнут те люди, которым эта информация предназначена и которые при возможностях смогут и дальше бережно считывая её переносить и использовать в условиях своего времени опираясь при этом, конечно же, на основы и знания естественного общего культурного кода порождённого, увы, не нами и который, я надеюсь, никуда и никогда не исчезнет - пока на земле будет жива цивилизация.