Швейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистами

Популяризацию науки обсудили на ПМЭФ на примерах «Теории большого взрыва» и «Арктического лиса»

10.06.2021 23:21 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Антон Новодережкин/ТАСС

Сессия «Популяризация науки – дело креативных индустрий или молодых учёных?» прошла 5 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

Модератор дискуссии – директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова (на фото) – уточнила задачу: попытаться определить, какие шаги необходимо предпринять для популяризации научной деятельности.

К сожалению, креативные индустрии и научную деятельность часто разделяют. На самом деле, в современном мире это чистый синтез, потому что невозможно себе представить развитие технологий без их популяризации. Живя в мире, где должна быть коллаборация всех друг с другом, мы вынуждены задавать такие вопросы: «Продвижение научной сферы и создание трендов – это дело рук самих учёных? Они должны сами овладеть креативными навыками и разобраться в диджитализации, или это невозможно сделать без креативного сектора, без журналистов, без СМИ и продюсеров? Должен ли это быть заказ системы? Что мы как креативная отрасль можем сделать полезного?»

Сергей Люлин

Заместитель президента Российской академии наук, представитель Министерства науки и высшего образования в Санкт-Петербурге Сергей Люлин остановился на финансовых и технических проблемах науки в России.

Когда я работал в Министерстве науки и высшего образования, я показывал свою презентацию министру Валерию Николаевичу Фалькову, она называлась «Продуктивная научная среда». Там описывалось много компонентов. С одной стороны, должна быть хорошая и интересная наука. Она должна поддерживаться хорошей научной инфраструктурой, у учёных должны быть приборы, сделанные на солидной технической базе. Если мы на коленке начнём собирать приборы, то мы получим квантовый компьютер, собранный из счётов. Сейчас финансирование науки увеличивается, мы все это чувствуем и видим. С другой стороны, мы все знаем, в каком месте находимся по финансированию науки в стране и по доле ВВП. Конечно, мы ощущаем, что денег маловато - их получают не все, и, может быть, это даже правильно, потому что их получают лучшие.

Но что с этим делать? Как представлять науку? Творческая визуализация тоже очень важна. Сотрудничество креативных индустрий и научного сообщества – это ключевой фактор.Отвечая на вопрос Марины Абрамовой о предложениях со стороны научного сообщества, Сергей Люлин привёл в пример некоторые уже действующие и ещё находящиеся в разработке проекты по популяризации науки.

Мы взяли и открыли двери в «Ночь музеев», назвали это «Метаморфозы науки». Получился честный разговор, к нам пришло 3 тыс. человек за ночь, а на следующий год – уже 5 тыс. Про учёных и науку говорят разное. Если человек смотрит ТВ, не думая, он может с ума сойти. То учёные бедные, то богатые, то на них держится вся экономика, то они шпионы – и никто не знает, где правда. В итоге молодой учёный не очень хорошо понимает, как к нему относится общество. У нас после каждого рассказа в рамках экскурсии в «Ночь музеев» были овации до полшестого утра. На этом драйве молодежь потом работала несколько лет, у неё просто глаза горели.

В научных институтах есть пустующие помещения., и мы в июле будем проводить сессии по контентному наполнению этого пространства. Это сотрудничество хорошего образования, хорошей науки и креативных индустрий, популяризация художественных методов.

Никита Марченков

О том, как сейчас меняется статус учёного на федеральном уровне, рассказал исполняющий обязанности руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков.

Очень важно сейчас формировать облик человечества завтрашнего дня, пропагандировать те разработки, которые на самом деле делают учёные. 2021 год в России – Год науки и технологии. Само профессиональное сообщество – это лишь часть людей, на которых ориентированы мероприятия этого года. Значительная часть аудитории – это будущие учёные, то есть дети, студенты, школьники, их родители и общество в целом. В целом увеличивается доля людей, которые хотели бы, чтобы их дети пошли в науку. Вчера на ПМЭФ помощник Президента РФ Андрей Фурсенко говорил, что сегодня эта доля увеличилась с 30% до 60 Важно и то, что перезапускается платформа общества «Знание». Его марафон «Новое знание» уже набрал более 70 миллионов просмотров. Вчера вручали премии тем, чьи лекции набрали более миллиона просмотров. Потребность в этом есть, людям это интересно. Конечно, надо продолжать наращивать усилия на ТВ и в других СМИ. На телевидении Минобрнауки будет запускать реалити-шоу. Выбрали канал, который смотрят домохозяйки. Почему? В 80% случаев карьеру ребёнка выбирает его мама.

Наш Координационный совет по делам молодежи при президенте РФ в этом году запустил также крупную акцию «На острие науки». Её основная цель – рассказывать молодым людям о самых интересных, прорывных исследованиях и, самое главное, – показать, что они будут нужны и востребованы в науке. В рамках этой акции молодые учёные читают лекции онлайн и офлайн, посещают школы, общаются с учениками. А по поводу 70 тыс. наших учёных в год, уезжающих за границу, могу сказать, что эти цифры надо приводить вместе с теми, которые показывают, сколько возвращается назад. На мой взгляд, сейчас движение учёных сбалансировано в обе стороны. Многие возвращаются в Россию благодаря тем инструментам, которыми государство их привлекает  например, системой президентских грантов. Так что у нас есть все условия для того, чтобы развивать науку и показывать результаты. Важно встречное движение учёных и креативных индустрий.

По просьбе модератора Никита Марченков назвал наиболее важные события в российской науке, на которые, по его мнению, можно было бы опираться в процессе её популяризации.

– Одно из них– запуск третьей вакцины от коронавируса. Из тех, что меньше на слуху, – запуск телескопа «Байкал», позволяющего исследовать космическое излучение, и токамак в Курчатовском институте. Токамак – это аналог Солнца на Земле: наши учёные научились генерировать в лабораторных условиях процессы, происходящие на Солнце. Это открывает гигантские перспективы в энергетике. Вошедшее в мировую науку слово «токамак» имеет советское происхождение, оно образовано от сокращения названия «тороидальная камера с магнитными катушками». О подобных научных событиях просто необходимо рассказывать, причем простым языком.

Юлия Голубева

Оценить возможность создания высокорейтингового контента о крупнейших событиях в науке было предложено заместителю генерального директора «Газпром-медиа Холдинг» Юлии Голубевой.

– Знаете, кто сегодня самые известные физики-теоретики? Это Стивен Хокинг и Шелдон Купер. Один – реальный учёный, автор большого количества книг, второй – герой сериала «Теория Большого взрыва». Сериал целых 12 лет приковывал внимание аудитории. Параллельно зрители в сотни раз повышали показатели поисковых запросов про ту же теорию Большого взрыва, теории струн, эффекта Доплера. Этот сериал называют ключевым фактором повышения интереса абитуриентов к физике при поступлении. По данным The Guardian, с момента выхода сериала в 2007 году количество заявок британских абитуриентов на физические факультеты выросло на 17%. В Штатах число изучающих физику также стабильно растёт на протяжении всех этих лет.

Мы видим, что, когда авторам удаётся воплотить на экране качественные образы героев, это может быть очень классным решением по повышению престижа той или иной профессии и, как следствие, – по привлечению талантливой молодежи в эту сферу. Сегодня холдинг «Газпром-медиа» способствует популяризации науки методами, которые некоторым могут показаться «олдскульными», но они всё ещё эффективны. Прежде всего, это создание передач на научную тематику. Могу привести в пример программу «Чудо техники» Сергея Малоземова на телеканале НТВ, проект телеканала «Пятница» «Умный дом» с Александром Пушным. Кроме того, мы сейчас развиваем нацпроект «Наука».

Тревожные данные социологов говорят о том, что сегодня большинство респондентов затрудняются назвать имя хотя бы одного из ныне живущих российских учёных мирового уровня. Очень важно использовать инфоповоды, которые генерирует научное сообщество, и правильно подавать их с точки зрения маркетинга, формировать образ науки - интересной, конкурентоспособной и привлекательной. Процесс популяризации – многогранный, он требует тонкой настройки. Важно чётко сформулировать, чего мы хотим. Например, создать такой образ учёного, чтобы он был не менее привлекательным, чем собирательный образ тиктокера или кинозвезды. С другой стороны, грань между популяризацией и примитивизацией науки – очень тонкая, и на ней надо балансировать осторожно, аккуратно и профессионально, чтобы не допустить распространения лженауки. Любым делом должны заниматься профессионалы, и эффективная коммуникация с широкой аудиторией без экспертизы, опыта и ресурса органов государственной власти, медиахолдингов и интернет-гигантов, невозможна.

Модератор Марина Абрамова отметила, что на популяризацию образа Илона Маска работают три продюсерские компании, а СМИ за рубежом получают квоту (3%, 5% и т.д.) на поддержку интеллектуального продукта, и вне зависимости от рейтинга они поддерживают топ-5 научных прорывов. «Если бы у нас была поставлена такая задача на уровне государства, может, это и дало бы результаты»

Александр Соколов

Своим мнением по поводу популяризации науки поделился старший научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Александр Соколов.

– Я хотел бы начать выступление с критики учёного сообщества. Многие хотят побольше денег и чтобы их оставили в покое, но я уверен, что хотя бы час в день необходимо уделять популяризации. Молодые ученые всё умеют, всё знают, ориентируются в инстаграме, тиктоке и так далее. Им надо только чуть-чуть подсказать, куда двигаться. Второй момент  не надо стесняться учёных. Например, губернатор ЯНАО Дмитрий Артухов запросто приезжает к нам и репостит наши новости у себя в инстаграме, а у него 100 000 подписчиков!

Теперь про наш проект «Арктический лис». Песец – это символ Арктического совета (международная организация, призванная содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов – прим.ред).И сейчас происходят феноменальные вещи: впервые в истории мы ведём спутниковое слежение за одним из этих животных. Люди с утра просыпаются и смотрят в инстаграме, куда убежал песец. Недавно мы обнаружили на Ямале крупнейшее лежбище моржей – краснокнижных, атлантических. Губернатор через 2 дня организовал экспедицию к моржам, и сейчас мы ведём переговоры о трёхлетнем комплексном проекте. Плюс к этому за три дня 200 000 просмотров набрал наш ролик о моржах. .. Но, будем откровенны, большая часть наших научных сайтов – скука смертная. Заходить туда не хочется. Последние года три что-то уже меняется, ещё несколько лет – и всё будет хорошо.

Игорь Намаконов

Отсутствие творческих талантов у многих научных специалистов отметил и генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов.

Количество ютуб-каналов на научные темы («Постнаука», «Физика Побединского», «Овердрайвер») огромно, и они имеют внушительную аудиторию. Но нам не хватает стремления друг к другу на уровне профессиональных сред, а ведь это – одно поле, и наука с креативными индустриями друг без друга выглядят довольно странно. Движение навстречу нам необходимо, и со своей стороны мы готовы его организовать. В частности, мы провели исследование «100 Most Creative Russians», которое выявило лидеров креативных индустрий. Там огромное количество людей, которых можно привлекать к дискуссиям с научными сообществами и таким образом создавать условия для реализации совместных проектов. Первое, что нам надо сделать – это встретиться, и мы эту встречу готовы организовать.

Марина Абрамова напомнила собравшимся, что с 8 по 11 июля в Москве пройдет «Российская креативная неделя», которая могла бы стать площадкой для таких встреч. Продолживший беседу генеральный директор Центра развития культурных инициатив Сергей Першин сообщил, что в рамках арт-кластера «Таврида» начато строительство Института креативных индустрий, который в 2023 году может стать идеальным пространством для коммуникации.

Андрей Кричевский

О перспективах популяризации науки как одной из креативных индустрий рассказал председатель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.

– Сейчас мы переживаем период, когда социальные системы становятся социально-техническими, прежде всего из-за цифровизации. Резко возросла значимость креативных индустрий, они проникают во все сферы нашей жизни, однако наука продолжает жить сама по себе – в «башне из слоновой кости». При этом очевидно, что прикладная наука – одна из креативных индустрий, и она точно не сможет быть востребованной обществом, если не будет играть по тем же правилам, что и вся креативная экономика. Если же говорить о фундаментальной науке, то ее логика несколько иная – она должна отвечать на большие вызовы, создавать новые пространства роста, изучать и предсказывать развитие социально-технических систем.

Денис Секиринский

Итоги обсуждения заявленной темы подвёл заместитель начальника Управления президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский.

– Сформулирую три тезиса. Первое: бинарность креативных индустрий и науки, которая фигурирует сегодня в нашей теме, довольно искусственна, симбиоз должен быть всегда. На рубеже XVIII-XIX веков наукой занимались чуть более 1 тыс. человек по всему миру, а сегодня это больше 8,5 млн человек. Произошла массовизация науки.

Второй тезис: важен собственный пример. Важно показать молодым людям, которые хотят сегодня заниматься наукой, что их ждёт. А учёный сегодня имеет достойное положение в обществе.

Третий тезис: важны реально масштабные задачи. Покорение космоса – это пик интереса к науке, который приходился на 60-е годы прошлого века. Тогда увеличение количества научных сотрудников шло по экспоненте. Есть ли сегодня такие задачи? Безусловно, да! У нас есть «Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года», к которой мы, научные бюрократы, периодически обращаемся. У нас есть такие вызовы и в медицине, и в энергетике. Они не уступают ни космическому, ни атомному проектам. Ответы на них могут быть только нетривиальными, а они возможны при сочетании научных методов и творческого подхода креативных индустрий.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Теги: наука, репортаж, Петербургский экономический форум

Умер оперный певец Василий Ковальчук

Большой театр Беларуси

Советский и белорусский оперный певец, народный артист Беларуси Василий Ковальчук ушёл из жизни 12 мая 2024 года.

- Ушел из жизни народный артист Ковальчук. В январе ему исполнилось 80 лет. Коллектив Большого театра Беларуси безмерно скорбит в связи со смертью ведущего солиста Белорусской оперы и выражает искренние соболезнования родным, близким, коллегам Василия Васильевича, - сказано в некрологе, опубликованном на сайте театра.

Василий Ковальчук - выпускник Львовской государственной консерватории. С 1977-го - солист Львовского государственного театра оперы и балета, с 1989-го - солист Большого театра Беларуси. В репертуаре артиста были басовые партии Рыгора в «Дикой охоте короля Стаха», Абемелеха в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Тимура в «Турандот» Пуччини, Даланда в «Летучем голландце» Вагнера, Мороза в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Рамфиса в «Аиде» Верди, Фигаро в «Свадьбе Фигаро», Лепорелло в «Дон Жуане» Моцарта и др.

Фото: Большой театр Беларуси
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Актриса Марина Щекина умерла на 58-м году жизни

Амурский областной театр драмы

Актриса Марина Щекина скончалась в больнице в Благовещенске в ночь на 12 мая 2024 года в возрасте 57 лет. Заслуженная артистка Амурской области находилась на лечении после того, как ее госпитализировали со сцены областного театра драмы. Щекиной стало плохо 21 апреля во время антракта спектакля «Ханума», где она играла главную роль. Спектакль не был доигран, артистку увезли в больницу. Через несколько дней она вышла на связь, поблагодарила зрителей за поддержку и обещала вскоре вернуться на сцену.

Причины смерти актрисы пока не сообщаются.

Марина Григорьевна Щекина родилась 1 июля 1966 года. Окончила отделение народных инструментов Благовещенского музыкального училища и Дальневосточный государственный институт искусств во Владивостоке. На сцене Амурского областного театра драмы она играла с октября 1993 года.

Источник: Амурская правда Фото: Амурский областной театр драмы
Теги: смерть

Дмитрий Бикбаев насытил личными переживаниями постановку «Я люблю тебя, папа»

09.05.2024 11:07 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой проекта

Спектакль и короткометражный фильм «Я люблю тебя, папа» будут показаны в Новом Манеже 15 мая 2024 года. Постановка основана на автобиографическом рассказе «Случайность... Случайность?» Вячеслава Бавидова, объединяя сразу два вида искусства: кино и театр. Они переплетены между собой драматическим действием и разделяют в восприятии зрителей мир прошлого, в котором близкие находятся вместе, и мир настоящего, в котором необходимо заново научиться жить без родного человека рядом. Режиссёром спектакля выступает Дмитрий Бикбаев, кинорежиссером — Олег Санько.

Дата для премьеры проекта выбрана неслучайно: 15 мая — Международный день семьи. К тому же 2024 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом семьи и направлен на сохранение традиционных семейных ценностей. Ключевой темой проекта «Я люблю тебя, папа» стала незримая, вне времени и пространства, связь между разными поколениями одной семьи. Внезапная потеря отца накануне семейного праздника позволяет каждому из героев прочувствовать ценность общения с близкими и собраться вместе, чтобы помочь друг другу преодолеть общее испытание. Любовь к отцу – и любовь отца – побеждает печаль и позволяет вместе начать новый этап жизни.

- Для меня это глубоко личная история, — признается режиссер Дмитрий Бикбаев. — Я долго читал рассказ «Случайность... Случайность?»: каждая страница давалась непросто, заставляла заново проживать период, связанный с уходом отца из жизни. И всё же цель нашего спектакля «Я люблю тебя, папа» – подтолкнуть зрителя к осознанию ценности общения внутри своей семьи. Нужно радоваться каждой возможности быть рядом. И, конечно, беречь родителей, брать на себя ответственность за старших близких.

В спектакле принимает участие признанный фольклорный ансамбль «Комонь», исполняющий народную музыку в современной интерпретации. Основываясь на принципах саунд-драмы, наряду с драматическими артистами, вокалисты являются неотъемлемой частью сценического повествования, отображая мистический мир, сопровождающий персонажей в ходе действия. Проект проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

«ИнтерМедиа» напоминает, что Дмитрий Бикбаев стал новым героем проекта «Фабрика звезд с Яной Чуриковой», представленном в сети 15 февраля 2024 года. В интервью Яне Чуриковой артист рассказал о том, как ему удалось «вырваться без последствий» из группы «БиС». Для этого ему пришлось украсть и сжечь контракт с продюсером «БиС» Константином Меладзе.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: Дмитрий Бикбаев, анонс спектакля
β 16+