В зоне турбулентности: Агентство креативных индустрий опубликовало исследование музыкального рынка
Агентство креативных индустрий, подведомственное Департаменту предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, опубликовало результаты исследования «Музыкальный рынок Москвы», подготовленное компанией «Технологии Доверия» (ранее - PwC Russia) и креативным бюро «К22» в середине августа 2022 года. В документе описывается динамика всех сегментов рынка – концертной индустрии, создания, монетизации и продвижения контента – за 2017–2021 годы, однако не уточняется методика выделения столичного рынка из российского.
- С 2016 года московский музыкальный рынок активно развивается. В том числе из-за спада распространения пиратских носителей. На смену приходит стриминг, легализующий музыкальный контент и демонстрирующий ежегодные темпы роста в 42% с 2015 года. Заметной тенденцией в России и в Москве, в частности, является интерес к отечественным исполнителям, – прокомментировал результаты исследования руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы Алексей Фурсин.
По данным исследования, в 2021 году объем стриминга в России достиг 246 млн долларов, а количество подписчиков – 20 млн слушателей, при этом последние 5 лет на рынке наблюдался рост в общемировом темпе - на 10‒30% в год. В том числе это стало возможным благодаря появлению комбинированных подписок, таких как «Яндекс.Плюс» и VK Combo.
Авторы исследования сходятся во мнении, что с уходом Spotify и потерей части подписчиков Apple Music аудитория стримингов перераспределится. Из-за того, что большая тройка зарубежных лейблов – Warner Music, Sony Music и Universal Music – не будет поставлять новинки российским компаниям, возрастут риски новой волны пиратства. Также ожидается сокращение расходов населения на развлечения, в том числе на музыку. В целом, по мнению экспертов, музыкальный рынок в 2022 году может потерять до 30%.
Что касается концертной деятельности, то по оценке авторов исследования, этот сегмент 2 года назад просел на 80%, однако в конце первого квартала 2022 года он начал возрождаться. Кроме того, в отсутствие выступлений зарубежных исполнителей вырос интерес публики к российским, в т.ч. к начинающим музыкантам.
- Стоит отметить, что ситуация с музыкой гораздо лучше, чем в киноиндустрии: люди продолжают потреблять контент в сети и ходить на концерты – залы не пустуют. По статистике, 70%россиян слушают музыку по нескольку часов в день. И я надеюсь, что активные потребители останутся в стриминге. В основном, подписки оформляют люди 18‒35 лет, а аудитория 35+, увы, не привыкла платить за треки, и многие ее представители продолжают пользоваться пиратскими ресурсами, – отмечает управляющий партнер Zvonko Group, исполнительный директор Zvonko Digital и исполнительный директор Ассоциации музыкальной индустрии Дмитрий Коннов.
Данные «Музыкального рынка Москвы» во многом подтверждают результаты более ранних исследований, в т.ч. опубликованные в трехтомнике «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ - 2021» информационного агентства InterMedia.
При этом авторы нового исследования выражают надежду, что в ближайшее время российский рынок будет восстанавливаться за счет замещения зарубежных компаний российскими.
- У российских стримингов есть перспективы если не развития, то полноценного существования. И это уже не может не радовать. Если несколько лет назад все ждали появления Spotify и полагали, что иностранный гигант, открывшись в России, станет на нашем рынке монополистом, то теперь такой угрозы нет. Стоит также отметить, что на российском рынке возникла уникальная ситуация – в стране существуют свои собственные стриминги, причем несколько, и они конкурируют друг с другом. Такого нет ни в одной другой европейской стране, –подчеркнул музыкальный критик, автор Telegram-канала «Русский шаффл» Олег Кармунин.
По его мнению, неплохо выглядят и перспективы российских музыкальных издательств.
- У российских лейблов освободились слоты на площадках, которые ранее занимали мейджор-лейблы. Стало гораздо меньше иностранных релизов, которые висели в топе и занимали место на экране. Сегодня стало гораздо больше механизмов для продвижения местной музыки благодаря тому, что рынок освобождается, – отметил Олег Кармунин.
Он также добавил, что в ситуации нехватки денег мода на российскую музыку, наметившаяся в последние годы, будет усиливаться. Поэтому у местных музыкантов и лейблов, которые ориентируются на локальный рынок, все будет более-менее по-прежнему.
По данным авторов исследования и игроков рынка, музыкальная индустрия как никогда нуждается в государственной поддержке. На сегодняшний день это, главным образом, гранты – Президентского фонда культурных инициатив с средней суммой 2,2 млн рублей; Российского фонда культуры и Министерства культуры РФ с средней суммой 1,9 млн рублей, а также Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Поддержку московской музыкальной индустрии также предоставляет город.
- Музыкальный рынок очень важен для столицы, ведь здесь сосредоточена половина российского музыкального рынка. В 2021 году выручка всей московской музыкальной индустрии, начиная от звукозаписи и заканчивая сопутствующими услугами, превысила 30 млрд рублей. И для нее город оказывает различную поддержку – льготы на покупку и лизинг оборудования, аренду помещений, оплату ЖКХ, субсидии на образование сотрудников и др. Нам важно, чтобы лейблы, продюсерские центры, концертные компании работали у нас, а молодые таланты легко приходили к профессиональному успеху, – добавил Алексей Фурсин.
Важность и ценность поддержки Правительства Москвы отмечают и представители музыкальной отрасли.
- Это хорошая тенденция - когда государство поддерживает российского производителя контента. Это позволяет компаниям, которые работают в креативных индустриях, больше инвестировать в производство и развитие отечественного контента. Музыкальный бизнес много инвестирует в развитие российских музыкальных групп и в развитие российских талантов – это довольно существенные суммы. Чем больше государство обеспечит мер поддержки музыкальной индустрии, тем больше освободившихся средств музыкальные компании смогут инвестировать в развитие отечественного контента и в российских исполнителей, – уверен генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов.
Дополнительная информация: dpir-press@mos.ru.
Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»
Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.
Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.
В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.
В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.
«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».
Стас Михайлов расскажет про 55-летнию юбилей в ТАСС
Творческая встреча с певцом и композитором Стасом Михайловым, посвященная предстоящему юбилею исполнителя, состоится в пресс-центре ТАСС 24 апреля 2024 года. На ней музыкант расскажет про свой праздничный концерт с программой «55», который состоится на сцене «Live Арена» 27 апреля.
Народный артист РФ расскажет о подготовке к юбилейному концерту, программе и гостях торжественного вечера, а также проанонсирует юбилейный тур по России. Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».
Не так давно Стас Михайлов стал гостем нового выпуска YouTube-шоу «Вопрос ребром». Обзор на этот выпуск был опубликовало информационное агентство «ИнтерМедиа».
Начало в 12.00.
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.
Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы
Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»
Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.
Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.
- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.
Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.