Эксперты посчитали: креативная продукция стала лучшей инвестицией 2022 года

Консалтинговая компания Knight Frank выпустила ежегодный отчет The Wealth Report, посвященный рынкам элитной недвижимости, предметов роскоши и богатства в 2022 году.
Forbes назвал 2022 год худшим для инвесторов со времен Великой рецессии (мирового экономического кризиса 2008–2013 гг. – прим. InterMedia). Мировой фондовый рынок и крупнейшие индексы показали заметное падение (от 20 до 43% в ведущих странах), а доходы от банковских вкладов оказались значительно ниже уровней инфляции.
На этом фоне инвестиции в произведения изобразительного искусства показали выдающийся рост – на 29%. На втором месте по доходности оказались редкие автомобили (+25%), на третьем – часы, относящиеся к предметам роскоши (+18%). Рост доходности от редких сумок, вин и коллекционных монет также превысили уровень инфляции (+8–15%).
Некоторые категории предметов роскоши росли в цене медленнее, чем годовая инфляция (в отчете в качестве ориентира приводится инфляция в США – 6,5%). Так, всего на 6% выросли ювелирные изделия, а на 4% – редкая мебель.
Эксперты Statista проанализировали изменения цен на предметы роскоши за последние десять лет. Так, оказалось, что к концу 2022 года самый серьезный рост показали редкие сорта виски (+373%). При этом непосредственно за последний год эта категория предметов подорожала всего на 3%. Самая дорогая бутылка в 2022 году была продана на аукционе Sotheby's за 300 тыс. фунтов стерлингов (около 27 млн рублей).
В разрезе десятилетия на втором месте оказались редкие автомобили, цена на которые выросла на 185%, на третьем – редкие вина (+162%), на четвертом – часы, относящиеся к предметам роскоши (+147%). Замыкают пятерку произведения изобразительного искусства – их цена выросла на 91%.
Инвестиции в произведения искусства и предметы роскоши традиционно считаются высокорисковыми и низколиквидными по сравнению с более традиционными биржевыми и банковскими инструментами. Однако, как отмечают эксперты InterMedia на основании отчета, такие инвестиции в наименьшей степени подвержены рыночным колебаниям именно за счет добавочной стоимости, которая формируется в креативных индустриях (в данном случае – в изобразительном искусстве, моде и стиле, гастрономии и товарах народного потребления со значимой творческой составляющей) и слабо реагирует на макроэкономические показатели. В кризисных условиях 2022 года они выступили в роли защитных активов.
Средняя доходность инвестиций в предметы роскоши и искусства в 2022 году, %
Источник графика: Statista
Средняя доходность инвестиций в предметы роскоши и искусства за 10 лет, %
Источник графика: Statista
Павел Соломатин, InterMedia