Рецензия на фильм Дэвида Кроненберга «Преступления будущего»: Ешьте пластик – it’s fantastic
Оценка: 10 из10
Фильм выходит в российский прокат 1 сентября 2022 года. Режиссер: Дэвид Кроненберг. В ролях: Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт и другие.
Дэвид Кроненберг – это, пожалуй, редкий пример автора, который умудрился за всю свою карьеру не допустить ни одного промаха, не снять ни одного провального фильма, а с каждой новой работой только развить собственные идеи все более и более изощренными способами. В его карьере были скандалы – публика уходила с показов «Автокатастрофы» в Каннах, а канадская общественность ругалась на то, что государственные субсидии выделяются на съемки боди-хорроров. Случались работы недооцененные, вроде «Мертвой зоны», – единственной, на мой взгляд, адекватной полнометражной экранизации Стивена Кинга, которая, однако, оказалась по меркам самого Кроненберга достаточно пресной, – или «Опасного метода». Но провалов не было никогда.
Кажется, что Кроненберг всю жизнь обитал где-то на стыке исключительного визионерства и полного безумия, снимая то, что снимать нежелательно, показывая то, на что смотреть не принято. Непросто представить себе экранизацию, скажем, культурологических эссе Маршала Маклюэна, но Кроненберг смог даже это, создав триллер «Видеодром». Начав свою карьеру с боди-хорроров и выведя этот жанр на новый уровень, он не стал останавливаться – скорее, выбрал для себя новый вектор, исходя из полученного опыта. В молодости режиссера волновали мутации тела, включая совмещение биологического и неорганического, но, достигнув в «Мухе» апогея, он переключился на мутации духа и общества. Теперь фильмы Кроненберга – не о том, как технологии могут менять человеческое тело, а о том, как они могут изменять человеческое общество и принятые в нем отношения. «Автокатастрофа» меняла секс. «Экзистенция» меняла само осознание реальности. Что уж говорить о последних работах, вроде «Космополиса» и «Звездной карты», где все человеческое общество состояло из разного рода эмоциональных мутантов – каждый со своей психологической травмой.
Про «Преступления будущего» невозможно говорить вне всей фильмографии Кроненберга, потому что этот фильм – его плоть от плоти. В недалеком будущем человечество настигает ускоренная эволюция. В телах все чаще вырастают новые органы, предназначение которых непонятно даже врачам. Государства очень обеспокоены этим явлением и вводят обязательную регистрацию новообразований. Тем временем художник-акционист Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) организует необычные перформансы. Он усилием воли выращивает в своем теле новые органы, чтобы вместе с партнершей Каприс (Леа Сейду) вырезать их на глазах у публики.
На первый взгляд кажется, будто Кроненберг решил вернуться к старым темам – о пугающих телесных изменениях. Но нет, режиссер лишь решил заново скомпилировать абсолютно все свои прежние идеи. Он по-прежнему снимает об обществе – но уже не столько о мутациях (они, как правило, всегда носили в его творчестве негативный характер), сколько об эволюции, то есть о чем-то закономерном и органичном.
Само собой, показывая изменения в человеческом обществе, вызванные изменениями телесными, Кроненберг никак не мог избежать и темы секса. В «Автокатастрофе» аварии, травмы, шрамы – все это было сексуализировано, но служило лишь прелюдией. В «Преступлениях будущего» сама хирургическая операция (например, вскрытие брюшной полости) становится новым сексом – чувственным и интимным явлением, – даже когда она совершается напоказ.
Но привычные для Кроненберга темы мутаций, секса и травм усложняются, когда в сюжете появляется тема перформансов – и режиссер начинает рассуждение уже о творчестве в контексте биологии. Тело становится не просто оболочкой, но произведением искусства, а границы между природным и художественным размываются. Вскрытие же в фильме и вовсе сравнивается с Пришествием. Неслучайно важнейшие сцены – это хирургические операции, показанные крупным планом. Впечатлительным зрителям на них может стать плохо. С другой стороны, впечатлительные зрители ни один из фильмов Кроненберга смотреть не смогут.
Поработав над своим первым (и пока единственным) романом «Употреблено», Кроненберг научился делать закрученные детективные сюжеты. Его новый фильм тоже стал детективным по своему жанру. С той особенностью, что объектом расследования, преступником, свидетелем и жертвой здесь оказалось человеческое тело. Раньше Кроненберг явно обращался к работе «Симулякры и симуляции» депрессивного Жана Бодрияра, порой соглашаясь, а порой и дискутируя с французским философом, но в новом фильме чувствуется влияние «Совершенного преступления».
Создав множество метафор и поместив сюжет в детективную оболочку, Кроненберг совершенно неожиданно сделал мощнейшее высказывание на тему экологии. В конце концов, неслучайно сюжет начинается не с перформансов и зрителей, а с маленького мальчика, которому новые органы дали удивительную способность – переваривать пластик.
Каким должен стать человек будущего? Стоит ли бояться изменений? Кажется, вариантов ответа на эти вопросы в фильме предостаточно – свою версию дают представители разных социальных групп, среди которых – художники, государство, простые работяги. Но и позиция автора здесь предельно понятна и прозрачна, а сами «Преступления будущего» показывают, скорее, преступления против будущего.
В этом кроется вся свежесть нового фильма Кроненберга. Каждый раз мутации (и органические, и психические, и технологические) в фильмах режиссера приводили лишь к усилению зрительского страха перед ними, а изображаемый мир, который и без того казался беспросветно мрачным, становился попросту жутким. Словно стремление к насилию в человечестве заложено самой природой и неискоренимо, словно Эрос никогда не сможет проявиться без Танатоса, словно все комплексы и травмы будут воспроизводить сами себя бесконечно. И вдруг появляются «Преступления будущего» – фильм, который дает надежду на то, что человечество однажды сможет не мутировать, а эволюционировать – в новый вид, который будет способен построить чистый, правильный и справедливый мир. И если однажды человечеству придется буквально есть пластик, чтобы очистить планету и сохранить на ней жизнь – то оно действительно сможет объединиться и сделать это.
Удивительное дело – в преддверии своего 80-летия Дэвид Кроненберг снял, пожалуй, самую оптимистичную и позитивную картину в своей карьере.
Павел Соломатин, InterMedia
«Комната по соседству» Педро Альмодовара победила на кинофестивале в Венеции
Церемония вручения наград и закрытие 81-го Венецианского кинофестиваля состоялись 7 сентября 2024 года. Главный приз основного конкурса – «Золотого льва» - получила «Комната по соседству» Педро Альмодовара, Гран-при жюри (во главе с Изабель Юппер) – «Вермилион» Мауры Дельперо, специальный приз жюри – «Апрель» Деа Кулумбегашвили.
«Серебряного льва» за лучшую режиссуру удостоился Брэйди Корбет «Бруталист»), за лучший сценарий – Мурило Хаузер и Эйтор Лорега («Я всё ещё здесь»). «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль получил Венсан Линдон («Тихий сын»), за лучшую женскую – Николь Кидман («Малышка»), премию Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру -Пол Киршер («Дети, которые будут жить после них»).
В секции «Горизонты» лучшим фильмом стал «Новый год, который так и не наступил» Богдана Муресану.
Эми Адамс станет мамой-рокершей
Эми Адамс исполнит главную роль в комедии «Lazy Susans». Как сообщает Deadline, актриса будет также продюсером проекта, сценарий которого написали Энни Муммоло («Девичник в Вегасе», «Джой») и номинант на «Оскар» Стэн Червин («Человек, который изменил всё»), а производством займется 20th Century Studios. Режиссерское кресло пока вакантно.
Фильм расскажет о группе мам, которые создают рок-группу. Картина вдохновлена историей Lazy Susans - реальной группы из Бостона, которая собралась во время пандемии ковида.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ближайшей кинопремьерой Эми Адамс станет фильм «Ночная сучка», рассказывающий о том, как мама в декрете постепенно превращается в собаку.
Жан Рено сражается с оборотнями в средневековой деревне в трейлере «Loups-Garous»
Трейлер французской приключенческой комедии «Loups-Garous» (в английском варианте «Family Pack») обнародовал 6 сентября 2024 года Netflix. Фильм режиссера Франсуа Юзана («Скажите «сыр») основан на настольной игре «Оборотни из Миллерс Холлоу» и главные роли в нем исполнили Жан Рено, Франк Дюбоск, Сюзанн Клеман, Джонатан Ламбер, Грегори Фетусси и Брюно Гуэри.
Завязка сюжета немного напоминает «Джуманджи». Глава семьи предлагает своим домочадцам сыграть в настолку и, хотя они все отказываются, из любопытства запускает ее, в результате чего открывается портал, отправляющий их всех в средневековую деревню. Помимо прочих трудностей и опасностей, соседями жителей являются оборотни, которые (в соответствиями с правилами игры) каждую ночь выходят на охоту, и чтобы вернуться в свое время людям из будущего надо победить всех оборотней.
Премьера фильма состоится на Netflix 23 октября.