Актёр Николай Дупак скончался на 102-м году жизни

Советский и российский актер и бывший директор Театра на Таганке Николай Дупак скончался 26 марта 2023 года в возрасте 101 года в Москве. О его смерти первым сообщил телеграм-канал 112.
Николай Дупак родился 5 октября 1921 года в Донецкой области, в многодетной украинской семье, с младших классов активно принимал участие в различных школьных спектаклях, районных и городских мероприятиях. В 1935-м 14-летний школьник был приглашён главным режиссёром Таганрогского драматического театра на роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедийной пьесе Мольера.
В 1937 году Николай поступил в театральное училище Ростова-на-Дону под руководством знаменитого режиссёра, актёра и педагога Юрия Завадского, где успел до войны закончить только три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы им. М.Горького.
Весной 1941 года Дупак успешно прошёл кинопробы и единственный из всего училища был приглашён на роль Андрия в фильм «Тарас Бульба» режиссера Александра Довженко. Съемки начались в июне 1941-го, но закончить картину не удалось. 27 июля актер ушел в народное ополчение под Новоград-Волынский вместе со своими коллегами Борисом Андреевым, Петром Алейниковым и др. С сентября по декабрь учился в Новочеркасском кавалерийском училище, по окончании которого отправился на Западный фронт. Прошел боевой путь от курсанта до командира взвода разведки, а затем и командира гвардейского кавалерийского эскадронного эскадронного комплекса, награждён за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалей.
В боях Николай был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу и один раз контужен, терял слух и речь. Лечился в госпиталях в Мичуринске, Москве, Куйбышеве, Чапаевске, Актюбинске. Получил инвалидность и был комиссован из армии в сентябре 1943 года. Еще во время нахождения в госпитале занимался организацией концертов и спектаклей. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Это позволило ему вернуться в актёрскую профессию. Его зачислили актёром на «Мосфильм».
C 1943 по 1963 год Дупак служил ведущим актёром и режиссёром театра имени К.С.Станиславского. Параллельно с работой в кино и в спектаклях активно занимался общественной работой в театре, был секретарём комсомольской, а потом и партийной организации театра; после случайной скоропостижной смерти директора исполнял обязанности руководителя театра.
С 1963 по1990 год он был актёром и директором Театра на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил эмблему театра — красный квадрат с чёрными словами по периметру, а также пригласил на работу в 1964 году главного режиссера Юрия Любимова, принял в труппу актера Владимира Высоцкого и переманил из Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки художника Давида Боровского.
В январе 1977 года из-за конфликта Юрием Любимовым Николай Дупак ушел из Театра на Таганке и перешел на должность директора в Театра на Малой Бронной, где за год с небольшим сумел построить малую сцену для Михаила Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки, квартиры нуждающимся актёрам. В 1978 году по убедительной просьбе Любимова и труппы Дупак вернулся в Театр на Таганке.
В 1990-м, на 70-м году жизни, Дупак принял решение уйти из Театра на Таганке. В 1990—2000-е годы работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. Примечательный факт: в 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и его драматического разделения на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки) коллектив театра Содружество актёров Таганки обратился с письмом-приглашением к Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Тем не менее Дупак поставил условие, что он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Театр не объединился, и Дупак отказался от поста директора.
При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В.С.Высоцкого, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Находясь на посту директора Театра на Таганке, Николай Дупак принципиально отказался играть в постановках, чтобы это не выглядело как использование его служебного положения, но довольно активно снимался в кино и на телевидении. В числе известных фильмов с его участием «Мальчики», «Железный поток», «Служили два товарища», «Интервенция», «Засада», «Бумбараш», «Вечный зов», «Стрелы Робин Гуда», «Единственная», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Любовь с привилегиями» и др.
В 1980-м был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР за заслуги в области советского киноискусства, в 2012-м – звания Заслуженный артист Украины.
Сегодня: родились Денис Мацуев и Евгения Крюкова

11 июня 2023 года, воскресенье
Баста и Полина Гагарина споют в финале Кубка России.
25 лет актрисе Ясмине Омерович.
26 лет рэперу Kodak Black.
34 года режиссёру Илье Силаеву.
36 лет актёру Джимми О. Яну.
37 лет актёру Шайе ЛаБафу.
38 лет певцу Дмитрию Колдуну.
45 лет актёру Джошуа Джексону.
48 лет пианисту Денису Мацуеву (на фото).
52 года актрисе Евгении Крюковой.
54 года актёру Питер Динклейджу.
54 года актёру Владимиру Мишукову.
57 лет солисту группы «Нэнси» Анатолию Бондаренко.
64 года актёру Хью Лори.
65 лет назад родился кинорежиссёр Александр Мельник (1958-2021).
66 лет журналисту и медиаменеджеру Евгению Додолеву.
67 лет основателю группы «ДК» Сергею Жарикову.
74 года барабанщику группы ZZ Top Фрэнку Бирду.
80 лет назад родился актёр Олег Видов (1943-2017).
90 лет назад родился актёр Джин Уайлдер (1933-2016).
12 июня
23 года певцу Xolidayboy.
29 лет актёру Петру Скворцову.
36 лет актёру и режиссёру Семёну Серзину.
37 лет актёру Роману Маякину.
42 года модели Адриане Лиме.
43 года кинорежиссёру Эдуарду Оганесяну.
45 лет актрисе Алисе Гребенщиковой.
46 лет актёру Алексею Барабашу.
49 лет модельеру Денису Симачёву.
56 лет актрисе Фрэнсис О’Коннор.
73 года клоуну Вячеславу Полунину.
74 года певцу Иво Линне.
76 лет кинорежиссёру Константину Лопушанскому.
76 лет театральному режиссёру Иосифу Райхельгаузу.
20 лет назад умер актёр Грегори Пек (1916-2003).
40 лет назад умер кинорежиссёр Александр Алов (1923-1983).
115 лет назад родилась балерина Марина Семёнова (1908-2010).
13 июня
«Вику-Ураган» с Аглаей Тарасовой покажет ТНТ.
33 года актёру Аарону Тейлору-Джонсону.
37 лет певцу Монсу Зельмерлёву.
37 лет актрисам Мэри-Кейт и Эшли Олсен.
42 года актёру Крису Эвансу.
47 лет телеведущей Дане Борисовой.
47 лет участнику группы Five Джейсону Полу Брауну.
56 лет пародисту Валерию Пономаренко.
62 года певцу Геннадию Богданову.
65 лет актёру Сергею Маковецкому.
65 лет актёру Александру Яцко.
72 года актёру Стеллану Скарсгарду.
80 лет актёру Малкольму Макдауэллу.
83 года актёру Гойко Митичу.
Рецензия на сериал «Дейзи Джонс и The Six». Наши воображаемые кумиры

Оценка: 8 из 10.
Сериал «Дейзи Джонс и The Six» (Daisy Jones & The Six, 2023, режиссёры – Джеймс Понсольдт, Зинга Стюарт, Уильям Грэм, в главных ролях – Райли Кио, Сэм Клафлин, Камила Морроне, Сьюки Уотерхаус и др.) вышел на сервисе Amazon Prime Video весной 2023 года.
Дейзи Джонс и группа The Six выпустили единственный великолепный альбом «Aurora», дали один очень успешный тур по Америке и распались после концерта в Чикаго в 1978 году. Спустя годы участники событий дают интервью, вспоминая моменты триумфа и причины краха проекта. Сериал снят в стилистике рок-мокьюментари: герои вчерашних дней рассказывают, как они воспринимают эту историю через много лет, корректируя и комментируя художественное повествование. Отличие от сотен реальных документалок одно, но ключевое: интервью согласились дать ВСЕ ключевые участники событий, и все были предельно откровенны и честны. Да, и ещё одно: группы The Six, как и Дейзи Джонс, никогда не существовало.
Музыкальные байопики, посвящённые реальным людям, всегда вызывают массу вопросов. Например: похож ли Милош Бикович на Муслима Магомаева, стоило ли воссоздавать костюмы «Песняров», если не удалось придумать внятный сюжет, и так ли зависел Фредди Меркьюри от мнения остальных троих участников группы Queen? От подобных лент требуют либо большей документальности, либо большей сюжетной насыщенности – сценаристам приходится лавировать между этими крайностями, и не всегда удачно. Формула «может, так и не было, но могло быть» работает через раз, а то и реже. Но в случае с «Дейзи Джонс и The Six» она работает безоговорочно: в эту историю веришь, так как она не проседает и не допускает фальши.
Музыкальный фильм про вымышленную группу? Это неплохая идея, но как быть собственно с музыкой? Создатели «Дейзи Джонс и The Six» подошли к проработке проекта с ответственностью, которая пока не снилась, например, российским сериалмейкерам. Для группы был сочинён и записан целый альбом. И он звучит так, что абсолютно веришь в его попадание в чарты 1977 года (да что там 77-го – попробуйте в 2023-м перестать петь композицию «Look At Us Now (Honeycomb)»). Кстати, в группу Six никогда не входило шесть человек – именно поэтому она так и называется (милый пример юмора авторов). Второй выстрел в яблочко – каст сериала. Артисты, изображающие музыкантов, не только сами поют, они полностью перевоплощаются в рок-звёзд 70-х. Между Билли (Сэм Клафлин) и Дейзи (Райли Кио) во время совместного сочинения песен для альбома и на сцене летят такие искры, что все окружающие (и зритель вместе с ними) начинают верить в их роман. Райли Кио, между прочим, - внучка Элвиса Пресли, и можно поразвлекаться поиском сходства с дедушкой, но недолго, потому что талант актрисы почти сразу заявляет о своей самобытности. Прекрасны три главных и непохожих друг на друга женских образа (Кио, Морроне, Уотерхаус). Хороши музыкантские типажи – от фронтмена Билли, который после первых же гастролей попал в рехаб, а потом пытался вести здоровый образ жизни, до его романтичного брата Грэма (Уилл Харрисон), от неудовлетворённого басиста Эдди (Джош Уайтхаус) до гедониста-барабанщика Уоррена (Себастьян Чакон). Великолепны декорации 70-х с их обаятельными излишествами. Точна и глубока история об успехе, который не делает своих творцов счастливыми.
И забудьте уже про Fleetwood Mac, фрагменты биографии которых якобы послужили референсом для Тейлор Дженкинс Рид, автора книги-первоисточника: у Дейзи Джонс и The Six песни лучше.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на фильм «Париж, 13-й округ»: Самая страстная экранизация комиксов

Оценка: 7 из 10
Французская мелодрама «Париж, 13-й округ» вышла в российский прокат 8 июня 2023 года. Режиссёр: Жак Одиар. В ролях: Люси Чжан, Макита Самба, Ноэми Мерлан и другие.
Вся фривольность и непредсказуемость французского кино как будто сконцентрировалась в одном человеке – в Жаке Одиаре, чей каждый новый фильм настолько не похож на предыдущий, что порой сомневаешься, что у них один автор. Криминальный триллер про двойную жизнь, тюремная гиперреалистичная драма, мелодрама об ампутированных душах (и конечностях), арт-боевик о подставных семьях и ревизионистский вестерн про братьев-оппортунистов. Что дальше, мёсье Одиар? Чёрно-белая экранизация комикса о миллениалах в поисках любви? Конечно, почему нет.
«Париж, 13-й округ» на первый взгляд кажется наименее типичным фильмом режиссёра. Здесь четырёх персонажей разных этнических групп и сексуальных ориентаций закручивает в нескончаемый водоворот чувств и секса. Китаянка Эмили (Люси Чжан) сдаёт квартиру молодому чернокожему французу-преподавателю Камилю (Макита Самба), в которого влюбляется, с которым спит и очень быстро расстаётся, потому что Камилю не нужны серьёзные отношения и он в целом бабник. Через какое-то время Камиль, устроившийся в риэлтерскую компанию, влюбляется в затравленную студентку Эмбер (Дженни Бет). У них начинаются отношения, но во время занятий сексом девушке не удаётся достичь оргазма, потому что, как выясняется, Эмбер влечёт к вэбкам-модели, на которую она странным образом похожа. Вся эта мелодрама разворачивается в далеко не самом благополучном 13-м округе Парижа, что легонько сбивает романтический флёр картины и опускает её с небес на землю.
Однако фирменные мотивы Одиара всё же прослеживаются и в этой артистичной, визуально соблазнительной (самое сексуальное в фильме не обилие голых тел, страстно занимающихся любовью, а операторская работа) мелодраме о поколении dazed and confused 21 века. Это отчасти история о вторых шансах и поиске лучшей жизни, проходящая лейтмотивом большинства картин Жака Одиара, поэтическая медитация о целительных свойствах любви, если она именно та самая – настоящая и, в контексте времени, без фильтров. Любовь на ощупь, без рамок и границ, гендерных, расовых, этнических и социальных, кинематограф тактильного познания, ода беззаботной, но тревожной молодости, соцреалистичный комикс о свободе выбора и страхе одиночества.
В «Париже…» хорошо прослеживается рука со-сценаристки Одиара – Селин Сьяммы, снявшей «Портрет девушки в огне» и «Маленькую маму». По сути, это скорее даже её фильм, нежели постановщика «Пророка» и «Братьев Систерс». Снова драма о женской эмансипации (Ноэми Мерлан опять играет неудовлетворяемую мужчинами девушку, которой приходится сублимировать свою сексуальную энергию куда-то ещё: в «Хорошем человеке» в смену пола, в «Джамбо» в отношениях с аттракционом, здесь – с вэбкам-моделью). Как и везде у Сьяммы, мужчины в «13-м округе» пародии на самих себя, персонажи-функции, беспомощные и слабые, в конечном счёте остающиеся в дураках. Тем не менее, даже с учётом слабого и не цепляющего сценария, Жак Одиар отыгрывается за счёт прекрасной режиссуры, отсылок на Вендерса, тональных реверансов в сторону Ромера и Аллена. Кроме того, «Париж, 13-й округ» звучит и выглядит так, что в него можно влюбиться лишь только за его динамичные панорамы неспящего, как у Матьё Кассовица в «Ненависти», города, в котором всегда бурлит жизнь и закручиваются свои сюжеты (порой поинтереснее, чем в самом фильме). И отдельное наслаждение – это нежный электронный саундтрек от Rone в духе дрим-поп композиций французского квартета M83.
Вадим Богданов, InterMedia