«Нашествие» вновь перенесли на следующий годСкончалась Либуше Шафранкова из «Трёх орешков для Золушки»Хибле Герзмаве присуждена Государственная премияДюжина российских актеров, готовых выйти на мировой уровеньРоскомнадзор проверит премию «Муз-ТВ» на гей-пропагандуЮрия Хованского задержали по подозрению в призывах к терроризмуОт Лободы ушла продюсер после скандала с КиркоровымМэрил Стрип станет тёщей Марка РонсонаКирилл Андреев стал дедушкойПавел Табаков тайно стал отцомЛюдмила Чурсина и Владимир Гостюхин награждены орденамиTekashi69 возвращается в Москву с концертомЛиам Пейн расстался со своей невестой Майей ГенриWeeknd получил главные призы Juno Awards 2021«Голос перемен» и «Я могу уничтожить тебя» стали триумфаторами BAFTA TV Awards 2021Том Уэллинг стал дважды папойУмер Резо ГабриадзеУ Меган Маркл и принца Гарри родилась дочьДарья Мельникова развелась с Артуром СмольяниновымDisney снимет продолжение «Круэллы»

Популяризацию науки обсудили на ПМЭФ на примерах «Теории большого взрыва» и «Арктического лиса»

10.06.2021 23:21 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Антон Новодережкин/ТАСС

Сессия «Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых учёных?» прошла 5 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

Модератор дискуссии – директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова (на фото) – уточнила задачу: попытаться определить, какие шаги необходимо предпринять для популяризации научной деятельности.

К сожалению, креативные индустрии и научную деятельность часто разделяют. На самом деле, в современном мире это чистый синтез, потому что невозможно себе представить развитие технологий без их популяризации. Живя в мире, где должна быть коллаборация всех друг с другом, мы вынуждены задавать такие вопросы: «Продвижение научной сферы и создание трендов – это дело рук самих учёных? Они должны сами овладеть креативными навыками и разобраться в диджитализации, или это невозможно сделать без креативного сектора, без журналистов, без СМИ и продюсеров? Должен ли это быть заказ системы? Что мы как креативная отрасль можем сделать полезного?»

Сергей Люлин

Заместитель президента Российской академии наук, представитель Министерства науки и высшего образования в Санкт-Петербурге Сергей Люлин остановился на финансовых и технических проблемах науки в России.

Когда я работал в Министерстве науки и высшего образования, я показывал свою презентацию министру Валерию Николаевичу Фалькову, она называлась «Продуктивная научная среда». Там описывалось много компонентов. С одной стороны, должна быть хорошая и интересная наука. Она должна поддерживаться хорошей научной инфраструктурой, у учёных должны быть приборы, сделанные на солидной технической базе. Если мы на коленке начнём собирать приборы, то мы получим квантовый компьютер, собранный из счётов. Сейчас финансирование науки увеличивается, мы все это чувствуем и видим. С другой стороны, мы все знаем, в каком месте находимся по финансированию науки в стране и по доле ВВП. Конечно, мы ощущаем, что денег маловато - их получают не все, и, может быть, это даже правильно, потому что их получают лучшие.

Но что с этим делать? Как представлять науку? Творческая визуализация тоже очень важна. Сотрудничество креативных индустрий и научного сообщества – это ключевой фактор.Отвечая на вопрос Марины Абрамовой о предложениях со стороны научного сообщества, Сергей Люлин привёл в пример некоторые уже действующие и ещё находящиеся в разработке проекты по популяризации науки.

Мы взяли и открыли двери в «Ночь музеев», назвали это «Метаморфозы науки». Получился честный разговор, к нам пришло 3 тыс. человек за ночь, а на следующий год – уже 5 тыс. Про учёных и науку говорят разное. Если человек смотрит ТВ, не думая, он может с ума сойти. То учёные бедные, то богатые, то на них держится вся экономика, то они шпионы – и никто не знает, где правда. В итоге молодой учёный не очень хорошо понимает, как к нему относится общество. У нас после каждого рассказа в рамках экскурсии в «Ночь музеев» были овации до полшестого утра. На этом драйве молодежь потом работала несколько лет, у неё просто глаза горели.

В научных институтах есть пустующие помещения., и мы в июле будем проводить сессии по контентному наполнению этого пространства. Это сотрудничество хорошего образования, хорошей науки и креативных индустрий, популяризация художественных методов.

Никита Марченков

О том, как сейчас меняется статус учёного на федеральном уровне, рассказал исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков.

Очень важно сейчас формировать облик человечества завтрашнего дня, пропагандировать те разработки, которые на самом деле делают учёные. 2021 год в России – Год науки и технологии. Само профессиональное сообщество – это лишь часть людей, на которых ориентированы мероприятия этого года. Значительная часть аудитории – это будущие учёные, то есть дети, студенты, школьники, их родители и общество в целом. В целом увеличивается доля людей, которые хотели бы, чтобы их дети пошли в науку. Вчера на ПМЭФ помощник Президента РФ Андрей Фурсенко говорил, что сегодня эта доля увеличилась с 30% до 60 Важно и то, что перезапускается платформа общества «Знание». Его марафон «Новое знание» уже набрал более 70 миллионов просмотров. Вчера вручали премии тем, чьи лекции набрали более миллиона просмотров. Потребность в этом есть, людям это интересно. Конечно, надо продолжать наращивать усилия на ТВ и в других СМИ. На телевидении Минобрнауки будет запускать реалити-шоу. Выбрали канал, который смотрят домохозяйки. Почему? В 80% случаев карьеру ребёнка выбирает его мама.

Наш Координационный совет по делам молодежи при президенте РФ в этом году запустил также крупную акцию «На острие науки». Её основная цель – рассказывать молодым людям о самых интересных, прорывных исследованиях и, самое главное, – показать, что они будут нужны и востребованы в науке. В рамках этой акции молодые учёные читают лекции онлайн и офлайн, посещают школы, общаются с учениками. А по поводу 70 тыс. наших учёных в год, уезжающих за границу, могу сказать, что эти цифры надо приводить вместе с теми, которые показывают, сколько возвращается назад. На мой взгляд, сейчас движение учёных сбалансировано в обе стороны. Многие возвращаются в Россию благодаря тем инструментам, которыми государство их привлекает  например, системой президентских грантов. Так что у нас есть все условия для того, чтобы развивать науку и показывать результаты. Важно встречное движение учёных и креативных индустрий.

По просьбе модератора Никита Марченков назвал наиболее важные события в российской науке, на которые, по его мнению, можно было бы опираться в процессе её популяризации.

– Одно из них– запуск третьей вакцины от коронавируса. Из тех, что меньше на слуху, – запуск телескопа «Байкал», позволяющего исследовать космическое излучение, и токамак в Курчатовском институте. Токамак – это аналог Солнца на Земле: наши учёные научились генерировать в лабораторных условиях процессы, происходящие на Солнце. Это открывает гигантские перспективы в энергетике. Вошедшее в мировую науку слово «токамак» имеет советское происхождение, оно образовано от сокращения названия «тороидальная камера с магнитными катушками». О подобных научных событиях просто необходимо рассказывать, причем простым языком.

Юлия Голубева

Оценить возможность создания высокорейтингового контента о крупнейших событиях в науке было предложено заместителю генерального директора «Газпром-медиа Холдинг» Юлии Голубевой.

– Знаете, кто сегодня самые известные физики-теоретики? Это Стивен Хокинг и Шелдон Купер. Один – реальный учёный, автор большого количества книг, второй – герой сериала «Теория Большого взрыва». Сериал целых 12 лет приковывал внимание аудитории. Параллельно зрители в сотни раз повышали показатели поисковых запросов про ту же теорию Большого взрыва, теории струн, эффекта Доплера. Этот сериал называют ключевым фактором повышения интереса абитуриентов к физике при поступлении. По данным The Guardian, с момента выхода сериала в 2007 году количество заявок британских абитуриентов на физические факультеты выросло на 17%. В Штатах число изучающих физику также стабильно растёт на протяжении всех этих лет.

Мы видим, что, когда авторам удаётся воплотить на экране качественные образы героев, это может быть очень классным решением по повышению престижа той или иной профессии и, как следствие, – по привлечению талантливой молодежи в эту сферу. Сегодня холдинг «Газпром-медиа» способствует популяризации науки методами, которые некоторым могут показаться «олдскульными», но они всё ещё эффективны. Прежде всего, это создание передач на научную тематику. Могу привести в пример программу «Чудо техники» Сергея Малоземова на телеканале НТВ, проект телеканала «Пятница» «Умный дом» с Александром Пушным. Кроме того, мы сейчас развиваем нацпроект «Наука».

Тревожные данные социологов говорят о том, что сегодня большинство респондентов затрудняются назвать имя хотя бы одного из ныне живущих российских учёных мирового уровня. Очень важно использовать инфоповоды, которые генерирует научное сообщество, и правильно подавать их с точки зрения маркетинга, формировать образ науки - интересной, конкурентоспособной и привлекательной. Процесс популяризации – многогранный, он требует тонкой настройки. Важно чётко сформулировать, чего мы хотим. Например, создать такой образ учёного, чтобы он был не менее привлекательным, чем собирательный образ тиктокера или кинозвезды. С другой стороны, грань между популяризацией и примитивизацией науки – очень тонкая, и на ней надо балансировать осторожно, аккуратно и профессионально, чтобы не допустить распространения лженауки. Любым делом должны заниматься профессионалы, и эффективная коммуникация с широкой аудиторией без экспертизы, опыта и ресурса органов государственной власти, медиахолдингов и интернет-гигантов, невозможна.

Модератор Марина Абрамова отметила, что на популяризацию образа Илона Маска работают три продюсерские компании, а СМИ за рубежом получают квоту (3%, 5% и т.д.) на поддержку интеллектуального продукта, и вне зависимости от рейтинга они поддерживают топ-5 научных прорывов. «Если бы у нас была поставлена такая задача на уровне государства, может, это и дало бы результаты»

Александр Соколов

Своим мнением по поводу популяризации науки поделился старший научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Александр Соколов.

– Я хотел бы начать выступление с критики учёного сообщества. Многие хотят побольше денег и чтобы их оставили в покое, но я уверен, что хотя бы час в день необходимо уделять популяризации. Молодые ученые всё умеют, всё знают, ориентируются в инстаграме, тиктоке и так далее. Им надо только чуть-чуть подсказать, куда двигаться. Второй момент  не надо стесняться учёных. Например, губернатор ЯНАО Дмитрий Артухов запросто приезжает к нам и репостит наши новости у себя в инстаграме, а у него 100 000 подписчиков!

Теперь про наш проект «Арктический лис». Песец – это символ Арктического совета (международная организация, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов – прим.ред).И сейчас происходят феноменальные вещи: впервые в истории мы ведём спутниковое слежение за одним из этих животных. Люди с утра просыпаются и смотрят в инстаграме, куда убежал песец. Недавно мы обнаружили на Ямале крупнейшее лежбище моржей – краснокнижных, атлантических. Губернатор через 2 дня организовал экспедицию к моржам, и сейчас мы ведём переговоры о трёхлетнем комплексном проекте. Плюс к этому за три дня 200 000 просмотров набрал наш ролик о моржах. .. Но, будем откровенны, большая часть наших научных сайтов – скука смертная. Заходить туда не хочется. Последние года три что-то уже меняется, ещё несколько лет – и всё будет хорошо.

Игорь Намаконов

Отсутствие творческих талантов у многих научных специалистов отметил и генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

Количество ютуб-каналов на научные темы («Постнаука», «Физика Побединского», «Овердрайвер») огромно, и они имеют внушительную аудиторию. Но нам не хватает стремления друг к другу на уровне профессиональных сред, а ведь это – одно поле, и наука с креативными индустриями друг без друга выглядят довольно странно. Движение навстречу нам необходимо, и со своей стороны мы готовы его организовать. В частности, мы провели исследование «100 Most Creative Russians», которое выявило лидеров креативных индустрий. Там огромное количество людей, которых можно привлекать к дискуссиям с научными сообществами и таким образом создавать условия для реализации совместных проектов. Первое, что нам надо сделать – это встретиться, и мы эту встречу готовы организовать.

Марина Абрамова напомнила собравшимся, что с 8 по 11 июля в Москве пройдет «Российская креативная неделя», которая могла бы стать площадкой для таких встреч. Продолживший беседу генеральный директор Центра развития культурных инициатив Сергей Першин сообщил, что в рамках арт-кластера «Таврида» начато строительство Института креативных индустрий, который в 2023 году может стать идеальным пространством для коммуникации.

Андрей Кричевский

О перспективах популяризации науки как одной из креативных индустрий рассказал председатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.

– Сейчас мы переживаем период, когда социальные системы становятся социально-техническими, прежде всего из-за цифровизации. Резко возросла значимость креативных индустрий, они проникают во все сферы нашей жизни, однако наука продолжает жить сама по себе – в «башне из слоновой кости». При этом очевидно, что прикладная наука – одна из креативных индустрий, и она точно не сможет быть востребованной обществом, если не будет играть по тем же правилам, что и вся креативная экономика. Если же говорить о фундаментальной науке, то ее логика несколько иная – она должна отвечать на большие вызовы, создавать новые пространства роста, изучать и предсказывать развитие социально-технических систем.

Денис Секиринский

Итоги обсуждения заявленной темы подвёл заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский.

– Сформулирую три тезиса. Первое: бинарность креативных индустрий и науки, которая фигурирует сегодня в нашей теме, довольно искусственна, симбиоз должен быть всегда. На рубеже XVIII-XIX веков наукой занимались чуть более 1 тыс. человек по всему миру, а сегодня это больше 8,5 млн человек. Произошла массовизация науки.

Второй тезис: важен собственный пример. Важно показать молодым людям, которые хотят сегодня заниматься наукой, что их ждёт. А учёный сегодня имеет достойное положение в обществе.

Третий тезис: важны реально масштабные задачи. Покорение космоса – это пик интереса к науке, который приходился на 60-е годы прошлого века. Тогда увеличение количества научных сотрудников шло по экспоненте. Есть ли сегодня такие задачи? Безусловно, да! У нас есть «Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года», к которой мы, научные бюрократы, периодически обращаемся. У нас есть такие вызовы и в медицине, и в энергетике. Они не уступают ни космическому, ни атомному проектам. Ответы на них могут быть только нетривиальными, а они возможны при сочетании научных методов и творческого подхода креативных индустрий.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Теги: наука, репортаж, Петербургский экономический форум

Новости партнеров

В России впервые законодательно закрепят понятия «креативные индустрии» и «творческое предпринимательство»

предоставлено пресс-службой Министерства культуры РФ

Министерство культуры России представило на общественное обсуждение законопроект, который создаст условия для развития креативных индустрий.

Создать основу для развития креативных индустрий предлагается в проекте поправок в Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Документ подготовлен в рамках подхода, сформулированного Администрацией президента РФ совместно с предпринимательским и творческим сообществом при участии Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и Федерации креативных индустрий.

- Документ проработан совместно с экспертным обществом. Мы впервые характеризуем сферу креативных индустрий, закрепляем понятия, необходимые для развития этого института... Уже есть понимание, по каким направлениям креативные индустрии будут развиваться. Это повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, поддержка креативных предпринимателей, акцент творческих решений на популяризацию культурного наследия нашей страны, развитие современных цифровых технологий для создания творческих продуктов, – пояснила министр культуры РФ Ольга Любимова по итогам ПМЭФ-2021.

Законопроект увязывает определение креативных индустрий с наличием интеллектуальной собственности. Так, к креативным индустриям предложено отнести предприятия, значительную долю расходов которых составляет оплата труда творческих специалистов, то есть вложения в производство нематериальных активов. Точно так же критерием отнесения к креативной индустрии может стать доля дохода, полученного от распоряжения интеллектуальной собственностью. Это позволит не вдаваться в подробности конкретных видов экономической деятельности или название отраслей, будь то архитектура или гастрономия, не спорить о том, кто именно заслуживает льгот и преференций. Бизнесы с высокой долей интеллектуальной собственности на балансе могут быть внесены в реестр креативных индустрий. Это позволит государству развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, вводить специальные налоговые режимы, различные льготы, субсидии и преференции для предпринимателей (или организаций), создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности.

Предложенные законопроектом поправки – это свидетельство развития актуального тренда на укрепление позиций креативных индустрий в стране, заданного Межведомственной комиссией под председательством первого замглавы Администрации президента РФ Сергеем Кириенко. Кроме законопроекта подготовлена комплексная «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», которая сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Тема креативного предпринимательства также найдет отражение в формате отдельного проекта «Придумано в России» в разрабатываемую в настоящее время «Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации» по поручению Михаила Мишустина.

Сергей Кириенко подчеркнул, что творчество как инвестиционно-привлекательный бизнес может и должно порождать значимую долю национального валового продукта, при этом система государственной поддержки отрасли должна ориентироваться на конкретный запрос бизнес-сообщества.

Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский уверен, что законопроект отражает чаяния бизнеса. По его словам, участие Минкультуры в подготовке законопроекта вполне логично:

- Креативные индустрии – это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики. Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания – самого востребованного продукта информационного общества. Сила, благотворно действующая на общество в целом. Законопроект о статусе креативных индустрий определяет их как культурообразующую сферу, которая может и должна стать основой для перехода к экономике знаний.

В то же время очевидно, что креативные индустрии находятся на пересечении отраслей и в работе над законопроектом примут участие разные ведомства. На это обратила внимание директор Роскультцентра и фестиваля «Российская креативная неделя» Марина Абрамова:

- Сфера креативных индустрий – это межведомственное поле, и разработка таких инициатив предполагает также участие Министерства экономического развития и Министерства цифрового развития. Потому что креативные индустрии – это не только про творчество, это про новую экономику и инновационные подходы. Безусловно, мы рады, что Министерство культуры создает на своей базе площадку для межведомственного взаимодействия с вовлечением креативного сообщества.

Несмотря на то, что у каждой индустрии свои традиции, практики и истории успеха, законопроект выявляет общий знаменатель и позволяет стимулировать развитие отрасли в целом, отметила заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова:

- Поправки в законодательство дадут дополнительной стимул для развития всех креативных индустрий, наконец формализуя возможность для их представителей становиться субъектами экономической деятельности. Этот законопроект – один из первых, но важнейших шагов на государственном уровне, обеспечивающих системную поддержку креативных индустрий, создающих условия для самореализации и развития талантов, в том числе в регионах, а также закрепляющих не только культурную, но и коммерческую ценность интеллектуальной собственности.

Директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина подчеркнула, что точное определение креативных индустрий, которое дано в законопроекте, будет полезно не только бизнесу, но и налоговикам, инвесторам, государству:

- Обществу в целом сегодня надо понять, кто играет на этом рынке, с кем можно иметь дело, кому надо оказывать государственную поддержку.

Креативные индустрии остро нуждаются в заемных средствах, однако в отсутствие развитого рынка интеллектуальных прав зачастую не могут использовать нематериальные активы в качестве залога, подтвердить капитализацию компании на основе оценки интеллектуальной собственности. Новый законопроект создает предпосылки для развития рынка финансовых услуг и укрепляет позиции в том числе небольших креативных агентств, уверена управляющий партнер DPG Russia, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Алена Кремер.

- Сегодня в нашей индустрии рекламы и маркетинговых коммуникаций очень трудно разобраться, что в действительности есть за душой у каждого конкретного участника рынка. С появлением реестра субъектов творческого предпринимательства рынок легализуется и, само собой, от этого выиграют не только профессионалы, но и потребители наших продуктов и услуг, – отметила она.

Пресс-служба Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям: rspp_committee@ipci.pro, +7 (495) 203-7162

Фото: предоставлено пресс-службой Министерства культуры РФ
Теги: Министерство культуры РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, креативные индустрии
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Парижские сезоны» покажут спектакли Парижской национальной оперы в Москве (Видео)

предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль «Парижские сезоны» пройдет в Москве с 13 по 27 июня 2021 года. В рамках фестиваля TheatreHD покажет знаменитые спектакли Парижской национальной оперы в столичных кинотеатрах. Спектакли фестиваля будут также представлены в 37 городах России. У зрителей будет возможность посмотреть три спектакля — оперу и два балета в постановках Иво ван Хове, Анжелена Прельжокажа и Ролана Пети.

- Совершенно разные по эстетике и стилю, спектакли фестиваля дадут возможность российским театралам увидеть работы знаменитого Opera de Paris и познакомиться с новыми именами, совершить настоящие зрительские открытия, - говорят организаторы.

Танец представлен в фестивале двумя работами, которые смело можно назвать визитными карточками балетной труппы Grand Opera de Paris — «Парком» Анжелена Прельжокажа и «Собором Парижской Богоматери» Ролана Пети.

13 июня фестиваль откроет балет «Парк», поставленный Анжеленом Прельжокажем на музыку Моцарта.

— Настоящий гимн чувственности, подношение эпохе Людовика XIV и, в то же время, микс классики и ультрасовременного стиля танца, - говорится в описании спектакля. - Реверанс Галантному веку и Карте нежности танцуют звезды труппы Алис Ренаван и Матье Ганио.

20 июня эстафету подхватит опера «Борис Годунов» в постановке театрального режиссера Иво ван Хове. В заглавной партии — известный российский бас Ильдар Абдразаков, Самозванец — Дмитрий Головнин, в партии Варлаама - Евгений Никитин.

- Размышление Мусоргского на тему одиночества у власти, драма, где истинным героем произведения является страдающий русский народ, в руках ван Хове обретает современное и универсальное звучание: в каждой стране зрители находят в опере созвучные темы современной политики, - говорится в описании постановки.

27 июня на фестивале будет представлен балет по мотивам романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».

- История о любви, верности, предательстве и вероломстве в трактовке хореографа Ролана Пети лишена средневековой атрибутики и излишне романтического флёра, - говорят организаторы «Парижских сезонов». - Этот графически четкий, пластически выразительный спектакль возвращает зрителям трагический смысл творения Гюго.

Показы «Собора Парижской Богоматери» приурочены к десятилетию со дня смерти знаменитого хореографа. В главных партиях: Матиас Хейман, Стефан Бюльон, Амандин Албинсон.

- Интересно, что для всех трех режиссеров работы, представленные на фестивале, в свое время стали первым - и очень успешным - опытом сотрудничества с прославленным парижским театром, - отмечают организаторы.

Показы в России осуществляются в рамках партнерства проектов TheatreHD и OperaHD.

Расписание фестиваля:  https://moscow.theatrehd.com/ru/online/paris-seasons-2021

Справки и аккредитация: +7 (964) 781-5246, arina.ryabtseva@coolconnections.ru (Арина Рябцева).

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: анонс фестиваля, анонс показа, Парижские сезоны

Из афоризмов ПМЭФ-2021: надо делать ставку на людей, а не на деньги

10.06.2021 22:30 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Сергей Фадеичев/ТАСС

«Экспорт идей, людей или продуктов? Есть ли место России в международной креативной гонке, и можно ли превратить интеллектуальный потенциал нации в ликвидный актив глобальной экономики» - так звучала тема одной из дискуссий, прошедшей 5 июня 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме.

- Креативная экономика - новый тип занятости людей, новый тип потребления, новая модель организации рынков, а способа точно измерить креативный сектор у нас до сих пор нет, - сказал, открывая дискуссию, ее модератор, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов (на фото). - Однако мир ставит целью развивать именно этот сектор, традиционные области конкуренции стран уходят на второй план, борьба сместилась в плоскость креативных и инновационных продуктов, производства и экспорта цифрового контента, управления интеллектуальной собственностью. Сегодня Россия даже на внутреннем рынке это сражение проигрывает - имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Но творческий и культурный потенциал страны высок, и наша задача - преобразовать его в экономический актив, достойно войти в международную гонку креативных индустрий.

Александр Аузан

Декана экономического факультета МГУ, председателя правления Федерации креативных индустрий Александра Аузана ведущий спросил о том, кто сегодня инвестирует в российские креативные продукты, и в чем причина повышенного внимания к ним.

- Да почти никто пока не инвестирует, потому что креативные индустрии находятся в фазе венчура, - признал Александр Аузан. – И сразу отвечу на заявленный в теме дискуссии вопрос «Экспорт идей, людей или продуктов?»: да, мы в основном экспортируем продукты, причём мало обработанные. Да, мы экспортировали очень много мозгов - это лучшая часть нашего экспорта, за которую нам, увы, не платят. Сейчас этот процесс приторможен: сначала санкциями, потом карантинами.

На мой взгляд, причин бума вокруг креативных индустрий две. Первая – общемировая: искусственный интеллект завтракает средним классом, он его съедает. Привычные аналитические профессии образованных людей уже исчезают и будут исчезать с огромной скоростью. И встает вопрос: что делать с этими людьми? Один вариант - ввести гарантированный доход, всем пенсию с младых ногтей. Второй, который я считаю правильным – развивать креативные индустрии. Нам и так не хватает денег, чтобы платить нормальные пенсии людям старших возрастов, а если платить пенсию со школы, то она получится копеечная. Вторая причина повышенного внимания к креативным индустриям: люди хотят заниматься чем-то, что может конкурировать с искусственным интеллектом. А это то, что связано с правым полушарием мозга, с эмоциональным интеллектом – именно креативные индустрии.

Лет 15 назад Россия попробовала выйти на путь инновационного развития, опираясь на перенос хорошо работающих в Кремниевой долине институтов на нашу почву. Всё прописали в законодательстве, но не получилось. Почему? Да потому что в Кремниевой долине колоссальный избыток частного капитала, денег, как грязи. Инвесторы согласны на венчур, на длинные вложения - на всё. А у нас вместо этого маленькие государственные деньги. Зато есть избыток высококвалифицированного человеческого капитала. На мой взгляд, на него нам и надо сделать ставку взамен капитала денежного, которого у нас немного.

Чтобы все получилось, надо преодолеть застарелую проблему: в России интеллектуальная собственность никогда не пользовалась уважением, идея не считалась редким продуктом, она не была защищена. Надо сломать стереотип, регистрировать идеи, и тем самым превратить творчество в экономику.

Управляющего директора «Flanders District of Creativity» Паскаля Кулса, подключившегося к дискуссии онлайн из Бельгии, Игорь Намаконов попросил рассказать о том, как организована государственная поддержка креативных индустрий в европейских странах: кто этим занимается, какие используются экономические инструменты.

- Есть три основных направления, - сказал Паскаль Кулс.– Во-первых, государство развивает предпринимательские, управленческие навыки у людей, занятых в креативных индустриях. Этим, в частности, занимается моя организация, мы также помогаем продавать продукцию за границу. Во-вторых, государство старается помочь творческим людям получать инвестиции. Банки, венчурные капиталисты плохо знают креативные отрасли, и мы специально организуем сессии для частных инвесторов, чтобы они узнали этот сектор, поняли, как он работает. Во многих странах государство также предлагает налоговые стимулы для инвесторов, вкладывающих в культурные, креативные отрасли. И третий инструмент: государства сами начинают инвестировать в эти сектора. Это может происходить через субсидии на культурные проекты или через специальные фонды государственного инвестирования. У нас в Бельгии эти фонды работают вместе с независимыми комиссиями, которые состоят из профессионалов отрасли, аналитиков. Если, например, это фонд для вложений в производство игр, то в комиссии будут профессионалы в играх, и они принимают решение, какие приложения, какие игры получат деньги.

Алена Кремер

Управляющего партнера креативного коммуникационного агентства DPG Russia, члена правления Федерации креативных индустрий Алену Кремер ведущий спросил о том, какой запрос существует у российского креативного сообщества, какие ему нужны инструменты.

- Главная проблема - многие хорошие идеи так и не становятся частью индустрии, - ответила Алена Кремер. - Причин две: нехватка финансовых ресурсов, а также знаний и навыков, как превратить идею в продукт, а продукт - в ликвидный актив. Выход я вижу в развитии профессиональных экспертных сообществ, выстраивании цепочки взаимодействия эксперты-бизнес-государство. Такие сообщества смогут оценить перспективность той или иной идеи, помочь превратить её в бизнес-предложение. Сообщества могли бы осуществлять и сертификацию проектов: речь идет об экспертном заключении, подтверждающем его стоимость, бизнес-перспективу. Такие заключения от экспертного сообщества должны стать ключом для привлечения инвестиций.

Государство со своей стороны могло бы предоставлять гарантии банкам, финансирующим креативные проекты под залог интеллектуальных прав. Такой залог является одним из самых высокорисковых на рынке, и если бы государство могло брать эти риски на себя, это позволило бы увеличить число и доступность кредитов. Второе место среди востребованных инструментов привлечения инвестиций, согласно проведенному на базе Федерации креативных индустрий исследованию, занимают гранты. Но, пожалуй, даже более эффективной мерой были бы не гранты, а участие государства в инвестировании креативных проектов совместно с бизнесом. Таким образом, государство подтверждало бы значимость проектов и снижало риски для бизнеса.

Андрей Кричевский

Возможность получения банковских кредитов под залог интеллектуальной собственности Игорь Намаконов попросил прокомментировать председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента ассоциация IPChain Андрея Кричевского.

- Что касается выдачи банками кредитов под залог интеллектуальных прав - в нашей стране таких примеров мало. Действующие регламенты Центробанка относят интеллектуальную собственность к категории залогов низкого качества, и банки просто банально не хотят с этим связываться. Весь вопрос в оценке такого залога. Пока мы в регламентах Центробанка не узаконим оценку бизнеса методом дисконтированного денежного потока (т.е. с помощью анализа стоимости бизнеса, основанного на оценке ожидаемых доходов от оцениваемых активов – прим. IM), ситуация не изменится. Мы этот вопрос ставим, есть определенное понимание в правительстве, но с Центробанком пока трудно – там достаточно консервативно к этому подходят. Они говорят: «Show me the money», - а показать money, т.е. обосновать перспективы финансовой емкости рынков креативных индустрий и интеллектуальной собственности по состоянию на сегодня, мы пока не можем.

Илья Кретов

О том, как развивается рынок онлайн-продаж в России, ведущий дискуссии Игорь Намаконов предложил рассказать генеральному директору на глобальных развивающихся рынках компании eBay Илье Кретову.

- Компания eBay в России работает на развитие розничного онлайн-экспорта - это поштучная продажа товаров за границу. Рост рынка - сумасшедший: за последний год весь онлайн-экспорт вырос на 42%, а сам eBay вырос более чем на 50%. – сообщил Илья Кретов. - Категорией номер один на рынке e-commerce (продажи онлайн), была и остается fashion-индустрия, внутри которой есть подкатегории, которые растут по 200-300 процентов в год. И пандемия дала развитию онлайн-продаж очень хороший толчок.

Увы, российская fashion-индустрия практически не использует инструментарий, который дает e-commerce для выхода на глобальные рынки. Причем, когда я говорю даже с крупнейшими производителями одежды, вижу, что они не очень понимают, как выглядят глобальные маркетплейсы, как туда выходить, как быть там успешными. Случаев достойного выхода российских fashion-дизайнеров на eBay просто не было. Сначала я очень расстраивался, а сейчас прекрасно понимаю, почему: разрыв в подходах между торговлей с подиума и e-commerce - громадный. Да, у нас много операционки, да, здесь нужны классная визуализация, красивое описание, понятный продающий каталог, надо выстроить систему отправки и так далее.

Приведу и обратный пример. На eBay один из крупных экспортеров из России - парни, которые формально относятся к категории “автозапчасти”. Они делают пластиковые обвесы для автомобилей, превращая их, как в программе «Тачка на прокачку», в нечто неузнаваемое. Так вот у них основной бизнес, на самом деле, - дизайн и 3D-визуализация того, что они делают. Поэтому, когда смотришь на их предложение даже на листинге на площадке, думаешь: «Oh, my God! Я хочу себе такую!» Они продают картинку, по сути дела. И когда это уезжает в США, в Дубай или в Катар, где людям очень нравятся такие вещи, блоги разрываются от комментариев: «О, я тоже хочу такой русский обвес для своей тачки!»

Михаил Кожевников

О том, как деятельность компании меняется под влиянием роста креативных индустрий, и что она может предложить их представителям в сфере образования уже сейчас, ведущий спросил президента группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова.

- Работая со школьниками, мы думаем о том, чему, как и зачем их учить с прицелом на то, что с ними будет через 10-20 лет, - рассказал Михаил Кожевников. - У нас сейчас в возрасте 21-28 лет не так много людей в силу того, что был демографический спад, но через 10 лет у нас будет в этом возрасте людей на 6,5-7 млн больше, а рабочих мест, которых съест искусственный интеллект, будет на 1,5-2 млн меньше. И эти миллионы людей должны будут чем-то заниматься. Значит, детям в школе нужно рассказывать, что такое креативные индустрии, показывать имеющиеся в них возможности, что подчас нужны лишь мозги, руки и гаджет - и можно войти в индустрию, можно себя там попробовать.

Сейчас мы с ВЭБ.рф и Сбером участвуем в большой государственной программе по строительству новых школ, в которых будем делать большое количество площадок для развития креативных индустрий - пока в рамках дополнительного образования. И сейчас на фоне изменения содержания образовательных стандартов будем работать с учителями и потихонечку менять основную программу с упором на формирование тех навыков, которые необходимы для развития творческого потенциала и мотивации детей двигаться в креативные индустрии. Тогда через 10-15 лет у нас появится поколение ребят, для которых естественным будет не искать рабочее место, а создать его своими мозгами, своим трудом.

Комментируя выступление Михаила Кожевникова, Александр Аузан призвал учитывать опыт коллег и поторопиться с «пробиванием» новых образовательных стандартов. Не далее как вчера, сказал он, был подписан стандарт по финансовой грамотности – а договоренность об этом с министром была достигнута 6 лет назад. “Темп изменения стандарта - это три министра” (столько их сменилось за эти годы – прим. IM), поэтому начинать надо срочно.

Дмитрий Михайлов

О том, что Россия может представить на выставке Expo 2020 Dubai с точки зрения креативных индустрий, Игорь Намаконов спросил генерального директора АНО «Национальный выставочный оператор» Дмитрия Михайлова.

- Тематика павильона - это творческий разум. Россия стремится немного сместить акцент с технологий на человека: его интеллектуальный потенциал является источником всего того, чем мы пользуемся, без творческого разума человека никакие технологии существовать не могут, - пояснил Дмитрий Михайлов. - Россию мы представим как мировой интеллектуальный креативный центр, который экспортирует идеи. Конечно, от России ждут качественную культурную программу, и наша задача - показать не только традиционную культуру, искусство, но и современный пласт творческих индустрий. Отдельно большое внимание будет уделено креативной экономике.

Кстати, талисман павильона - Фиксик, тоже продукт нашей креативной индустрии. Премьера мультфильма прошла в Дубае в этом году с большим успехом, так что продвигать российский креатив мы будем всеми возможными способами.

Андрей Кричевский попросил выступающего уточнить, будет ли представлена на Expo такая российская креативная индустрия как прикладная наука.

- Мы сейчас ведем обсуждение с представителями научного сообщества, как представить достижения России в области изучения человеческого мозга, - ответил Дмитрий Михайлов. - Возможности мозга, форма человеческого разума будет основной темой экспозиции нашего павильона на третьем этаже. Так что на достижения России в области нейрофизиологии акцент тоже будет сделан.

Об опыте и особенностях развития креативных индустрий в Казахстане рассказал главный экономист международного финансового центра «Астана» Бауржан Бектемиров. Развитию креативной экономики в стране, по его мнению, способствует создание независимых юрисдикций, работающих по принципам общего и прецедентного английского права. Создан институт интеллектуальной собственности, экспертами в котором являются британские специалисты по авторским правам.

Подвести итоги дискуссии и рассказать о том, какие положения, касающиеся развития креативных индустрий, нужно документально закрепить и транслировать государству и обществу, Игорь Намаконов попросил Александра Аузана.

- То, что сейчас все вокруг говорят про креативные индустрии - это хайп, мода. Да, ими нужно заниматься. Но если мы хотим заниматься не шумом, а делом, надо договориться, что мы понимаем под креативными индустриями, - заявил Александр Аузан. - Я не хочу сказать, что мы должны точно установить, что есть креативные индустрии. Это невозможно, у нас всё равно будут позиции, по которым наши мнения разойдутся. Но нам надо решить, что под креативной индустрией мы понимаем это и это, желательно с простыми способами коррекции. Из предложенных вариантов определения мне нравится такой: если нематериальный актив составляет больше половины - значит, это креативная индустрия. После чего надо сесть с Центробанком (а это очень непросто), с Минкультуры, Минобрнауки (а это еще труднее), с Налоговой службой и договориться о статусе креативных индустрий. И как только мы договоримся, что повар или анимационщик – такие же представители креативной индустрии, как и айтишник, давайте распространять на них те же налоговые нормы, тот же учёт, какие применяются для IT-индустрии.

Нам надо поспешить пойти по этому пути, поскольку острота конкуренции за человеческий капитал сейчас будет возрастать по экспоненте из-за того, что значительная часть границ заблокирована, а мозги мобильны. Если мы не дадим нашим людям возможность легализоваться и реализоваться здесь, то мы как страна и дальше будем платить за то, что мы как люди сделали для какой-то другой страны. Владимир Зворыкин придумал телевидение. Вы знаете, сколько телевизор дал как экономический результат по миру? 20 годовых ВВП нынешней Российской Федерации. Жорес Алфёров придумал гетероструктуру, без которой телекоммуникационная революция была бы невозможна. Что-то мне кажется, не мы стрижем эту ренту, а кто-то другой. Поэтому надо поторопиться, гонка креативных решений уже началась.

Новости партнеров

β 16+