Рецензия на фильм Леоса Каракса «Аннетт»: Тебе больше некого любить

Оценка: 8 из 10
Мюзикл «Аннетт» открыл Каннский кинофестиваль 6 июля 2021 года. В российский прокат лента выходит 12 августа 2021 года. Режиссёр: Леос Каракс. В ролях: Адам Драйвер, Марион Котийяр, Саймон Хелберг и другие.
Каннский фестиваль с почетноприглашенной Джоди Фостер и Спайком Ли в качестве президента жюри открылся киномюзиклом Леоса Каракса «Аннетт». В главных ролях выступили Адам Драйвер и Марийон Котийяр.
Мюзикл Каракса — извращенный «Ла-Ла Ленд», страшная сказка, слишком похожая на быль, чтобы произойти в реальности, хотя именно реальная история, а точнее автобиография режиссера, лежит в её основе.
Вместе с тем, «Аннетт» — нескончаемое шоу, фарс и эксцесс, поэтому не случаен выбор его в качестве фильма, открывающего фестиваль после годового перерыва. Словно бы в дань этому завершившемуся затишью, сценаристы и авторы музыки братья Sparks рукоплещут радостным «So, may we start» в самом начале «Аннетт». Музыкальной вариативности в фильме стоит отдать должное: рэп, рок, опера, хлопки, смешки и прочие шумы, звуки, отзвуки, звучания выступают здесь равноправными элементами саундтрека. Однако это все ещё любовь во времена холеры и пир во время чумы: далеко не хоррор, но фильм, кишащий галлюциногенными инфернальными образами и наполненный экзистенциальным ужасом, суть которого — в ключевой фразе финала: «тебе больше некого любить».
Любить тебе, а не любить тебя, потому что любовь — удовольствие, движимое внешней причиной, то, благодаря чему мы утверждаемся в своем бытии. Нет любви — нет жизни. Так перефразирует голландско-еврейского мыслителя Каракс, будучи не меньшим детерминистом. Главный герой Генри Макгенри (Драйвер) убивает свою жену. Он этого хочет, планирует, но делает это случайно, волей фатума, воспевающего самое себя. Все как по Эдипу: сказанное, означенное, символическое оборачивается реальным. Неудачная шутка про то, как защекотал жену до смерти, приводит к подобному, но уже безрадостному финалу.
В «Аннетт» важно все, что по крупицам формирует объём (или плоскость) образов главных героев. Генри Макгенри, имя которого — тоже своеобразный каламбур, игра слогов — комик, шутник, джокер, склонный к экстравагантным и иногда топорным жестам, вроде выступлений в зелёном халате, эксгибиционизма, чёрного неполиткорректного (и часто несмешного) юмора. По его мнению, комедия — единственный способ говорить правду и не быть избитым. Но если на провокациях держится внимание, любовь вырастает к идее, а у Генри в жизни и на душе безыдейность, затишье, выжженная земля, он полностью предан течению обстоятельств, хоть и совсем не согласен с ними.
Марион Котийяр, как будто бы играет памятник самой себя, экспортный вариант француженки, умеющей в нужный момент прошептать «мерд» и прогуляться по вечернему Парижу в фильме Вуди Аллена, только вместо софитов Голливуда ее окружает торжественный оперный зал и несменяемая ритуальная необходимость беспрестанно кланяться и умирать. Все под стать настоящей трагедии, но вместо deus ex machina — эриния, фурия, богиня мести. Последняя, впрочем, как любые проявления mauvaise conscience, не заканчивается ничем хорошим, точнее — ничем живым.
Адам Драйвер не только играет так и не преодолевшего отчуждение анархиста-джокера, но и совершенно бесцельно физически превращен здесь в супергероя. Тем не менее, этот слегка гротескный образ — для него совершенно новое амплуа, выходящее за пределы привычно неказистого, немного наивного, но тонко чувствующего все на свете weirdo.
Генри душит чувство враждебности ко всему — главная слабость, имеющих власть и силу: он не может смириться с разрывом между его неудачами и успехом Анн. Смертельный вальс во время шторма, превращающий Анн в мстительную прерафаэлитскую Офелию — смерть выпила мёд ее дыханья, но красотой не овладела— устанавливает какую-никакую перверсивную справедливость и радикально переворачивает нарратив (от любви к смерти).
Это вполне своевременные размышления, оттого так мягко и скользят здесь все злободневные темы: харассмент, эмансипация, перво- и пост-травма и абьюз, абьюз, абьюз. Все это слито с кино, которое производилось и производится, как и очевидный мистический реализм, неподдельный перформанс и живое пение на площадке. Как сымитированный, но сладко реалистичный кунилингус (дважды), кинематографичное убийство, как в «Бассейне», «снятая» условность происходящего, эпос и драма, жестокость и лицедейство, замкнутость и цикличность, бизнес, который шоу. Каракс, концентрируя все это, борется с киностанком, киноаппаратом, штампующим, так называемую «магию кино» — упомянутый на Каннском открытии, дешевый, но вызывающий весь спектр эмоций материал. Ему-то Каракс, мифо- и жизне-творчески в «Аннетт», кажется, сопротивляется.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
Сегодня: Аннет Бенинг - 65

29 мая 2023 года, понедельник
О 120-летии Арама Хачатуряна расскажут в ТАСС.
Финал «Филатов Феста» состоится в Доме актёра.
Фильмы с Александром Абдуловым покажет «Мосфильм. Золотая коллекция».
Сериал «Паромщица. Долина Мечты» с Глафирой Тархановой покажет «Россия».
34 год актрисе Юлии Франц.
44 года поэтессе Соле Моновой.
45 лет кинорежиссёру Константину Статскому.
48 лет участнице группы Spice Girls Мелани Браун.
50 лет режиссёру и сценаристу Алексею Чупову.
53 года продюсеру Илье Бачурину.
56 лет лидеру группы Oasis Ноэлю Гэллахеру.
57 лет лидеру группы «Коррозия металла» Сергею Троицкому.
58 лет актёру Ивану Агапову.
65 лет Аннет Бенинг (на фото).
Аннет Кэрол Бенинг родилась 29 мая 1958 года в Канзасе. Американская актриса, обладательница премий «Золотой глобус» и BAFTA, четырёхкратная номинантка на премию «Оскар». Наиболее известна по участию в фильмах «Багси», «Любовная история», «Марс атакует!», «Вальмон», «Красота по-американски», «Театр», «Женщины» и «Детки в порядке».
65 лет актёру Эдриану Полу.
65 лет актёру Руперту Эверетту.
70 лет композитору Дэнни Элфману.
70 лет назад родился актёр Александр Абдулов (1953-2008).
71 год фотографу Игорю Верещагину.
74 года солисту группы Status Quo Фрэнсису Росси.
30 мая
35 лет актёру Никите Ефремову.
41 год автору-исполнителю Павлу Фахртдинову.
42 года актрисе Марии Берсеневой.
53 года журналисту Илье Легостаеву.
59 лет лидеру группы «Электропартизаны» Вадиму Курылёву.
59 лет гитаристу группы Rage Against The Machine Тому Морелло.
60 лет продюсеру Вадиму Цыганову.
62 года телеведущей Арине Шараповой.
65 лет назад родилась актриса Елена Майорова (1958-1997).
65 лет назад родилась солистка дуэта Roxette Мари Фредрикссон (1958-2019).
77 лет певице Роксане Бабаян.
31 мая
20 лет певице Диане Анкудиновой.
35 лет порноактёру Алексею Маетному.
36 лет актрисе Мередит Хагнер.
39 лет участнику дуэта Galibri & Mavik Александру Фоменкову.
42 года актёру Андрею Бирину.
47 лет актёру Колину Фарреллу.
48 лет режиссёру Михаилу Вайнбергу.
50 лет певице Наташе Королёвой.
51 год контрабасисту Кристиану Макбрайду.
56 лет актрисе Сандрин Боннер.
58 лет актрисе Брук Шилдс.
61 год актрисе Виктории Руффо.
62 года актрисе Лии Томпсон.
68 лет певцу и гитаристу Владимиру Кузьмину.
74 года актёру Тому Беренджеру.
75 лет назад родился барабанщик группы Led Zeppelin Джон Бонэм (1948-1980).
90 лет назад родился актёр Георгий Бурков (1933-1990).
93 года актёру и режиссёру Клинту Иствуду.
115 лет назад родился кинорежиссёр Ян Фрид (1908-2003).
Названы самые романтичные герои Александра Абдулова

Зрители телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» назвали самых романтичных героев Александра Абдулова. В опросе, проведённом к 70-летию со дня рождения актёра, пнияли участие 1,1 тыс. человек.
В первую пятёрку вошли:
- Медведь, «Обыкновенное чудо» — 45%
- Иван, «Чародеи» — 43%
- Сергей Ненашев, «Гений» — 23%
- Володя, «Самая обаятельная и привлекательная» — 17%
- Жакоб, «Формула любви» — 15%
Возглавил топ Медведь из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» — герой экранизации одноимённой пьесы Евгения Шварца. Во время съёмок Александр Абдулов отказался от помощи каскадёра и все трюки в картине исполнил самостоятельно. И хотя роль не была дебютом актёра, но именно с неё началась его популярность.
Немного уступает лидеру Иван — главный герой новогодней сказки о настоящей любви «Чародеи». Приступая к работе над картиной, Абдулов предупредил режиссёра Константина Бромберга, что сниматься может только ночью. Как выяснилось, артист занят одновременно в четырёх картинах («Чародеи» стали пятой), а по вечерам играет спектакли в «Ленкоме». Кстати, после выхода фильма многие сравнивали героя Абдулова, в финальной сцене одетого в белый костюм-тройку, с персонажем Джона Траволты из картины «Лихорадка субботнего вечера».
На третьей позиции персонаж Абдулова из криминальной драмы Виктора Сергеева «Гений». Именно с этой картины началось многолетнее сотрудничество актёра и режиссёра. В кинопрокате «Гений» шёл всего четыре дня, зато в 1993 году он стал одним из лидеров видеопроката среди отечественных фильмов и занял второе место. Ленту наградили Специальным призом за сценарий на фестивале «Кинотавр» в 1992 году.
Четвёртое место занимает модник и меломан Володя из комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Здесь также Александр Абдулов виртуозно совмещал съёмки в нескольких проектах и спектакли в «Ленкоме». Однажды артист не явился на площадку, сославшись на болезнь. Когда выяснилось, что на самом деле он улетел на гастроли на Сахалин, разразился жуткий скандал. Руководство «Мосфильма» требовало заменить актёра, но режиссёр отстоял Абдулова, так как не представлял лучшего исполнителя роли пижона Володи.
Замыкает пятёрку Жакоб — подручный графа Калиостро в фильме Марка Захарова «Формула любви». Изначально этого персонажа в сценарии не было. Артист обратился к Захарову с просьбой о роли. После этого сценарист Григорий Горин ввёл в сюжет ещё одного слугу Калиостро. И не зря. Именно Абдулов придумал эпизод, в котором его герой снимает парик и превращается в другого человека.
Также зрители (14,5%) отметили Митю — героя мелодрамы Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь», Никиту из фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал» — его назвали 13% и Ланцелота — рыцаря из притчи Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца «Убить дракона» — 6% опрошенных.
Фильм-катастрофу «Мира» покажет «ТВ-1000. Русское кино»

Телевизионная премьера фильма «Мира» режиссера Дмитрия Киселёва состоится на «ТВ-1000. Русское кино» 4 июня 2023 года.
Его действие происходит в недалеком будущем во Владивостоке, где живет главная героиня 15-летняя Лера (Вероинка Устимова) с мамой, сводным младшим братом Егором и отчимом. Ее родной отец (Анатолий Белый) работает бортинженером на космической станции «Мира», он давно не был на Земле, общается с дочерью только по телефону и с помощью искусственного интеллекта приглядывает за ней. Ученые замечают огромный метеорит, который приближается к Земле, расколется на мелкие куски и по их расчетам сгорит в атмосфере, но вопреки прогнозам Тихоокеанский регион оказывается под метеоритным дождем, разрушающим всю инфраструктуру города. Лера с братом остаются один на один с катастрофой, помочь им может только «ангел-хранитель» - отец, указывающий путь к спасению, за которое он готов заплатить собственной жизнью.
В картине также снялись Дарья Мороз, Максим Лагашкин, Евгений Егоров, Андрей Смоляков, Кирилл Зайцев, Владимир Симонов, Татьяна Догилева, Игорь Хрипунов и др. В российский прокат «Мира» вышла в декабре 2022 года.
Эфир в 18.15.